Перейти к содержимому


Читая Лапина



Сообщений в теме: 125

#1 ppm

  • Пользователь
  • 475 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 08 August 2003 - 11:30

Книга Александра Лапина "Фотография как +".
Я лично беседовал с этим мужичком и показывал ему свои фотки.
Все фотки загадил (около 100 штук), только про 2-3 ничего плохого сказать не смог.
http://www.indexdesign.ru  (далее искать в каталоге "Книги")

Книгу я себе уже заказал.


(Edited by ppm at 6:17 am on Aug. 11, 2003)

#2 Олег Смолий

  • Пользователь
  • 2213 сообщений
  • Имя:Олег
  • Отчество:Павлович
  • Фамилия:Смолий
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 08 August 2003 - 11:46

Книжку такую уже приобрел и читаю. Ну очень ... И текст, и картинки - замечательны. Даже более того - текст отточен до нюансов, от лаконичности получаешь удовольствие. Не говоря уж о смысле, многое в котором для меня, чайника, просто откровение :)/>

Спасибо автору.

#3 ppm

  • Пользователь
  • 475 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 08 August 2003 - 11:51

А где приобрели, если не секрет?
Просто издательство работает до 18:00, что затруднительно, т.к. работа...
А за доставку 100 рублей платить - жаба душит.

#4 Олег Смолий

  • Пользователь
  • 2213 сообщений
  • Имя:Олег
  • Отчество:Павлович
  • Фамилия:Смолий
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 08 August 2003 - 11:57

Точный адрес запамятовал ...

От м.Павелецкой по Новокузнецкой улице до первого переулка слева (Он и есть какой-то 1-й ... переулок), а в нем почти сразу же и "Книжная лавка", находящаяся в подвальчике. Так вот Вам нужен не этот подвальчик, а точно такой же с другой стороны этого же дома. Владимир Клименко (он же VSK здесь) водил, узнав о наличии у них. Когда мы покупали, там были еще экземпляры, а было это недели две тому назад ... Вообще лавка интересная, с точки зрения продаваемой литературы (далеко не фотографической :)/>

Олег

#5 Jar

  • Пользователь
  • 2419 сообщений

Отправлено 08 August 2003 - 12:50

Увадаемый Smoly, а сколько она там стОит? Вдруг получится как раз на эти самые 100р дороже, чем в инет-магазине... :)/>

#6 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 08 August 2003 - 13:13

"Все фотки загадил (около 100 штук), только про 2-3 ничего плохого сказать не смог"

Интересно, какие загадил, а про какие не смог. Я что-нибудь из этого видел? На его собственные работы неплохо было бы посмотреть. Всегда интересно видеть работы тех, кто имеет смелость кого-то критиковать, особенно если тому, кого кртикуют, есть что показать, как Вам

#7 Surenam

  • Пользователь
  • 201 сообщений
  • Город:Рязань

Отправлено 08 August 2003 - 13:19

На фотовебе написано, что ...
В настоящий момент книга поступила в продажу в двух московских магазинах:
1. Ad Marginem по адресу: м.Павелецкая, 1-й Новокузнецкий переулок, 5/7. Тел./факс: 951-93-60
2. ООО Дом книги Медведково по адресу: м.Медведково, Заревый пр-д,12. Тел.: 476-16-90, 478-48-97

С уважением, Александр.

#8 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 08 August 2003 - 13:34

Что, действительно стоящая книжка? Можно поподробнее?

#9 Олег Смолий

  • Пользователь
  • 2213 сообщений
  • Имя:Олег
  • Отчество:Павлович
  • Фамилия:Смолий
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 08 August 2003 - 13:55

Стоила 400 с чем-то рублей (то ли 405, то ли 420). Насчет стОящая книжка или нет - каждый решает сам для себя :)/>

Поподробнее - сейчас нет под рукой. Коротко - взгляд на фотографию, как на творчество. Особенно на темы жанровой съемки. Уклон к черно-белой фотографии (конечно, не в смысле "как печатать" :)/>)

Например, о той же композиции многие пишут. Но у Лапина это как-то обстоятельно, что ли, академически ... И не только о компоновке (именно которую большинство книжек обзывает композицией), а и о знаковости, о символах ... Т.е. о композиции как несущей смысл снимка. Думаю, не только я получаю удовольствие от этой книжки.
Кстати, и полиграфия неплохая :)/>

Олег Смолий

#10 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 08 August 2003 - 14:08

Спасибо, Олег

#11 Petr

  • Пользователь
  • 484 сообщений
  • Город:Бывшая и будущая столица России

Отправлено 09 August 2003 - 12:11

человек, который никогда не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение,  все же это не фотограф, а скорее нажимальщик кнопок
О, как это верно!
Красный свет фонаря, прохлада ванной....
Где в Питере можно купить эту книжку?

#12 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 09 August 2003 - 16:13

Черкну и я пару строк в этот топик.

1. Во-первых, про наличие книжки в продаже. Забегал сегодня (9 августа) в Дом книги у метро Медведково. Книга в продаже имеется, ажиотажа возле неё нет, стоит 410 целковых.

2. Во-вторых, про книгу. Автор -- человек и фотограф довольно известный. Помимо прочего, препод из универа. Собственно, и сама книжка имеет статус учебного пособия и издана Московским университетом. Сам автор пишет, что писал он сей труд 20 лет. В книжке много как более-менее объективных суждений, так и субъективных предпочтений автора. Но, как пишет на обложечном заднике одна из его учениц, Лапин "... заслужил право на собственное мнение". Опять же, про такую штуку, как композиция, однозначный, непротиворечивый и практический сборник правил написать очень сложно. Так что, опус весьма интересный и заслуживающий внимания. Спорные же мысли и субъективные сентенции автора вовсе не делают эту книгу менее интересной. Мне, к примеру, было бы значительно скучнее читать сухой научный текст или трактат, в точности повторяющий мои собственные мысли.

3. Некоторое представление о Лапине можно получить по его публикациям в Foto&Video. См., например, февральский номер за этот год (стр. 78).

4. 2 ppm
Лапин -- фотограф репортажного стиля. Со всеми вытекающими. Уж не портреты ли он забраковал? Я бы не шибко удивлялся и переживал на сей счет. Лапин -- человек интересный, но не провозгласитель истины в последней инстанции. Мне вот некоторые работы Лапина вовсе не нравятся. Нормальное дело. С чего бы это им всем непременно мне нравиться?

#13 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 09 August 2003 - 21:44

To Petr:  

Где в Петербурге - я не знаю. Мне просто почитать дали...

_____________
Антон

#14 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 11 August 2003 - 08:47

"Лапин -- человек интересный, но не провозгласитель истины в последней инстанции"

Если верить его статье в Фото и Видео, повященной памяти Геннадия Бодрова, то как раз на истину в последней инстанции он и претендует: я на выходных специально перечитал эту статью и пожалел, что заказал его книгу, которую, впрочем, еще не привезли. Издательство явно не торопится -- ну что ж, как говорят англичане, it's their own funeral.

А насчет "разругания" фотографий, то и у Бодрова он из пачки отбирал две-три стоящих работы, а остальные просил уничтожить. Интересно, если на несколько пленок получается два-три нормальных снимка, это что, считается нормальным? Я видел "третьесортные" фотографии Бодрова, которые, по мнению Лапина, "гроша ломаного не стоят" и "дискредитируют имя Бодрова" (цитирую почти буквально!) -- что ж, молодец ученик, что не послушал учителя и не уничтожил, поскольку только в массе своей снимки позволяют судить о фотографе, а не 1-2 "стоящих" работы на сотню "гроша ломаного не стоящих". К слову, 1-2 нормальных фотографии из сотни снимет и обезьяна, посаженная с мыльницей на Арбате, если, конечно, рядом будет человек, который будет следить, чтобы она не развернула аппарат объективом к себе. Я рад, что у Бодрова больше "стоящих" фотографий, чем считает Лапин, но непререкаемым авторитетом он для меня, мягко говоря, не является.

К вопросу же о том "что же такое настоящий фотограф, что он умеет, чего не могут сделать другие" и к рассуждениям на тему "снимают все, кому не лень, а высокого искусства в этом ни на грамм" (в последнем случае я кавычками обозначил тему, а не цитировал первоисточник), то на последнем, если мне склероз не изменяет, Фотобиеннале один мужик выставил любопытные результаты эксперимента: он раздал группе подростков мыльницы и сказал: "Снимайте, что в голову придет". Потом отобрал интересные снимки, разогнал до 30х45 и скопом выставил. Ребята, получив халявные аппараты, стали снимать что попало и как попало, разумеется без всякого понятия о композиции и не подозревая о существовании умных критиков вроде Лапина. В результате получились живые, непосредственные снимки -- я с такой непосредственностью снимать не могу. Разумеется, производился жесткий отбор, однако не думаю, что он был жестче лапинского. Вот и получились из уличных мальчишек и девчонок настоящие фотографы... Парадокс? Не знаю, но книгу Лапина после перечитанной статьи в ФиВ и только что процитированного Prospero предисловия этой книги я читать хочу еще меньше -- и так чувствую себя связанным по рукам и ногам... а снимки получаются статичные, неживые... надоело вымерять золотое сечение и снимать с оглядкой на чье-то, пусть и  авторитетное для кого-то, мнение...

(Edited by Pavel at 6:51 am on Aug. 11, 2003)

#15 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 11 August 2003 - 09:20

Согласен с Вами, уважаемый Павел. Лапин, как почти всякий препод, склонен к излишней категоричности. Да и на истину в последней инстанции он любит попретендовать. Что есть -- то есть. Но одно дело -- претендовать на истину, а другое -- действительно возвещать ее. Претендовать, как впрочем, и хотеть, не вредно. ИМХО, надо все же относиться к указанной книжке как к полемическим заметкам. Не более. Я бы рекомендовал читать сей опус именно тем, кто любит полемические, не совпадающими с собственными высказывания.

И уж тем более, изложенное в тексте догмой не является. Снимать, анализировать и уж тем более чувствовать, как Лапин,  все равно не получится. :)/> Лично для меня, мнение Лапина тоже не авторитетно, но всегда интересно.

#16 Гость_Prospero_*

  • Гость

Отправлено 11 August 2003 - 09:22

"К слову, 1-2 нормальных фотографии из сотни снимет и обезьяна, посаженная с мыльницей на Арбате, если, конечно, рядом будет человек, который будет следить, чтобы она не развернула аппарат объективом к себе". - это ещё вопрос.., быть может как раз в последнем случае шедевр и получится :).

А если серьёзно, то ощущение зажатости правилами и законами... Оно не приятно, конечно, но никто не отменял оных.
Другое дело - пользоваться ими так, чтобы не ощущать данной зажатости, т.е., быть свободным.
Как раз этому, насколько я понял прочитанное, и учит данная книга.

Что же до колличества снимков, забракованных автором, то, на мой взгляд, это совершенно нормальное соотношение.
И уж никак не надо судить о том, насколько хорош или плох фотограф по всем его снимкам.
Вот когда проходит время, когда сам фотограф отсеивает и отбрасывает, а потом говорит - "вот это - хорошо", вот тогда-то и можно выносить суждения.

________________
Антон

#17 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 11 August 2003 - 09:41

"Вот когда проходит время, когда сам фотограф отсеивает и отбрасывает"

Скорее не сам фотограф (и вообще художник в самом широком смысле слова), а время... много времени. Оно хоть как-то расставляет все на места, хотя и не факт, что на свои :)/> А по общему уровню снимков я лично сужу о том, что вообще предсавляет из себя фотограф. Пара-тройка шедевров мне лично не говрит ничего именно потому, что может быть снята и обезьяной :)/>

"А если серьёзно, то ощущение зажатости правилами и законами... Оно не приятно, конечно, но никто не отменял оных.
Другое дело - пользоваться ими так, чтобы не ощущать данной зажатости, т.е., быть свободным.
Как раз этому, насколько я понял прочитанное, и учит данная книга"

Да вот как раз и сомневаюсь я, что этому можно научиться из книг... По крайней мере не мне таким способом учиться

#18 VSK

  • Пользователь
  • 17 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 14 August 2003 - 11:52

Книжка хорошая - рекомендую.
А что касается использования её как учебника - только одной книги недостаточно. Но она помогает упорядочить уже имеющиеся знания.

Что же до колличества снимков, забракованных автором, то, на мой взгляд, это совершенно нормальное соотношение.  - так оно почти у всех такое. Еще маленькое замечание - отбираются два-три снимка, наиболее востребованные в текущий момент времени. Лет через 50-100 могут отобрать совсем другие.

#19 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 15 August 2003 - 09:07

М-да... Даже не знаю, как и признаться :)/>... Короче, книгу я все-таки купил. Не знаю, как насчет "текст отточен до нюансов" (первое, что встретил, наугад открыв какую-то страницу еще в магазине, это употребление слова "оригинальный" вместо (и в значении) "первоначальный" или "изначальный" -- довольно грубая ошибка), но другого такого пособия по фотографии я действительно не встречал. Многое крайне спорно, но анализ тех же особенностей зрительного восприятия все же весьма интересен: по справочникам и книгам по психологии эту информацию долго пришлось бы выуживать, а здесь все в одном флаконе. Есть и другие интересные моменты. В предисловии подтверждается мой тезис насчет обезьяны с "мыльницей" на Арбате -- смешно однако :)/>. Тем не менее иметь подобную книжку я посчитал для себя полезным, хотя далеко не все помещенные в нее снимки у меня вызвали восторг. Некоторые так просто отвратительны, хотя для анализа нужы и такие

#20 Felis

  • Пользователь
  • 2117 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 15 August 2003 - 09:33

Ув.Pavel," в  обуви  ошибку  укажу"---это  действительно  раннее  значение  слова "оригинальный", хотя  и  малоупотребительное.

(Edited by Felis at 7:35 am on Aug. 15, 2003)

#21 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 15 August 2003 - 09:42

Насчет фотографий: меня это тоже позабавило.
Вначале Лапин пишет, что нужны примеры, которые представляли бы собой "фотографии не просто композиционно грамотные, но выдающиеся работы (а иначе, зачем композиция?)." А потом в самой книжке приводит довольно много работ, которые, нам мой вкус, весьма далеки не только от категории выдающихся, но и от просто удачных.

#22 Pavel

    Photographus Razglagolicus

  • Пользователь
  • 8321 сообщений

Отправлено 15 August 2003 - 10:06

Простите, не понял... Что малоупотребительно: "изначальный" и "первоначальный"? Позвольте не согласиться. Если народ стал повсеместно употреблять кальки типа "оригинальный план бюджета" (original budget plan), то не факт, что это правильно. Слово "оригинальный" не имеет значения "первоначальный" в русском языке, хотя по-английски (да и по-французски и по-итальянски) иначе просто не скажешь (по-французски, например, даже первородный грех будет звучать как peche originel). То же самое выражение "оригинальный план бюджета" означает, что план очень интересен, необычен и нов (одним словом, оригинален), тогда как речь идет лишь о его первой редакции с подразумеваемым сопоставлением с более поздними.

"потом в самой книжке приводит довольно много работ, которые, нам мой вкус, весьма далеки не только от категории выдающихся, но и от просто удачных"

Моя жена, полистав книгу, сказала, что после представленных снимков на нее напала тоска (одно варажение лица дамы в метро чего стоит -- я такое и так каждый день в метро вижу... сотнями). Сюжеты многих из них далеко не приятны для зрителя. Я согласен с тем, что кто-то должен показывать и темные стороны жизни, но когда ничего другого в книге нет, а автор при этом пускается в долгие рассуждения о красоте и гармонии, то возникает ощущение, что у кого-то не в порядке с головой: либо у меня, либо у автора. Впрочем, на представленных в книге фотографиях все же можно тренироваться использовать те приемы, о которых пишет Лапин, а большего от книги и не требуется

#23 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 15 August 2003 - 10:39

К лингвистическому спору: на всякий случай процетирую словарь Ожегова-Шведовой (другого у меня на компьютере нет):

ОРИГИНАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. полн. ф. Не заимствованный, не переводный, подлинный.  Оригинальное сочинение.
2. Вполне самостоятельный, чуждый подражательности. О. мыслитель. Оригинальное решение задачи.
3. Своеобразный, необычный. О. ответ. Оригинально (нареч.) одеваться.

(Edited by Hobbymaker at 11:41 am on Aug. 15, 2003)

#24 Jar

  • Пользователь
  • 2419 сообщений

Отправлено 15 August 2003 - 17:16

<Пара-тройка шедевров мне лично не говрит ничего именно потому, что может быть снята и обезьяной >

Вот здесь я бы с Вами, Павел поспорил. В творчестве многих именитых авторов было именно 1-2 шедевра, благодаря которым они прославились. Очень немногие способны похвастаться 100-процентной шедевральностью. Тут одно из двух: либо человек - великий гений, либо - сумасшедший, неспособный к самокритичной оценке.
На мой скромный взгляд 1-2 шедевра из тысячи - это очень хороший результат :)/>.
На счет обезьяны: задача фотографа не только снять, но и отсеять ценное из огромной массы отснятого хлама. Нельзя же игнорировать этот этап работы! :)/>

(Edited by Jar at 6:03 am on Aug. 18, 2003)

#25 lexa

  • Пользователь
  • 657 сообщений
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 01 September 2003 - 11:28

Недавно видел эту книгу в Studio Profi на Баррикадной. Показалась она мне интересной, понравилась - купил. Стоила что-то чуть больше 400 рублей.

#26 Kirill Telyatnikov

  • Пользователь
  • 44 сообщений

Отправлено 05 September 2003 - 16:58

Купил. Не знаю, можно ли рекомендовать эту книжку для всеобщего прочтения (многие перлы действительно не бесспорны), но лично сам я доволен приобретением, как слон. Во-первых, как и было заявлено, большАя часть фотографий исключительно хороша (Картье-Брессон на страничке 258 или Бишоф на 261 меня просто убили); во-вторых, в книге предложены действительно интереснейшие рассуждения, посвященные теории зрительного восприятия и принципам осмысленного взаиморасположения объектов изобразительного искусства; а в-третьих, томик, на мой вкус, просто приятно издан. Кстати, оригинал-макет - собственно лапинский, так что по оформлению книжки вполне можно получить представление о содержании :)/>
Короче говоря, огромное спасибо уважаемому ppm за информацию.


PS Хотя, надо сказать, название довольно неоднозначное. Я, наверно, совершенно испорченный человек, но боюсь, что не решился бы поименовать столь рискованным образом труд, которому посвятил 20 лет собственной жизни :)/>

(Edited by Kirill Telyatnikov at 8:49 am on Sep. 8, 2003)

#27 alessandro

  • Пользователь
  • 55 сообщений

Отправлено 08 September 2003 - 08:19

Цитата

Quote: from Petr on 10:10 am on Aug. 9, 2003
человек, который никогда не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение,  все же это не фотограф, а скорее нажимальщик кнопок
О, как это верно!
Красный свет фонаря, прохлада ванной....
Где в Питере можно купить эту книжку?
Я и не знал, что АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН "нажимальщик". :)/>
Хотя возможно красный свет фонаря он и видел, но свои фотографии сам не печатал. %)

#28 LetterEater

  • Пользователь
  • 137 сообщений
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 10 September 2003 - 13:26

Кстати, оригинал-макет - собственно лапинский, так что по оформлению книжки вполне можно получить представление о содержании.

Насчет "приятно издан" готов поспорить. Купил книгу, не удосужившись ее полистать в магазине. Разочарование настигло уже при первом пролистывании дома. Во-первых и сразу же: название книги читается так: "Фотография как Александр Лапин". Впрочем, такое прочтение вполне соответствует содержанию книги :)/>  Далее: книга сделана с претензией на модернистскую типографику, на первый взгляд вроде как даже под швейцарцев (квадратный формат, набрана Гелиосом) - но при подробном рассмотрении выясняется, что это только внешнее подражание. Модульная сетка толком не продумана - иллюстрации заверстаны как придется. Колонтитул выравнен то по правому краю колонки, то по центру безо всякой системы. Там, где одна иллюстрация на странице, находится она строго по центру рамки (для визуального равновесия снизу должно быть больше, чем сверху). Да и вообще непонятно, зачем эта рамка.
А выделение текста подчеркиванием - вообще моветон.

Композиционные схемы с кружочками-треугольничками, на мой взгляд, совершенно ужасны. Можно было бы потрудиться и сделать этот вспомогательный материал эстетично. Не говоря уж о том, что настолько утрированные примеры мало показательны, в жизни все строится на нюансах. Да и вообще неплохо бы схемы-диаграммы отделить от фотографий-иллюстраций, дать им отдельную нумерацию. Кстати, совершенно непонятна логика автора, когда он в тексте пишет "Илл. такая-то, см. также стр. такую-то". Лезу на такую-то страницу, а там - что бы вы думали? - та же самая фотография! Спрашивается: зачем заставлять читателя отвлекаться от текста, листать туда-сюда книгу?

В общем, Лапин, как оказалось, увы, не дизайнер. Что, впрочем, не сильно умаляет достоинств книги. Своих денег она стоит. Хотя - при чтении порой возникает категорическое несогласие с автором, иногда - легкое раздражение от менторской манеры подачи материала. Но, тем не менее, есть в ней немало ценного. Жаль, что иллюстрации в основном крохотного размера - попадаются среди них совершенно шикарные фотографии. Хоть и не много таких.

#29 LetterEater

  • Пользователь
  • 137 сообщений
  • Город:Moscow, Russia

Отправлено 10 September 2003 - 13:27

Кстати: из авторских фотографий, приведенных в книге, не понравилась ни одна :)/>

#30 Hobbymaker

  • Пользователь
  • 1944 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 11 September 2003 - 09:36

Небольшой оффтопик:

"Там, где одна иллюстрация на странице, находится она строго по центру рамки (для визуального равновесия снизу должно быть больше, чем сверху). " -- LetterEater

Когда в магазине рассматриваю рамки, то тоже задаюсь вопросом; почему бы снизу отступ не увеличить? Однако, практически все имеющиеся на рынке паспарту-рамки тяготеют к центральному расположению окна. В чем тут дело, мне неизвестно... Может у кого есть ответ?





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных