Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 02 October 2022 · 165 просмотров

Человек и поступок

А НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ ЦВЕТЫ…

525]«Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное… Она… возникает в результате культурного развития…»

(Л.С.Выготский)

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ

- День пожилого человека – в школе? – начал я формулировать вопрос директору московской школы-лаборатории № 351 Нателле Ефремовой, узнав от нее о подготовительных хлопотах.
- Вообще-то день этот проводится в рамках города, 1 октября, – живо отреагировала Нателла Георгиевна. - Но в школе мы решили назвать его иначе: день старшего поколения. В этот день мы приглашаем дедушек и бабушек, готовим для них концертную программу – выступают, в основном, дети 1-7 классов. И еще дети приносят выпечку – у нас же на уроках труда у девочек есть тема «кулинария» – вот они и готовят каждый свое «по бабушкиному рецепту». Это могут быть блинчики, пирожки, тортики. Они не соревнуются, просто так идет передача опыта от бабушки к внучке. Это всем интересно. И это – традиция в течение пяти лет мы проводим такие праздники в день проводов русской зимы...
Но разговор о дне старшего поколения был стихийным – на сей раз я обратился к Ефремовой по другому поводу: узнать ее мнение о школьной реформе, ведь 351-я – школа не обычная, здесь реформа идет уже не один год – ребята учатся по иным, как сейчас принято говорить, педагогическим технологиям. В первую очередь уделяют внимание самостоятельной деятельности: учат учиться. В сущности, тоже не новость – ведь когда-то в школах были распространены кружки «Учись учиться» - об этом напомнила сама Нателла Георгиевна. «И это было не плохо, - заметила она. - Ведь не всегда учитель бывает рядом с ребенком. Тем более у нас внедряется индивидуальное обучение детей, у которых явная мотивированная образовательная позиция – ребенок знает, чего он хочет, и понимает, что ему нужно образование. И вот эти детки, прежде всего, могут работать по индивидуальному плану: учитель лишь ставит перед ними задачу, определяет цель и консультирует». Такая «технология» предполагает, прежде всего, самостоятельную работу: с учебником, с любым источником информации. Ребенок, скажем, идет в библиотеку и сам ищет то, что ему нужно.
Естественно, речь зашла и о едином государственном экзамене. В 351-ой обучение зиждется, прежде всего, на диалоге с детьми – диалоге как основе творчества. В диалоге рождается мысль, идея. Единый экзамен – диалога лишен. Как быть с творчеством? Поделился с Ефремовой сомнениями...
- Экзаменатор – всегда оппонент, - охотно включается в тему Нателла Георгиевна. - Ведь только оппонент заставляет нас думать самостоятельно. Иногда на уроке, чтобы разговорить ребенка, приходится тратить невероятные усилия. Но когда это происходит, когда он начинает рассуждать, испытываешь великую радость. Так что, у меня нет сомнений: ребенок должен видеть и слышать оппонента. Отсутствие диалога – большой минус ЕГЭ.
Минусом этой системы является еще и то, что мы не знаем, как будут обрабатываться результаты, что будет учитываться? Ребенок для нас – личность. У меня, даже, тема так называется: «Личностно-ориентированный подход к образованию». Я знаю каждого ребенка. А в ЕГЭ все зашифровано. Как историк не представляю: можно ли историю свести к ЕГЭ? И литературу – тоже не представляю. Это может привести к тому, что наши дети вообще разучатся читать. Ведь нам сейчас уже очень трудно работать с произведениями, потому что, простите, все показано в фильмах...
Я не против тестирования вообще, оно нужно, но как составная часть обучения. Мы должны приучать ребенка к диалогу, научить его говорить, общаться. Вы обратили внимание, что сегодняшние дети плохо говорят? С введением ЕГЭ они вообще разучатся говорить. Это большая проблема. К тому же ребенок может себя плохо почувствовать, растеряться. Чтобы помочь, иногда достаточно доброго слова учителя. А если ответ ребенка правильный, оригинальный, но не вписывается в заданную схему? Машина – отвергнет. Оценить может только мыслящий человек – учитель! Тестирование – не показатель уровня знаний. И совсем не учитывает умения мыслить. А это – главное в человеке, в личности...

КОМАНДА

- Почему среди советников районных собраний… - начну я формулировать вопрос…
- Много директоров школ! – живо подхватит Ефремова. – Могу объяснить. Вспомните: советников районных собраний стали выбирать позднее, чем депутатов, и после стольких красивых посулов и программ люди разочаровались и не очень верили словам. И еще согласитесь: самые большие проблемы приносят дети, а болезни – возраст. Поэтому люди с этими проблемами и болью приходят к учителям и врачам. Нас люди знают лучше других в районе, нам – больше доверяют...
Потом заговорим о составе районного собрания Восточного Измайлово, и окажется, что там, помимо Ефремовой, еще несколько директоров общеобразовательных школ, одна директор музыкальной школы, главный врач поликлиники, руководитель благотворительной организации «Факел», работник УВД Восточного Измайлово, который – внимание! – занимается профилактикой наркомании среди подростков, есть и бывший участковый. «Видите, - подытожит Ефремова, - взоры избирателей обращены к людям действия, которые могут что-то сделать».
Конечно же, обращаются к советникам, в основном, пенсионеры и люди малообеспеченные: жалуются на работу коммунальных служб, а те, кто живут в домах Минобороны и видят, как запущены их подъезды и дворы, хотят, чтоб жилье передали «муниципалам». Советник ограничен в своих возможностях, но часто просителю нужно лишь, чтоб кто-то помог составить «правильное» письмо, «выйти на депутата». Да, и доброе слово, как известно, уменьшает тяготы жизни…
Прием у Нателлы Георгиевны один раз в месяц, но об этом уже давно забыли и жители района, и сама советник – идут к ней не только в управу, но и в школу. И тогда кабинет директора становится приемной советника. «Скажем, пришла пожилая, усталая женщина и начинает говорить о текущей кровле, о равнодушном начальнике РЭУ, - заметит Ефремова. — Это не мой вопрос, но разве могу сказать: «Простите, у меня вопросы образования, и я ваши проблемы не решаю». Завожу карточку, связываюсь с тем, на ком лежат эти заботы. Но чаще сама обращаюсь в соответствующие службы управы или дирекции».
То же – у других советников.
- Мы решили: надо не отслеживать проблемы, но менять жизнь района, - скажет Ефремова.
Как оказалось, в этом «менять жизнь» – нет ничего нового, скорее, еще не забытое старое: то, что когда-то называлось казенным словом «мероприятия», только теперь все это люди делают не по указке, а из потребности в достойной жизни, в том, что «просит душа».
А душа, помимо прочего, просит праздника. Поэтому «команда» советников проводит День района Восточное Измайлово, выставки, спортивные празднества, в которых участвуют и дети, и взрослые. Часто бывают концерты – причем, участвуют в них не артисты-профессионалы, а дети – для этого используются возможности двух музыкальных школ района, клубов и общеобразовательных школ – творчество детей подкупает не столько мастерством, сколько искренностью. В декабре проводят неделю боевой славы. Устраивают елки для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Чествуют призывников – в этот день в торжественной обстановке вручают призывные документы. Празднуют День Победы, проводы русской зимы. Устраивают катание на лошадях…
- Работа командой, - замечу я.
- Командой, - согласится Ефремова. – А разве можно иначе?..

ДВОРОВАЯ ТЕМА

При каждой нашей встрече с Ефремовой разговор неизбежно возвращается к программе «Мой двор – мой подъезд». Так было и на сей раз. Как только Ефремова произнесла слово «инициатива», я живо вспомнил дворовую тему: Нателла Георгиевна со своими питомцами принимают активное участие в этой программе.
- Наш подъезд занял третье место в округе, - сказала она просто.
О программе «Мой двор – мой подъезд» в 351-й школе заговорили пять лет назад, и связали это с «эпидемией» граффити – на стенах домов появились рисунки и надписи, не отмеченные талантом и вызывавшие раздражение. Ефремова собрала учеников и попросила написать о том, что они думают об окружающем их быте.
Они написали. Среди прочего – грязные подъезды, покрытые мрачными красками стены, запущенные дворы – упомянуты были, конечно, и граффити…
«Но позвольте, чьих это рук дело?» - сказала она старшеклассникам. – «Наших», - признались те. Тогда и заговорили о том, что можно сделать самим, чтобы окружающая среда выглядела, скажем, благороднее...
Как известно, основной поток жалоб начинается тогда, когда подъезды и дворы уже приведены в порядок. Именно тогда испачканные стены, разбитые плафоны и сломанные скамьи вызывают бурю негодования – на жильцов это действует как контрастный душ: смотрите, как хорошо жить в чистоте, но вот вам плевок в душу…
- Проблемы создают дети, - считает Ефремова. - Видите ли, ребенок преодолевает эгоцентрическую логику лишь к двенадцати годам. Потом начинается переходный возраст – оформляются мировоззрение и культура личности. Упущен момент – человек лишен того и другого. Все ли об этом помнят?..
Действительно, переходный возраст – «возраст врастания в культуру». Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Нателла Ефремова, цитируя, по сути, Льва Выготского, заговорила об этом не случайно: школа-лаборатория № 351, которой она руководит, тесно связана с наукой. Научный руководитель школы – академик Российской академии образования доктор психологических наук Николай Николаевич Нечаев – ученик Л.С. Выготского. Отсюда – психологическая направленность в преподавании и воспитании учащихся и «главная тема» школы: «Личность, ориентированная на образование и направленная на возрождение российской культуры, нравственности и духовности».
Так что теоретический фундамент здесь прочный – дело стало за практикой. Практику же Ефремова видит в том, чтобы «выработать у ребят потребность принимать участие в жизни города»…
Для начала взялись за подъезды. Смыли мазню. И поскольку «художников» знали «в лицо» – это были «трудные подростки»-пятиклассники, которые еще не «преодолели эгоцентрическую логику» – разобрались и с ними.
Пачкать стены «трудные» перестали…

О КУЛЬТУРНОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ

«В городских программах по благоустройству должны участвовать школьники, - считает Ефремова. – Мы в этом убедились на собственном примере при выполнении программы «Мой двор – мой подъезд». Началась новая программа – «Улучшаем свое жилище» – и ее нужно включить в систему образования. Эти программы – не бином Ньютона – осилим! Сначала привлечем старшеклассников – младшие за ними обязательно потянутся. Иначе нам не решить эти проблемы…
А «решала» она «эти проблемы» тоже «по Выготскому»: взяла инициативу в свои руки в подъезде, где живет: поставила домофон, настояла на ремонте. Один принес тюль, другой – репродукции. На подоконниках появились цветы…
Пришли ее дети: «Мы у себя сделаем так же!».
И начали делать: приводили в порядок подъезды; изготовили на уроках труда информационные доски для жителей района; сделав скамейки «для бабушек», взялись за газоны: вскапывали землю весной и осенью, очищали от мусора, ладили оградки, устраивали клумбы, высаживали рассаду.
И вырастали прекрасные цветы…
Глядя на старшеклассников, потянулись к делу и «трудные»…
И, наконец, взялись за сад ветеранов. В 1965 году, в День Победы участники войны посадили недалеко от школы сад; прошли годы – родившиеся в тот год стали родителями ее учеников, выросли деревья, а ветераны – постарели, но те, кто остался и может двигаться, до сих пор ходят с ребятами в свой сад. Работники они, конечно, слабые, быстро устают, но им приятно наблюдать, как ребята чистят сад от мусора, вскапывают землю. Одному ветеранов, пришедшему как-то на субботник, было 95! Старик сидел на скамье и, щурясь от весеннего солнца, счастливо улыбался. А дети понимали, что поддерживают жизнь в этом глубоком старике, передавшем им в наследство свой замечательный сад…
- Мои дети любят свой город, - скажет Ефремова. - Я уверена, что они никогда не будут писать на стенах, никогда не сядут на скамью с ногами…
Говоря об учениках, Нателла Георгиевна неожиданно процитирует Выготского: «Мировоззрение – есть культурное отношение ребенка к миру». Потом расскажет о музее района, который находится… в ее школе. Материал об истории района собирают исключительно школьники. Они собирают архивы и проводят социологические опросы, устраивают конференции и защиты творческих проектов, выставки и клубные встречи – музей, по сути, стал культурным центром. Ребята подготовили учебное пособие по району Восточное Измайлово. Рассчитано оно не только на детей, но на всех жителей района: на страницах пособия ребята и районные советники рассказали, в каком месте они живут и где проходят границы, какая промышленность здесь и какая культура, куда можно отдать ребенка учиться и где получить социальную помощь.
А еще ребята выяснили: на территории, где стоит их школа и разбиты клумбы с цветами, когда-то была взлетная полоса аэродрома…
Василий Дворыкин
(«Московская среда», № 41, 29 октября – 4 ноября 2003 г.)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии