Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 05 March 2023 · 54 просмотров

ГАЗОВОЕ КОЛЬЦО МОСКВЫ

МКАД – Московская кольцевая автомобильная дорога – краса и гордость столицы, известна всем. А, вот, о том, что Москву окружает еще одно кольцо – газовое, - знает далеко не каждый. Между тем, это кольцо – тоже уникальное сооружение. Вопреки поговорке, что у кольца нет ни начала, ни конца – у газового кольца столицы начало есть: газ поступает в него со стороны Восточного административного округа. О прочих свойствах кольца рассказывают генеральный директор АО "МосгазНИИпроект" Игорь Романович Лобзин и главный инженер института Михаил Анатольевич Маевский.

М.Маевский: Надо сказать, что наш институт, созданный в 1939 году, в своем роде, тоже – уникальный. С ним связана газификация Москвы. Мы проектировали и газовое оборудование, которое применялось в целом по Советскому Союзу. Выпускали его более 50 заводов СССР.
В 90-х годах, вместе институтом ВНИиПИ Генплана институтами и организациями Министерства газовой промышленности СССР, мы участвовали в разработке генеральной схемы газоснабжения Москвы до 2005 года. Стояла задача увеличить подачу газа в город с 25 млрд. куб м до 42 млрд. куб м в год. Нужно было реконструировать внешние сети газоснабжения.
- Они действительно представляют собой "кольцо"?
- Схема газоснабжения Москвы такова: сначала газ подается с мест добычи до области, а оттуда идет в Москву. Система газопроводов окружает город двумя "кольцами". В двух кольцевых газопроводах, проходящих по области, - давление до 55 атмосфер. Оттуда, лучами, газ идет к московскому кольцевому газопроводу, который проложен вдоль кольцевой автодороги – в нем давление 12 атмосфер. Редуцируется газ с 55 до 12 атмосфер в специальных контрольно-распределительных пунктах – КРП. И уже с московского "кольца" через газорегуляторные станции газ идет в город к потребителям. Протяженность городских сетей – больше 6,5 тысяч км. Из "кольца" в Москву может поступать 42 млрд. м3 газа в год.
- 42 млрд. – как представить такое количество?
И.Лобзин: Представить трудно, но замечу: Москва сегодня – единственный в мире город с таким объемом потреблением газа и с такой уникальной схемой газоснабжения.
- В чем же ее уникальность?
- В надежности! При любых аварийных ситуациях и техногенных катастрофах – газоснабжение города сохранится. Речь идет и о жилом секторе, и о важных объектах теплоснабжения города, выход из строя которых может привести к тяжелым последствиям. Например, районные тепловые станции, ТЭЦ "Мосэнерго", объекты, где по технологии есть непрерывный цикл. Система газоснабжения города закольцована и построение таким образом, что все объекты снабжаются от нескольких источников: при аварии на одном, газ поступит по-другому.
- Москва – гигантский мегаполис со сложными коммуникациями. Непросто, видимо, рассчитать такую схему?…
М.Маевский: В Москве многие потребители работают на газе – другого энергоносителя нет. Сеть создавалась несколькими поколениями инженеров. За разработку первой схемы газоснабжения Москвы многие сотрудники были отмечены еще Сталинской премией. С годами сеть модернизировалась, но традиции сохранялись: надежность всегда была главным принципом.
Кстати, об уникальности. Производительность спроектированных нами КРП 2,5 млн. м3 газа в час – таких мощностей, снижающих давление и подающих такое количество газа в город, нет нигде в мире.
Сегодня совместно с институтом ВНИиПИ Генплана мы разрабатываем новую схему газоснабжения – до 2020 года.
- Потребность в газе будет возрастать?
- Потребление газа связано с ситуацией в экономике. Москва сжигает сегодня до 30 млрд. м3 газа, т.е. меньше запланированных 42 млрд. м3. Если темпы экономического роста сохранятся, то город не только выйдет на плановое потребление, но и увеличит свои потребности в газе. Так что сегодня думаем о дальнейшем развитии газовых сетей и решении первоочередных задач, которые не были осуществлены в нынешней схеме газоснабжения…
- И каковы же эти первоочередные задачи?
- Есть ветхие газопроводы, они нуждаются в перекладке. Проектируя ремонтные работы, мы внедряем новейшие технологии. Например, ГУП «Мосгаз», с которым мы активно сотрудничаем, создал совместную компанию с французской фирмой «Газ де Франс», и по их технологии в Москве реконструировали газопроводы: в стальные трубы, нуждающиеся в ремонте, затягивали полиэтиленовый газопровод. Этот способ не наносит ущерба экологии, значительно уменьшает расходы ремонта газопроводов по сравнению с традиционными. Была освоена еще одна новая технология – "Феникс" или ремонт "чулком". "Чулок" – полимерный материал, который выворачивается и покрывается специальным клеем. Когда машина протаскивает "чулок" через трубу, он выворачивается клеем к стенке. Затем труба пропаривается – происходит полимеризация клея – "чулок" затвердевает. По этой технологии можно ремонтировать газопроводы до 800 мм в диаметре. Мы спроектировали около 27 км газопроводов, отремонтированных этим методом, включая дюкера - подводные переходы.
Вот сводка: с 1997 года по 2000 год мы спроектировали для «Мосгаза» свыше 450 км газопроводов, включая фасадные.
- Значит, вывод газопроводов из подвалов на фасады домов – ваша инициатива?
- Очевидно, проектировщики, которые начинали газификацию жилья Москвы, были романтиками: верили в то, что подполья, куда прятали газопроводы, навсегда останутся в идеальном состоянии: там будет сухо и чисто, там не будет ни складов, ни владельцев. Но реальность оказалась иной: в подвалах были грязь и сырость, их "обживали" спортсмены и "бомжи". И для повышения безопасности сети решили вынести на фасады. Сложность же была в том, что трубы не украшают зданий. Но, помните, центр имени Помпиду в Париже большинство парижан тоже встретили в штыки – там все коммуникации здания проложены по наружным стенам. Прошло время – Париж гордится этим архитектурным шедевром.
Московские "хрущевки" – не шедевр архитектуры. Но, выбирая между эстетикой и безопасностью, приняли согласованное с архитекторами решение: трубы до 150 мм прокладывать по внутренним, дворовым, фасадам зданий…
И.Лобзин: Мы занимаемся и сжиженным газом – пропан-бутаном. Жидкий газ используется в быту, на ряде предприятий – в различных технологиях, например, в стекольной промышленности, но, самое главное, как моторное топливо. Поэтому наш институт проектирует так называемые автомобильные газонаполнительные станции. Сегодня в Москве работают 13 таких станций, спроектированных нами.
Как моторное топливо используется и природный газ. Существуют так называемые АГКС – автомобильные газово-компрессорные станции. Мы проектируем и такие станции. Тот, кто ездил по кольцевой дороге, видел их.
- Помните, как строили совсем недавно: если хлебозавод, то выпекает на пол-Москвы, если ТЭЦ, то обогревает громадные районы. Одна из примет нынешних перемен – уход от гигантомании. Децентрализованное теплоснабжение, как я знаю, - одно из направлений в работе НИИ.
- Сегодня многие руководители гостиниц, хлебозаводов, мелких предприятий, ресторанов говорят: не нужна нам ТЭЦ – она отключает сети на профилактику, дайте нам маленькую котельную. Ведь, например, в пяти-звездной гостинице горячая вода должна быть в любой день и час. И здесь мы много делаем, используя современное оборудование. Разработали более 150 котельных для децентрализованных систем. Спроектировали, например, индивидуальные котельные на крышах: на 17-этажном жилом доме в проезде Нансена и на торговом центре на Новослободской.
М.Маевский: Появились состоятельные люди. Они строят дома площадью свыше тысячи квадратных метров. Нормы по газоснабжению, которые существовали в типовых проектах, здесь не подходят. Мы участвовали в разработке нормативов для газоснабжения и отопления коттеджей. Участвуем и в разработке нового СНиПа по газоснабжению.
И.Лобзин: У нас комплексный институт – мы можем делать все. Вроде просто – поставить проточный водонагреватель. Но нужно дымоход рассчитать, сделать другие расчеты. Для этого нужны современные программы. У нас есть отдел системы автоматического проектирования (САПР). Сегодня мы используем более 120 программ. Есть отдел генеральной схемы, где газовые сети Москвы представлены в электронном виде. Есть отделы защиты от коррозии, автоматизации, промышленного проектирования, проектирования бытового сектора, проектирования сжиженного газа, сантехнический и строительный.
Даем заключения по импортному и отечественному оборудованию. Ответственно? Да! Но мы должны знать, кто продает нам товар. Для этого наши специалисты, работая с фирмами, выезжают на места, смотрят: современное ли это предприятие, какой техникой оснащено, какими лабораториями. Участвуем в испытаниях. Знакомимся с показателями. На основании наших заключений Госгортехнадзор России разрешает либо не разрешает применять оборудование в России.
- Похоже, не скучная работа у Вас: не одни трубы перед глазами?…
М.Маевский: Коль скоро на мою долю выпало говорить об "уникальном" в работе института, не могу не напомнить: "МосгазНИИпроект" участвовал в разработке абсолютно уникальных объектов. Так, в 1980 году мы создали факел, который был установлен на стадионе им. Ленина в Лужниках во время проведения Олимпийских игр. Точнее, наше детище – горелка факела. Подобная же работа – горелка на могиле Неизвестного солдата в Москве. Она выдерживает сильные порывы ветра, любые погодные условия.
И.Лобзин: В начале разговора вы спросили, что такое 42 млрд. м3 газа в год. Представить, конечно, трудно. Но, вот пример: горелка на факеле Олимпийских игр сжигала 1200 куб газа в час.
- Не жалко?
- Это не так дорого, но красиво. Помните, горелка зажигалась от пяти бегущих огней, символизировавших пять континентов. Огонь снизу зажигал бегущую к факелу дорожку. Это было завораживающее зрелище. И оригинальный проект. Мы получили авторское свидетельство на изобретение этой горелки.
Как видите, наша продукция – не одни лишь газовые кольца.
Денис Данилов
(«Наш дом – Москва», 2001)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии