Целое больше простой суммы составляющих. И...
wowk 15 Nov 2020
Фраза "Целое больше простой суммы составляющих." приписывается Аристотелю. Ну, там, в философии - свои холивары на эту тему. Ну и бог с ними, с философами.
Посмотрим на сторону вопроса с художественной точки зрения.
Я о том, что отображаемый автором образ всегда складывается из мелочей, собранных воедино.
Как визуальное пояснение абстрактной, нематериальной мысли, приведу её материальное воплощение - портреты-натюрморты фотохудожника Клауса Энрике.
То есть, если разобрать по примитивам - овощи, фрукты, цветы. А что мы видим в результате? Образы, не имеющие прямого отношения к составляющим.
http://klausenrique.com/
Посмотрим на сторону вопроса с художественной точки зрения.
Я о том, что отображаемый автором образ всегда складывается из мелочей, собранных воедино.
Как визуальное пояснение абстрактной, нематериальной мысли, приведу её материальное воплощение - портреты-натюрморты фотохудожника Клауса Энрике.
То есть, если разобрать по примитивам - овощи, фрукты, цветы. А что мы видим в результате? Образы, не имеющие прямого отношения к составляющим.
http://klausenrique.com/
wowk 16 Nov 2020
Это попытка наглядно материализовать из бесплотного газообразного тумана понятие "композиция".
Слово. которое нередко встречаю, но что это такое - никто внятно сформулировать не может. Или - не хочет. Кругом одно словоблудие неконкретное.
То есть, на мой сегодняшний взгляд, композиция - это такое упорядоченное пространственное расположение отдельных составляющих элементов изображения (примитивов), которое в сумме создаст одно большое целое, образ (гештáльт).
При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
Слово. которое нередко встречаю, но что это такое - никто внятно сформулировать не может. Или - не хочет. Кругом одно словоблудие неконкретное.
То есть, на мой сегодняшний взгляд, композиция - это такое упорядоченное пространственное расположение отдельных составляющих элементов изображения (примитивов), которое в сумме создаст одно большое целое, образ (гештáльт).
При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
№13 16 Nov 2020
...То есть, на мой сегодняшний взгляд, композиция - это такое упорядоченное пространственное расположение отдельных составляющих элементов изображения (примитивов), которое в сумме создаст одно большое целое, образ (гештáльт). При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
nettmann 16 Nov 2020
Кто бывал в Праге - рядом с Пражским Градом на улице Увоз дом 6 (это по краю чаши вниз от Страговского монастыря) есть ресторанчик "У завешенного". Там все стены увешаны картинами в этом стиле. И, похоже, тот художник - родоначальник подобной живописи, ибо его картины воспроизводятся и цитируются. Они более удачны и осмысленны, КМК... Имя художника не записал, но в сети есть сайти этого культового места...
wowk 16 Nov 2020
Ну вот, всё как обычно в среде "пенсионеров" - мысль непроизвольно потекла по древу...
№13, Я ни о каких законах, тем более физико-математических - не упоминал. И про формальную композицию всем интересующимся всё и так известно.
Ни при чем они тут. Например: зная только законы стихоплетения, но ни имея таланта художника - такую Энеиду, как у Котляревского не сотворишь. Так что про законы надо говорить в другой теме.
Мне же интересен другой аспект вопроса.
Ну, в мире искусства они известны как наивисты. Когда учиться лень, а изобразительная потребность прёт со всех щелей. Какая там к чорту, композиция? - Это с одной стороны. А с другой?
С итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо нас крымский Игорь, который ещё несколько лет тому назад знакомил. Я помню.
№13, Я ни о каких законах, тем более физико-математических - не упоминал. И про формальную композицию всем интересующимся всё и так известно.
Ни при чем они тут. Например: зная только законы стихоплетения, но ни имея таланта художника - такую Энеиду, как у Котляревского не сотворишь. Так что про законы надо говорить в другой теме.
Мне же интересен другой аспект вопроса.
загадка для ленивых:
Имя художника не записал
№13 17 Nov 2020
Ну вот, всё как обычно в среде "пенсионеров" - мысль непроизвольно потекла по древу...
Касательно отрицания структурирующих все сущее законов, тут вы правы, ибо слепому неведомы знаки дорожного движения
wowk 20 Nov 2020
№13, Факт - налицо. Мысль не ухватили. Я про понятия, а вы зачем-то сюда законы приплетаете. Не туда понесло.
Здесь - не о законах речь веду. Идите уже тогда Генриха Вёльфлина почитайте, вот тогда и поговорим.
Основные понятия истории искусства, 1915г.
Здесь - не о законах речь веду. Идите уже тогда Генриха Вёльфлина почитайте, вот тогда и поговорим.
Основные понятия истории искусства, 1915г.
wowk 21 Nov 2020
геронтологический расизм
Упоминаемые Вами законы работают в основном в области "файн-арта", крошечном островке океана изобразительного искусства.
Интересно: как они могут быть применены в футуризме с его симультанностью, например?
Сообщение отредактировал wowk: 21 November 2020 - 21:07
wowk 22 Nov 2020
Продолжим про это интересное явление - гештальт. Можно сколько угодно таращиться на произведения футуристов, да так ничего и не увидеть. Пока не прочтёшь название, которое сработает "спусковым курком" образного восприятия и всё встанет на место в одно мгновение. Дальше можно не смотреть.
То есть - без поддержки логико-вербального мышления тут никак.
То есть - без поддержки логико-вербального мышления тут никак.
№13 23 Nov 2020
...Здесь - не о законах речь веду. Идите уже тогда Генриха Вёльфлина почитайте, вот тогда и поговорим.
Сообщение отредактировал №13: 23 November 2020 - 11:38
wowk 26 Nov 2020
№13, Наверно я Вёльфлина невнимательно прочел - законов у него не заметил. Только понятия.
Истина где-то посередине. Надо попробовать подгребать к ней не теряя достоинства.
Истина где-то посередине. Надо попробовать подгребать к ней не теряя достоинства.
Гость_Бадабум_*
10 Feb 2021
Override_ 12 Mar 2021
Гость_blacksnack_*
12 Mar 2021
leonber 03 Jul 2021
wowk (16 November 2020 - 16:07) писал:
Ну, в мире искусства они известны как наивисты. Когда учиться лень, а изобразительная потребность прёт со всех щелей. Какая там к чорту, композиция?
Согласен, что эта "технология мироотображения" провоцирует объявить себя ее последователями многих, кому иные способы просто недоступны по техническим причинам - не задумываясь, что этот метод на самом деле строго-бесскидочно предъявляет иной набор критериев: а как ты видишь то, что хочешь изобразить, способен ли ты заразить своим видением зрителя?
Прибегну к автоцитате, из эссе "В поисках смысла", посвященного Пиросмани:
Цитата
Есть в Нико, нечто, что отличает его от других "примитивистов" (на Западе принято их называть "naive painters" - оба имени направления мне кажутся крайне неудачными, я бы предпочел "натуристов" (natura - природа, естество), если бы его уже не застолбили любители светить чем попало без эротического контекста ).Дело в том, что credo "примитивистов-натуристов" заключается в том, что источником искусства является естественное природное восприятие художником окружающего мира, а не культурно-художественная традиция.Но если те же Гоген и Ван-Гог сперва познакомились (и весьма основательно) с художественной традицией, прежде чем ее отвергнуть - Нико оказался самым рафинированным проявлением этой концепции - он начал писать, потому что захотел изобразить окружающий его мир так, как он его видел - ничего не зная о том, как до него это делали другие...
Не потому ли так много в этом направлении изобразительного искусства аналогов Флоренс Фостер Дженкинс (изумительно сыгранной Мерил Стрип) - и так немного истинных примадонн?
И не следует ли "фильтровать базар" не настолько жестко, чтобы, оставив лишь титанов, все остальное сливать в отходы (ибо одними гениями искусство не живет, одни они за всех все, достойное прочувствования, охватить неспособны) - а быть самим творцами своего художественного мировосприятия, подбирая для его художественного отображения различные источники различного уровня и достоинства - но складывающиеся в цельную гармоничную картину (исходя из того, что художественное восприятие - это такое же искусство, как и художественное творение - а может, и "главнее" его):
wowk (16 November 2020 - 10:57) писал:
При отсутствии этого, достаточно строго определённого порядка, изображение превращается в мелочный, беспорядочный и бессмысленный набор примитивов.
ЗЫ - так, абсолютно случайно, вышло, что этой темой я заинтересовался сразу после того, как, также абсолютно случайно, передо мной раскрылось давно любимое мной стихотворение любимого мной, при всем его несовершенстве, Николая Гумилева - о любимом им, причем именно за его несовершенство Фра Анджелико: https://gumilev.ru/verses/28/
Вот, кое что оттуда, хайлайтами:
На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Сообщение отредактировал leonber: 03 July 2021 - 10:59