Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 22 December 2022 · 261 просмотров

У ЛОШАДИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА...

В семье соседского Вовки – традиция: в день рождения родители водят его в Московский зоопарк. И хотя этой традиции, как и Вовке, всего шесть лет, она очень нравится всей семье. А этим летом в зоопарк ходили уже не трое, а четверо – в семье Вовки пополнение – сестренку Наташку возили в коляске.
И вот теперь Вовка делится со мной восторженными впечатлениями – рассказывает об опоссумах и лемурах, лори и капуцинах, ленивцах и бобрах, сонях и агути, виверрах и гиенах, об ушастых тюленях и белых медведях. И об ирбисе рассказывает – снежном барсе, редкой кошке, занесенной в Красную книгу. И об аистах и журавлях, страусах и казуарах, попугаях и фазанах, разгуливающих в просторных выгулах. Вспоминает и зебру Греви, и черных антилоп. И, наконец, признается, что особенно ему нравится жираф Самсон. Самсон родился в неволе, в Ленинградском зоопарке, а потом его подарили Московскому зоопарку. Нравятся Вовке и медведи – потомки самца по кличке Луис, которого много лет назад подарил Московскому зоопарку писатель-натуралист Джеральд Даррелл...
Я знал, что Вовка воспитанный мальчик – при встрече он всегда вежливо здоровается, – но теперь я понял еще, что Вовка наблюдательный ребенок и у него отличная память. И я подумал, что если вот так же каждый год – лет, скажем, до тринадцати – Вовка будет ходить в Московский зоопарк, то, наверное, сможет рассказывать обо всех 5150 животных 960 видов, которые там обитают – кто их знает, этих вундеркиндов?..
Подумал я так, и очень мне захотелось чем-то удивить просвещенного шестилетнего соседа. И я сказал ему, что работникам зоопарка можно задать любой вопрос, не выходя из квартиры.
- Знаю, серьезно ответил Вовка. – У зоопарка свой сайт, и там есть конференция. Я читал. Мальчик и девочка написали, что подобрали вороненка. Выпал из гнезда. Они принесли его домой и подлечили. Но он не мог сам есть – не клевал. Только хлопал крыльями, и клюв разевал, чтоб его покормили. А еще у мальчика и девочки дома молодой фокстерьер, и он косо смотрит на вороненка. И дети спросили у работников зоопарка, как научить вороненка жить самостоятельно?
- И что ответили работники зоопарка? – спросил я Вовку.
- Они написали, что научить жить самостоятельно вороненка нельзя, и посоветовали отдать его в какой-нибудь живой уголок.
И я подумал: вряд ли я смогу чем-то удивить соседа.
Но тут Вовка задал вопрос:
- А ты любишь ходить в зоопарк?
- Нет, - ответил я.
- Почему? – спросил Вовка.
И тогда я сказал ему о том, что у животных в неволе печальные глаза и нет той гордости в осанке, какая бывает у живущих на воле. Поэтому, сказал я Вовке, хотя Московский зоопарк – очень красивый и ухоженный, хотя там уютно и чисто, и Пресненские пруды так живописны, и много мороженного и скамеек в тени – я не могу смотреть в печальные глаза животных.
Мне грустно оттого, что орел, одиноко сидящий на ветке, никогда не взлетит высоко над землей – сетка над головой не позволит.
И медведице Розе никогда не узнать лесной прохлады и не услышать шума тайги. Каждый день – с открытия и до закрытия – она будет поднимать лапу, выпрашивая у посетителей сладкую булку. И в глазах у нее – ничего, кроме желания понравиться.
И амурскому тигру отмерены лишь полста шагов в загоне.
И жирафу Самсону никогда не зашагать по саванне.
И всегда будет печальна красавица лошадь – особенно рядом с детьми.
У них – судьба вороненка, которого отдали в живой уголок...
Вовка – типичный городской ребенок, и не знает, что такое гордость свободной птицы. Но он умеет задумываться над жизнью, и потому говорит:
- В следующем году ты пойдешь в зоопарк со мной. И мы вместе посмотрим в глаза лошади...

Василий ДВОРЫКИН

(«Московская среда», 2004)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии