Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 22 April 2023 · 103 просмотров

До и после Сумгаита
Взгляд на еврейский вопрос

Философ и литератор Григорий Соломонович Померанц (род. в 1918 г.) живет и работает в Москве. Узник ГУЛАГа в 1949—50 го­дах, известен, прежде всего, своими «Письмами о нравственном вы­боре» (1978), широко распространявшимися в самиздате. В пос­ледние годы опубликовал большое число статей о философских и нравственных проблемах прошлой и настоящей русской истории.

Во времена, когда еще суще­ствовали черта оседлости и про­центная норма, не только в рево­люционных партиях участвовали евреи — были еще Пастернак и Мандельштам, были Гершензон, Франк, Шестов. Вообще, если взять авторов «Вех», то в про­центном отношении евреев там было больше, чем в ЦК больше­вистской партии. Особенно, если раскроем псевдонимы, которые там тоже есть. Изгоев, если не ошибаюсь, все-таки Ландау. Но это никого не интересует, вот ес­ли бы они проводили коллекти­визацию, это другое дело. Но так как евреи не ангелы, и в ре­волюционной ситуации они также склонны тянуться за химерой, как и другие, то они оказались вовлеченными в ряд событий, ос­тавивших очень горький след. И это, в конечном итоге, создало дополнительную напряженность.
Эта напряженность, может быть, была бы не слишком велика, ес­ли бы ее сознательно не разду­вали. Но, к сожалению, Сталин, который был талантливым поли­тическим игроком, на примере Гитлера понял, что ка эту карту имеет смысл ставить, что позво­ляет продолжать его дьяволь­скую игру в новых условиях и направить ненависть, которую он вызывал, против других. И эта игра не осталась без последствий. Причём иногда даже попыт­ки приостановить игру были та­кими неловкими, что сами по се­бе они вызывали новое патоло­гическое следствие — я имею в виду прекращение «дела врачей».
«Дело врачей» раздувалось, раскачивалось, было последним аккордом очень мощной антисе­митской кампании, которая ве­лась еще во время войны в оп­ределенных генеральских и офи­церских кругах и совершенно от­крыто после войны. Пятьдесят второй год был пиком этой кам­пании. И вдруг, на самом скаку людям объявили, что евреи не виноваты...
Это был огромный поворот, но, повторяю, народ был ошелом­лен — ему ничего не объяснили. После такой грандиозной кампа­нии вдруг сказать: ну, мы там немножко ошиблись, — это было неубедительно. Особенно для мо­лодежи. Я потом общался с ре­бятами, которые школьниками пережили это. Молодежь полностью была захвачена этой кампанией, за исключением детей каких-то интеллигентных семей. Всем было ясно, что врачи виноваты, но они дали крупную взятку. И когда это, вдруг, прекратилось, то возникли подпольные неофашист­ские молодежные организации, которые решили продолжить «благородное дело», начатое вла­стями. Нечто вроде антисоветско-антиеврейских «Молодых гвар­дий». Но нацистского типа.
И, начиная с этих пор, возни­кает явление, которое сводится к типу правого диссидентства. Причем сплошь и рядом человек начинал не с этого. Иногда, по­падая в лагерь, как левый дис­сидент, человек становился пра­вым диссидентом. После дела Пастернака я очень интересовал­ся настроением молодежи, я вел один молодежный кружок, среди моих учеников был будущий пра­вый диссидент Владимир Осипов. Он тогда был совершенно левым — молодым человеком, возму­щенным несправедливостью. Из разговоров с мальчиками из его окружения я узнал, что один из них во время «дела врачей» в школе евреев под парту загонял. Со временем это с них вроде сошло, но где-то в подсознании, видимо, осталось. И вот Осипов попадает в лагерь. Там он столк­нулся с тем, чего раньше не знал: очень многие в Советском Союзе русских ненавидят. Эстон­цы, например, и многие другие. Я это знал — со мной тянул срок эстонец, который, напиваясь пья­ным в еврейские праздники, на немецком языке мне объяснял, что он пьет за здоровье евреев потому, что ненавидит русских. Парадигма-перевертыш: русские не любят евреев, значит, чтоб быть до конца последовательным в своей ненависти к русским, на­до любить евреев...
Надо сказать, что до сороко­вого года не было этого! Ни ла­тыши, ни эстонцы ненависти к русским не испытывали, но ког­да к ним пришла родная совет­ская власть — они за несколько месяцев возненавидели все, что с ней было связано, причем для них она в основном выступала в русском обличии.
...Надо иметь нравственное му­жество, чтоб осознать свою ви­ну. Обладать культурой сомне­ния. Великий русский мыслитель Г. Федотов, например, это муже­ство имел. Он был из социалис­тов, как и «веховцы», прошел че­рез марксизм, большевизм вызывал у него только огорчение. Но, тем не менее, он это признает как реальный факт. Вообще Федотов человек мужественного ума. Это редкий случай. Такие умы, как Соловьев, как Федотов, сохраняют какое-то благородное равновесие и умение признавать неприятное.
И вот в этой обстановке люди практически убеждаются, что антисемитизм идет на только «сверху», но и со всех сторон. Значительная часть интеллигенции захвачена антисемитским поворотом духа. Что, казалось бы, не­лепо с точки зрения мировой ис­тории: мы живем после Освенцима! В Европе это всех шокиру­ет, но у нас — «своя рубашка ближе к телу», у нас свои часы. По нашим часам господствует стремление оттолкнуть от себя опыт семидесяти лет. Это нелепо, ведь это наш общий опыт! От него никуда не денешься. Тем не менее, средний человек хочет от него отречься...
Так что обстановка острая. Сдвиги в Евразии в перестройке к сообществу наций не могут быть быстрыми, наверняка они будут связаны с острыми национальными конфликтами. Я знаю евреев, которые после Сумгаита приняли решение уехать. По­тому что именно Сумгаит пока­зал, что эта власть не в состоя­нии защитить своих граждан от погромов. Сумгаит — колоссаль­ный провал национальной поли тики властей. Я считаю Сумгаит большей катастрофой, чем Чер­нобыль. И очень многие — осо­бенно у кого дети — чувствуют: «пахнет порохом», пахнет погромами, причем не только еврейскими, — режут друг друга все, начинается какая-то всеобщая резня. Кому охота дожидаться? Тут нечего возразить!..
Прочитал недавно: нельзя тре­бовать от человека, чтоб он отодвигал свое личное во имя какой-то большой духовной историчес­кой задачи. Все верно — подав­ляющее большинство людей имеет право быть просто обывате­лями! Во-вторых, они могут не осознавать себя нужными в этой борьбе. Кроме того, у «их могут быть чисто личные эмоциональ­ные причины. Пример — эмигра­ция наших друзей в 70-е годы: Якобсона и Ивановского. Их вы­талкивали дети. Якобсон предпо­чел бы остаться здесь и сесть в тюрьму — он «Хронику» изда­вал. Но сын несколько раз под­вергался оскорблениям, и сын сказал, что если родители не уедут, то он уедет сам. Бывают такие индивидуальные судьбы. Кстати, мы стихийно вышли на тему «забота о детях». И это очень важная тема — можно рис­ковать собственной шкурой, но нельзя рисковать своими детьми. В Сумгаите детей не щадили…
Записал Леонид Говзман
(«Народ мой», 8 октября 1990 г.)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии