Перейти к содержимому


Способы и методики развития мышления


Сообщений в теме: 155

#121 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 16 September 2020 - 13:21

Просмотр сообщенияHSV (16 September 2020 - 12:18) писал:

Напрямую - никак.

... Хотя, как выяснили психологи....


Тут можно и без психологов обойтись ), тем более, что они для меня не авторитеты. Да и пример с математикой в корне неверен (что, кстати, демонстрирует ошибку мышления). Математика это поэтапное развитие абстрактного понятийного аппарата одновременно с фантазией. Это, пожалуй, единственная наука, обладающая чистой внутренней логикой (геометрия - ее наглядная часть). Чтение, речь, письмо, осознание - это другие мыслительные процессы, которые и между собой связаны опосредованно.
Но я готов признать необходимость изучения языка фонетическим разбором. Мне, чтобы сердце мое успокоилось, нужно лишь понимать, как этот механизм, пусть и опосредованно, работает на благо ребенка.

#122 stepan

  • Пользователь
  • 9793 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 16 September 2020 - 14:18

Просмотр сообщенияHSV (16 September 2020 - 12:18) писал:

...получать удовольствие от математики, как науки...

Просмотр сообщенияFAlim (16 September 2020 - 13:21) писал:

...это, пожалуй, единственная наука...
Математика как раз - не наука. Даже высшая. Изображение

#123 Schwanz

  • Пользователь
  • 10834 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2020 - 14:25

Просмотр сообщенияstepan сказал:

Математика как раз - не наука
до сих пор спорят... не доказано )

#124 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 14:38

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

объясните зачем нужен фонетический разбор слова.... не могу никак оправдать для себя его существование.
Не учил правила по русскому языку предназначенные для изучения в школе. Если учил, то сразу же забывал за ненадобностью.
При этом за написанные 90% диктантов и сочинений получал 5 , остальные оценки не ниже 4, т.е. с орфографией, пунктуацией и пр. было все в порядке.
Просто читал запоем лет с 5ти. Зачем мне нужен бы был фонетический разбор слова?
Сейчас же дети читают мало. А если читают - то бОльшую часть текстов в интернете, где качество подачи на уровне плинтуса.
Но я и сейчас не уверен нужен ли он (фонетический разбор слова) ребенку. А вот оценку плохую за невладение этим разбором он таки получит.
PS А вот сейчас я гораздо чаще пользуюсь словарем, чем в юности. Ибо не читаю хорошую художественную литературу...

Сообщение отредактировал donvostok: 16 September 2020 - 14:41


#125 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 14:47

Просмотр сообщенияstepan сказал:

Математика как раз - не наука. Даже высшая.

Просмотр сообщенияSchwanz сказал:

до сих пор спорят... не доказано )
Тему новую создайте: математика - наука, или нет?
Да и вообще: смотря что подразумевать под "наукой" и с какой другой "наукой" ее сравнивать.
К примеру, с дарвинизмом.

Сообщение отредактировал donvostok: 16 September 2020 - 14:51


#126 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 16 September 2020 - 16:21

Если наукой считать процесс структурирования знаний о явлениях природы, то математика не наука. Но с помощью математики производят структурирование, так что она база для любой науки. Математику я имею ввиду в широком смысле, как работу с числами.

Просмотр сообщенияdonvostok (16 September 2020 - 14:38) писал:

Не учил правила по русскому языку предназначенные для изучения в школе.

Аналогично. До класса 5-6 с трудом получал тройки, затем внезапно пошли пятерки. Учительница решила, что заниматься начал ). А мне стало неприятно видеть неправильно написанное слово. При этом я его не проговаривал и не анализировал.

#127 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 16:29

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

Если наукой считать процесс структурирования знаний о явлениях природы, то математика не наука.
Даже музыка - это математика. Все расчеты по структурированию знаний о явлениях природы - это математика. :)

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

как работу с числами
Ну а как без чисел считать? Нет математики - нет физики и т.д. и т.п.

#128 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 16 September 2020 - 16:49

Насчет чисел уточнил, что не только арифметика, но любые операции с числами для меня математика (высшая, низшая и прочая). Математики в природе не существует, это абстракция. Возможно в этом смысле это не наука? Я не знаю. Для меня наука это работа требующая выявление неявных зависимостей, остальное в лучшем случае каталогизация. Для меня математика наука.

#129 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 16:55

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

Математики в природе не существует, это абстракция.
А геометрия? :) Математика слишком обширна что-бы вешать на нее какие-либо ярлыки.

#130 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 16 September 2020 - 17:20

Просмотр сообщенияdonvostok (16 September 2020 - 16:55) писал:

А геометрия? :) Математика слишком обширна что-бы вешать на нее какие-либо ярлыки.

Согласен, к черту ярлыки! :)

#131 HSV

  • Администратор
  • 17695 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2020 - 18:47

Просмотр сообщенияstepan сказал:

Кстати, да! У нас тоже возникал вопрос, как будут разбирать слово "молоко" жители окающих областей, которые и в жизни произносят [мОлОко]?
"Дети! В русском языке слова "сол" и "фасол" пишутся с мягким знаком. А слова "вилька" и "бутилька" - без мягкого знака. Это нужно просто запомнить. Потому понять это невозможно!" (с)

#132 HSV

  • Администратор
  • 17695 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2020 - 19:00

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

Тут можно и без психологов обойтись ), тем более, что они для меня не авторитеты.
Не будем углубляться, но нейропсихологи, которые занимаются детским развитием и невнятные личности, которые называют себя себя "психологами" - это совершенно разные люди. И это практически единственная область психологии, в которой советская школа без дураков "впереди планеты всей". Основатель этой дисциплины А.Р. Лурия в годы ВОВ восстанавливал нормальное функционирование бойцам, получившим ранение в мозг. Оказалось, что возможно, простроить новые фнкциональные связи между нейронами взамен разрушенных. Благодаря этому у раненых восстанавливали нарушенные функции речи, слуха, нарушенных движений.

Нейропсихологи, которые занимаются детским развитием, наработали кучу методик, которые позволяют не только корректировать больных детей, но и сделать из любого обычного ребенка вундеркинда и звезду олимпиад. Безо всякого насилия и принуждения.

#133 HSV

  • Администратор
  • 17695 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2020 - 19:35

Просмотр сообщенияFAlim сказал:

Но я готов признать необходимость изучения языка фонетическим разбором. Мне, чтобы сердце мое успокоилось, нужно лишь понимать, как этот механизм, пусть и опосредованно, работает на благо ребенка.
Если стоит задача научить ребенка только лишь правильно писать, то можно обойтись без фонетического разбора. Достаточно научить буквам и заучить написание всех слов. Лучше всего это происходит через чтение художественной литературы.

Благодаря фонетическому разбору у детей формируется более более детализированное понимание устного языка, того, из чего складываются слова, какие бывают звуки (твердые/мягкие/гласные/согласные), оглушение, озвончение, чередование звукови пр. Дальше идет изучение различных орфограмм (правил). А там уже речь о чередовании гласных, глухих/звонких, когда ставится мягки знак, когда нет и т.д. А если нет представления о фонетике, то все эти правила пустой звук. Их можно заучить, но они ни за что не "зацепятся" в мозгу, и не будут работать. Раньше чаще всего так и происходило. И в итоге грамотно писали лишь те, кто много читал.

Я пошел в школу в 1974. Мы фонетическим разбором слов не занимались. В средних классах зубрили правила, но толку от этого было мало. В итоге мне для того, чтобы понять как пишется слово, нужно было не вспомнить правило, а написать варианты слова - на узнавание. А при правильном обучении от фонетики к орфографии формируется та сама интуитивная грамотность. Но основанная не на зрительной памяти, а на понимании внутренней логики языка.

Основная беда не в методке, а в учителях

#134 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 19:36

Просмотр сообщенияHSV сказал:

Основатель этой дисциплины А.Р. Лурия в годы ВОВ восстанавливал нормальное функционирование бойцам, получившим ранение в мозг.
Читал его книгу в 80х. (Ели это то, о чем я думаю). Это что-то.
Верю в эту теорию. Нужно исключать слова несущие отрицательную энергию, и усиливать несущие положительную.
А потом на экранах и радио появилась тема "аутотренингов".

Сообщение отредактировал donvostok: 16 September 2020 - 19:39


#135 HSV

  • Администратор
  • 17695 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 16 September 2020 - 19:41

Просмотр сообщенияdonvostok сказал:

Верю в эту теорию.
Вера - не самое удачное слово в данном случае. Нейропсихология - это реальная наука, а не словоблудие. Здесь прямая сцепка с биологией и медициной.

Не зря в советское время почти все иностранцы, которые учились на психфаке МГУ старались выбрать именно кафедру нейропсихологии.

#136 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 16 September 2020 - 20:27

Просмотр сообщенияHSV сказал:

Вера - не самое удачное слово в данном случае. Нейропсихология - это реальная наука,
Это смотря что считать за веру. Насколько помню (уж очень давно бвло), человек может делать только:
- 1 действие осознанно. После (грубо) 21 раза действие переходит в подсознание
- на подсознании около (или до) 7 дел одновременно (вести автомобиль, разговаривать с собеседником, курить, слушать радио и т.д.)
- надсознание (чуйка т.д.), . Это в двух словах не объяснишь но сталкиваемся мы с этим постоянно.
Так вот - вера, не самое удачное слово, но подсознательно, на основании всей собранной информации за тот период жизни мой мозг принял решение что информация поданная в той книге не лишена смысла и, скорее всего, теория полностью рабочая.
Когда мы говорим "поверил", то принимаем определенную информацию как правду.

Просмотр сообщенияHSV сказал:

Здесь прямая сцепка с биологией и медициной.
В книге описывались эксперименты с измерением изменения давления (уж не помню каких еще параметров) от влиния тех, или иных слов.

Просмотр сообщенияHSV сказал:

Нейропсихология - это реальная наука
Я не знаком с этой наукой. Поэтому только вера. :)

#137 Bronko

  • Пользователь
  • 2695 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 10:09

Просмотр сообщенияSchwanz (16 September 2020 - 14:25) писал:

до сих пор спорят... не доказано )
Доказано. Встречал несколько доказательств.
То что помню, у Фейнмана "Фейнмановские лекции по физике", глянул, разбито на две части т.1 Глава 2 §1 и Глава 3 §1
https://www.all-fizi...p?id_article=24
https://www.all-fizi...p?id_article=28
Есть и более строгое доказательство, но не помню где искать.

Сообщение отредактировал Bronko: 17 September 2020 - 10:39


#138 Alone_Stranger

  • Пользователь
  • 1910 сообщений

Отправлено 17 September 2020 - 12:43

Просмотр сообщенияHSV (16 September 2020 - 12:18) писал:

Хотя, как выяснили психологи, практически любой ребенок легко и непринужденно способен в игре усвоить алгебраические понятия уже в возрасте младшей школы. И дальше получать удовольствие от математики, как науки.
Мона ссылочку? Очхочется почитать про методики обучения алгебраическим понятиям в младшей школе!

Сообщение отредактировал Alone_Stranger: 17 September 2020 - 12:43


#139 Bronko

  • Пользователь
  • 2695 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 12:53

Просмотр сообщенияAlone_Stranger (17 September 2020 - 12:43) писал:

Мона ссылочку? Очхочется почитать про методики обучения алгебраическим понятиям в младшей школе!
Присоединюсь к вопросу. И где специалистов практикующих искать?

#140 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 17 September 2020 - 14:17

Просмотр сообщенияBronko сказал:

Доказано.
Из Вашей же ссылки

Цитата

Математика, с нашей точки зрения, не наука в том смысле, что она не относится к естественным наукам. Ведь мерило ее справедливости отнюдь не опыт.
Физика, если уж на то пошло, не вся зиждется на опыте.
Да и опять таки, геометрия.
А еще я категорически не согласен с таким раздельным подходом к взаимосвязанным явлениям:

Цитата

К естественным наукам относят разделы, отвечающие за изучение природных явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество.

Сообщение отредактировал donvostok: 17 September 2020 - 14:25


#141 Bronko

  • Пользователь
  • 2695 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 15:35

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 14:17) писал:

Физика, если уж на то пошло, не вся зиждется на опыте...
Можно подробности?

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 14:17) писал:

Да и опять таки, геометрия.
А что геометрия?

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 14:17) писал:

...А еще я категорически не согласен с таким раздельным подходом к взаимосвязанным явлениям:
Это от непривычки. Подумаете, пройдёт. У меня прошло.
Собственно сама математика - это разделение, и измышление понятий. А значит она субъективна. А то что субъективно, относится к человеку, т.е. гуманитарная.

#142 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 17 September 2020 - 16:11

Просмотр сообщенияBronko сказал:

А что геометрия?
Попробуйте ее не вписать в естественные науки по тем же формулам по которым вписаны остальные.

Просмотр сообщенияBronko сказал:

Можно подробности?
Методы вычисления. Которые, зачастую, просто противоречат опыту.

Просмотр сообщенияBronko сказал:

А значит она субъективна.
Как и любой другой предмет. Все в нашем мире субъективно и относительно. Одно больше, другое меньше.

Просмотр сообщенияBronko сказал:

А то что субъективно, относится к человеку, т.е. гуманитарная.
Вот! :) Любая наука - лишь попытка описать человеком с помощью формул, законов (и т.д. и т.п.) окружающий мир (процессы, явления и т.д.) созданный не им.
И пока что эти попытки мизерны.
Самый простой пример - практически любой музыкальный инструмент.
Несколько тысяч лет человек использовал муз. инструменты настраивая их "на слух" и лишь какие-то сотню-три лет назад смог более менее уложить муз. строй в математические формулы. И то, люди с абсолютным слухом утверждают (есть эти данные в инете) что описание сие не идеально.
Прикрепленное изображение: Без имени.jpg

Сообщение отредактировал donvostok: 17 September 2020 - 16:12


#143 Schwanz

  • Пользователь
  • 10834 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 16:17

Просмотр сообщенияdonvostok сказал:

люди с абсолютным слухом
абсолютный тут снова не к месту.
люди с любым видом хорошо развитого музыкального слуха способны услышать огрехи равномерно темперированного строя.

#144 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 17 September 2020 - 16:22

Гы:
Русский простолюдин с музыкальным дарованием, у которого ухо ещё не испорчено ни уличными шарманками, ни итальянскою оперою, поет весьма верно; и по собственному чутью берет интервал весьма отчетливо, разумеется, не в нашей уродливой темперированной гамме <…> Я записывал с голоса [известного нашего русского певца Ивана Евстратиевича Молчанова, человека с чудною музыкальною организациею] весьма интересную песню: «У Троицы, у Сергия, было под Москвою» <…> заметил, что Si певца никак не подходит к моему фортепианному Si; и Молчанов также заметил, что здесь что-то не то <...
— В. Ф. Одоевский

Просмотр сообщенияSchwanz сказал:

абсолютный тут снова не к месту.
К месту. Люди с развитым слухом не так мучаются как абсолютники. :)
С-ка, ложечкой по стаканчикам, и он точно называет все ноты и какие у них отклонения.
*
PS У меня далеко не абсолютный слух, но нестроящий тромбон в оркестре из 120 муз я услышу.
А скрипачи это вообще кровь ушная. Как же я их ненавидел.

Сообщение отредактировал donvostok: 17 September 2020 - 16:25


#145 Bronko

  • Пользователь
  • 2695 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 16:34

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 16:11) писал:

Попробуйте ее не вписать в естественные науки по тем же формулам по которым вписаны остальные.
Легко. Например прямая, точка, треугольник - субъективные понятия, т.е. вырваны из контекста реальности, в которой их нет. Их мы придумали с некоторой целью.
Отсюда уже следует аксиоматика геометрии, которая так же субъективна (появление аксиоматики Лобачевского в противовес Евклидовой это доказывает).

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 16:11) писал:

Методы вычисления. Которые, зачастую, просто противоречат опыту.
Фейнман для обоснования своей мысли привязался к методу - методу научного познания. Который упрощенно можно охарактеризовать "наблюдение - размышление - опыт". Всякого рода методы вычисления просто способ формализации второй ступени - размышления. А решает опыт.

Сообщение отредактировал Bronko: 17 September 2020 - 16:34


#146 donvostok

  • Пользователь
  • 16460 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 17 September 2020 - 16:40

Просмотр сообщенияBronko сказал:

прямая, точка, треугольник - субъективные понятия
Да, но это частности. Прямая - луч, точка - луч на плоскости, треугольник - преломление луча. Вся геометрия, грубо - началась со светописи - наблюдения.

Просмотр сообщенияBronko сказал:

наблюдение - размышление - опыт
Что полностью соответствует. Не так ли?

Просмотр сообщенияBronko сказал:

Всякого рода методы вычисления просто способ формализации второй ступени - размышления. А решает опыт.
Нет. Не всегда. Иногда опыт идет лесом. Радиоуглеродный анализ - три раза ха.
Да просто рыться не хочется. Ошибки и неточности постоянны. Ибо процесс совершенствования бесконечен, условно.
Смотря сколько человечеству осталось.

Сообщение отредактировал donvostok: 17 September 2020 - 16:43


#147 Schwanz

  • Пользователь
  • 10834 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 16:41

Просмотр сообщенияdonvostok сказал:

Люди с развитым слухом не так мучаются как абсолютники.
абсолютники по другому поводу мучаются...
дать им что-нить написанное в старом строе, и всё, истерика ))) (утрирую)

#148 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 17 September 2020 - 16:45

Просмотр сообщенияAlone_Stranger (17 September 2020 - 12:43) писал:

Мона ссылочку? Очхочется почитать про методики обучения алгебраическим понятиям в младшей школе!

Думаете ребенок до определенного момента не может осилить алгебраические понятия? По моему наоборот хорошо бы, чтобы понятия (именно понятия) закладывались как можно раньше. По аналогии: до школы объясняем, что есть солнце вокруг которого вращаются планеты и наша в том числе, эдакая бытовая астрономия. Все дальнейшие знания в этой области он будет привязывать к данной информации. Постепенно, периодически сталкиваясь с данной информацией, он укрепит и расширит свои знания. Так и с математическими понятиями. Сначала ребенку говорят что на ноль делить нельзя и с этим знанием он проведет довольно много времени, затем скажут, что можно и ему придется переучиваться вводя новые понятия в устоявшуюся систему. Я помню, как тяжело ворочались мозги, когда появлялась новая тема в математике, новые понятия, новые задачи, новое мышление.

Но полноценно алгебру давать в младших классах считаю абсолютно ненужным - нет задач для использования такого инструментария.

#149 Bronko

  • Пользователь
  • 2695 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 17 September 2020 - 16:53

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 16:40) писал:

Да, но это частности. Прямая - луч, точка - луч на плоскости, треугольник - преломление луча. Вся геометрия, грубо - началась со светописи - наблюдения.
Что полностью соответствует. Не так ли?
Это не частности, это основа. Поэтому не так.

Просмотр сообщенияdonvostok (17 September 2020 - 16:40) писал:

Нет. Не всегда. Иногда опыт идет лесом. Радиоуглеродный анализ - три раза ха.
Да просто рыться не хочется. Ошибки и неточности постоянны. Ибо процесс совершенствования бесконечен, условно.
Смотря сколько человечеству осталось.
Есть метод, а есть точность измерений. Заряд электрона измеряли, и до сих пор измеряют. Поскольку опыт не объясняет некоторые наблюдения.

Просмотр сообщенияFAlim (17 September 2020 - 16:45) писал:

...Я помню, как тяжело ворочались мозги, когда появлялась новая тема в математике, новые понятия, новые задачи, новое мышление.
Что только подтверждает выше сказанное. Новый аппарат математики появляется вслед за новым наблюдением, поскольку старый аппарат не позволяет "размышлять" и прийти к опыту.

#150 FAlim

  • Пользователь
  • 924 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 26 November 2020 - 15:14

Просмотр сообщенияVlad_Biker (26 November 2020 - 14:27) писал:

И как вы этому учились? Для начала понимания вы в первом классе тупо заучили таблицу умножения. Потом заучивали и учились пользоваться одними формулами, потом другими. Учили правила и обозначения.
А потом уже начинали понимать суть вопроса и т. д.

Считаете, что система обучения, основанная на заучивании, эффективнее системы, основанной на понимании? Или это верно только для ребенка?





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных