Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 27 February 2023 · 76 просмотров

ФИЗИКОВ И ЛИРИКОВ ПРИМИРИЛИ… ПЕЛЬМЕНИ

Опубликованное в февральском номере интервью с начальником отдела по качеству продовольственных товаров «Мосгорторгинспекции» Людмилой Лебедевой «Когда у сайры вкус селедки», вызвало вполне объяснимый интерес наших читателей - ведь, говоря о подделках, Людмила Ивановна предупредила: «Особенно внимательным нужно быть на рынках!» Заинтересованные читатели звонили в редакцию и спрашивали: существуют ли какие-либо способы отличить подделку от натурального продукта?

Оказывается, существуют. Сообщаем любителям рыбных консервов: в консервной промышленности остались ассортиментные знаки, которые определяют вид консервов. На банке - цифры. Первый ряд – дата изготовления. Например, первые шесть цифр такие: 100900. Это значит, что консервы выпущены 10 сентября 2000 года.
Не менее важен второй ряд цифр - здесь обозначен сохранившийся с прежних времен код консервов. Коды самых популярных сегодня консервов таковы: код горбуши - 85Д; код сайры, бланшированной в масле – 186; код сайры натуральной - 308.
Но если вы увидите на банке этикетку «Сайра бланшированная в масле», а код будет, скажем, Г84 – знайте: это не сайра!
Это мы узнали от инспектора того же отдела «Мосгорторгинспекции» Владимира Кобзаря. Помня об особо дотошных читателях, мы поинтересовались у Владимира Николаевича: «Но, ведь, и цифры можно подделать?»
«Нет! – ответил инспектор. - Этикетку ещё можно наклеить, устроившись где-то в подвале, но чтобы выбить на металле цифры – нужно специальное оборудование. Поэтому, если на банке с сайрой стоит иной код, то там другая рыба, и код этой другой рыбе соответствует. Например, если код на банке сельди, то внутри будет сельдь. Но цена – почувствуйте разницу! - в два раза дороже…»
Как известно, покупатель смотрит не на код, он смотрит на этикетку – а там написано: «Сайра, бланшированная в масле». Поэтому, как считают сотрудники инспекции, эти три самые ходовые вида рыбной продукции - лосось, сайру натуральную и сайру бланшированную – и подделывают: заменяют сельдью или сардинеллой. На языке профессионалов это называется пересортицей.
Не случаен был и вопрос о сгущенном молоке. Вкус нынешней «сгущенки» наших читателей не радует. За разъяснением мы обратились к Людмиле Лебедевой.
- Проверяя недавно молочные консервы, - сказала Людмила Ивановна, - мы обнаружили в названии сгущенного молока приписку: «комбинированный продукт». А это значит, что сгущенное молоко выпускают с добавлением растительного масла. Требование выдержано: состав указан. Но человек, покупая баночку сгущенного молока, по инерции не обращает внимания на состав. Между тем, мы неоднократно обращались к покупателям: смотрите на название, смотрите на состав, ищите надпись: ГОСТ 2903-78!
И это касается всех продуктов питания: что бы вы ни покупали, и если хотите, чтобы был «старый» вкус, то надо смотреть, есть ли ГОСТ…
- Среди вопросов наших читателей был и такой: почему ТУ так повлияли на вкус продуктов?
- Для примера возьму то, что мне ближе по специализации: сырокопченую колбасу. В прежние годы сырье для нее засаливали в деревянных бочках - создавался определенный вкусовой букет и аромат. Кстати, корни этого производства уходили в «дедовский метод».
Сейчас этого нет: увеличились объемы, созданы предприятия-гиганты, где созревание в бочке – «дедовский метод», но уже с другим смыслом, прямо противоположным. С другой стороны, появилась уйма маленьких цехов. Возникли всевозможные пельменные цеха, которые делают ту же продукцию, но в малых объемах и при других условиях производства. Именно там больше всего нарушений.
Изменилось и сырьё. Добавки оказывают влияние на качество. Хотя, заметьте, использование красителей и консервантов никогда не было свойственно нашей отрасли, а сейчас это нормальное явление…
- Людмила Ивановна, вы сказали, что больше других страдает качество продукции небольших цехов. Это тень на мелкого товаропроизводителя – опору рынка.
- Это «издержки» становления нашего мелкого товаропроизводителя. Цеха-изготовители, которые разрабатывают ТУ, попадают в нарушители не потому, что они заведомо хотят выработать некачественный продукт, не по злой воле, а исключительно по своему незнанию!
Вспомните, кто работает в этих цехах? Физики, лирики, учителя, которые остались без работы или им не платят. Они приходят к нам, и я вижу – это интеллигентные люди, которые были вынуждены открыть цех и делать пельмени, сардельки, сосиски, колбасы, коптить рыбу. Открыли свое маленькое семейное производство, но они неквалифицированны, не специалисты вообще – не знают нормативных документов, не обеспечены документацией.
- А потребители – что они должны знать, чтобы не быть обманутыми, чтобы покупать, наконец, то, что им по вкусу?
- Покупатели должны знать законы и уметь ими пользоваться, тогда они смогут защитить свои права. Например, по Закону «О защите прав потребителя» покупатель имеет право потребовать в магазине документы, удостоверяющие качество и безопасность, накладные на получение товара.
Конечно, не все затевают тяжбу с магазином – для этого нужна еще и определенная отвага. Многие боятся нарваться на грубость персонала. Пугает их и грозный вид охранников. Поэтому «жалобщик» еще и смелый человек. Но, надеюсь, со временем требовательность к качеству продуктов и умение пользоваться своими правами войдет в культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем…
Денис Данилов
(«Наш дом – Москва», 2001)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии