Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 18 March 2023 · 77 просмотров

САД – В НАСЛЕДСТВО…

«На этажах невозможно поставить живые цветы, потому что из-за лифтовых шахт очень холодно и сквозняки. Но, посоветовавшись с соседями, мы решили украсить некрасивые голые стены искусственными цветами» - это строки из школьного сочинения одной из учениц школы-лаборатории № 351, расположенной в Восточном Измайлово. Собственно, с сочинений все и началось…

ГРАФФИТИ: В ПОИСКАХ АВТОРА

В школе-лаборатории № 351 об этом заговорили пять лет назад – именно тогда вспыхнула «эпидемия» граффити – стены домов запестрели рисунками и надписями; а, поскольку художества не были отмечены талантом, то навевали раздражение и досаду. Вот тогда-то директор школы Нателла Ефремова и собрала своих учеников и попросила написать о том, что им не нравится в окружающем их быте.
Ребята написали о грязных подъездах, темных лестничных клетках, облупленных стенах, покрытых мрачными красками, о запущенных дворах и многом таком, что омрачает их светлую юность. Написали, конечно, и об испачканных стенах…
«Все так, - сказала Нателла Георгиевна старшеклассникам, - но, позвольте, а чьих это рук дело?» - «Наших», - призналась подрастающая поросль. Тогда у них и состоялся первый серьезный разговор о том, что можно сделать самим, чтобы окружающая среда не выглядела так пакостно. И здесь надо заметить, что Ефремова к тому времени уже была районным советником, и однажды в управе ей попалась газета с новой в то время городской программой «Мой двор, мой подъезд». Это было именно то, о чем они говорили с учениками в последнее время, только здесь уже все было, как говорится, разложено по полочкам.
Она принесла газету ребятам. Задумались, как включиться в программу? С краской детям работать нельзя. Но навести порядок, организовать дежурство и уборку в подъездах – это по силам.
Для начала принялись за расписные стены подъездов – брали растворитель и смывали. Граффити появлялись вновь. Впрочем, дело упрощалось тем, что «художников» ребята знали «в лицо». Это были «трудные подростки» – пятиклассники. Разбирались с ними сами...
- Трясли, небось, - замечу я.
- Никакой «тряски», - ответит Нателла Георгиевна, - пытались понять, почему пишут.
- Но, ведь, ваши сами только-только вышли из этого возраста...
- Сейчас пишут совершенно другие вещи – вот что поражает. Они могут написать что-нибудь нейтральное и заявить: «Мы же не матом пишем». И потом, иногда малыши так играют в школу – пишут маркерами на чистой стене. Самоконтроля еще нет – не понимают, что делают. И вот результат: подъезд только отремонтировали, и уже каракули…
Надо сказать, что разбирательства увенчались успехом – «трудные» подростки перестали пачкать стены.
Это была их первая маленькая победа…

СКАМЕЙКИ ДЛЯ БАБУШЕК

Нателла Георгиевна, будучи многоопытным педагогом – кандидат наук, заслуженный учитель РФ, – знала: срочно нужно брать инициативу в свои руки в подъезде, где живет сама. Ребята были частыми ее гостями: придут, обнаружат всю ту же унылую серость – прощай душевные порывы, и на программе «Мой двор, мой подъезд» будет поставлен жирный крест.
Организовала из жильцов инициативную группу: поставили домофон, настояли на ремонте – благо, подошла очередь; кто-то принес тюль, кто-то – репродукции, на подоконниках появились цветы. И зацвели…
Неинициативные скептически хмыкали: «И на сколько же вас хватит?».
Дети реагировали иначе: «Ой, Нателла Георгиевна, как здорово! Мы тоже у себя так сделаем».
Кто-то предложил изготовить на уроках труда информационные доски для жителей района: с телефонами управы, милиции и прочих – куда звонят в чрезвычайной ситуации. А чтобы доски не выглядели уныло, украсили их фотографиями района.
Потом родилась еще одна идея: бабушкам во дворах негде сидеть – сделать для них скамейки. «Бесполезно, - сказали скептики. – Растащат по дачам». «Одну утащат, две, но не все, - не сдавались оптимисты. – В конце концов, поставим на бетон»…
А, надо сказать, «взрослая» программа «Мой двор, мой подъезд» в то время набирала темп. И ребята пошли в управу – искать содействия.
- И они нашли там то, что искали, – скажет Нателла Георгиевна. – У нашего главы управы Юрия Владимировича Кокорева есть особая черта: он любит детей. И если к нему на прием пришел ребенок, даже в неурочный час, он его обязательно примет. А по программе «Мой двор, мой подъезд» мои ребята ходили к нему на прием сами. И он помог – ребята получили доски – вскоре во дворах появились скамейки для бабушек…
С той поры ребят обеспечивают всем необходимым для работы – материалами, инструментом, краской…

СЛОВО БЕЗ ДЕЛА - МЕРТВО

Потом ребята нашли еще одно хорошее и веселое занятие – ухаживать за газонами: вскапывают землю весной и осенью, очищают от мусора, ладят оградки, устраивают клумбы, высаживают рассаду. Глядя на старшеклассников, потянулись к этому делу и «трудные» подростки…
- Ребята теперь полностью следят за своими подъездами и дворами, - сказала Нателла Георгиевна. – Нам повезло – поддержала управа, это очень важно. Думаю, если бы в свое время мы только поговорили о программе «Мой двор, мой подъезд» и призвали соблюдать чистоту, не писать на стенах – ничего этого бы не было сегодня. Слово без дела – мертво. Теперь мы лишь поддерживаем инициативу: интересуемся, что получилось, а что нет – для подростка оценка важна. Они приходят и делятся. Повесили в одном из подъездов шторы – гадают: сколько провисят? Я себе пишу: «шторы» – чтобы прийти на урок и спросить: «Как там ваши шторы?» Они должны чувствовать, что мы не играем…
К майским праздникам они регулярно приводят округу в порядок: землю перекопают, деревья побелят, причем, мелом – больше ничем нельзя, говорят. Мусор выгребут. И идут в сад ветеранов – там белить...
Сад ветеранов стал их главным делом.
В 1965 году, в День Победы, участники войны посадили недалеко от школы сад. Прошло 38 лет. Те, кто родился в тот год, стали родителями ее учеников. Деревья выросли, а ветераны…
В школьном музее есть фотография тех, кто сажал сад. Немного их осталось, но те, кто может еще двигаться, ходят с ребятами в свой сад. Работники они, конечно, никакие – слабы и быстро устают, но им приятно наблюдать за ребятами – как те чистят сад от мусора, вскапывают землю. Одному ветеранов, вышедшему с ними на субботник, было 95! Старик тихо сидел на скамье и, щурясь от весеннего солнца, счастливо улыбался. А ребята понимали, что, работая здесь, они поддерживают жизнь в этом глубоком старике, передавшем им в наследство свой замечательный сад…

СОВА – СИМВОЛ МУДРОСТИ

Ефремова любит делиться новостями, вот и сейчас – с удовольствием сообщает, что 20 марта в их школе в шестой раз открывается районная выставка «Московская школа»; по традиции же пройдет семинар, на котором будут обсуждаться вопросы модернизации образования. Она увлеченно перечисляет тематику выставки и семинара, говорит о новой программе «Я – москвич», о династии Пастуховых – матери Людмиле Николаевне, заслуженном учителе, и дочери Елене Леонардовне, учителе высшей квалификационной категории, которые расскажут об использовании проектных технологий при изучении гуманитарных предметов: литературы и истории…
Спрашиваю ее про сад ветеранов.
Нателла Георгиевна реагирует мгновенно:
- Знаете, этой весной ребята сами выращивают рассаду – в школе – и будут ее высаживать в саду ветеранов, на клумбах, и если хватит – на территории, прилегающей к школе. Они так решили. И они это сделают…
Слушая энергичную речь Ефремовой, я вспомню, как при первом нашем знакомстве, рассказывая о своих ребятах, Нателла Георгиевна неожиданно скажет:
- Эти дети – патриоты – они любят город, с детства вносят лепту в его сохранение. Я уверена, что они никогда не будут писать на стенах, не будут ломать, никогда не сядут на скамью с ногами. Человек должен либо платить за что-то, либо вкладывать свой труд – тогда он будет к этому относиться бережно.
И еще Ефремова покажет мне школьную достопримечательность: герб района Восточное Измайлово – коллективный плод творчества ребят, успешно прошедший геральдическую комиссию.
Символика в нем особая: в центре стилизованного треугольника – сова.
Зеленый цвет – символ стабильности, - объяснит Нателла Георгиевна. - Стилизованный треугольник – символ знаменитых наших Петровских валов. А сова – символ знания и мудрости…
И при этих ее словах мне показалось, как сова на гербе многозначительно подмигнула…

Василий Дворыкин

(«Московская среда», 2003)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии