Попробую ответить на части вопроса
(возможно, мой личный опыт будет полезен)
Сейчас живу и работаю (своя студия - в Январе открылась 3 по счету реинкорнация) в Питере.
13 лет назад прошел несколько курсов у "старых" фотографов...
естественно пленка (цвет и чб.), дальше как положено узкий и средний формат.
Несмотря, на всю допотопность знаний, полученных у мэтров
- иногда согласных работать только при виде пива
)
Оба преподавателя были пожилыми людьми (65-70 лет) и учение видели в просмотре моих
принтов. Неудачи листались молча, избранные снимки мне давали напечатать
(с их помощью и на их увеличителях - цвет считался попсой и "открытками"),
бонусом были истории из прошлой жизни...
Больше всего тогда на меня повлиял 1 годичный курс "Композиция в картинной плоскости"
Пройденный, в Питерской Академии Художеств (благодаря брату художнику)!
Уже через пол года, начал печататься в местных "глянцевых" журналах.
Качество собственных работ, на тот период (как и уровень оплаты - 350 руб. снимок в номер,
обложка 800-1500 руб...) - оцениваю ниже плинтуса! Причем коллеги по цеху были все одного уровня. И учились на ходу друг у друга.
За следующие пол года, меня стали постоянно приглашать и печатать, но принципиально
ничего не изменилось, и выжить можно было, только совмещая фото с другой работой.
Те кто отрекся от всего кроме фото, на моих глазах ушли в "садисты" (дет. сады, школы, вузы),
со временем перестали развиваться, озлобились на весь мир и быстро устали от всего...
На тот момент нескольким увлеченным фотографам удалось организовать настоящий фотоклуб
(20-30 постоянных участников ) - это дало мне возможность общаться-учиться и мониторить
фото-жизни, таких же как и я.
Итак, через год меня еще больше убивало НЕПОНИМАНИЕ того, как?!!! возможно снять то,
что мне нравилось из увиденного в работах классиков (Картье-Брессон, Араки, Сара Мунн, Хельмут Ньютон, Ричард Аведон )... Будучи совсем еще молодым я решил уехать учиться
и обнаружил 2 "доступных" для себя варианта ;
1. частная школа в Москве (1 год обучения и цена в 12.000$ ! ) естественно ТАКИХ денег у
меня не было и после экскурсии по аудиториям (все было достойно, а в классе сидели в основном Японцы, Американцы и Финны...) заметив мою потерянность... преподаватель философски заметил, что весь цивилизованный мир вкладывается в собственное образование и никто
не пытается его "отбить" - особенно у нас в стране!
2. филиал Американской Академии Фотографии в Израиле "Hadassah College Jerusalem"
курс назывался (в переводе
"Аналоговая и цифровая фотография, мультимедиа"
Через родственников мне передали проспекты, и выходило что обучение 2 года
- стоимостью по 6.000$ в год (пятидневка с 9 до 18.оо ! )
... постараюсь короче
я прошел с работами конкурс на поступление, НО меня согласились
принять на будущий год, при наличии визы или гражданства, диплома о разговорном уровне
языка - для присутствия на лекциях всех преподавателей (Иврит и Английский - курс на пол года...), взноса за 1-вые 3 месяца и набора "первокурсника" - это тушки с оптикой на 35мм,
средний формат, флэшметр и куча мелочей... (по их подсчетам на 5-6 т. $)
За год я получил второе гражданство, закончил языковые курсы, и на оставшиеся от аренды комнаты в Иерусалиме деньги, привез из Питера комплект для учебы
- К 1000 , Z1P c оптикой и 2 Kиев 6С c Вегой и Волной (на Пентакс 67 или Хассель все равно денег не было
. Как участник местного (в Иерусалиме) фото-клуба получил возможность выставляться (впервые мне не предъявили счет за "аренду стен" как дома в Питере ) и появилось несколько наград и дипломов.
ЧАСТЬ 2 или "В чем разница"...
1. Подход к обучению и школа.
- На группу в 30 чел (через 3 месяца остались (выдержали) 20 ) - 3! ведущих преподавателя
двое мужчин и женщина. Каждый мог выбрать личного руководителя "по душе". Техника и стиль съемки у преподов были разные, у каждого был "свой конек". Мы не отходили от них в студии, на лекциях, вместе ели, обсуждали фильмы и путешествовали...
2. Первые пол года, работа ТОЛЬКО на средний формат! Свет, композиция, печать.
Еженедельно 10-15 пленок, своя проявка, печать (это отдельная тема...) и зачет с разбором полетов.
3. Фототехника и оптика - личное дело каждого, и кроме самих работ, редко кто-то интересовался "чем снято" - главное "КАК" и "О ЧЕМ"... Правда в моем случае (я был единственным фотографом из России за 5 лет) когда окружающие впервые видели процесс
извлечения Киева... они не на шутку пугались и начинали прислушиваться - вдруг донесется
тиканье механизма и саперы не успеют
К концу года я получил допуск на склад, где под расписку можно было взять на сутки
любой набор от Никон или Хассельблад. Первым я не соблазнился, а со второго не слезал
4. Техника съемки существенно отличается постоянным использованием 2х систем замеров
освещения - отраженным светом и замер падающего. Все работали ТОЛЬКО флэшметром с
насадкой для замера точкой и матовым куполом... Встроенным в камеры (любые) экспонометром
не пользовались также, как и сюжетными программами в зеркалках.
Без "серой" карты, использования шкалы оттенков серого (для экспокоррекции) и флэшметра
любая съемка (с любым светом) - не комильфо!
5. Со временем появились отдельные мастера по Фотошопу (Итальянец) и репортер - папарацци
(Американец). Каждый из них изучал углубленно только свою тему и преподавал.
Чудом мою дипломную серию натюрмортов (за 1ый курс) отметили преподаватели и директор
(сам увлеченный любитель фотографии и спонсор всего заведения) и министерство образования
присудило мне персональный "гранд" выкупив отпечатки с негативами (и правами ) - денег в руки не дали, но оплатили следующие пол года учебы.
Подозреваю, что в этом есть и заслуга конструкторов камеры Киев 6С - не жалуясь вслух
по мне было видно, что я один из тех, кто нуждается в помощи...
6. На втором курсе добавили цвет с ручной печатью (негатив и слайд), большой формат и
в зачет принимались целые серии и инсталяции. Например, один из согрупников соорудил
будку с подобием перископа и наушниками, в итоге вы под музыку в стерео окулярах
листали его портфолио. В конце второго года я дипломировался и получил бакалавра.
Перед возвращением домой в Россию, я поработал в Канаде (почти пол года) помощником у 2х
фотографов - естественно почти бесплатно. 1 месяц стажировался в Турине и Милане на тему "Фэшн" - гонораром были пару пиджаков и джинсы
Должен сказать, что далеко не все увиденное за границей приводило в восторг!
Часто, увиденные фотоснимки, вызывали (внутри меня
недоумение…
И за это время ситуация с фотографией в России изменилась существенно!
Например, сегодня мне бы не пришло в голову, ехать учиться за границей, и
постоянно открываю для себя работы самобытных - талантливых авторов.
(хотя я не жалею о нажитом опыте )
Сейчас прошло уже около 10 лет, как вернулся и с новым портфолио снова
стал работать фотографом (и считать себя профессионалом). 6 лет назад начал преподавать
(программу писал с нуля – по своему) и появились собственные ученики .
По моему (читать имхо ), профессионального фотографа отличает:
1. База необходимых в работе знаний и наличие опыта работы ( включая портфолио)
- именно в том направлении, за которое он готов взяться.
2. Гарантия (как уже упоминали - ответственность) максимального кпд (рубль/час ),
благодаря интенсивности работы над заказами (частота и повторяемость результата).
Как и в спринте у нас многие способны финишировать, но решают секунды !
+ собственная зависимость профессионального фотографа в положительном отзыве!
(любитель может позволить себе промахи, часто списывая их на обстоятельства… )
3 - Необходимость повышать квалификацию, как и в любой сфере
услуг - семинары, мастер-классы, проф. Литература, постоянный мониторинг рынка.
Ps. В следующем сообщении могу описать примерную «окупаемость» и специфику
разного вида фото-услуг (на примере ситуации в Петербурге)