Перейти к содержимому


Почему с "цифрой" необходим штатив?


Сообщений в теме: 39

#1 Larsik

  • Пользователь
  • 85 сообщений
  • Город:Сергиев Посад

Отправлено 18 December 2013 - 14:32

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
Оно понятно, когда, к примеру, объектив тяжелый или выдержка "от руки" - в таких случаях и в "пленочные" времена рекомендовалось использовать штатив и тросик... Но при обычной-то съемке, при том, что советская фототехника была куда более увесистой, свободно обходились без них.
Выходит, риск получения нечетких снимков без доп. оборудования на цифровых камерах выше, чем на пленочных? А почему?

#2 e573

  • Пользователь
  • 122 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 18 December 2013 - 14:50

Вопрос не праздный. Примерно 2 года назад видел по телевидению сюжет, когда группа скандинавов-биологов (то ли норвежцы, то ли шведы) приехала в один из наших заповедников для проведения научных наблюдений (птицы или звери-не помню, не в этом суть). Яркое солнце, снег, и все "зеркалки" на штативах, а не на "пузе". Почему, так для меня и остается загадкой...

>В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
И можно спросить, о каких конкретно книгах идет речь? И как там обосновывается необходимость использования штатива?

Сообщение отредактировал e573: 18 December 2013 - 15:14


#3 vizzy

  • Пользователь
  • 3043 сообщений
  • Имя:Виталий
  • Город:Иваново

Отправлено 18 December 2013 - 14:58

Ну, столь категоричные советы пусть останутся на совести авторов книг/статей. Снимать без штатива вполне можно, при достаточно короткой выдержке смаза не будет. Достаточно короткая - это 1/2*ФР, чтобы наверняка. Другое дело, что при съемке статичных объектов (читай - предметка и пейзаж) штатив гарантирует максимальную резкость (если он не совсем плох).

#4 Kyzmich

  • Пользователь
  • 5738 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 15:17

Вообще,если снимать на выдержках 1/500-1/1500сек можно удивиться резкости снимков)))
Все советы, что Т должно быть не меньше F годны только для открыток.
Монопод и штатив полезная вещь,правда не всегда удобна.
Конкретно к цыфре никакого отношение использование штатива не имеет.

#5 Electrician

  • Пользователь
  • 85 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 18 December 2013 - 15:20

Цифра или плёнка - разницы здесь нет никакой.
Видимо штативы и пульты подешевели настолько, что стали доступны любителю. Или просто реклама: "покупайте фототехнику".

#6 *SERGEY*

  • Пользователь
  • 352 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 15:23

Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
Оно понятно, когда, к примеру, объектив тяжелый или выдержка "от руки" - в таких случаях и в "пленочные" времена рекомендовалось использовать штатив и тросик... Но при обычной-то съемке, при том, что советская фототехника была куда более увесистой, свободно обходились без них.
Выходит, риск получения нечетких снимков без доп. оборудования на цифровых камерах выше, чем на пленочных? А почему?
На плёночных камерах люди прежде чем снимать ДУМАЛИ ,а затем снимали.
Думали из-за того ,что количество кадров на плёнке было 36 (+2-3 кадра) .Прежде чем снять кадр ,определяли экспозицию снимаемого объекта и его динамику..
На цифре люди перестали думать (перебросив думку на электронику фотика),а просто нажимают кнопку СПУСК .Снимай хоть тыщи кадров ,пока не кончится питание . А электроника -дура ,ей не вдамёк что такое динамика объекта (статичен объект или он двигается ) .
К тому же масса цифровых фотиков по-сравнению с плёночной фототехникой уменьшилась . Более лёгкое в руках уже ,можно сказать,дрожит в руках даже при дыхании . Вот и получается ,что в совокупности на цифре стало больше снимков со смазом .

Но недостаточно ,чтобы только руки не дрожали при съёмке ,но ещё необходимо ,чтобы выдержка на фотике была такой ,чтобы заморозить снимаемый объектв в динамике.

Давайте посмотрим какие выдержки нужны чтобы заморозить объекты,чтобы они на снимке получились чёткими .
1/500с достаточно для съёмки велосипедиста, чтобы остановить бегущего человека, вам хватит 1/250с, а человека, идущего быстрым шагом, – 1/125с.
Трепещущие на ветру листья деревьев могут испортить снимок, сделанный со скоростью менее 1/60 с.
При съёмке диких животных вам в большинстве случаев понадобится выдержка 1/125-1/250 с.
Чтобы поймать наиболее быстрые и стремительные движения может потребоваться 1/500 с.
Животное, сидящее неподвижно можно снять и с 1/30 с.

Так что несмотря на то ,что камера вытянит стабом ваше дрожание рук ,динамика снимаемого объекта похоронит массу снимков .
Поэтому ,чтобы снимки на цифре были не смазанными ,в-первую очередь ,ВЫ должны ДУМАТЬ ,а не фотик . Должны выставить такую выдержку на фотике (в зависимости от динамики объекта),чтобы она заморозила объект без смаза,т.е. сделает его чётким .

Если вы снимаете телевиком ,то должны помнить ,что выдержка должна быть не длиннее чем 1/1.5F , где F-фокусное объектива .
Например ,снимаете вы телевиком 300мм , значит ,выдержка должна быть не длинее 1/450c (1/500-1/1000 ).
Это нетрудно запомнить ,как таблицу умножения .

P.S.Так что и без штатива можно иметь чёткие снимки на цифре .

#7 IOTNIK

    Балбес

  • Пользователь
  • 32940 сообщений
  • Город:киев

Отправлено 18 December 2013 - 16:07

Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
А почему?
Дело в том, что в эру цифровых фотографов не принято уметь фотографировать или знать какие либо правила и условия, зато принято торговать( штативами, например ).
А пользователь цифровой камеры( не фотограф ) не может воспринимать информацию, если его не провоцируют купить что-нибудь "покруче" для получения "идеальных" снимков.
Уровень писающих книгами примерно такой же.

#8 Alexander_46

  • Пользователь
  • 2667 сообщений
  • Город:Курск

Отправлено 18 December 2013 - 16:33

Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
На заборах тоже много чего пишут, так что, всему верить? :D
Съёмка на цифру ничем не отличается от съёмки на плёнку в этом плане. Если человек умеет обращаться с техникой, знает, что он хочет, и что нужно для этого сделать, то он получит резкий снимок и без штатива. В противном случае хоть кнопку "Шедевр" прилепи на тушке, гарантией резких снимков это не будет.
Похоже, вы наткнулись на книги, написанные людьми, о которых упомянул Балбес.

Сообщение отредактировал Alexander_46: 18 December 2013 - 16:34


#9 Yoorgee

  • Пользователь
  • 325 сообщений
  • Имя:Юрий
  • Отчество:Юрьевич
  • Город:Северная Пальмира

Отправлено 18 December 2013 - 16:41

Лично мое мнение - штатив -это фундамент фотографического искусства.

#10 StarPer

  • Пользователь
  • 2280 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 16:51

Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...
Оно понятно, когда, к примеру, объектив тяжелый или выдержка "от руки" - в таких случаях и в "пленочные" времена рекомендовалось использовать штатив и тросик... Но при обычной-то съемке, при том, что советская фототехника была куда более увесистой, свободно обходились без них.
Выходит, риск получения нечетких снимков без доп. оборудования на цифровых камерах выше, чем на пленочных? А почему?
Чтобы там не говорили фанаты пленки(я тоже к ним отношусь) разрешение цифры в передаче мелких деталей выше.Если Вы будете смотреть на офисном мониторе или печатать 10-15 то Вам будет совершенно без разницы со штатива или нет на достаточно короткой выдержке.
.Но если Вы будете смотреть или печатать большой размер или просто расматривать 100% кропы то разница есть .Так снимая камерой канон 50д пейзажи 1\250 я видел разницу со штатива или нет при 100% увеличении.

В некоторых случаях штатив\монопод позволяет разгрузить руки.

#11 Hartad

  • Пользователь
  • 1194 сообщений
  • Город:Армения, Ереван

Отправлено 18 December 2013 - 16:55

Просмотр сообщенияYoorgee (18 December 2013 - 16:41) писал:

Лично мое мнение - штатив -это фундамент фотографического искусства.

А я, почему-то, был уверен, что - фотограф... :)

#12 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 17:06

Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков...
Выходит, риск получения нечетких снимков без доп. оборудования на цифровых камерах выше, чем на пленочных? А почему?
Потому что в современных программах просмотра цифровых картинок масштаб просмотра 100% делается одним кликом. Для того чтобы на цифре при нажатии на кноку 100%го масштаба сработал вау-эффект девяти цифровым фотографам из десяти нужен не только штатив, но и специальная "цифровая" оптика. А на пленке редко кто печатал 50х60 см. Если бы на пленке все пользовались минилабами для печати конвертного формата, а на цифре все фотоаппараты выдавали не больше чем 900х600, то штативы бы исчезли как класс. ))

#13 Sun_Lin

  • Пользователь
  • 812 сообщений
  • Город:Уфа, Россия

Отправлено 18 December 2013 - 17:51

Просмотр сообщенияe573 (18 December 2013 - 14:50) писал:

группа скандинавов-биологов (то ли норвежцы, то ли шведы) приехала в один из наших заповедников

На самом деле, то были глубоко законсперированные британские ученые :ph34r:

#14 Yoorgee

  • Пользователь
  • 325 сообщений
  • Имя:Юрий
  • Отчество:Юрьевич
  • Город:Северная Пальмира

Отправлено 18 December 2013 - 18:14

Hartad, часть творческая и часть инструментарная - есть две параллельные колонны, которые не пересекаются, но держат на себе плоскость Искусства.

#15 freeBrain

  • Пользователь
  • 530 сообщений
  • Город:Сочи-Мурманск

Отправлено 18 December 2013 - 19:06

Наверно надо не забывать, что камеры сегодня не только делают фото снимки но и позволяют снимать видео.
Видео без штатива признак сильно начинающего "любителя".

#16 olk650

  • Пользователь
  • 2173 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 19:11

Просмотр сообщенияStarPer (18 December 2013 - 16:51) писал:

В некоторых случаях штатив\монопод позволяет разгрузить руки.
И загрузить спину.

#17 mich.

  • Пользователь
  • 5331 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 19:13

Просмотр сообщенияfreeBrain (18 December 2013 - 19:06) писал:

Наверно надо не забывать, что камеры сегодня не только делают фото снимки но и позволяют снимать видео.
Видео без штатива признак сильно начинающего "любителя".

Согласен. Я точно так и подумал, что вышеупомянутые скандинавы снимали со штатива именно видео. :)


Просмотр сообщенияStarPer (18 December 2013 - 16:51) писал:

Чтобы там не говорили фанаты пленки(я тоже к ним отношусь) разрешение цифры в передаче мелких деталей выше.Если Вы будете смотреть на офисном мониторе или печатать 10-15 то Вам будет совершенно без разницы со штатива или нет на достаточно короткой выдержке.
.Но если Вы будете смотреть или печатать большой размер или просто расматривать 100% кропы то разница есть. ...

Сейчас на цифре все эти микросмазы, которые можно заметить на 100% увеличении, с лихвой компенсируются возможностями более совершенных стабилизаторов и возможностью безболезненно выставить повышенные ИСО.
Если раньше штатив непременно брали с собой при съемке на пленку 100 единиц то сейчас, когда можно в любой момент выставить 1600 и 3200, это делать вовсе не обязательно.
И для телевиков штатив также не обязателен, в том случае, если телевик имеет современный оптический стабилизатор. Сейчас статические сюжеты на стабилизированном фокусном ЭФР 300 мм вполне можно снимать на 1/15 и даже на 1/8: http://www.penta-clu...ost__p__1523212

В настоящее время штатив неизбежно необходим лишь для прикладных техник – для предметки, для макро, для создания разного рода спецэфектов, при которых требуются совсем длинные выдержки (к примеру получить «гладкую воду» с применением ND фильтра).


Просмотр сообщенияLarsik (18 December 2013 - 14:32) писал:

... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается...

«В иных книгах» нам никогда не напишут, что рекомендации следовать каким-либо универсальным правилам написаны для самого «слабого звена». В данном случае для тех, у кого руки живут своей жизнью. Не напишут ввиду цензуры глобальной ныне толерантности.
Для остальных достаточно освоить, что при относительно длинных выдержках нужно жестче прижимать к лицу камеру (для этого желательно целиться в ВИ левым глазом). И локти обеих рук плотнее прижимать к туловищу. Затаить дыхание и аккуратнее жать на спуск.
Еще стоп можно выйграть переключив камеру в режим серийной съемки.

Также отмечу, что заблуждение полное, что якобы при прочих равных с совсем легкой камерой труднее добиться резких кадров и избежать шевеленки.

#18 . /

  • Пользователь
  • 9740 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 19:24

Просмотр сообщенияmich. (18 December 2013 - 19:13) писал:

(для этого желательно целиться в ВИ левым глазом).

В видиоискатель всё же лучше целться тем глазом, который лучше видит, ;) а при равно одинаковом хорошем зрении обоих глаз (позавдовать таким людям да и только :) ) лучше целится "доминирующим" глазом ;)

#19 mich.

  • Пользователь
  • 5331 сообщений

Отправлено 18 December 2013 - 19:44

Просмотр сообщенияЖилБыл (18 December 2013 - 19:24) писал:

В видиоискатель всё же лучше целться тем глазом, который лучше видит, ;) а при равно одинаковом хорошем зрении обоих глаз (позавдовать таким людям да и только :) ) лучше целится "доминирующим" глазом ;)

:) С этим естественно согласен, но целясь правым глазом, как мне кажется, сложнее осуществить достаточно плотное и надежное прижатие камеры к лицу.

#20 Erka

    секция любителей Пентакса

  • Пользователь
  • 1859 сообщений
  • Город:Королёв

Отправлено 18 December 2013 - 21:13

Просмотр сообщенияolk650 сказал:

И загрузить спину.
Поверьте, лучше штатив или монопод дотащить до места, а потом снимать, опираясь на них, а не перенапрягать руки до дрожи. Проходили, знаем.

Просмотр сообщенияStarPer сказал:

В некоторых случаях штатив\монопод позволяет разгрузить руки.
Согласна, когда долго ждёшь тот самый момент, при съёмке на руках потом (через сутки, как правило) становится очень больно.

Просмотр сообщенияLarsik сказал:

Не могу понять, почему при съемке на "цифру" условие использование штатива и пульта является независимо от условий съемки чуть ли не обязательным во избежание получения нечетких снимков... В иных книгах по ЦФ этому чуть ли не по целой главе посвящается... Оно понятно, когда, к примеру, объектив тяжелый или выдержка "от руки" - в таких случаях и в "пленочные" времена рекомендовалось использовать штатив и тросик... Но при обычной-то съемке, при том, что советская фототехника была куда более увесистой, свободно обходились без них. Выходит, риск получения нечетких снимков без доп. оборудования на цифровых камерах выше, чем на пленочных? А почему?
Это не имеет прямого отношения к цыфре. Возможно, Вам стОит внимательнее вчитаться: возможно, книга была посвящена слабому освещению. Что касается цыфрЫ - это основное сейчас, оно продаётся в бОльших количествах, про неё и пишут.

#21 Larsik

  • Пользователь
  • 85 сообщений
  • Город:Сергиев Посад

Отправлено 19 December 2013 - 14:04

Просмотр сообщенияe573 (18 December 2013 - 14:50) писал:

о каких конкретно книгах идет речь?
Например, Скотт Келби, ЦФ, Том 1 - почти вся первая глава посвящена разным ухищрениям для достижения резкости (вплоть до предварительного подъема зеркала!), будто без всего этого априори снимки резкими быть не могут.

Просмотр сообщения*SERGEY* сказал:

На цифре люди перестали думать
Похоже, именно для таких обладателей фототехники и пишутся подобные книги :) Всем спасибо за разъяснения!

Просмотр сообщенияStarPer сказал:

В некоторых случаях штатив\монопод позволяет разгрузить руки

Просмотр сообщенияolk650 сказал:

И загрузить спину.
Вот есть альтернативный вариант: рюкзак со штативной рамкой (недешев, правда...)

Сообщение отредактировал Larsik: 19 December 2013 - 14:06


#22 kogd

  • Пользователь
  • 948 сообщений
  • Город:Voronezh

Отправлено 19 December 2013 - 14:16

Просмотр сообщенияLarsik (19 December 2013 - 14:04) писал:

Например, Скотт Келби, ЦФ,

его книги лучше не читать.
а для избавления от смаза на снимках: гантельки, утренняя зарядка... :) и штатив реже нужен будет, да и таскать его не в тягость будет!

Сообщение отредактировал kogd: 19 December 2013 - 14:17


#23 Larsik

  • Пользователь
  • 85 сообщений
  • Город:Сергиев Посад

Отправлено 19 December 2013 - 14:38

Просмотр сообщенияkogd сказал:

его книги лучше не читать
Возможно, Вы правы :) А, имея "пленочный" опыт, что бы почитать специфичного для ЦФ?

#24 glass99

  • Пользователь
  • 1729 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 19 December 2013 - 14:45

Просмотр сообщенияkogd (19 December 2013 - 14:16) писал:

его книги лучше не читать.
а для избавления от смаза на снимках: гантельки, утренняя зарядка... :) и штатив реже нужен будет, да и таскать его не в тягость будет!
...гантельки и зарядка - это очень хорошо, только от необходимости использовать штатив это не избавит.

#25 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 19 December 2013 - 15:02

Цитата

А, имея "пленочный" опыт, что бы почитать специфичного для ЦФ?
для съёмки - только инструкцию к камере :-)
Основной резерв улучшения результата, в сравнении с плёнкой - на этапе постобработки. Здесь Маргулис "живее всех живых".

#26 Anatol

  • Пользователь
  • 4466 сообщений
  • Имя:Анатолий
  • Отчество:Петрович
  • Фамилия:Лесковский
  • Город:Москва

Отправлено 19 December 2013 - 15:09

Просмотр сообщенияLarsik (19 December 2013 - 14:38) писал:

А, имея "пленочный" опыт, что бы почитать специфичного для ЦФ?
Читать следует статьи о внутреннем устройстве ЦФК. Понять для себя отличия цифровой матрицы и плёнки, как регистрирующего элемента аппарата . В остальном разницы вы не найдёте.

#27 kogd

  • Пользователь
  • 948 сообщений
  • Город:Voronezh

Отправлено 19 December 2013 - 16:26

Просмотр сообщенияglass99 (19 December 2013 - 14:45) писал:

...гантельки и зарядка - это очень хорошо, только от необходимости использовать штатив это не избавит.

после "гантельки" - Зенит Е + Юпитер-37 использую штатив только на выдержках больше 1\4, для фокусных до 50мм, и до 1\30, для фокусных до 200мм. Либо для съемки макро и мелких предметов, где важна точность фокусировки.
Хотя на тех же младших кенон\никонах были смазы и на 1\60 и 1\90 при фокусных до 50мм.

Сообщение отредактировал kogd: 19 December 2013 - 16:26


#28 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 19 December 2013 - 16:59

Нет никакой разницы между необходимостью штатива на цифре или на пленке. Всё одинаково. Разница лишь в том, что условия просмотра результата сьемки в практике очень разнятся, отсюда и такие выводы в литературе "для чайников" о штативе для цифры и для пленки. А необходимость применения штатива зависит не от датчика или типа регистратора, а от характера и жанра сьемки. Не зависимо от того цифра это или пленка. Жанровые предпочтения рулят в необходимости и выборе штатива. На мой взгляд пейзаж, натюрморт, специальная предметка, дикая природа без штатива - нонсенс, макро - 50/50. Напротив, жанр/стрит, репортаж, большинство жанров "о человеке" со штативом - нонсенс, портрет (смотря какой) - 50/50. Дело не в "цифра vs пленка".
Не знаю как насчет "гантелек", но правильная эргономическая изготовка корпуса и хват камеры могут быть поэффективнее любого стаба на длинных выдержках с длинной оптикой. Какие гантельки? 150 коньяка, школа правильно держать камеру, и звание Мастера Спорта СССР по пулевой стрельбе в начале 80х работают не хуже чем штатив и стаб, в динамичной сьемке... :blush:))

#29 vizzy

  • Пользователь
  • 3043 сообщений
  • Имя:Виталий
  • Город:Иваново

Отправлено 19 December 2013 - 18:37

Просмотр сообщенияLarsik (19 December 2013 - 14:04) писал:

Например, Скотт Келби, ЦФ, Том 1 - почти вся первая глава посвящена разным ухищрениям для достижения резкости (вплоть до предварительного подъема зеркала!), будто без всего этого априори снимки резкими быть не могут.
От условий зависит. Не так уж мало ситуаций, когда именно, что не могут. Например, с ширпотребными штативами (вплоть до Манфротто 190, с более тяжелыми камерами, вероятно и 055) предподъем зеркала на зеркальных камерах именно необходим. При съемке с рук предподъем наоборот больше мешает отсутствию смаза.

#30 glass99

  • Пользователь
  • 1729 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 19 December 2013 - 21:26

Просмотр сообщенияkogd (19 December 2013 - 16:26) писал:

после "гантельки" - Зенит Е + Юпитер-37 использую штатив только на выдержках больше 1\4, для фокусных до 50мм, и до 1\30, для фокусных до 200мм. Либо для съемки макро и мелких предметов, где важна точность фокусировки.
Хотя на тех же младших кенон\никонах были смазы и на 1\60 и 1\90 при фокусных до 50мм.
...да хоть Шварценеггер - это штатив не заменит ;)
Скорее, смаз меньше - у стрелков будет. Только Шварценеггеров среди них нет.

P.S.
общую полезность физических упражнений, повторюсь - не оспариваю.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных