Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 25 February 2023 · 58 просмотров

КТО ХОЗЯИН КРЫШИ?

Эта беседа с директором АНО «Специализированный экспертный центр «Спецтепло­химзащита» при заводе «Филикровля» Виктором Петровичем Протасовым состоялась по завершении 2-й Ме­ждународной выставки «Евроремонт-2001», проходившей 15-19 января в московском «Экспоцентре». Здесь, в рамках выставки, прошел «круглый стол», на котором специалисты говорили о ремонте кровли – одной, как оказалось, из самых острых проблем жилищного хозяйства. Об этом же, кстати, говорят жалобы москвичей на плохую работу коммунальных служб - собираясь на встречу с Протасовым, я прихватил январский выпуск газеты «Наш дом – Москва», где в «черном списке» Мосжилинспекции значились адреса домов, у которых «текут кровли».
- Эти адреса – капля в море жалоб - заглянув в газету, сказал Виктор Петрович. – Если упомянуть всех жалобщиков Москвы, заполнить придется не один номер целиком. А чтобы представить масштаб проблемы, прибегнем к статистике. Вот данные сплошного обследования жилищного фонда в 40 районах Москвы, проведенного Мосжилинспекцией в 1998 году. Установлено, что объем необходимого ремонта кровель колеблется от 8% до 45% их общей площади. В целом по административным округам города эта величина составляет от 14,4% до 27,5%.
Обратите внимание на график: появление так называемых протечек в зданиях отмечается уже через год эксплуатации после капительного ремонта. Через 2 года протекают до 10% кровель, через 4 года – 70%, а через 7 лет – текут до 85% крыш. И только в 5% домов крыши после капитального ремонта не текут, как и положено, десять лет. Кстати, замечу, что данные подобного обследования 1999 года еще плачевнее. Другими словами, крыши нужно ремонтировать через каждые пять лет…
- На «круглом столе» огласили результаты прошлогоднего обследования более сотни крыш Москвы. Специалисты проверяли качество кровель после ремонта и 2-х или 3-х лет эксплуатации. Назвали более 60 разных дефектов. С чем это связано?
- Прежде всего, с материалами. До недавнего времени крыши у нас крыли рубероидом, который всегда считался ненадежным материалом: сделан на картонной гниющей основе. Чтобы он не гнил – нужны антисептики, но и это большая проблема. Гниющая крыша – что вода в решете. Поэтому брали количеством: мы выпускали – и выпускаем до сих пор! – самое большое в мире количество кровельных битумных материалов. На астрономические суммы. Я как-то прикинул: только одного битума теряется при этом на десятки миллиардов рублей.
В последнее время появилось много новых, битумно-полимерных и полимерных материалов, потенциальный срок службы которых 20-25 лет и более при их правильной эксплуатации. В последние 5 лет 85% мягких кровель Москвы ремонтировали битумными материалами. В новостройках – наоборот: доля битумно-полимерных материалов составляет 90-95%. Между тем, по данным обследования новых жилых районов, проведенного специалистами Московского института коммунального хозяйства и строительства, нормативный срок службы кровли в домах-новостройках составляет 10 лет и практически обеспечивается постоянно.
С другой стороны, российские заводы выпускают сегодня широкий ассортимент битумно-полимерных материалов со сроком службы до 20 лет и более. Казалось бы, новые материалы должны вытеснить с рынка старье. Однако этого не происходит. По разным данным, удельный вес битумно-полимерных материалов составляет лишь 10-20% в объеме продаж для европейской части России.
Обратите внимание: хотя новые материалы в 2-3 раза дороже битумных, но срок их службы в 5-10 раз больше; так что затраты на ремонт, в случае их использования, сократятся в 2-3 раза, а при сервисном обслуживании кровель – в 4 раза. Но, как и прежде, крыши ремонтируют битумными материалами. И такое положение сохраняется в Москве - та же Мосжилинспекция отмечает: ресурс кровель города после капитального ремонта составляет 4 года!..
- Парадокс: для устройства кровель в Москве применяются недолговечные материалы, а заводы, реконструированные под выпуск современной продукции, не загружены полностью?
- Не парадокс – это, увы, система. Как она действовала в Советском Союзе, так действует и сейчас, в демократической России, а равно в ее столице – славном городе Москве.
- И как же она действует?
- А вот как. Есть так называемые «заказчик» и «подрядчик», то есть, якобы хозяин текущей крыши и тот, кто берется ее якобы подлатать. У «заказчика», как правило, не хватает времени и денег, поэтому он делает выбор в пользу дешевого материала – битумного. «Подрядчик» же, в свою очередь, в этом вопросе его очень поддерживает и, как правило, «агитирует» за битумные материалы. И делает это по банальной причине: чем чаще он будет крышу ремонтировать, тем больше денег заработает!
Но дело здесь не столько в частоте латания крыш, сколько в расценках на ремонт кровли. Они таковы, что подрядчику выгодней ремонтировать кровли недолговечными материалами: их стоимость в расценке на ремонт составляет примерно 30-40%, а в расценке долговечными материалами – 90-105%. Следовательно, при ремонте недолговечными материалами – на окисленном битуме – подрядчик имеет до 70% на зарплату и вспомогательные материалы, а при ремонте высококачественными битумно-полимерными материалами – денег на материалы и зарплату не хватает. Где их взять?..
- Но при таком подходе реальный хозяин крыши - «подрядчик»: только от него зависит, когда она потечет…
- Вот именно! Поэтому, когда меня спрашивают: кто хозяин крыши? – я отвечаю: не знаю. Но, поскольку сейчас принято кивать на зарубежный опыт, то должен заметить, что в подобном деле на западе так: если капремонт должен быть через 30 лет, но эксплутационник начал чинить крышу раньше, то его накажут. У нас же - премию выпишут.
А посмотрите, на какой основе тендеры проводятся! У нас тендер не технических предложений – кто предложит 10 лет, кто 20 лет гарантии, – а соревнование: кто меньше денег возьмет за ремонт. Как в известной сказке о том, как скорняк из одной овчины шапки шил. У него спросили: можешь две? Могу. А три? Могу. А четыре? Могу. А пять, шесть, семь? Сшил семь. Только шапочку ту и на нос не натянешь…
Это, так сказать, «вид сверху». Что «внизу» мне тоже известно, поскольку трудился я рабочим-кровельщиком, был прорабом. Знаю одну простую вещь: рабочий может хорошо сделать тогда, когда знает, как делать. И хотя правила устройства и ремонта крыш есть, но они не доходят до бригады, а существуют лишь на уровне директоров фирм, которые держат единственный экземпляр СНИПа и ГОСТа под замком.
Раньше рабочим читались какие-то лекции - я сам читал, - но заставить их записывать – это, по меньшей мере, глупо. Рабочий не привык лекции записывать – у него нет студенческого опыта конспектирования. К тому же, он уверен, что исполнительная схема - дело мастера: как прикажет начальник, так он сделает.
Кстати, мы от этой практики отказались: наша бригада получает задание с чертежами на каждый узел ремонтируемой кровли. Только так можно проверить и принять работу, оговоренную с заказчиком.
Но в целом, как ремонтировать крышу до сих пор решают «заказчик» и «подрядчик». Потом «спускают» указания прорабу. Он интерпретирует по-своему и дает указания рабочему. А тот делает, как привык. В результате в экспертных документах той же Мосжилинспекции, в графе «причины протечек» появляется такая запись: «Низкое качество строительства, нарушение технологии устройства кровель»…
- Кстати, о студенческом опыте. Одной из подработок студентов считался как раз ремонт кровли. В бригаде обязательно оказывался один, кто уже «халтурил» на крыше – он и был за мастера. И никаких СНИПов – вот тебе рулоны рубероида, вот смола, квачи и – за дело под палящим солнцем. Физик ты или лирик – не имело значения. И что же, до сих пор есть такие бригады?
- Вопрос к «заказчику», но, думаю, студенты-физики и студенты-лирики до сих пор «квачат» крыши. Между тем, кровля – не таблица умножения, а высшая математика. Вот книжка 1949 года издания. Если бы мы соблюдали ту технологию, которая здесь описана, у нас бы не текли крыши.
Состояние крыш везде одинаково: что у поликлиник, что у жилья. Типовые дома - типовые крыши. В «элитных» домах лучше делали: солдатиков заставляли – дешевый труд. Например, на поликлинике Управления делами президента на Арбате кровля, сделанная в 80-е годы из рубероида, в хорошем состоянии, потому что она сделана правильно. Недавно я был на Останкинском телецентре. Там есть кровля из рубероида, сделанная 35 лет назад – и она в хорошем состоянии. А то, что сделано 3-4 года назад – развалилось! Потому что, кроме материалов, есть еще технология устройства и есть руки! А еще есть узлы, на которых можно применять тот или иной материал, и на которых – нельзя, а нужно иное техническое решение. И вот этим всем у нас мало кто занимался и занимается на практике.
Но и это не все. Еще раз скажу о расценках. Наш норматив крепче стали - представляете: за разборку старой кровли в 2001-м году платят по расценкам 1984-го: 8 копеек за метр квадратный! Коэффициент пересчета 25-27. Значит, рабочему за то, что он вырубит квадратный метр старой кровли (при толщине в 5 см., это 50-60 кг.), отнесет мусор к краю крыши, а иногда в мешках - в лифт, спустит вниз и погрузит в машину, - по нашим нормам я не могу заплатить больше, чем 2 рубля 50 копеек. Чтобы он заработал на хлеб, закрыть нужно 5-6 норм. Но время-то не резиновое. Поэтому начинается «рационализация»: изобретение всего, чего угодно.
Кстати, расценки общего строительства отличались от расценок в атомной промышленности в 15-20 раз: то есть, на обычной стройке платили в 20 раз меньше, чем за ту же самую работу на атомной станции. Почему? Потому, что на атомной станции нельзя заниматься приписками и брак гнать. И там ввели реальные расценки.
Эта система осталась по сию пору…
Поэтому, на мой взгляд, если эту систему не изменить, то количество зданий с аварийными кровлями, выполненными из битумных материалов, с каждым годом будет возрастать: скажутся низкие темпы роста количества отремонтированных кровель из-за неправильного распределения и без того ограниченного финансирования; появление аварийных кровель на зданиях новостроек; ежегодное прибавление новых площадей аварийных кровель, прошедших капитальный ремонт и требующих основательного ремонта через 3-4 года.
И этот прогноз уже подтверждается: недавно Мосстройлицензия проверила в САО 14 жилых домов, где в 1997-1998 гг. капитально отремонтировали крыши. На всех, без исключения, объектах нашли дефекты кровельных покрытий, вызванные нарушениями технологии производства работ или применением низкокачественных материалов. Эти кровли потекут в ближайшее время. Так что ждите новых писем с жалобами на текущую крышу…
- Виктор Петрович, вы сказали: если эту систему не изменить, то положение ухудшится. Так что же нужно изменить в системе?
- Есть четыре момента, понимание и выполнение которых необходимо для ухода от бесхозяйственности в ремонте кровель. Во-первых, здание должно строиться с таким расчетом, чтобы затраты на эксплуатацию были минимальны. Во-вторых, сертификаты и документация на материалы должны содержать потребительские свойства материалов: долговечность, ремонтопригодность, удобство ухода за кровлей и т. п. В-третьих, специалисты-ремонтники должны отвечать за качество работ персональной лицензией так же, как и эксплуатационники, доведшие кровлю до аварийного состояния. Не можешь следить за крышей – учись или уходи. И, наконец, в-четвертых, настоящий хозяин ухаживает, следит и делает все, чтобы кровля служила долго, а для этого, в большей степени, нужно умение правильно организовать работу, а не тратить напрасно те копейки, которые выделены на ремонт. Пока это не будет решено – ни царь, ни бог и не герой не спасут наши крыши…
Как раз сейчас наш Центр разрабатываю программу «Кровля». Работая над ней, мы взяли за основу один документ. Не поверите, но это – основные задачи хозяйствования, выдвинутые 27-м съездом КПСС! Вот эта книжечка. Здесь есть раздел: «Основные направления совершенствования эксплуатации кровли в условиях крупного города. Основные положения московской целевой комплексной программы «Кровля». Не надо обращать внимания на буквы «КПСС», программу, естественно, писали не чиновники ЦК, ее писали лучшие ученые умы того времени, высочайшие профессионалы – задействованы были все профильные институты. Этот документ и сейчас не потерял актуальности. Изменились только материалы, но не технические подходы. В этом документе предусмотрен был весь комплекс работ: материалы, расценки, лицензирование, сертификация, мониторинг, обучение. Без этого комплекса крыши будут течь с каждым годом все больше...
Для вящей убедительности, заглянем в этот «партийный» документ. Здесь, например, написано: «Для дальнейшего повышения надежности кровли необходимо организовать вместо существующих видов ремонта систему гарантийного обслуживания с дифференцированной оплатой по категории сложности за метр квадратный содержания площади кровли, принятой в эксплуатацию».
Содержания! Потому, что не за ремонт надо платить, а за то, что кровля не течет! Если хотите, философию подхода надо менять в корне! Сегодня у нас платят за ремонт. А нужно, чтобы платили за безаварийное содержание кровли!
Только тогда можно будет ответить на вопрос: кто хозяин крыши?..
Денис Данилов
(«Наш дом – Москва», 2001)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии