Письмо фото-любителю
#1
Отправлено 05 July 2008 - 23:37
Письмо фото-любителю
Дорогой товарищ! Я получил и ваши снимки, и приложенное к ним письмо, и не отвечал умышленно. Но раз вы настаиваете, я решаюсь сказать свое мнение совсем прямо; тем хуже, если моя прямота вас несколько заденет, вашу уверенность в блестящем владении фотографическим искусством.
Зачем вы посылаете мне вдвойне плохие фотографии — и по композиции, и по технике, — и зачем вы их сопровождаете любезной запиской, в которой говорите, что „это — простые любительские фото" и что вы их сделали только для своего развлечения?
Конечно, каждый может иметь только смутные представления о фотографии, но существует немало книг, по которым можно получить без всякого труда минимум необходимых знании, и, кроме того, журналы, посвященные фотографии, дадут вам все разъяснения, которые вы у них попросите.
Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство? Отчего, вместо того, чтобы слушать все „советы" друзей, таких же неопытных, как и вы, и последовательно пробовать всевозможные растворы и все пластинки, которые вам кто-нибудь похвалил, вы не выбрали себе какой-нибудь один сорт проявителя и одну марку пластинок и не остановились на них?
Конечно, экспериментальный метод имеет свои преимущества, но им следует пользоваться, руководствуясь логикой, а, не минутным вдохновением. Но еще больше я Готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то „забаве", и за ваше отношение к слову „любитель".
„Любители", подобные вам, унизили это слово и придали ему его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы.
Любитель фотографии—это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, черт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин „любительское фото" должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала.
Если профессиональный фотограф, который должен существовать на работу своего объектива, старается ради экономии по возможности продлить свой проявитель, если он покупает более дешевые пластинки и старается автоматически делать свои бромистые отпечатки—это еще не беда. Он должен бороться с конкуренцией, у него большие расходы, и, что бы ни говорили, все увеличивающееся число „любителей" со всеми современными моделями фото-камер в руках отнимает у него немало клиентов; многие пришли бы к нему сняться, если бы не удовлетворились снимком, сделанным каким-нибудь другом, увлеченным фотографией.
По отношению к такому профессиональному фотографу я бы от всего сердца нашел прощение, если бы он мне принес снимки, подобные вашим, и сказал бы: „Это — просто фотографии профессионала", так как он мог бы сослаться на тысячу разных вещей, которые для него являются оправданием, а для вас были бы только отягчением вины.
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или испробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача—вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть. Но для этого еще нужно, чтобы любитель согласился приобрести достаточные сведения в оптике и в химии, чтобы не быть парализованным на первых же шагах, чтобы у него были некоторые эстетические познания, чтобы он не считал все свои снимки совершенством, не слушал бы критику завистливых или невежественных людей и не считал бы возможным оправдывать понятием „любительство" всяческое незнание и лень.
Дорогой товарищ, вы — не „любитель", если вы .забавляетесь", делая снимки. Но в тот день, когда вы мне пришлете снимок, с умением сделанный, хорошо отпечатанный на бумаге, на интересную тему, отлично выявляющий сюжет, с хорошим колоритом и гармонической композицией, одним словом, создание значительное и безупречное, в этот день — это я вам обещаю — я отвечу тотчас же, и моими первыми словами будут; „Я, наконец, получил ваше любительское фото".
О. Б—н
«Советское Фото», номер 5 за 1926 год
Как на меня, очень и очень серьёзная вещь, заставляющая с совершенно неожиданной стороны посмотреть на употребелние терминов "любитель" и "профессионал". У нас сегодня термины "любитель" и "ламер" стали адекватными, но ведь, по сути, автор бесконечно прав - "фотолюитель" должен быть адекватен скорее "одержимому фотографией".
И, по моему, статья не мнее (если не более) вктуальна сегодня, так же как и в том далёком 26-м. Особенно учитывая нашествие щёлктелей цыфрокадров.
#2
Отправлено 05 July 2008 - 23:54
Себя всегда называл Студентом( да и Балбес на видном месте написано ).
#4
Отправлено 07 July 2008 - 14:22
WerySmart (5.7.2008, 23:36) писал:
А раньше термины "любитель" и "дилетант" были эквивалентными
А так, есть Новичок и есть Мастер. И все равно, за деньги или ради удовольствия занимается он фотографией. И кому интересны объяснения, почему профессионал не качественно выполнил свою работу Если я снимал "Этюд маслом" на IstD и Bessу. ДД там очень высок. По идеи с цифры небо дожно быть никаким. Но мне все-таки удалось немного его вытащить. А профлабе с пленки небо получилось и вовсе белым. Хотя на негативе просматриваются перепады в яркости. Правда это была цифровая печать - пожалел денег на ручную.
#5
#6
#7
Отправлено 07 July 2008 - 15:07
SmartFox (7.7.2008, 15:02) писал:
Цитата из статьи:
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или испробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача—вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть
Помниться, я спорил как-то с одинм "проффи" (весьма востребованным, хватким и хорошо зарабатывающим) о резкости и рисунке объективов. На все мои аргументы у него был один ответ - "Клиент доволен? доволен. А чего ещё надо?"
PS Я знавал любителей, которые, став на путь зарабатывания фотографией, превращались в весьма успешных "проффи", но, при этом, теряли всякий интерес не только к фотографии как к искусству, но и к фотографии как таковой (вне круга необходимости для успешного бизнеса)
Сообщение отредактировал WerySmart: 07 July 2008 - 15:14
#8
Отправлено 07 July 2008 - 15:27
WerySmart (7.7.2008, 15:06) писал:
Это да. Но вместе с тем работы, пусть банальны, со штампами, должны отличаться предсказуемостью, профессионализмом, когда нет места красным глазам, заваленному горизонту и т.п. И жить по принципу "Пипл хавает" - это очень недальновидно ИМХО.
#9
Отправлено 07 July 2008 - 15:51
SmartFox (7.7.2008, 15:26) писал:
Дык ведь статья именно это и декларирует:
Любитель фотографии—это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, черт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин „любительское фото" должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала.
#10
Отправлено 07 July 2008 - 16:13
Хотя не много не ясно, что заставляет человек (творческую и яркую натуру) заниматься ну скажем ... несколько приниженным и низкооплачиваемым трудом, не в обиду этим профессиям, и создавать совершенно бесплатно шедевры. И почему, занявшись любимым делом профессионально, надо сразу же разочароваться в ней и постоянно хныкать на "палки в колесах". Может просто надо сменить место работы, а не профессию.
Другое дело, что есть пробелы в квалификации и 'предприимчивости' для данной профессии, и не удастся достичь в ней высот, какое бы место не занимал. Тогда надо менять профессию. Но слабо верю, что не достигнув нормального уровня на профессиональном поприще, бывший профи станет Любителем таким, каким его хочет видеть автор статьи.
Сообщение отредактировал SmartFox: 07 July 2008 - 16:14
#11
Отправлено 08 July 2008 - 11:55
SmartFox (7.7.2008, 17:12) писал:
- передать неповторимую красоту момента (места, явления, света, игру форм и т.д.)
- поймать эмоцию, передать индивидуальность человека
- передать собственное состояние
- насладиться рисунком объектива
- и.д.
Занимаясь фотографией профессионально, нужно выполнять заказную съемку. Причём снимать очень много, если не хотите умереть с голоду. И будет очень хорошо, если некоторые заказы позволят получить в качестве "бонуса" что-нибудь из вышеперечисленного. Только некоторые мастера с именем могут позволить себе снимать проекты "для души", которые потом м.б. найдут покупателя.
Эта проблема относится не только к фотографии, а и к любой деятельности. Еще в школе я услышал от инструктора по горному туризму фразу, которая меня тогда глубоко поразила (еще бы, на этапе-то выбора профессии): "Никогда не смешивай хобби и работу - потеряешь хобби". Потом многократно в этом убеждался.
#12
Отправлено 09 July 2008 - 12:45
Иструктор прав на 200 %
1) 100% Человек увлекся фотографией и пошел зарабатывать себе на жизнь фотографированием "одухотворенных портретов" ... на паспорт ИМХО после окончания рабочего дня он фотоаппарат и в руки не возьмет. Хобби погибло.
2) 100% Человек увлекся любимым делом и пошел работать на творческую работу. Все мысли его отданы ей. И после окончания рабочего дня он продолжает творить на любимом поприще. Хобби по-существу также исчезло.
Применить пункт 2 к фотографии мне сложно, поскольку проф.фотографом никогда не был и не планирую. Но для другой деятельности, скажем программирования, убедился на себе. Правда давно это было
З.Ы. И все-таки представить, что любитель танцев сможет внести что-то новое в танцевальную деятельность, да и просто победить на конкурсе профессионалов высокого уровня мне сложно.
Силы, тренировки, высупления и вложенные деньги на обучение с малых лет, это ... чего-нибудь да стоят. Фотография, наверно исключение
#13
Отправлено 16 July 2008 - 21:26
Цитата
Вот только непонятно, почему уважаемые соклубники бросились обсуждать разницу между любителем и профессионалом, но не обратили внимания на более глубокие вещи, для нашего клуба очень (к сожалению), акутальные:
"Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство?
...
Но еще больше я Готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то „забаве"
...
его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы."
#14
Отправлено 16 July 2008 - 22:20
А что с этим поделать? Не знаю . Сам такой - для меня много что Ново. Вот здесь мне как раз и объяснили что я и Студент и это ново Для меня.
Книжка? Мне кижка не идет, ну не пошла.. Интересней самому понять, зачем.. Здесь есть фото, открывающиеся в мнении людей, - это хорошая книжка.
#15
Отправлено 17 July 2008 - 21:20
Очень часто рождаются такие тексты, которые состоят из букв алфавита и стиандартных слов, собраных в правильные и идеологически верные предложения и постулаты, только никакого отношения к делу не имеющие (это не только этой статьи касается, а вообще...).
П.с. если автору этого эссе прислали бракованные снимки, то и писать надо об этом прямо, и редакция, призывая присылать им работы должна четко и жестко ставить критерии, а всякую фигню сходу в мусор (это правда хорошо, когда в стране 20-30 независимых изданий о фото, а если одно и изначально правильное??? вот и рождают "правильные" ответы , понятно, что скидка на возраст статьи, но ИМХО - она была неактуальна тогда, а сейчас и подавно).
#16
Отправлено 18 July 2008 - 10:36
Учитель, ну что с него мол взять, оттарабанил плановый урок и ушёл домой...
Очень удобная отговорка.
О фотографах-профессионалах. Зачем сваливать всё в одну кучу, брюзжать о нравах клиентов...да, любому, кто понимает в том деле, которым он занят, есть что рассказать о "дурных вкусах" клиентов и что, повеситься, опустить руки...снимать на работе, а хобби сделать гербарий...а ботанику заняться фото, чтобы не тошнило от гербария?
Я думаю, что как раз "пошлость вкусов" других, наоборот должна сподвигнуть сделать....выразить себя, сказать своё слово...но знаете, я думаю как раз обрыдло наступает у фотографа, конючившего о том, что он устал от фото, что нет места творчеству, именно от "немоты", а занятость хороший предлог, чтобы скрыть свою "немоту".
Здесь есть один интересный в психологическом плане момент.
Действительно, автором письма к фотолюбителю врено отмечено, что зачем присылать "дурные" снимки...здесь очень точно подмечено, что когда люди показывают свои фото (фактически олицетворяющие их уровень), то неприменно добавят "ну, это конечно не лучшие мои работы".
Тем самым, хотят дать понять собеседнику, что они могут больше и ждут, ОЧЕНЬ ждут, что собеседник скажет "да и эти вполне не плохи", что подтекстно звучит "ОООО!!!! представляю, какие у Вас фото, когда Вы "в ударе"...и вот этот фотолюбитель именно такой рецензии и ждал, чтобы с услаждение зачитывать письмо своим друзьям и близким.
Сообщение отредактировал Pentax911: 18 July 2008 - 10:38
#17
Отправлено 18 July 2008 - 15:43
несколько суждений:
1. Кто из нас писал письма в газеты и журналы и требовал ответа? Помню все читали выдержки из смешных писем в газету "Спид-Инфо", но ведь это исключительно креатифф редакции (удачный или нет - без разницы), сколько людей дозвонилось в прямой эфир телемоста? Так и здесь, статья от редакции на злобу дня, правильная, о необходимости самообразования и развития (пафос последних двух строк статьи из журнала убивает уровнем снобизма автора...), но все абсолютно верно
2. Один мой знакомый сказал: "Чтобы понять какая музыка хорошая - нужно слушать всю", т.е. как отобрать из 20 присланных шедевров самый шедевральный? почему Рубенс, Ван-Гог или Дали признанные мастера - а вот десятки тысяч других куда в истории задевались (да, висит пара картин в галлереях, так для демонстрации насколько великие художники опередили свое время). Так и без плохой фотографии не может быть хорошей, без брака не бывает качества и т.п.
Вот и все рассуждения, а статья, в которой правильные слова и вывод: пришлите мне безукоризненный с точки зрения техники и содержания снимок и я назову вас.... (любителем, мастером, фломастером ), опять советское отношение: "Дайте МНЕ..., а потом я ...", только не задается вообще-то нормальный вопрос, зачем любителю, который снимает на высоком уровне безукоризненные работы слать их в журнал? бесплатно? в трудовом порыве? не будучи профи и неимея возможности использовать это в жизни? Т.е. только для своего-же честолюбия, а для него, честолюбия, можно слать в фотожурнал все что угодно
#18
Отправлено 18 July 2008 - 17:28
"Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство?"
Причём, слова "аппарат", "объектив" можно заменять на другие.
На мой взгляд, суть в этом. "Потрудись ещё, изучи чужой опыт, не наступай на грабли, на которые наступали тысячи людей, встань на плечи титанов, стань homo studiosus и т.д. " Что-то в этом духе.
#19
Отправлено 18 July 2008 - 18:03
Поддержу и в том плане, что воплощая благую идею, автор не смог не скатиться в повторение банальных благоглупостей. Ведь даже если гипотетический фотолюбитель, прочтя, захочет совершенствоваться - эта статья нифга ему не поможет.
#20
Отправлено 22 September 2008 - 06:29
И я считаю, что шансов "вырасти" больше все-таки у профессионала. Совсем другие требования к тебе профессия предъявляет.
Начав снимать за деньги (хотя и достаточно редко), я практически перестал снимать для себя. Ну и что? Зато те снимки, которые я для себя все-таки делаю - стали лучше ИМХО. И "потребность фотографировать" тоже удовлетворяется.
Ну и я дизайнер по профессии - и вне рамок профессиональной деятельности я вообще никак не могу реализоваться как дизайнер. Т.е. шансов стать "дизайнером-любителем" нет вообще.
#21
Отправлено 30 September 2008 - 23:44
Денис aka Krishna (22.9.2008, 7:28) писал:
Цитата
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных