Еврей в КГБ
Представлю его так: мой собеседник – бывший работник КГБ, единственный еврей в аппарате управления, где он работал весь положенный срок.
Тему разговора определили так: еврей — бывший сотрудник КГБ — о «еврейском вопросе» в СССР. «Еврей» поставили перед «бывшим сотрудником» потому, что договорились, что отвечать на мои вопросы он постарается, прежде всего, как еврей.
И я нажал кнопку «запись».
И еще. Я решил не называть его полного имени, а оставить инициалы «Л.К.». Инициалы же «Л.Г.» принадлежат мне, инициатору разговора с бывшим работником КГБ и, одновременно, евреем. Или наоборот? Впрочем, ставьте эти два понятия в той последовательности, какая вам больше нравится…
Л.К.: Начнем с того, что я, в принципе, сторонник социалистического выбора и ни под каким нажимом не выйду из партии, если только меня не заставят силой. Несмотря на это я реально смотрю на положение евреев в России. Антисемитизм — самый настоящий, кондовый — существует! Я это на себе испытал...
Я никогда не переоценивал свои способности. Больше того, я самоед. Для меня страшно потерять лицо. Поэтому я очень критически всегда отношусь к своим поступкам: когда я делаю ошибки, а потом переосмысливаю, я себя долго казню, переживаю, не сплю. Самоед самый настоящий. И, несмотря на это, я все же видел, что я выше многих, с которыми я работал. Были, конечно, умные, хорошие ребята. Но были... не очень — я бы так сказал. Но они обгоняли меня в росте, используя меня же, кстати, потому что я всегда был безотказен: нужно что-то разработать, какой-то план — меня просили помочь, и я садился, писал. План получал прекрасную оценку. Но лавры пожинал другой... Только один раз я «выскочил» на руководящую должность. Но на ней я пробыл всего год. Была ошибка — меня снова перевели на самую высокую «рабочую должность» — назовем так. Выше я так и не поднялся...
Л.Г.: Но вы понимали, что причина этому — «пятая графа»?
Л.K.: Да. Могу привести пример. Помните, ленинская медаль была к столетию? Меня трижды вносили в списки награжденных. По непонятным причинам фамилия «пропадала» в процессе движения этих списков. Так мне медаль и не вручили. Хотя я считался одним из лучших работников. И поэтому не включить меня в список — это было чересчур. Чересчур...
Л.Г.: А как реагировали на это окружающие? Или вы в глубоком одиночестве все это переживали?
Л.К.: По характеру я очень общительный человек. Это как раз то, почему я туда попал. Я занимался спортом, играл в волейбол, баскетбол, настольный теннис. И когда окончил институт, меня привлекли играть за «Динамо». Потом меня познакомили с болельщиками. А в то время среди руководства этой организации очень много было болельщиков, поэтому меня туда «продвинули». Ко мне очень хорошо относилось абсолютное большинство окружавших меня. Но! Мне же никто сказать этого не мог. Один из начальников был моим другом. Однажды меня очень сильно унизили. Мне сказали, что, мол, ты затянул дело потому, что сам еврей. Я пришел к нему и говорю: «Пишу рапорт. Увольняюсь». И принес ему этот рапорт. Он на моих глазах порвал его и говорит: «Ты что, идиот? Разве не понимаешь, что мгновенно будешь уволен?! Несмотря на то, что ты — один из лучших работников». Такая реакция. Но чаще — что я считаю унизительным для всех евреев — говорили: «Ну, ты же не обычный еврей!» Это классический вариант. Но я всегда отвечал: «Не надо. Я обычный еврей».
Л.Г.: С другой стороны, вы наверняка знали, что существовал «КГБ и еврейский вопрос» — существовал и до сих пор существует.
Л.K.: Я вам так скажу. В анкете, которую я недавно заполнял, был вопрос: «Что такое сионизм?» Там три варианта ответа. Так вот, первый вариант включает такие понятия, как «фашизм», «реакционность». Но ведь государственная политика строилась как раз на этих понятиях. Если ее принимать, как основу, тогда против сионизма надо бороться. Что и было! Кстати, приведу аналогию: борьба с диссидентами. Тоже считалось, что они подрывают советскую власть изнутри. Поэтому боролись. То же — сионизм. Поэтому и проводилась работа среди «лиц еврейской национальности». Никогда не писали «еврей» — «лицо еврейской национальности».
Л.Г.: А каково вам было?
Л.К.: Долго на этой линии меня не продержали. Хотя я старался быть объективным.
Л.Г.: Что значит «объективным»?
Л.К.: Я считал, что сионизм — это «реакционная, шовинистическая идеология». Я был убежден в этом. И когда человек начинал эти идеи распространять — идеи сионизма,— то я считал, что он распространяет враждебную идеологию. Я говорю, как я воспринимал. Другое дело, как я сейчас воспринимаю. Понимаете? Тогда воспринимал это однозначно — и считал, что это, действительно, враждебная работа против нас. И, соответственно, искал этих лиц. Приезжал, например, человек из Ленинграда — был такой случай — и проводил агитацию — я считал, что это сионистский эмиссар.
Иногда я занимался людьми, которые, в принципе, мне были симпатичны. Своей эрудицией, своей убежденностью. Симпатичен просто как человек, по своим качествам. Я ведь очень хорошо человека знал. Со всех сторон смотрел. Его отношение к людям, его отношение к женщинам, его отношение к родственникам, его отношение к идеям и отношение к социалистическому государству, извините за такие слова. Я смотрел, как он себя ведет, даже иногда интересовался, как он спит с женщиной. Для того, чтобы знать человека, для того, чтоб найти к нему подход. И поэтому иногда мне человек очень симпатичен был. Хотя я считал его «по другую сторону баррикад» — выходил с предложением: давайте вызовем его, побеседуем, он поймет, что заблуждается. Я был убежден в этом. И часто мы вызывали, беседовали. Часто люди говорили: да, я больше не буду. Извините за скромное выражение...
Л.Г.: Может быть, потому, что здесь, в регионе, было «тихо»?
Л.К.: Я бывал в Москве, и москвичи сюда приезжали. Конечно, нет сравнения с тем, что делалось на Украине, в Москве, Ленинграде. Но вот тот посланец, который мне запомнился, назвал здешних евреев «динозаврами»...
Л.Г.: Но ведь масса примеров другого характера, когда человек не сионист, а просто не такой, как все, не совсем «удобный» был еврей, а может быть, и удобный, но еврей. Ведь, вообще евреев «тормозили»...
Л.К.: Я в этом не участвовал. Но видеть — видел. Но, понимаете, может быть для успокоения, себя убеждал: то, что делалось,— это не антисемитизм. Это защита государства от враждебного влияния, а не подавление еврейского народа. Наверное, я убедил себя для того, чтоб мне можно было работать. Если бы я себя в этом не убедил, я бы не мог работать. Я был убежден. Я делал все честно. С «их» точки зрения...
Л.Г.: Подойдем с другой точки зрения. Вы — человек убежденный. Но вы же видели — особенно в последние годы — какая молодежь шла к вам работать. Среди них столько ничтожеств!
Л.К.: Знаете, антисемита сразу учуешь. По убеждению. Чаще я встречал не «по убеждению», а «по привычке», бытовое что-то у кого-то вырвется. Это не антисемитизм. Но вот человек, который меня обвинил, я сразу почувствовал, что это ярый — кстати, бывший партийный работник — ярый антисемит! А в моем окружении — нет. Сверху что-то шло. Я чувствовал — что-то шло сверху. И, мне кажется, письменных распоряжений все же никаких не было, — не совсем же идиоты там, наверху, — но, видимо, устная команда была...
Л.Г.: То есть, по сути дела, вас «спасла» убежденность.
Л.К.: Убежденность в том, что делаю правое дело, — это меня спасло. Иначе я бы не мог работать. Во-вторых, нужно сказать, что я пользовался только официальными источниками. Я же ничего не знал! Я, критикуя программу сионизма, не читал эту программу! Только то, что писалось в нашей печати. А у нас писалось — сами знаете что! Поэтому я объективно не мог судить. Я так воспитан. У меня отец и мать убежденные сталинисты. Они выросли в этом.
Еще один случай могу рассказать. Я учился в Вильнюсской школе КГБ. Это был пятьдесят шестой год. Началась война с Израилем. И парень, который очень хорошо ко мне относился до этого, вдруг громогласно при всех заявил: «А ты что, еще здесь? А я думал, ты уже в Тель-Авиве, защищаешь родину!» Что-то в этом духе. Я растерялся. Сo мной истерика самая настоящая. Пришел к заместителю начальника школы, и меня колотит. Этого парня сразу отчислили. Отчислили! И был устроен вечер интернациональной дружбы. Собрались литовцы, украинцы, евреи. И концерт был, и выступления. После этого случая. Специально.
Л.Г.: Но это было начало «оттепели». А что думаете сейчас, когда, наконец, во всей нашей жизни происходит переворот «с головы на ноги»?..
Л.К.: Конечно, жить, как мы жили, уже нельзя было. Это совершенно ясно. Это даже «там» мы между собой говорили. Только потихоньку. Но! Есть у меня сосед по даче, у него старенький домик. Он хотел его перестраивать, сломать, и собирался ко мне вещи перетащить. Но потом раздумал: «Не хочу, говорит, как Горбачев. Сначала рядом построю новый, а потом сломаю старый»...
Л.Г.: А как воспринимаете вы массовый выезд евреев?
Л.К.: Хотя и говорят, что земля предков — это Израиль, но, в принципе, деды-прадеды наши здесь жили. Кроме того, это разрыв связей: любовь, дружба, все что угодно. Это трагедия! Я никогда не поеду только из-за этого. Я не смогу там жить потому, что там все по-другому. Не смогу! Но людей гонит отсюда неопределенность — не знают, что будет завтра. Даже приблизительно. И я не знаю: или меня завтра лишат гражданства и вышлют в Израиль, или сломают мне дверь и застрелят меня и моих детей. Не знаю! Или наоборот — уберут «пятую графу» и мы все будем одинаковые...
Л.Г.: Вы все-таки революционер по мышлению.
Л.К.: Я хочу оттенить, что завтрашнее — неопределенно. Я в страшном дискомфорте сейчас.
Л.Г.: А как дети? Кстати, ваши дети — евреи?
Л.K.: Нет. По матери пишут. Но дело не в этом. Большинство, с кем я встречался,— половинки, как я их называю,— у них влечение к еврейству. Я обратил внимание, что у них меньше влечения к русскому, чем к еврейскому. Вот у меня есть двоюродная сестра. У нее мать еврейка, отец русский. Она блондинка, симпатичная женщина, русская по поведению, и внешне русская. Но мы сели с ней говорить. Это — чистая еврейка!..
Если говорить о переосмыслении, я, например, считаю, что наша закрытость в результате дезинформировала часть евреев, вторую — держала просто в темноте». В результате этого часть евреев была лишена возможности знать: как можно самовыражаться, как можно жить свободным человеком. Сейчас мы об этом только услышали...
Л.Г.: Есть еще один аспект. Из последних выступлений бывших работников КГБ — Калугина, Королева — следует, КГБ и «Память» — это связанные структуры.
Л.К.: Сомневаюсь. Лично я сомневаюсь. Я, конечно, с этим не связан, тем более сейчас вообще оторван, но я сомневаюсь. Потому что такой — в реакционном смысле этого слова — «перестройки» не могло произойти. У меня до сих пор много друзей «там», с которыми я еще встречаюсь. И я вижу, что нет такой «перестройки». Я лично в это не верю. Другой разговор — позиции они имеют в «Памяти». В этом я уверен!
Л.Г.: Но «свои люди» тоже должны проводить какую-то политику.
Л.К.: А-а-а! Знаете, когда как! Если это реакционное образование — они должны разлагать по идее, изнутри. Я так думаю. Но может быть и так: уже счастье, что ты получаешь информацию. С другой стороны, знаете, иногда я занимался каким-то вопросом и само течение жизни создавало мне благоприятные условия решения тех или иных вопросов, после этого я садился и описывал, и я хорошо выглядел – я честно вам скажу. Получалось, я предвидел. Идеальная разработка. А фактически — удачно сложившиеся обстоятельства. Не подтягивают ли сейчас действия «Памяти» к работе комитета? Я не защищаю КГБ. Просто хочу сказать, что я не вижу этого.
Л.Г.: В КГБ тоже разные силы есть. И структурно там должно быть все то же самое, что и в нашем обществе, в партии...
Л.К.: Раньше так и называли: филиал партии. Но если представить, что это так, и, не дай бог, станет известно, что «Память» в руках комитета, — это дискредитация КГБ!
Л.Г.: Разве можно КГБ дискредитировать? Он так дискредитировал себя — дальше некуда!
Л.К.: Я понимаю, вы хотите сказать, что «Память» — для защиты руководства. Но методы! Они же дискредитируют. Можно совсем другое создать. Создать, например, другую партию с демократическим уклоном, которая противопоставит себя, скажем, Народному фронту. Более того, евреев привлеките на свою сторону. Еще более сильный ход. Там, конечно, есть идиоты, но не все. Я так думаю. Почему они должны так думать?..
