Перейти к содержимому


Воскрешение SDM мотора в Pentax Da* 55/1.4 за 15-20 минут


Сообщений в теме: 45

#31 Liukk

  • Пользователь
  • 1915 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 24 December 2018 - 14:39

Просмотр сообщенияБлудный кот сказал:

Смазки я никакой там не видел и близко,
Её под микроскопом смотреть нужно, глазом или "на палец" можно и не увидеть

#32 donvostok

  • Пользователь
  • 16507 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 24 December 2018 - 14:46

Просмотр сообщенияLiukk сказал:

Её под микроскопом смотреть нужно, глазом или "на палец" можно и не увидеть
И, видимо, смазка там не абы какая.
Возможно, производитель сэкономил и использовал не ту смазку которую рекомендовал разработчик, а аналогичную.
Возможно, дефект со смазкой был допущен еще на стадии разработки. Кто знал как она себя поведет в моторе без регулярного использования через много лет?

Сообщение отредактировал donvostok: 24 December 2018 - 14:47


#33 donvostok

  • Пользователь
  • 16507 сообщений
  • Имя:Евгений
  • Город:Город благих вестей

Отправлено 24 December 2018 - 14:55

Я бы попробовал сей моторчик сначала в спиртовом растворе покрутиться, дабы вымыть остатки старой смазки, а потом подобрать новую.
Если внимательно почитать принцип действия сего мотора то:
СМАЗКА в нем должна присутствовать обязательно.


*
Крутится ротор потому что на статоре есть зубцы.
Они очень мелкие (порядка 0,001 мм), и их очень много.


Изображение


Работают они так, как показано на рисунке: когда под зубец подходит волна, он отклоняется на некоторый угол в сторону движения этой волны, и пока волна проходит под ним, он сначала выравнивается вертикально, а потом наклоняется в уже другую сторону (когда волна уходит из-под него).
Получается, что каждый зубец описывает дугу, и именно это создаёт вращение ротора.


Т.е., в любом случае, между статором и ротором происходит т.н. волновой контакт, а значит присутствует и трение.
Смазке - быть.

#34 Блудный кот

  • Пользователь
  • 811 сообщений
  • Город:Брест

Отправлено 24 December 2018 - 15:08

Просмотр сообщенияdonvostok (24 December 2018 - 14:55) писал:

Я бы попробовал сей моторчик сначала в спиртовом растворе покрутиться, дабы вымыть остатки старой смазки, а потом подобрать новую.
Если внимательно почитать принцип действия сего мотора то:
СМАЗКА в нем должна присутствовать обязательно.


*
Крутится ротор потому что на статоре есть зубцы.
Они очень мелкие (порядка 0,001 мм), и их очень много.




Работают они так, как показано на рисунке: когда под зубец подходит волна, он отклоняется на некоторый угол в сторону движения этой волны, и пока волна проходит под ним, он сначала выравнивается вертикально, а потом наклоняется в уже другую сторону (когда волна уходит из-под него).
Получается, что каждый зубец описывает дугу, и именно это создаёт вращение ротора.


Т.е., в любом случае, между статором и ротором происходит т.н. волновой контакт, а значит присутствует и трение.
Смазке - быть.
А может вот эта подойдет?
Изображение

Взято отсюда ТЫЦ

Сообщение отредактировал Блудный кот: 24 December 2018 - 15:19


#35 Klementy

  • Пользователь
  • 504 сообщений
  • Город:KatyBurg

Отправлено 24 December 2018 - 15:08

Просмотр сообщенияLiukk (24 December 2018 - 13:39) писал:

Теперь понятно почему клинит. Соприкасающиеся поверхности статора и ротора отполированы и представляют собой конусы
- Про конусы - это фантазия :) , а вот про залипание/прилипание отполированных поверхностей - сущая правда. Кстати и у Canon, и у Nikon УЗ движков роторы из дюраля и покрыты оксидом - там подобный эффект отсутствует.
- А не поведает нам Кот про материал ротора со статором и по-подробнее о качестве полировки ротора (статоры везде полированные)
- Про смазку, скорее всего, тоже неправда - нигде не обнаруживал.

Просмотр сообщенияБлудный кот (24 December 2018 - 15:08) писал:

Крутится ротор потому что на статоре есть зубцы.
"Зубцы" ... :) , это для того чтобы Ён легче изгибался под УЗ волной

Сообщение отредактировал Klementy: 24 December 2018 - 15:17


#36 Блудный кот

  • Пользователь
  • 811 сообщений
  • Город:Брест

Отправлено 24 December 2018 - 15:18

Просмотр сообщенияKlementy (24 December 2018 - 15:08) писал:

- А не поведает нам Кот про материал ротора со статором и по-подробнее о качестве полировки ротора (статоры везде полированные)
Статор похоже из стали, а вот ротор помягче будет и легкий он, скорее всего алюминиевый сплав.

Просмотр сообщенияKlementy (24 December 2018 - 15:08) писал:

- Про смазку, скорее всего, тоже неправда - нигде не обнаруживал.
Тоже сомневаюсь.

#37 esyeses

  • Пользователь
  • 5 сообщений

Отправлено 23 November 2019 - 10:14

Спасибо. Мотор da55 f1.4 засыпал и таки заснул. Разобрал, надавил, заработал. Не знаю на долго ли, но работает отлично. Еще раз спасибо, а то думал финиш!!!

#38 altruegoist

  • Пользователь
  • 1904 сообщений

Отправлено 05 February 2021 - 17:38

Автору темы мега респект! По описанной методике оживил автофокус на DA 17-70/4, который до этого (лет семь уже как) был мануальным.
Подумалось: а не разобрать ли мне его (а что я, собственно, теряю - он же и так мануальный)? Ха-ха, оказалось всё не так просто как казалось.
Снял крепление байонета, добрался до мотора, вставил отвёртку, попытался провернуть с лёгким нажимом, не идёт.
Надавил отвёрткой вдоль винта и приложил большее усилие, в результате удалось провернуть, вращение шло с ощутимым трением и со слышимым скрипом (звук такой, как если вести пальцем по мокрому стеклу).
Собрал обратно, ставлю на тушку, не наворачивается. При внимательном наружнем осмотре выявилась небольшая горка в районе группы контактов, а также выяснилось, что один из них не имеет свободного хода. Опять разбор. Оказалось одна из контактных пружинок легла неправильно, клинила соседнюю и вдобавок подпирала байонет.
Исправил, собрал. Автофокус ещё не наладился, но стал подёргиваться. Нужно повторить, подумал я.
Разобрал опять, в этот раз я давил на винт ротора и вращал его уже весьма сильно, подпирая пластину, на которой сидит мотор. Ход стал свободнее, но всё равно с трением.
Собрал. Да ё моё!!! Неконтакт где-то. Подёргивание автофокуса пропало опять, и в видоискателе не отображалось выбранное значение диафрагмы (всегда "--"), хотя при съёмке она поджималась до выбранного на тушке значения.
Опять разбор, аккуратно выставил все контакты, сбор, и вуаля есть автофокус и всё работает.
В общем после нескольких итераций и определённых мытарств (по типу поиска ускакавших на пол винтиков и пружинок) всё сошлось. Ура!
Главная моя ошибка (из-за которой обратная сборка вызывала трудности) была в том, что я не сразу сообразил, что крепление байонета сборное. Собственно металлическое кольцо с "ушами" байонета, к которому крепится пластиковая вставка с двумя контактами SDM.
И вот если снять его можно в собранном виде, то ставить обратно гораздо удобнее и легче по частям. Сначала металлическое кольцо, потом пластиковую вставку.
В сборе же правильно совместить две разные группы контактов очень трудно.

Просмотр сообщенияSchwanz (24 December 2018 - 12:26) писал:

ротор в статор продиффундировался ))
Ротор в статор диффундировался диффундировался, да и продиффундировался :).

#39 Info

  • Пользователь
  • 854 сообщений
  • Город:Москва, Лефортово

Отправлено 05 February 2021 - 19:31

<p>

Просмотр сообщенияaltruegoist сказал:

По описанной методике оживил автофокус на DA 17-70/4, который до этого (лет семь уже как) был мануальным
</p>
Поздравляю! Скорость фокусировки поменялась?
Методика верная, на разборку я не решился, перед съемкой кручу фокус объектива вручную туда-сюда, помогает.

#40 altruegoist

  • Пользователь
  • 1904 сообщений

Отправлено 06 February 2021 - 12:01

Просмотр сообщенияInfo (05 February 2021 - 19:31) писал:

Скорость фокусировки поменялась?
Сложно сказать. Я покупал его не новым на аукционе. Автофокус пропал довольно быстро. После покупки я снимал им какое-то время, потом объектив положил на полку на несколько месяцев, после чего мотор застыл.
Сейчас скорость фокусировки довольно сносная. Хотя кажется, что, например, 70 лим пошустрее (но это может быть и из-за того, что сами линзоблоки у него легче). Кроме 17-70 других зумов не держу, сравнить не с чем.
Что ж, посмотрим теперь как долго продлится эффект от восставновления.

#41 Info

  • Пользователь
  • 854 сообщений
  • Город:Москва, Лефортово

Отправлено 06 February 2021 - 12:48

Просмотр сообщенияaltruegoist сказал:

Что ж, посмотрим теперь как долго продлится эффект от восставновления.
Возможен повтор, у меня происходит так, но всегда удается оживить кручением. Мне кажется что скорость подсела.Покупал тоже Б/У,

#42 Блудный кот

  • Пользователь
  • 811 сообщений
  • Город:Брест

Отправлено 23 January 2022 - 09:19

Просмотр сообщенияaltruegoist (05 February 2021 - 17:38) писал:

Автору темы мега респект!...
Ротор в статор диффундировался диффундировался, да и продиффундировался :)/>.
Рад, что мой совет приносит пользу и радость от воскрешения объектива)))

#43 Ediew

  • Пользователь
  • 1 сообщений

Отправлено 25 January 2022 - 12:43

Всем привет.
Прежде чем приступить к разборке, хотелось бы узнать, мотор вообще рабочий или нет.
Как это сделать? Подскажите пожалуйста. Если это возможно.
Купил б/у. АФ не работает.
Pentax 17-70 SDM

#44 Aleksandr_III

  • Пользователь
  • 4505 сообщений

Отправлено 02 February 2022 - 10:38

Моё предположение, что проблема кроется в неправильном подборе конструкционных материалов мотора. Имеет место при длительном бездействие деталей, связи усиливаются и детали просто прикипают. Чтобы такого эффекта не было как писалось выше детали шлифуются и анодируются как в "Кеноне". Как только вы механически эти связи разрываете всё естественно начинает работать. Думаю смазка там не нужна, а вот промывать чистым спиртом будет полезно, но сушить обязательно. Эффект с родни взаимодействия титана и металлического пирса кто в курсе тот поймёт. Смазка может только поспособствовать дальнейшему разрушению мотора.

#45 Info

  • Пользователь
  • 854 сообщений
  • Город:Москва, Лефортово

Отправлено 30 November 2023 - 11:39

Внимательно прочитав заявку на патент ( по ссылке уважаемого "Блудный кот"), понял что смазка происходит автоматически за счет применения материалов с разной вязкостью (износа) , то-есть никакой кроме. Наблюдается также эфект компаунда, что возможно и приводит к схватыванию тел статора и ротора, В этом случае надавливание на винт "оживляет" механизм, в результате пружина мотора проседает и подвижность возвращается. Осталось набраться решимости и добраться до SDM.
P.S. Это только мнение о прочитанном, возможно я ошибаюсь.

Сообщение отредактировал Info: 30 November 2023 - 11:45


#46 Info

  • Пользователь
  • 854 сообщений
  • Город:Москва, Лефортово

Отправлено 07 December 2023 - 19:21

Сегодня восстановил работу SDM на 17-70. Спасибо "Блудный кот"!





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных