Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Целое больше простой суммы составляющих. Или 2+2=7.


Сообщений в теме: 18

#1 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 15 November 2020 - 23:51

Фраза "Целое больше простой суммы составляющих." приписывается Аристотелю. Ну, там, в философии - свои холивары на эту тему. Ну и бог с ними, с философами.

Посмотрим на сторону вопроса с художественной точки зрения.

Я о том, что отображаемый автором образ всегда складывается из мелочей, собранных воедино.

Как визуальное пояснение абстрактной, нематериальной мысли, приведу её материальное воплощение - портреты-натюрморты фотохудожника Клауса Энрике.

То есть, если разобрать по примитивам - овощи, фрукты, цветы. А что мы видим в результате? Образы, не имеющие прямого отношения к составляющим.


Изображение

http://klausenrique.com/

#2 Антон Бондаренко

  • Пользователь
  • 1196 сообщений
  • Имя:Антон
  • Отчество:Владимирович
  • Фамилия:Бондаренко
  • Город:Первоуральск

Отправлено 16 November 2020 - 09:10

Во философия пошла. Без пузыря - не разобраться :)

#3 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 16 November 2020 - 10:57

Это попытка наглядно материализовать из бесплотного газообразного тумана понятие "композиция".

Слово. которое нередко встречаю, но что это такое - никто внятно сформулировать не может. Или - не хочет. Кругом одно словоблудие неконкретное.

То есть, на мой сегодняшний взгляд, композиция - это такое упорядоченное пространственное расположение отдельных составляющих элементов изображения (примитивов), которое в сумме создаст одно большое целое, образ (гештáльт).

При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.

#4 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 16 November 2020 - 12:00

Просмотр сообщенияwowk сказал:

...То есть, на мой сегодняшний взгляд, композиция - это такое упорядоченное пространственное расположение отдельных составляющих элементов изображения (примитивов), которое в сумме создаст одно большое целое, образ (гештáльт). При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
Все правильно, необходимо важное условие для композиции - связь между элементами, подчиняющаяся определенным законам, в соответствии с которыми формируется структура изображения. В мире атомов законы симметрии преобразуют атомарный хаос в кристаллическую решетку, внешнее проявление которой - кристалл как композиция атомов. По каким законам структурируется изображение? - загадка для ленивых: все уже написано - читать и читать. Но многие верят в свои природные способности восприятия и, как ни странно, это тоже работает, т.е. законы структурирования в нас. Можно признавать или не признавать существование этих законов, можно спорить о том - они внешние или внутренние (относительно человеческой природы), но споры эти бесплодны: если человек во что-то верит, то не перешибешь, т.е. вопрос чисто "религиозный":)

#5 nettmann

  • Пользователь
  • 3284 сообщений
  • Имя:Александр
  • Город:Москва

Отправлено 16 November 2020 - 14:55

Кто бывал в Праге - рядом с Пражским Градом на улице Увоз дом 6 (это по краю чаши вниз от Страговского монастыря) есть ресторанчик "У завешенного". Там все стены увешаны картинами в этом стиле. И, похоже, тот художник - родоначальник подобной живописи, ибо его картины воспроизводятся и цитируются. Они более удачны и осмысленны, КМК... Имя художника не записал, но в сети есть сайти этого культового места...

#6 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 16 November 2020 - 16:07

Ну вот, всё как обычно в среде "пенсионеров" - мысль непроизвольно потекла по древу... :)

№13, Я ни о каких законах, тем более физико-математических - не упоминал. И про формальную композицию всем интересующимся всё и так известно.
Ни при чем они тут. Например: зная только законы стихоплетения, но ни имея таланта художника - такую Энеиду, как у Котляревского не сотворишь. Так что про законы надо говорить в другой теме.

Мне же интересен другой аспект вопроса.

Просмотр сообщения№13 сказал:

загадка для ленивых:
Ну, в мире искусства они известны как наивисты. Когда учиться лень, а изобразительная потребность прёт со всех щелей. Какая там к чорту, композиция? :facepalm: - Это с одной стороны. А с другой? :blink2:

Просмотр сообщенияnettmann сказал:

Имя художника не записал
С итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо нас крымский Игорь, который ещё несколько лет тому назад знакомил. :hi:Я помню.

#7 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 17 November 2020 - 22:44

Просмотр сообщенияwowk сказал:

Ну вот, всё как обычно в среде "пенсионеров" - мысль непроизвольно потекла по древу...
В вас просто кипит геронтологический расизм:) Уважаемый Вова, почтенный возраст, на который вы ссылаетесь, пытаясь обосновать "неправильность" мыслей однотипного оппонента, работает и против вас, т.к. максимализм ваших суждений должен принадлежать пылкому юноше, а не убеленному сединками в некоторых частях волосяного покрова почтенного человека, за плечами которого кроется долгая жизнь умного человека, которому не пристало так часто упоминать ущербность, свойственную всем, кто уже близок к развязке своего пути. Будьте мудрее! Бес в ребро, седина в бороду, - я думал, что это касается только к специфической сексуальной активности, но, похоже, это больше касается мозгов, которые стареют гораздо медленнее, чем бренная плоть.... Извините, что копошусь в вечности...:)

Касательно отрицания структурирующих все сущее законов, тут вы правы, ибо слепому неведомы знаки дорожного движения:)

#8 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 20 November 2020 - 02:17

№13, Факт - налицо. Мысль не ухватили. Я про понятия, а вы зачем-то сюда законы приплетаете. Не туда понесло.

Здесь - не о законах речь веду. Идите уже тогда Генриха Вёльфлина почитайте, вот тогда и поговорим. :hi:

Основные понятия истории искусства, 1915г.

#9 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 21 November 2020 - 21:06

Просмотр сообщения№13 сказал:

геронтологический расизм
Это трезвое осознание происходящего со мной и результат пугающего общения с ровесниками.

Упоминаемые Вами законы работают в основном в области "файн-арта", крошечном островке океана изобразительного искусства.

Интересно: как они могут быть применены в футуризме с его симультанностью, например?

Сообщение отредактировал wowk: 21 November 2020 - 21:07


#10 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 22 November 2020 - 20:13

Продолжим про это интересное явление - гештальт. Можно сколько угодно таращиться на произведения футуристов, да так ничего и не увидеть. Пока не прочтёшь название, которое сработает "спусковым курком" образного восприятия и всё встанет на место в одно мгновение. Дальше можно не смотреть.

То есть - без поддержки логико-вербального мышления тут никак.

Изображение

#11 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 23 November 2020 - 11:08

Просмотр сообщенияwowk сказал:

Мысль не ухватили...
взаимно:)

#12 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 23 November 2020 - 11:37

Просмотр сообщенияwowk сказал:

...Здесь - не о законах речь веду. Идите уже тогда Генриха Вёльфлина почитайте, вот тогда и поговорим.
Глупо отрицать очевидное. Любое теоретизирование основано на научном методе. Закон это статистическая характеристика закономерностей, сведение закономерных связей в общее начало - закон. "Закономерности формообразования" это шаг в сторону выявления общих начал, поиск закономерностей и законов, на основе которых строится изображение. Чем и занимался Вёльфлин. Чем занимаются все, кто изучает что либо и пытается формулировать результаты поиска

Сообщение отредактировал №13: 23 November 2020 - 11:38


#13 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 26 November 2020 - 14:18

№13, Наверно я Вёльфлина невнимательно прочел - законов у него не заметил. Только понятия.



Истина где-то посередине. Надо попробовать подгребать к ней не теряя достоинства.

#14 Гость_Бадабум_*

  • Гость

Отправлено 10 February 2021 - 01:58

Целое всегда больше простой суммы. :)

Прикрепленное изображение: 2yoO1B-eWVI.jpg

#15 Гость_Бадабум_*

  • Гость

Отправлено 10 February 2021 - 02:12

Кстати. Подозреваю, что и симультанный контраст к этой теме тоже относится.


Прикрепленное изображение: 1504688046143539301.jpg

#16 wowk

  • Пользователь
  • 23470 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 09 March 2021 - 12:09

Про зрительные "шутки" восприятия.

https://youtu.be/ZCSpa_8I2N4?t=1571



#17 Override_

  • Пользователь
  • 206 сообщений

Отправлено 12 March 2021 - 21:15

Просмотр сообщенияБадабум (10 February 2021 - 01:58) писал:

Целое всегда больше простой суммы. :)

Прикрепленный файл 2yoO1B-eWVI.jpg
Всех нашел и стало интересно уточнить один вопрос. Можно здесь?
Порядок и скорость нахождения сильнее всего зависят от количества паттернов для каждой группы у зрителя?

#18 Гость_blacksnack_*

  • Гость

Отправлено 12 March 2021 - 22:23

Просмотр сообщенияБадабум (10 February 2021 - 01:58) писал:

Целое всегда больше простой суммы...
Если бы я не любил Маджонг, я бы никогда не нашел даже одного персонажа. Хотел уже было написать вам прямиком из персональной могилки и обругать япошек на чем свет стоит...

#19 leonber

  • Пользователь
  • 773 сообщений
  • Город:Haifa

Отправлено 03 July 2021 - 10:56

Просмотр сообщенияwowk (16 November 2020 - 16:07) писал:

Ну, в мире искусства они известны как наивисты. Когда учиться лень, а изобразительная потребность прёт со всех щелей. Какая там к чорту, композиция? :facepalm:
Задело - к "наивистам" (кое название мне активно не нравится) я дышу особенно неровно.
Согласен, что эта "технология мироотображения" провоцирует объявить себя ее последователями многих, кому иные способы просто недоступны по техническим причинам - не задумываясь, что этот метод на самом деле строго-бесскидочно предъявляет иной набор критериев: а как ты видишь то, что хочешь изобразить, способен ли ты заразить своим видением зрителя?

Прибегну к автоцитате, из эссе "В поисках смысла", посвященного Пиросмани:

Цитата

Есть в Нико, нечто, что отличает его от других "примитивистов" (на Западе принято их называть "naive painters" - оба имени направления мне кажутся крайне неудачными, я бы предпочел "натуристов" (natura - природа, естество), если бы его уже не застолбили любители светить чем попало без эротического контекста :)).Дело в том, что credo "примитивистов-натуристов" заключается в том, что источником искусства является естественное природное восприятие художником окружающего мира, а не культурно-художественная традиция.Но если те же Гоген и Ван-Гог сперва познакомились (и весьма основательно) с художественной традицией, прежде чем ее отвергнуть - Нико оказался самым рафинированным проявлением этой концепции - он начал писать, потому что захотел изобразить окружающий его мир так, как он его видел - ничего не зная о том, как до него это делали другие...

Не потому ли так много в этом направлении изобразительного искусства аналогов Флоренс Фостер Дженкинс (изумительно сыгранной Мерил Стрип) - и так немного истинных примадонн?
И не следует ли "фильтровать базар" не настолько жестко, чтобы, оставив лишь титанов, все остальное сливать в отходы (ибо одними гениями искусство не живет, одни они за всех все, достойное прочувствования, охватить неспособны) - а быть самим творцами своего художественного мировосприятия, подбирая для его художественного отображения различные источники различного уровня и достоинства - но складывающиеся в цельную гармоничную картину (исходя из того, что художественное восприятие - это такое же искусство, как и художественное творение - а может, и "главнее" его):

Просмотр сообщенияwowk (16 November 2020 - 10:57) писал:

При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
Вычеркнул "строгий порядок", поскольку в искусстве его место занимает "мера" (функция куда более высокого порядка, чем простые пропорции в линейных рядах)

ЗЫ - так, абсолютно случайно, вышло, что этой темой я заинтересовался сразу после того, как, также абсолютно случайно, передо мной раскрылось давно любимое мной стихотворение любимого мной, при всем его несовершенстве, Николая Гумилева - о любимом им, причем именно за его несовершенство Фра Анджелико: https://gumilev.ru/verses/28/
Вот, кое что оттуда, хайлайтами:

На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Сообщение отредактировал leonber: 03 July 2021 - 10:59






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных