Особенности экспозамера.
#1
Отправлено 14 November 2013 - 12:09
На этом месте мне вспомнилось, что многие сетуют (я тоже временами) на характерный пентаксовский недосвет, который надо компенсировать либо постоянной экспокоррекцией (но иногда кадры вдруг экспонируются нормально и получается пересвет), либо в редакторе. И пришла в голову мысль, что, возможно, эта особенность получается от незнания тонкостей использования экспонометрии? А автоматика не так уж и виновата?
В связи с этим хочется узнать у опытных в этих делах людей, какие режимы замера в каких условиях они используют, какие хитрости и тонкости есть в этом деле (вроде замера по ладони для белых предметов на солнце)? Поделитесь секретами, господа!
#2
Отправлено 27 November 2013 - 22:20
IgorGD (14 November 2013 - 12:09) писал:
Боюсь, что "секретами" не поделюсь, в паре фраз это малореализуемо, а вот весьма полезные книги посоветую:
Леонард Гонт. "Экспозиция в фотографии" М. "Мир" 1984.
Эрл Н. Митчел. "Фотография" М. "Мир" 1988 (?)
Без основ, нмзв, не просто будет понять отчего и почему...Пусть не пугает, что это ещё в плёночную эпоху. (Уже эпоха)
Удачи!
Сообщение отредактировал Yuriy Babushkin: 27 November 2013 - 22:21
#3
Отправлено 29 November 2013 - 12:56
На цифре доверяю матричному автозамеру либо меряю точкой по физиономии. В сложных условиях,- в театре,например, или на концерте, где темно и быстро меняется свет,- все выставляю вручную, сверяясь с гистограммой.
Ну и RAW, разумеется.
Как правильно проэкспонировать чернокожую невесту в снежном поле в солнечный день, даже не представляю .
#4
Отправлено 03 December 2013 - 02:21
stepan (29 November 2013 - 12:56) писал:
IgorGD (14 November 2013 - 12:09) писал:
IgorGD (14 November 2013 - 12:09) писал:
#6
Отправлено 03 December 2013 - 08:41
Для начала нужно чисто практически изучить чем отличаются разные типы экспозамера в используемой конкретной камере. У любого фотографа обязано быть чутьё характеристик замера используемой камеры. Нужно ощущать и знать угловую ширину точечного замера и представлять ее в масштабе кадра. Нужно знать как по полю кадра распределяется чувствительность центровзвешенного замера. Раньше, и сейчас в некоторых камерах, форма распределения чувствительности центровзвешенного замера была колоколообразной с расширением к низу кадра при ландшафтной ориентации. Сейчас в современных цифротушках, но не во всех, центровзвешенный замер имеет чисто круговую форму замера в центре кадра с плавным уменьшением чувствительности к периферии кадра. Размер и плавность затухания чувствительности в центровзвешенном замере фотограф обязан чувствать "спиной". В интегральном (мультисегментном, как его сейчас называют) замере нужно хотя бы примерно представлять количество и размер зон замера в масштабе поля кадра, и чувствовать что происходит с замером, если в один сегмент мультисегментного замера попадает точечный источник света или тьмы, сильно выпадаший за среднюю освещенность остальных сегментов замера. Тут есть уже и влияние программистов прошивок, т.к. некоторые процессоры могут тупо исключить из обработки данных "средней температуры по больнице" интегрального замера ту одну зону, которая "ни какие ворота не вписывается" в среднюю освещенность кадра. Типа, сегмент-труп, и нефиг его учитывать, т.к. нормальному фотографу не может прийти в голову, что один сегмент нужно оживить, а все остальные сделать трупами, т.к. в таких задачах нормальные фотографы этим режимом не пользуются. ))) Кроме того, нужно знать и понимать распределение чувствительности зон мультисегментного замера при привязке замера к точке фокусировки, - многие камеры это умеют. Если фотограф "спинным мозгом" не чувствует эти перечисленные параметры своей собственной камеры, то дальше о практике говорить не о чём, и незачем. Будут только непонятки, не считая быдляческих точек зрения что это всё ваще нафих не нужно. ))
В современных камерах почувствовать свою камеру довольно легко: нужно в LV вывести на дисплей гистограмму и шкалу экспонометра и погонять камеру в разных синтетических условиях освещения, наблюдая реакции разных режимов экспозамера в разных и в похожих условиях, в т.ч. и для сравнения поведения разных режимов в похожих условиях. При этом надо понимать, что экспозамер в тушке - это лишь... эммм...некая часть практики экспонометрии, т.к. камеры измеряют лишь отраженный свет, и в них нет инструментов и режимов замера падающего света. А вот отраженный свет сильно зависит от отражательной способности обьектов снимаемой сцены, на которую влияет хз сколько параметров - от углов падения света, до спектральных характеристик (цветности), и когда в обьектив попадает не только отраженный, а в т.ч. и падающий (прямой), в некоей пропорции, в некоем режиме экспозамера, то тут любая автоматика сдуреет, т.к. она не умеет различать падающий (прямой источник света) и отраженный свет, а между ними принципиальная разница.
Чтобы разговаривать дальше о практике "замера по ладони для белых предметов на солнце" нужно "прибить гвоздями" к этой теме десяток терминов, типа что такое коэффциент отражения и средняя отражательная способность. Иначе будет бардак. ))
#7
Отправлено 03 December 2013 - 09:14
присоединюсь к оч.здравому предложению:
"нужно в LV вывести на дисплей гистограмму и шкалу экспонометра и погонять камеру в разных синтетических условиях освещения, наблюдая реакции разных режимов экспозамера в разных и в похожих условиях, в т.ч. и для сравнения поведения разных режимов в похожих условиях. "
LV и отображаемая на экране тушки в режиме онлайн гистограмма огромное благо для фотографа.
#8
Отправлено 04 December 2013 - 16:00
спасибо, я и не знал, что можно выводить еще и ЛВ...
а так целиком и полностью согласен насчет спинного мозга.
когда снимал LX-ом, нашел в инете диаграмму его замера, проверил, и уже точно знал, что края кадра вообще не учитываются, что по середине плоское плато, колокол усечен, и что скаты колокола довольно крутые.
в результате брака по экспозамеру было очень мало.
в цифровом же "веке" спинной мозг особо не напрягают, имея возможность всегда посмотреть сразу после съемки...
но все равно после, а чаще всего вернуть кадр нельзя.
Сообщение отредактировал pentajazz: 04 December 2013 - 16:13
#9
#10
Отправлено 04 December 2013 - 16:40
karimar (04 December 2013 - 16:28) писал:
#12
Отправлено 04 December 2013 - 17:24
e573 (04 December 2013 - 16:40) писал:
пока сложилось впечатление что вряд ли в моей практике пригодятся эти тонкие детали (могу и ошибаться, ведь путь к совершенству бесконечен), т.к. все автоматические улучшайзеры в тушке отключены со дня покупки и до настоящего времени именно оценка сцены по гистограмме камеры (несмотря на то что снимаю в рав) позволяла получить желаемо по конечному результату проэкспонированные кадры.
(конечно не без учета нюансов конкретной камеры: к-7 требовала экспонировать максимально близко в правому полю гистограммы, т.е. исключать необходимость тянуть тени, с к-5 я экспонирую по центру, либо с запасом в тенях, т.е. ближе к левому краю гистограммы, по моей практике матрица к-5 лучше переносит потянуть при необходимости тени, нежели потом пытаться спасти света)
pentajazz (04 December 2013 - 16:47) писал:
экраном камеры я пользуюсь лишь для просмотра карточек и изменения настроек меню
а при съемке - для оценки сцены по гистограмме и ввода необходимой экспокоррекции, плюс в меню камеры включена индикация ярких/темных зон - помогает в понимании конкретной сцены.
как-то так
Сообщение отредактировал karimar: 04 December 2013 - 17:29
#14
Отправлено 04 December 2013 - 17:50
e573 (04 December 2013 - 17:38) писал:
Тогда вопрос: какая гистограмма имеется ввиду-одна яркостная, или же поканальные?
Если иначе поправьте плииз
Сообщение отредактировал karimar: 04 December 2013 - 17:50
#15
Отправлено 05 December 2013 - 06:18
#16
Отправлено 07 December 2013 - 15:10
правильно ли я понял - в ручном режиме М не важно какой режим экспозамера стоит на рычажке?
то есть в режиме М камера лишь показывает уровень экспозиции на справочной шкале (и на это как раз режим экспозамера влияет), но на саму фотографию влияния нет?
#17
Отправлено 07 December 2013 - 15:22
karimar (04 December 2013 - 17:24) писал:
#20
Отправлено 07 December 2013 - 16:25
Hardcorist (07 December 2013 - 15:10) писал:
Но есть хитрость,"нажав зеленую кн" в режиме "М"- сработает автомат экспонометра.
Иногда помогает оценить кадр по свету
ЗЫ
чего такой нервный?.
Сообщение отредактировал Kyzmich: 07 December 2013 - 16:27
#21
Отправлено 07 December 2013 - 16:29
#22
Отправлено 07 December 2013 - 16:30
нет, меня интересует именно чистый М с заданием экспопары вручную.
как я понимаю, положение рычажка экспорежима, при этом, значение имеет только для справочного экспонометра, но на снимок не влияет
#23
Отправлено 07 December 2013 - 16:35
Кстати неплохой помощник в экспонометрии,в частности пересветов-режим просмотра "монохромный"
Жаль,что это не выведено в виде отдельной кн.
Типа откл цвет.
Hardcorist (07 December 2013 - 16:30) писал:
как я понимаю, положение рычажка экспорежима, при этом, значение имеет только для справочного экспонометра, но на снимок не влияеткто сказал? о_О
Тоесть автоматика производит экспозамер.но вы им не пользуетесь.
Сообщение отредактировал Kyzmich: 07 December 2013 - 16:40
#24
Отправлено 07 December 2013 - 16:45
#25
Отправлено 07 December 2013 - 16:54
#26
Отправлено 07 December 2013 - 17:04
karimar (07 December 2013 - 16:29) писал:
Bondezire (07 December 2013 - 16:45) писал:
нет, просто я тут прикидываю как работать в сложных условиях, когда например в кадре перемешаны прямые и отраженные источники света. тут автоматика камеры обычно дает ошибку и лучше снимать вручную. а раз экспозамер дает ошибку в авторежимах, то и экспонометр в режиме М тоже покажет неверные значения. остаётся вариант - подбирать экспопару вручную.
#27
Отправлено 07 December 2013 - 17:08
#28
Отправлено 07 December 2013 - 17:10
Bondezire (07 December 2013 - 16:54) писал:
Непрерывно он кстати работает в LV
Четко видишь весь свет в кадре-цвет не сбивает с толку.
Предложенная цветная подсветка меня откровенно раздражала.так-как забивала кадр.
Сообщение отредактировал Kyzmich: 07 December 2013 - 17:14
#29
Отправлено 07 December 2013 - 17:29
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных