"Из книжки:
Старая моя фотография, снятая на Фестивале пива в Петербурге. На мой вкус, тот случай, когда нерезкость не просто не мешает, но работает на образ.
Не люблю разговоры про фотоаппараты и объективы. Мне странно, когда фотограф меняет аппаратуру каждый год, надеясь, видимо, что с каждой новой камерой качество фотографий будет радикально улучшаться. Наверное, это справедливо для спортивных фотографов, но точно не так для фотографов снимающих жизнь. Повышенный интерес к«кнопочкам» для меня очень тревожный симптом.
В каждой новой студенческой группе находится юноша, которого интересует мое мнение по поводу амплитудно-частотных характеристик того или иного объектива. Мне нечего ему ответить, потому, что у меня нет никакого мнения по этому поводу. Как правило, такие мальчики очень быстро куда-то деваются Потом они находят себя, работая продавцами — консультантами в магазинах фотоаппаратуры.
Вступительные экзамены на Фотофакультет (Факультет имени Гальперина — старейшая школа фотожурналистики в Петербурге) принимают сразу несколько преподавателей. Замечаю очень симпатичную девушку, показывающую фотографии коллеге. Потом выхожу покурить — вижу ту же девушку, с потерянным видом стоящую у окна.
- Поступили? - спрашиваю.
- Нет, - говорит девушка, едва не плача.
- Покажите мне картинки, - прошу.
Фотографии были так себе, но уж очень девушка мне понравилась. «Приходите, - говорю — учиться»
С первого же занятия С. стала приносить классные картинки. Такая оранжево-красная очень драйвовая мазня. «Смотрите, - говорю эрудированным мальчикам. - вот, вы снимаете правильно, а человек. снимает хорошо!».
Начали учиться в октябре. К январю одолели меня сомнения. Я (так, чтобы никто не слышал) спрашиваю у девушки:«С., а у вас резкие фотографии бывают?» С. говорит тихонечко: «У меня не получается». Прошу показать камеру — мало ли, вдруг дефект какой. С. достает из сумки пленочную бюджетную зеркалку с недорогим объективом. Смотрю, на окошко, а там диафрагма 16. Со вспышкой снимать студентам я не разрешаю. Световой день в Питере 3 часа.
- Послушайте, - спрашиваю — а что в Петербурге в январе можно снимать с диафрагмой 16???
- Мы так купили, - едва слышно говорит С. и краснеет от смущения.
С. научилась снимать резко. Она прекрасный фотограф, преподаватель и куратор. Вряд ли она часто думает об амплитудно-частотных характеристиках."