Л.Г.: Но есть огромная масса темной, малообразованной толпы, которой такие «тонкие игры» не понятны. Ей нужен «враг». Или они пойдут громить райкомы – голод их поведет...
Л.К.: Кстати, уже к этому подходим...
Л.Г.: Или им можно сказать: «Жиды виноваты!»
Л.K.: То есть, вы хотите сказать, низменные чувства вызвать?
Л.Г.: Мрачно, чудовищно, но, тем не менее, проверено временем.
Л.К.: Поэтому я и не «вырос». Я ведь по-другому мыслю. Если представить себе, что «Память» — дело их рук...
Л.Г.: И «Память» тоже. Любые средства хороши. По всему фронту «заградотряды».
Л.К.: Сейчас большая открытость. Хотим мы или нет, но сейчас все становится известно. И те, кто сидят у истоков планирования, наверное, не идиоты — они должны понимать, что это дискредитация власти, которая сейчас пользуется большим авторитетом.
Л.Г.: Теперь я понял источник ваших заблуждений: вы идеалист. Вы все время выстраиваете идеальную схему. Сами члены «Памяти» — еще не угроза. Это, в большинстве, те «трудные подростки», которыми я занимался, когда работал в «молодежке», и которым дали реальный объект для снятия агрессивности. Кроме них там полусумасшедшие пожилые девушки, все они сами по себе никакой роли играть не будут. Но использовать их идеологию и их структуру очень выгодно.
Л.К.: Мы стоим на разных точках зрения: вы считаете, что КГБ там имеет людей для того, чтоб активизировать работу, направлять ее, а я считаю, что они обязаны там иметь людей для того, чтоб контролировать.
Л. Г.: Разве КГБ только контролирует?
Л. К.: И разлагает. В целях безопасности.
Л.Г.: Безопасности кого?
Л.K.: Нашего государства.
Л.Г.: А государство — это кто?
Л.К.: Вы в другую сторону немного пошли, но, в принципе, вы же понимаете, о чем я говорю.
Л.Г.: Мы с вами, видимо, несколько по-разному понимаем сущность нашего государства.
Л.К.: Мы несколько иначе оцениваем деятельность КГБ.
Л.Г.:- Я вообще-то не пытаюсь оценивать.
Л.К.: Я имею в виду задачи, которые ставятся. Ну, ладно, не будем об этом. А вот если вернуться к евреям, то у меня была такая мысль. Еврейская автономная область — это фикция, и это всем давно известно. А вот создание какой-то автономии и где-нибудь на западе Советского Союза теоретически возможно, если по-настоящему ставить вопрос о демократическом государстве.
Л.Г.: Вы — опять романтик! Посмотрите, что с крымскими татарами происходит, ведь их не пускают туда, где жили их предки. То же — с немцами. Кто предоставит землю евреям?
Л.К.: Я романтик, но я и реалист. Как можно сейчас всех крымских татар поселить там? Это невозможно.
Л.Г.: И я об этом же. Но для крымских татар эта земля — историческая родина. А у евреев, простите, где историческая земля?
Л.К.: На Украине. Там огромные еврейские поселения были...
Л.Г.: То есть, я чувствую, вы какие-то перспективы для евреев в рамках империи видите?
Л.К.: Я надеюсь. Это будет правильней. На здравое мышление. Когда-то ж придут здравые силы...
Л.Г.: Здравые силы — это отдаленная перспектива. Вернемся к нынешнему Исходу.
Л.К.: Во-первых, я думаю, что поток не уменьшится. Основная часть уедет. И не только в Израиль. Часть все же адаптируется. Евреи умеют адаптироваться, приспосабливаться.
Л.Г.: Приспособиться — значит ассимилироваться.
Л.К.: Не обязательно. Ассимиляция — по крови...
Л.Г.: Это расизм, простите!
Л.К.: Извините, но нас так воспитали. В какой-то степени вы правы. Но я о другом. Рыночная экономика поднимет инициативных наверх, а среди евреев предприимчивых много, и они начнут делать деньги...
Л.Г.: Тут-то им головки и поотворачивают...
Л.К.: Как и всем остальным. У меня старая закваска! Но евреев, действительно, среди них много.
Леонид Говзман
(«Народ мой». Предположительно, 1990-92 г.)
Представлю его так: мой собеседник – бывший работник КГБ, единственный еврей в аппарате управления, где он работал весь положенный срок.
Тему разговора определили так: еврей — бывший сотрудник КГБ — о «еврейском вопросе» в СССР. «Еврей» поставили перед «бывшим сотрудником» потому, что договорились, что отвечать на мои вопросы он постарается, прежде всего, как еврей.
И я нажал кнопку «запись».
И еще. Я решил не называть его полного имени, а оставить инициалы «Л.К.». Инициалы же «Л.Г.» принадлежат мне, инициатору разговора с бывшим работником КГБ и, одновременно, евреем. Или наоборот? Впрочем, ставьте эти два понятия в той последовательности, какая вам больше нравится…
Л.К.: Начнем с того, что я, в принципе, сторонник социалистического выбора и ни под каким нажимом не выйду из партии, если только меня не заставят силой. Несмотря на это я реально смотрю на положение евреев в России. Антисемитизм — самый настоящий, кондовый — существует! Я это на себе испытал...
Я никогда не переоценивал свои способности. Больше того, я самоед. Для меня страшно потерять лицо. Поэтому я очень критически всегда отношусь к своим поступкам: когда я делаю ошибки, а потом переосмысливаю, я себя долго казню, переживаю, не сплю. Самоед самый настоящий. И, несмотря на это, я все же видел, что я выше многих, с которыми я работал. Были, конечно, умные, хорошие ребята. Но были... не очень — я бы так сказал. Но они обгоняли меня в росте, используя меня же, кстати, потому что я всегда был безотказен: нужно что-то разработать, какой-то план — меня просили помочь, и я садился, писал. План получал прекрасную оценку. Но лавры пожинал другой... Только один раз я «выскочил» на руководящую должность. Но на ней я пробыл всего год. Была ошибка — меня снова перевели на самую высокую «рабочую должность» — назовем так. Выше я так и не поднялся...
Л.Г.: Но вы понимали, что причина этому — «пятая графа»?
Л.K.: Да. Могу привести пример. Помните, ленинская медаль была к столетию? Меня трижды вносили в списки награжденных. По непонятным причинам фамилия «пропадала» в процессе движения этих списков. Так мне медаль и не вручили. Хотя я считался одним из лучших работников. И поэтому не включить меня в список — это было чересчур. Чересчур...
Л.Г.: А как реагировали на это окружающие? Или вы в глубоком одиночестве все это переживали?
Л.К.: По характеру я очень общительный человек. Это как раз то, почему я туда попал. Я занимался спортом, играл в волейбол, баскетбол, настольный теннис. И когда окончил институт, меня привлекли играть за «Динамо». Потом меня познакомили с болельщиками. А в то время среди руководства этой организации очень много было болельщиков, поэтому меня туда «продвинули». Ко мне очень хорошо относилось абсолютное большинство окружавших меня. Но! Мне же никто сказать этого не мог. Один из начальников был моим другом. Однажды меня очень сильно унизили. Мне сказали, что, мол, ты затянул дело потому, что сам еврей. Я пришел к нему и говорю: «Пишу рапорт. Увольняюсь». И принес ему этот рапорт. Он на моих глазах порвал его и говорит: «Ты что, идиот? Разве не понимаешь, что мгновенно будешь уволен?! Несмотря на то, что ты — один из лучших работников». Такая реакция. Но чаще — что я считаю унизительным для всех евреев — говорили: «Ну, ты же не обычный еврей!» Это классический вариант. Но я всегда отвечал: «Не надо. Я обычный еврей».
Л.Г.: С другой стороны, вы наверняка знали, что существовал «КГБ и еврейский вопрос» — существовал и до сих пор существует.
Л.K.: Я вам так скажу. В анкете, которую я недавно заполнял, был вопрос: «Что такое сионизм?» Там три варианта ответа. Так вот, первый вариант включает такие понятия, как «фашизм», «реакционность». Но ведь государственная политика строилась как раз на этих понятиях. Если ее принимать, как основу, тогда против сионизма надо бороться. Что и было! Кстати, приведу аналогию: борьба с диссидентами. Тоже считалось, что они подрывают советскую власть изнутри. Поэтому боролись. То же — сионизм. Поэтому и проводилась работа среди «лиц еврейской национальности». Никогда не писали «еврей» — «лицо еврейской национальности».
Л.Г.: А каково вам было?
Л.К.: Долго на этой линии меня не продержали. Хотя я старался быть объективным.
Л.Г.: Что значит «объективным»?
Л.К.: Я считал, что сионизм — это «реакционная, шовинистическая идеология». Я был убежден в этом. И когда человек начинал эти идеи распространять — идеи сионизма,— то я считал, что он распространяет враждебную идеологию. Я говорю, как я воспринимал. Другое дело, как я сейчас воспринимаю. Понимаете? Тогда воспринимал это однозначно — и считал, что это, действительно, враждебная работа против нас. И, соответственно, искал этих лиц. Приезжал, например, человек из Ленинграда — был такой случай — и проводил агитацию — я считал, что это сионистский эмиссар.
Иногда я занимался людьми, которые, в принципе, мне были симпатичны. Своей эрудицией, своей убежденностью. Симпатичен просто как человек, по своим качествам. Я ведь очень хорошо человека знал. Со всех сторон смотрел. Его отношение к людям, его отношение к женщинам, его отношение к родственникам, его отношение к идеям и отношение к социалистическому государству, извините за такие слова. Я смотрел, как он себя ведет, даже иногда интересовался, как он спит с женщиной. Для того, чтобы знать человека, для того, чтоб найти к нему подход. И поэтому иногда мне человек очень симпатичен был. Хотя я считал его «по другую сторону баррикад» — выходил с предложением: давайте вызовем его, побеседуем, он поймет, что заблуждается. Я был убежден в этом. И часто мы вызывали, беседовали. Часто люди говорили: да, я больше не буду. Извините за скромное выражение...
Л.Г.: Может быть, потому, что здесь, в регионе, было «тихо»?
Л.К.: Я бывал в Москве, и москвичи сюда приезжали. Конечно, нет сравнения с тем, что делалось на Украине, в Москве, Ленинграде. Но вот тот посланец, который мне запомнился, назвал здешних евреев «динозаврами»...
Л.Г.: Но ведь масса примеров другого характера, когда человек не сионист, а просто не такой, как все, не совсем «удобный» был еврей, а может быть, и удобный, но еврей. Ведь, вообще евреев «тормозили»...
Л.К.: Я в этом не участвовал. Но видеть — видел. Но, понимаете, может быть для успокоения, себя убеждал: то, что делалось,— это не антисемитизм. Это защита государства от враждебного влияния, а не подавление еврейского народа. Наверное, я убедил себя для того, чтоб мне можно было работать. Если бы я себя в этом не убедил, я бы не мог работать. Я был убежден. Я делал все честно. С «их» точки зрения...
Л.Г.: Подойдем с другой точки зрения. Вы — человек убежденный. Но вы же видели — особенно в последние годы — какая молодежь шла к вам работать. Среди них столько ничтожеств!
Л.К.: Знаете, антисемита сразу учуешь. По убеждению. Чаще я встречал не «по убеждению», а «по привычке», бытовое что-то у кого-то вырвется. Это не антисемитизм. Но вот человек, который меня обвинил, я сразу почувствовал, что это ярый — кстати, бывший партийный работник — ярый антисемит! А в моем окружении — нет. Сверху что-то шло. Я чувствовал — что-то шло сверху. И, мне кажется, письменных распоряжений все же никаких не было, — не совсем же идиоты там, наверху, — но, видимо, устная команда была...
Л.Г.: То есть, по сути дела, вас «спасла» убежденность.
Л.К.: Убежденность в том, что делаю правое дело, — это меня спасло. Иначе я бы не мог работать. Во-вторых, нужно сказать, что я пользовался только официальными источниками. Я же ничего не знал! Я, критикуя программу сионизма, не читал эту программу! Только то, что писалось в нашей печати. А у нас писалось — сами знаете что! Поэтому я объективно не мог судить. Я так воспитан. У меня отец и мать убежденные сталинисты. Они выросли в этом.
Еще один случай могу рассказать. Я учился в Вильнюсской школе КГБ. Это был пятьдесят шестой год. Началась война с Израилем. И парень, который очень хорошо ко мне относился до этого, вдруг громогласно при всех заявил: «А ты что, еще здесь? А я думал, ты уже в Тель-Авиве, защищаешь родину!» Что-то в этом духе. Я растерялся. Сo мной истерика самая настоящая. Пришел к заместителю начальника школы, и меня колотит. Этого парня сразу отчислили. Отчислили! И был устроен вечер интернациональной дружбы. Собрались литовцы, украинцы, евреи. И концерт был, и выступления. После этого случая. Специально.
Л.Г.: Но это было начало «оттепели». А что думаете сейчас, когда, наконец, во всей нашей жизни происходит переворот «с головы на ноги»?..
Л.К.: Конечно, жить, как мы жили, уже нельзя было. Это совершенно ясно. Это даже «там» мы между собой говорили. Только потихоньку. Но! Есть у меня сосед по даче, у него старенький домик. Он хотел его перестраивать, сломать, и собирался ко мне вещи перетащить. Но потом раздумал: «Не хочу, говорит, как Горбачев. Сначала рядом построю новый, а потом сломаю старый»...
Л.Г.: А как воспринимаете вы массовый выезд евреев?
Л.К.: Хотя и говорят, что земля предков — это Израиль, но, в принципе, деды-прадеды наши здесь жили. Кроме того, это разрыв связей: любовь, дружба, все что угодно. Это трагедия! Я никогда не поеду только из-за этого. Я не смогу там жить потому, что там все по-другому. Не смогу! Но людей гонит отсюда неопределенность — не знают, что будет завтра. Даже приблизительно. И я не знаю: или меня завтра лишат гражданства и вышлют в Израиль, или сломают мне дверь и застрелят меня и моих детей. Не знаю! Или наоборот — уберут «пятую графу» и мы все будем одинаковые...
Л.Г.: Вы все-таки революционер по мышлению.
Л.К.: Я хочу оттенить, что завтрашнее — неопределенно. Я в страшном дискомфорте сейчас.
Л.Г.: А как дети? Кстати, ваши дети — евреи?
Л.K.: Нет. По матери пишут. Но дело не в этом. Большинство, с кем я встречался,— половинки, как я их называю,— у них влечение к еврейству. Я обратил внимание, что у них меньше влечения к русскому, чем к еврейскому. Вот у меня есть двоюродная сестра. У нее мать еврейка, отец русский. Она блондинка, симпатичная женщина, русская по поведению, и внешне русская. Но мы сели с ней говорить. Это — чистая еврейка!..
Если говорить о переосмыслении, я, например, считаю, что наша закрытость в результате дезинформировала часть евреев, вторую — держала просто в темноте». В результате этого часть евреев была лишена возможности знать: как можно самовыражаться, как можно жить свободным человеком. Сейчас мы об этом только услышали...
Л.Г.: Есть еще один аспект. Из последних выступлений бывших работников КГБ — Калугина, Королева — следует, КГБ и «Память» — это связанные структуры.
Л.К.: Сомневаюсь. Лично я сомневаюсь. Я, конечно, с этим не связан, тем более сейчас вообще оторван, но я сомневаюсь. Потому что такой — в реакционном смысле этого слова — «перестройки» не могло произойти. У меня до сих пор много друзей «там», с которыми я еще встречаюсь. И я вижу, что нет такой «перестройки». Я лично в это не верю. Другой разговор — позиции они имеют в «Памяти». В этом я уверен!
Л.Г.: Но «свои люди» тоже должны проводить какую-то политику.
Л.К.: А-а-а! Знаете, когда как! Если это реакционное образование — они должны разлагать по идее, изнутри. Я так думаю. Но может быть и так: уже счастье, что ты получаешь информацию. С другой стороны, знаете, иногда я занимался каким-то вопросом и само течение жизни создавало мне благоприятные условия решения тех или иных вопросов, после этого я садился и описывал, и я хорошо выглядел – я честно вам скажу. Получалось, я предвидел. Идеальная разработка. А фактически — удачно сложившиеся обстоятельства. Не подтягивают ли сейчас действия «Памяти» к работе комитета? Я не защищаю КГБ. Просто хочу сказать, что я не вижу этого.
Л.Г.: В КГБ тоже разные силы есть. И структурно там должно быть все то же самое, что и в нашем обществе, в партии...
Л.К.: Раньше так и называли: филиал партии. Но если представить, что это так, и, не дай бог, станет известно, что «Память» в руках комитета, — это дискредитация КГБ!
Л.Г.: Разве можно КГБ дискредитировать? Он так дискредитировал себя — дальше некуда!
Л.К.: Я понимаю, вы хотите сказать, что «Память» — для защиты руководства. Но методы! Они же дискредитируют. Можно совсем другое создать. Создать, например, другую партию с демократическим уклоном, которая противопоставит себя, скажем, Народному фронту. Более того, евреев привлеките на свою сторону. Еще более сильный ход. Там, конечно, есть идиоты, но не все. Я так думаю. Почему они должны так думать?..
Л.Г.: Но есть огромная масса темной, малообразованной толпы, которой такие «тонкие игры» не понятны. Ей нужен «враг». Или они пойдут громить райкомы – голод их поведет...
Л.К.: Кстати, уже к этому подходим...
Л.Г.: Или им можно сказать: «Жиды виноваты!»
Л.K.: То есть, вы хотите сказать, низменные чувства вызвать?
Л.Г.: Мрачно, чудовищно, но, тем не менее, проверено временем.
Л.К.: Поэтому я и не «вырос». Я ведь по-другому мыслю. Если представить себе, что «Память» — дело их рук...
Л.Г.: И «Память» тоже. Любые средства хороши. По всему фронту «заградотряды».
Л.К.: Сейчас большая открытость. Хотим мы или нет, но сейчас все становится известно. И те, кто сидят у истоков планирования, наверное, не идиоты — они должны понимать, что это дискредитация власти, которая сейчас пользуется большим авторитетом.
Л.Г.: Теперь я понял источник ваших заблуждений: вы идеалист. Вы все время выстраиваете идеальную схему. Сами члены «Памяти» — еще не угроза. Это, в большинстве, те «трудные подростки», которыми я занимался, когда работал в «молодежке», и которым дали реальный объект для снятия агрессивности. Кроме них там полусумасшедшие пожилые девушки, все они сами по себе никакой роли играть не будут. Но использовать их идеологию и их структуру очень выгодно.
Л.К.: Мы стоим на разных точках зрения: вы считаете, что КГБ там имеет людей для того, чтоб активизировать работу, направлять ее, а я считаю, что они обязаны там иметь людей для того, чтоб контролировать.
Л. Г.: Разве КГБ только контролирует?
Л. К.: И разлагает. В целях безопасности.
Л.Г.: Безопасности кого?
Л.K.: Нашего государства.
Л.Г.: А государство — это кто?
Л.К.: Вы в другую сторону немного пошли, но, в принципе, вы же понимаете, о чем я говорю.
Л.Г.: Мы с вами, видимо, несколько по-разному понимаем сущность нашего государства.
Л.К.: Мы несколько иначе оцениваем деятельность КГБ.
Л.Г.:- Я вообще-то не пытаюсь оценивать.
Л.К.: Я имею в виду задачи, которые ставятся. Ну, ладно, не будем об этом. А вот если вернуться к евреям, то у меня была такая мысль. Еврейская автономная область — это фикция, и это всем давно известно. А вот создание какой-то автономии и где-нибудь на западе Советского Союза теоретически возможно, если по-настоящему ставить вопрос о демократическом государстве.
Л.Г.: Вы — опять романтик! Посмотрите, что с крымскими татарами происходит, ведь их не пускают туда, где жили их предки. То же — с немцами. Кто предоставит землю евреям?
Л.К.: Я романтик, но я и реалист. Как можно сейчас всех крымских татар поселить там? Это невозможно.
Л.Г.: И я об этом же. Но для крымских татар эта земля — историческая родина. А у евреев, простите, где историческая земля?
Л.К.: На Украине. Там огромные еврейские поселения были...
Л.Г.: То есть, я чувствую, вы какие-то перспективы для евреев в рамках империи видите?
Л.К.: Я надеюсь. Это будет правильней. На здравое мышление. Когда-то ж придут здравые силы...
Л.Г.: Здравые силы — это отдаленная перспектива. Вернемся к нынешнему Исходу.
Л.К.: Во-первых, я думаю, что поток не уменьшится. Основная часть уедет. И не только в Израиль. Часть все же адаптируется. Евреи умеют адаптироваться, приспосабливаться.
Л.Г.: Приспособиться — значит ассимилироваться.
Л.К.: Не обязательно. Ассимиляция — по крови...
Л.Г.: Это расизм, простите!
Л.К.: Извините, но нас так воспитали. В какой-то степени вы правы. Но я о другом. Рыночная экономика поднимет инициативных наверх, а среди евреев предприимчивых много, и они начнут делать деньги...
Л.Г.: Тут-то им головки и поотворачивают...
Л.К.: Как и всем остальным. У меня старая закваска! Но евреев, действительно, среди них много.
Леонид Говзман
(«Народ мой». Предположительно, 1990-92 г.)