ЗАОЧНЫЕ ЛЮБОВНИКИ
Признаюсь: писать о съезде сионистов - тоскливое занятие. Не посещает вдохновение. Не сходит муза.
Скучно.
Но взяться-таки за перо побудили заметки "До встречи в Иерусалиме"?", опубликованные в "Советской России" 2 декабря с.г. (1990 - Авт.)
Вот уже и яду поменьше. Нет в речах того пылкого гнева и погромной решимости, которые еще совсем недавно обрушивала газета на евреев, посмевших провести свой первый съезд: евреи были поголовно названы сионистами и преданы идеологическому проклятью. Проклинал евреев доктор философии В.Рабинович. Тоже, однако, еврей.
Теперь же под статьей вполне русская фамилия: В.Шаров. И не надо сомневаться - в подлинности ее убеждает сам текст.
Процитирую: "Но есть личная, чисто человеческая, вернее, может быть, чисто русская тревога. Надеюсь, моему народу еще не отказано в праве на национальное самосознание?
Так вот, беспокоит, с каким чувством к своей бывшей и моей единственной Родине уедут в Израиль советские евреи?"
Крепкий это орешек, словосочетание "русская тревога" (тогда должны быть и "еврейская тревога", и "армянская тревога", и "нанайская тревога", и "чеченская тревога", и, наверное, "французская тревога", хотя не уверен, что во французском языке есть аналоги). Но на вопрос о "чувствах" В.Шаров мог бы, наверное, ответить сам, если бы, "уютно устроившись" в кресле театра "Шалом", был внимательней...
Прежде всего, он усомнился бы в 110 организациях из шестидесяти городов СССР. О них объявили устроители. Но в реальности, в первый день в голосовании участвовали 75 делегатов, во второй - 64 и в третий - 59. К тому же – не все делегаты из сионистских организаций. Большая часть - представители ваадовских общин.
Кстати, по поводу необозримых эскадронов за спинами головных всадников с генеральскими эполетами. Слежу за их рекогносцировкой, и лихая мысль донимает меня: а не отбить ли телеграмму приятелю в Нахичевань, да другому - в Хабаровск, да третьему - в Урюпинск, и не предложить ли создать партию содействия лунному затмению? И контактные телефоны обнародовать, а под ними "отксерить" программу содействия и пару заметок о том, что доподлинно установлено: затмением лунным управляют некие антипяты. Потом съезд собрать. И заявить: за нами - вся страна!..
Видимо, из чувства такта умолчал В.Шаров о самой организации съезда - марш-броске от клуба кожкомбината до "Шалома", двухчасовых опозданиях начала заседаний, чехарде при голосовании, частых перепалках - повергавших в уныние и не убеждавших в серьезности происходящего.
А какие мысли вызвал у В.Шарова, простите, внешний вид делегатов? Он пишет: "Советские сионисты оказались очень милыми, интеллигентными людьми, подчеркнуто вежливыми и еще более подчеркнуто лояльными по отношению к официальной власти". И здесь надо отдать должное такту журналиста "Советской России", ибо умолчал он о потрепанных свитерах, мятых брюках, не снятой, засаленной куртке - всем этом карнавале, очень странном для всесоюзного съезда...
Столь же тактично отнесся В.Шаров и к публицистическому творчеству лидеров советского сионизма.
Кто, помнится, совсем недавно читал труды графоманов? Только работники редакций - исключительно по долгу службы.
Сегодня же - в потоке перестроечных монологов потеряны ориентиры. Стоит тому же графоману выступить под каким-нибудь экстравагантным обличьем - сколько внимания! сколько толков! И сколько критических перьев возбуждено!
Есть подозрение, что графоманы пишут не только в "Молодую гвардию" и "Наш современник"...
Поэтому, прежде чем цитировать "Коль Циони", стоит вспомнить о графоманах и спросить себя: а достаточно ли я знаю первоисточник, чтобы сравнить его с популяризаторством сионистов-неофитов? После стольких лет уничтожающей стрельбы антисионистской тяжелой артиллерии немудрено не знать оригиналов. Но можно подойти "от противного" - задуматься: часто ли среди "золотых перьев" державных публицистов блистало перо Левы Городецкого? И числится ли среди глубоких и оригинальных политологов имя Игоря Джадана? И откуда эта мысль, что все 1 млн. 378 тыс. советских евреев страстно ждут мнения того и другого?..
Стремление их не выпасть из текущего момента - понятно.
Но! Что смущает лично меня — это заочная любовь к Израилю.
Я понимаю тех, кто был там и, вернувшись, пакует чемоданы.
Я понимаю тех, кто не был там, но пакует чемоданы молча. И уезжает с грустными глазами.
Но я не понимаю тех, кто кричит о своей любви к Израилю.
Не понимаю.
Потому что в заочной любви есть что-то либо ювенильное, либо - эмоция толпы.
Конечно, хотелось бы видеть в авангарде съезда тех, кто олицетворял бы совесть и авторитет нации.
Но те, кто был, смутно напоминали мне комбедов ленинской разверстки: тот же напор при той же малокомпетентности. И еще - уверенность, что за ними миллионы...
Впрочем, проверяя свои впечатления, поинтересовался, что думают по этому поводу сами участники.
Вот мнение сопредседателя президиума совета Ваада С.Зильберга: "Надо учесть, что алия вымывает в первую очередь сионистов высокого уровня. Мы знаем, что в Израиле сегодня живут очень известные политические деятели России 70-х годов и мыслители. И, бесспорно, сегодняшние сионисты - просто молодые люди, которым надо поднять свой уровень - культурный, интеллектуальный и национальный. Не только декларировать "Эль хай", но еще и понимать, почему единственно верным путем является сионистский выбор - алия".
Вот мнение члена совета Ваада Г.Кельса: "То, что я увидел, показывает, что, к сожалению, работает наш менталитет. К сожалению, преобладают не политические взгляды, а личные амбиции..."
А вот какой разговор был у меня с делегатом съезда киевлянином Е.Фишзоном:
"- Мне понравился эпитет, которым вы наградили происходящее на съезде.
- Примучивание. Несомненно, то, что сейчас происходит - примучивание всех делегатов нашего съезда для создания структуры, которая мне лично не очень нравится. Федерация очень напоминает даже не федерацию, а, к сожалению, "Иргун Циони". Я понимаю, что кто платит, тот и заказывает музыку, но, в данном случае, не та музыка получается!
В.Шаров цитирует других делегатов. Например, Зиновия Найдича из минского "Бейтара": "В нашу организацию входят старшеклассники и студенты, - рассказал он. - В основном занимаемся тем же сионизмом, что и старшие..."
Мальчики "занимаются сионизмом".
Играют в сионизм.
Для шума выбирают маленьких барабанщиков.
Далек от мысли, что чья-то коварная рука выбрала этих мальчиков - молодых и не очень - для игры в сионизм. Ситуация драматичней. Их выбрало время. Время распада.
Но!
Время распада рождает в большом количестве ловких симулянтов. Одни симулируют любовь к року. Другие - к патриотизму. Есть, надо признать, и такие, кто симулирует заботу о евреях...
Одни симулируют.
Другие, поверив, увлеченно играют в эту игру.
Третьи - шумят.
Не оставляет ощущение, что на всем происходящем лежит какая-то печать абсурда.
И абсурд не столько в среде неофитов-сионистов (они-то больше напоминают выпущенных на волю мальчиков, играющих в "казаков-разбойников"), сколько поражает абсурд вокруг сионистов. Столько шума из ничего.
Подняли его, конечно же, бдительные антисионисты-комитетчики советской общественности. Накануне съезда все тот же неусыпный блюститель "принципов", "Советская Россия" прокричала на всю Россию и за пределы надрывным голосом АКСО: "В связи с тем, что 27 ноября в Москве одновременно со съездом народных депутатов РСФСР открывается очередной сионистский съезд, мы обращаемся ко всем народным депутатам с предложением поставить вопрос о расследовании деятельности сионистских организаций в СССР по созданию информационной сети для сбора сведений о советских гражданах с целью передачи их по прямому каналу связи МИД Израиля.
Мы считаем, что в данном случае речь идет уже не только о нарушении прав советских граждан, не разделяющих сионистские взгляды, но и о национальной безопасности нашей страны".
Национальная безопасность в опасности!
И не меньше.
Подлил масла в огонь и сюжет в ТСН. Появилось крупным планом несколько пропитое лицо и рявкнуло в телекамеру: "Мы в организации России, и мы не желаем, чтобы сионисты здесь у нас устраивали свои съезды. Пускай в Израиле их устраивают!
- Скажите, а вы вот какую организацию в России представляете?
- Я никакую организацию не представляю. Я представляю просто как русский. И я живу в России, и не желаю, чтоб Израиль здесь устраивал свои съезды! Пускай она устраивает их у себя, в Тель-Авиве!"
А потом голос комментатора за кадром сказал: "Для одних сионизм навсегда окрашен в черные цвета. Другие добиваются его легализации в СССР. Съезд и поднятый вокруг него шум - еще одно свидетельство нашего подчас очень громкого политического плюрализма, где оппоненты предпочитают иногда открытым дискуссиям демонстрацию взаимного неприятия".
Вот вам и шум на всю державу.
Воистину: короля играет свита.
Хотя, на мой взгляд, очень похоже, что король по-прежнему - голый!..
На это, кстати, только намекнула еще одна центральная - самая центральная! - газета: "Следует уточнить, что согласно официальной советской статистике в СССР проживает 1 миллион 378 тысяч евреев. Однако сколько из них - сионисты, пока никому не известно".
Что же до опасений В.Шарова по части "чувства к своей бывшей" Родине, то позволю себе еще одну цитату: "Мои слушатели отвергали мои объяснения нашего кризиса. Они были готовы обвинить в нем систему, доктрину, диктатуру, учение, они были готовы принести в жертву не то, что Сталина, а чуть ли не самого Маркса, им не жаль было ни "светлой мечты человечества", ни "самого передового учения". Но они категорически отвергали все мои попытки объяснить нашу драму русской спецификой.
И когда я понял, что это евреи стеной встали передо мной на защиту русских, я почувствовал, что переживаю счастливейший миг моей поездки". (Л.Аннинский. "Москва-Иерусалим-Москва. "Дружба народов", N 4, 1990 г., стр. 269.)
Такие чувства.
А заочные ли они - судите сами...
Леонид Говзман
Москва, 1990 г.
(Примечание: Статья не была опубликована. Послана в "Ами". Я.Цукерман, сказал, что не может опубликовать, т.к. боится гнева местных сионистов. Окончательный вердикт доверили вынести Мике Членову. Тот, прочитав, сказал: "Не время"...)
Признаюсь: писать о съезде сионистов - тоскливое занятие. Не посещает вдохновение. Не сходит муза.
Скучно.
Но взяться-таки за перо побудили заметки "До встречи в Иерусалиме"?", опубликованные в "Советской России" 2 декабря с.г. (1990 - Авт.)
Вот уже и яду поменьше. Нет в речах того пылкого гнева и погромной решимости, которые еще совсем недавно обрушивала газета на евреев, посмевших провести свой первый съезд: евреи были поголовно названы сионистами и преданы идеологическому проклятью. Проклинал евреев доктор философии В.Рабинович. Тоже, однако, еврей.
Теперь же под статьей вполне русская фамилия: В.Шаров. И не надо сомневаться - в подлинности ее убеждает сам текст.
Процитирую: "Но есть личная, чисто человеческая, вернее, может быть, чисто русская тревога. Надеюсь, моему народу еще не отказано в праве на национальное самосознание?
Так вот, беспокоит, с каким чувством к своей бывшей и моей единственной Родине уедут в Израиль советские евреи?"
Крепкий это орешек, словосочетание "русская тревога" (тогда должны быть и "еврейская тревога", и "армянская тревога", и "нанайская тревога", и "чеченская тревога", и, наверное, "французская тревога", хотя не уверен, что во французском языке есть аналоги). Но на вопрос о "чувствах" В.Шаров мог бы, наверное, ответить сам, если бы, "уютно устроившись" в кресле театра "Шалом", был внимательней...
Прежде всего, он усомнился бы в 110 организациях из шестидесяти городов СССР. О них объявили устроители. Но в реальности, в первый день в голосовании участвовали 75 делегатов, во второй - 64 и в третий - 59. К тому же – не все делегаты из сионистских организаций. Большая часть - представители ваадовских общин.
Кстати, по поводу необозримых эскадронов за спинами головных всадников с генеральскими эполетами. Слежу за их рекогносцировкой, и лихая мысль донимает меня: а не отбить ли телеграмму приятелю в Нахичевань, да другому - в Хабаровск, да третьему - в Урюпинск, и не предложить ли создать партию содействия лунному затмению? И контактные телефоны обнародовать, а под ними "отксерить" программу содействия и пару заметок о том, что доподлинно установлено: затмением лунным управляют некие антипяты. Потом съезд собрать. И заявить: за нами - вся страна!..
Видимо, из чувства такта умолчал В.Шаров о самой организации съезда - марш-броске от клуба кожкомбината до "Шалома", двухчасовых опозданиях начала заседаний, чехарде при голосовании, частых перепалках - повергавших в уныние и не убеждавших в серьезности происходящего.
А какие мысли вызвал у В.Шарова, простите, внешний вид делегатов? Он пишет: "Советские сионисты оказались очень милыми, интеллигентными людьми, подчеркнуто вежливыми и еще более подчеркнуто лояльными по отношению к официальной власти". И здесь надо отдать должное такту журналиста "Советской России", ибо умолчал он о потрепанных свитерах, мятых брюках, не снятой, засаленной куртке - всем этом карнавале, очень странном для всесоюзного съезда...
Столь же тактично отнесся В.Шаров и к публицистическому творчеству лидеров советского сионизма.
Кто, помнится, совсем недавно читал труды графоманов? Только работники редакций - исключительно по долгу службы.
Сегодня же - в потоке перестроечных монологов потеряны ориентиры. Стоит тому же графоману выступить под каким-нибудь экстравагантным обличьем - сколько внимания! сколько толков! И сколько критических перьев возбуждено!
Есть подозрение, что графоманы пишут не только в "Молодую гвардию" и "Наш современник"...
Поэтому, прежде чем цитировать "Коль Циони", стоит вспомнить о графоманах и спросить себя: а достаточно ли я знаю первоисточник, чтобы сравнить его с популяризаторством сионистов-неофитов? После стольких лет уничтожающей стрельбы антисионистской тяжелой артиллерии немудрено не знать оригиналов. Но можно подойти "от противного" - задуматься: часто ли среди "золотых перьев" державных публицистов блистало перо Левы Городецкого? И числится ли среди глубоких и оригинальных политологов имя Игоря Джадана? И откуда эта мысль, что все 1 млн. 378 тыс. советских евреев страстно ждут мнения того и другого?..
Стремление их не выпасть из текущего момента - понятно.
Но! Что смущает лично меня — это заочная любовь к Израилю.
Я понимаю тех, кто был там и, вернувшись, пакует чемоданы.
Я понимаю тех, кто не был там, но пакует чемоданы молча. И уезжает с грустными глазами.
Но я не понимаю тех, кто кричит о своей любви к Израилю.
Не понимаю.
Потому что в заочной любви есть что-то либо ювенильное, либо - эмоция толпы.
Конечно, хотелось бы видеть в авангарде съезда тех, кто олицетворял бы совесть и авторитет нации.
Но те, кто был, смутно напоминали мне комбедов ленинской разверстки: тот же напор при той же малокомпетентности. И еще - уверенность, что за ними миллионы...
Впрочем, проверяя свои впечатления, поинтересовался, что думают по этому поводу сами участники.
Вот мнение сопредседателя президиума совета Ваада С.Зильберга: "Надо учесть, что алия вымывает в первую очередь сионистов высокого уровня. Мы знаем, что в Израиле сегодня живут очень известные политические деятели России 70-х годов и мыслители. И, бесспорно, сегодняшние сионисты - просто молодые люди, которым надо поднять свой уровень - культурный, интеллектуальный и национальный. Не только декларировать "Эль хай", но еще и понимать, почему единственно верным путем является сионистский выбор - алия".
Вот мнение члена совета Ваада Г.Кельса: "То, что я увидел, показывает, что, к сожалению, работает наш менталитет. К сожалению, преобладают не политические взгляды, а личные амбиции..."
А вот какой разговор был у меня с делегатом съезда киевлянином Е.Фишзоном:
"- Мне понравился эпитет, которым вы наградили происходящее на съезде.
- Примучивание. Несомненно, то, что сейчас происходит - примучивание всех делегатов нашего съезда для создания структуры, которая мне лично не очень нравится. Федерация очень напоминает даже не федерацию, а, к сожалению, "Иргун Циони". Я понимаю, что кто платит, тот и заказывает музыку, но, в данном случае, не та музыка получается!
В.Шаров цитирует других делегатов. Например, Зиновия Найдича из минского "Бейтара": "В нашу организацию входят старшеклассники и студенты, - рассказал он. - В основном занимаемся тем же сионизмом, что и старшие..."
Мальчики "занимаются сионизмом".
Играют в сионизм.
Для шума выбирают маленьких барабанщиков.
Далек от мысли, что чья-то коварная рука выбрала этих мальчиков - молодых и не очень - для игры в сионизм. Ситуация драматичней. Их выбрало время. Время распада.
Но!
Время распада рождает в большом количестве ловких симулянтов. Одни симулируют любовь к року. Другие - к патриотизму. Есть, надо признать, и такие, кто симулирует заботу о евреях...
Одни симулируют.
Другие, поверив, увлеченно играют в эту игру.
Третьи - шумят.
Не оставляет ощущение, что на всем происходящем лежит какая-то печать абсурда.
И абсурд не столько в среде неофитов-сионистов (они-то больше напоминают выпущенных на волю мальчиков, играющих в "казаков-разбойников"), сколько поражает абсурд вокруг сионистов. Столько шума из ничего.
Подняли его, конечно же, бдительные антисионисты-комитетчики советской общественности. Накануне съезда все тот же неусыпный блюститель "принципов", "Советская Россия" прокричала на всю Россию и за пределы надрывным голосом АКСО: "В связи с тем, что 27 ноября в Москве одновременно со съездом народных депутатов РСФСР открывается очередной сионистский съезд, мы обращаемся ко всем народным депутатам с предложением поставить вопрос о расследовании деятельности сионистских организаций в СССР по созданию информационной сети для сбора сведений о советских гражданах с целью передачи их по прямому каналу связи МИД Израиля.
Мы считаем, что в данном случае речь идет уже не только о нарушении прав советских граждан, не разделяющих сионистские взгляды, но и о национальной безопасности нашей страны".
Национальная безопасность в опасности!
И не меньше.
Подлил масла в огонь и сюжет в ТСН. Появилось крупным планом несколько пропитое лицо и рявкнуло в телекамеру: "Мы в организации России, и мы не желаем, чтобы сионисты здесь у нас устраивали свои съезды. Пускай в Израиле их устраивают!
- Скажите, а вы вот какую организацию в России представляете?
- Я никакую организацию не представляю. Я представляю просто как русский. И я живу в России, и не желаю, чтоб Израиль здесь устраивал свои съезды! Пускай она устраивает их у себя, в Тель-Авиве!"
А потом голос комментатора за кадром сказал: "Для одних сионизм навсегда окрашен в черные цвета. Другие добиваются его легализации в СССР. Съезд и поднятый вокруг него шум - еще одно свидетельство нашего подчас очень громкого политического плюрализма, где оппоненты предпочитают иногда открытым дискуссиям демонстрацию взаимного неприятия".
Вот вам и шум на всю державу.
Воистину: короля играет свита.
Хотя, на мой взгляд, очень похоже, что король по-прежнему - голый!..
На это, кстати, только намекнула еще одна центральная - самая центральная! - газета: "Следует уточнить, что согласно официальной советской статистике в СССР проживает 1 миллион 378 тысяч евреев. Однако сколько из них - сионисты, пока никому не известно".
Что же до опасений В.Шарова по части "чувства к своей бывшей" Родине, то позволю себе еще одну цитату: "Мои слушатели отвергали мои объяснения нашего кризиса. Они были готовы обвинить в нем систему, доктрину, диктатуру, учение, они были готовы принести в жертву не то, что Сталина, а чуть ли не самого Маркса, им не жаль было ни "светлой мечты человечества", ни "самого передового учения". Но они категорически отвергали все мои попытки объяснить нашу драму русской спецификой.
И когда я понял, что это евреи стеной встали передо мной на защиту русских, я почувствовал, что переживаю счастливейший миг моей поездки". (Л.Аннинский. "Москва-Иерусалим-Москва. "Дружба народов", N 4, 1990 г., стр. 269.)
Такие чувства.
А заочные ли они - судите сами...
Леонид Говзман
Москва, 1990 г.
(Примечание: Статья не была опубликована. Послана в "Ами". Я.Цукерман, сказал, что не может опубликовать, т.к. боится гнева местных сионистов. Окончательный вердикт доверили вынести Мике Членову. Тот, прочитав, сказал: "Не время"...)