Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 13 January 2023 · 151 просмотров

КАКАЯ ПОСТУПЬ У БОСОГО?..

Долгое время реформу ЖКХ связывали с банальным повышением «квартплаты». Новый Жилищный кодекс, несмотря на недостатки, наделил собственников жилья правами, в том числе в сфере управления домом и землей, радикально изменив тем самым акценты в коммунальной реформе. Добавили им прав Градостроительный и Земельный кодексы, а также закон о долевом участии в строительстве жилья. Но, к сожалению, расставляет новые акценты весьма ограниченный круг людей. Попытка его расширить была предпринята в Московской городской думе – здесь состоялись организованные по инициативе экспертного совета по жилищному самоуправлению при депутате Дмитрии Катаеве слушания на тему: «Новые права и обязанности жителей в управлении многоквартирным домом и землей. Методика проведения собрания собственников и необходимые документы». Для участия в слушаниях пригласили представителей департаментов правительства Москвы: земельных ресурсов, экономической политики и развития города, имущества города, поддержки и развития малого предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, жилищной политики и жилищного фонда города, территориальных органов исполнительной власти, а также разработчиков Жилищного кодекса РФ и активистов жилищного самоуправления.

ВНЕ РЕГЛАМЕНТА

О цели слушаний – традиционно сухо и казенно – сообщал пресс-релиз: дескать, для реального воплощения прав собственников требуется большая просветительская, нормотворческая и организационная работа. Но в чем конкретно она должна состоять? Хотят ли власти ею заниматься? Занимаются ли вообще? Как распределены обязанности между подразделениями органов власти? Успевают ли они к поставленным срокам? Учитывают ли мнение общественности? Что тем временем могут и должны сделать москвичи? Как видим, круг вопросов – злободневный.
Между тем печальный факт: ни одна столичная справочная служба сегодня не даст ответа на другой не менее злободневный вопрос: сколько москвичей хотя бы бегло прочитали Жилищный кодекс, не говоря уже о том, сколько из них вникли в смысл написанного. Актуальность этого вопроса возрастает не по дням, а по часам, поскольку, согласно статье 161 ЖК, все без исключения собственники жилья должны выбрать способ управления многоквартирным домом. Сделать выбор собственники должны в течение года с момента введения ЖК, то есть с 1 марта 2005 года. Если этого не сделают, то управляющую компанию им назначат органы местного самоуправления. Со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Увы, приняв закон, государственные мужи не позаботились о так называемых нормативных актах: постановлениях и решениях, инструкциях и правилах, регламентах и стандартах – одним словом, об инструменте реализации закона.
Время «Ч», между тем, неотвратимо приближается. Знаю одного шутника-пессимиста, утвердившего над рабочим столом табличку: «До краха самоуправления осталось...» Каждое утро он меняет число дней, оставшихся до 1 марта 2006 года. С ним-то я и отправился на слушания. Но, в отличие от него, был настроен оптимистично, поскольку впервые за круглым столом собрались представители всех так или иначе связанных с жилищно-коммунальной сферой городских служб, дабы высказаться о новом Жилищном кодексе. И что самое главное, высказываться чиновники должны будут публично!..
Неожиданно, на первых минутах слушаний долгожданная публичность была атакована. Выступавший от департамента экономической политики Евгений ТИХОВОДОВ, успокоив собравшихся дежурной фразой, что, дескать, работа по подготовке методических рекомендаций по организации собраний жильцов «достаточно активно ведется», вдруг, заявил, что не стоит делать эту работу публичной. И тем более не стоит публично же «подогревать вопрос о земле»... Понимая, очевидно, из каких архивов извлек он этот призыв, Евгений Анатольевич выдвинул столь же сильный аргумент: дескать, пассивное у нас население...
Представители пассивного населения в лице приглашенных на слушания активистов жилтовариществ и журналистов напряглись. Вытянулись в недоумении лица и отдельных продвинутых в правовом отношении чиновников...
Разрядил возникшую неловкость ведущий Дмитрий КАТАЕВ, мягко объяснив Тиховодову, что, возможно, согласился бы с ним, если бы ЖК вступал в действие в неопределенно отдаленном будущем – тогда можно было спокойно и методично работать над документами, не досаждая населению половинчатыми решениями. Но, увы, согласно Жилищному кодексу, собрания должны проходить с 1 марта сего года, и люди совершенно на законных основаниях предъявляют свои права – ждут четких инструкций, как брать власть в свои руки...

ОЖИДАНИЯ ЗНАЮЩЕГО СОБСТВЕННИКА

Так чего же ждет от властей осведомленная часть москвичей, которые – по причине этой самой осведомленности – желают стать полноправными собственниками, то есть активно участвовать в управлении. Вот далеко неполный список этих ожиданий. Нужны исходные данные для выбора способа управления (какую информацию и где можно получить, за деньги или безвозмездно); списки работающих на территории округа или управы управляющих и обслуживающих компаний, данные о них, необходимые для выбора: перечни и стоимость оказываемых услуг; наличие помещений для работы. Необходим сравнительный анализ способов управления; методические рекомендации по описанию общего имущества многоквартирного дома и условия формирования этого имущества. Они хотят знать все о подготовке и организации общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; об оформлении документов при проведении собраний или заочного голосования (такое тоже предусмотрено ЖК). Им нужен типовой договор управления; техническая документация, передаваемая управляющей компании; устав и регистрация ТСЖ; методика составления смет. Они интересуются наличием методических кабинетов; судебной практикой по наиболее часто встречающимся конфликтным ситуациям. Но больше всего людям нужно понимание политики власти. Они хотят знать, что будет с дотированием? Будет ли определен максимальный уровень компенсаций из бюджета? Какова позиция в отношении старых ЖСК (сохранится ли поддержка муниципальных органов)? Будут ли дотации на капитальный ремонт? Какова судьба ДЕЗов? Платными или бесплатными будут услуги ЕИРЦ для ТСЖ и ЖСК? И т.д. и т.п.

ИМЕЕШЬ, НО НЕ МОЖЕШЬ...

Впрочем, открывая слушанья, Дмитрий Катаев предъявил вопросы, которые задают сегодня не столь осведомленные собственники жилья. Вопросов у них меньше и сформулированы они проще: с чего начать управление домом и землей? Где взять нужные документы? Что делать с пассивными или нерешительными соседями? К кому обратиться за помощью? Кто, наконец, в Москве отвечает за координацию воплощения в жизнь Жилищного кодекса?
Ответы на эти нехитрые вопросы, прозвучавшие на слушаниях, возродили в памяти старый анекдот. Там действовали два персонажа: маленький человек и большой чиновник. Первый спрашивал: «Имею ли я право?» «Право имеешь», - отвечал второй. «А могу ли я?..», - спрашивал маленький человек. «Не можешь», - отвечал большой чиновник...
Для вящей убедительности процитирую наиболее яркие выступления.
Игорь ШУСТОВ, представитель департамента земельных ресурсов.
- В конце февраля - начале марта состоялись слушания с представителями департамента жилищной политики и нашего департамента. На том собрании мы дали заверения, что будет сделано все необходимое для того, чтобы граждане, владеющие жилыми помещениями в многоквартирных домах, смогли реализовать свое законное право... Несмотря на то, что, в соответствие с законом, граждане, владеющие помещением на праве собственности в многоквартирных жилых домах, объявлены собственниками общего имущества – крыш, подвалов, земельных участков, – это общее имущество ранее нигде не описывалось и юридически не предоставлялось. Закон продекларировал, что оно находится в собственности, но сама передача по факту не осуществлялась. Еще более сложная проблема стоит с земельными участками. Для установления границ земельных участков необходимо согласовать эти границы со всеми смежными землепользователями. Они не всегда присутствуют и могут быть адекватно определены... Возникают вопросы, связанные с предоставлением прав на эти земельные участки. Формально, по закону, они находятся в собственности, но как гражданам получить документ, подтверждающий право собственности, я, честно говоря, не знаю...
- Из вашего доклада, я понял что собрание собственников помещений в многоквартирном доме до конца года не получит никаких рекомендаций – их просто нет, – и не получит землю, - мрачно резюмировал Катаев.
- Вы меня правильно поняли, Дмитрий Иванович, - смущенно ответил Игорь Николаевич. - К сожалению, это зависит не только от нас...
Затем выступил уже упоминавшийся представитель департамента экономической политики Евгений Тиховодов.
- Что касается формулировки, что собственники жилых помещений являются по факту собственниками земельных участков – сегодня это декларация, не более того. Мы с вами знаем, что право собственности – это некая совокупность прав, возможностей... Поэтому утверждать, что собственники жилых помещений обладают такими правами, наверное, сейчас нельзя.
Вот что сказал о правах на общедолевую собственность представитель департамента жилищной политики Виталий АКИМКИН.
- Если в ЖК сказано, что земельный участок под домом и прилегающая территория с элементами озеленения принадлежит собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на правах общедолевой собственности, то это не значит, что она является собственностью, и уже передана в собственность. Здесь требуется акт о передаче и переуступке прав. Для этого нужно сформировать земельный участок, определить его границы, ввести в кадастр и, наконец, выпустить соответствующий документ о переходе права собственности на землю от города – в общедолевую собственность собственникам дома. На эти три действия необходимо разработать соответствующие положения о порядке формирования, внесения в кадастр и порядке передачи прав на землю.
После этих слов и вспомнился упомянутый анекдот.
Самым лапидарным было выступление представителя МосгорБТИ Сергея ЧЕПЕЛЕВА.
- Мы выполняем техническую часть... Что нам скажут, то и будем делать, - скромно сказал Сергей Романович.

НЕЖИЛОЙ ВОПРОС

Повис в воздухе не только «земельный вопрос», но и тот, что связан с так называемыми нежилыми помещениями. В Москве немало жилых домов – в том числе уже находящихся в собственности ТСЖ, – где есть такие помещения. И они, надо сказать, очень лакомый кусок – поскольку приносят дивиденды от аренды мелкими магазинами, аптеками, парикмахерскими и прочими заведениями сферы услуг. Отдельные помещения выкуплены и стали собственностью юридических, а кое-где и физических лиц. Долгое время жилтоварищи вели тяжбу с чиновниками департамента имущества, который, по факту, владел этими помещениями, а, значит, и сливками в виде арендных платежей. Тяжба была безрезультатной. Потеряли жилтоварищи надежду на справедливость с выходом постановления правительства Москвы, уравнявшего их с остальными игроками на рынке нежилых помещений – теперь ТСЖ и прочие ЖСК, имея в своем доме нежилые квадратные метры, могли претендовать на них лишь на конкурсной основе.
Устранил ли ЖК, с точки зрения жилтовариществ, такую несправедливость?
Вот как ответила на этот вопрос представитель департамента имущества Лариса КОСТЯНОВА.
- В передаче нежилых помещений собственникам жилья должна быть проявлена политическая воля правительства Москвы, потому что для ТСЖ новым Жилищным кодексом не предусматривается такое преимущество, как предоставление объектов нежилого фонда, относящегося к собственности города... На наш взгляд, передавая объекты нежилого фонда Товариществам собственников жилья для использования их в хозяйственной деятельности, мы даем преимущества одной разновидности управляющих компаний перед другими, ставим их в неравные условия. Между тем, 165 статья Жилищного кодекса требует от нас обеспечить равные условия управляющим компаниям...

ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ

Заместитель руководителя департамента ЖКХиБ Андрей ШИРОКОВ перевел разговор на конструктивные рельсы.
- Обсуждение показывает, что в структурах исполнительной власти Москвы в выполнении ЖК нет координации, - сказал Андрей Вячеславович. – Нет в Москве того органа, который бы координировал все то, о чем здесь говорится: экономика, земля, собственность. Нет даже самого понятия «жилищно-коммунальная реформа». Как мы, в Департаменте ЖКХиБ и в Центре содействия реформе ЖКХ понимаем свою задачу, к чему призываем: помоги организоваться людям, и уйди из жилья! К тебе оно имеет отношение только в той части, в какой владеешь здесь собственностью. Участвуй в управлении на общих правилах, прописанных в ЖК. Власть префектов, власть управ, департаментов теперь ограничена только их собственностью. Это основной постулат, который звучит в ЖК РФ. Увы, он самый сложный для понимания. Видимо поэтому власть не хочет уходить. Вот мы и слышим такие ответы: с землей трудности, с нежилыми помещениями проблемы.
Процесс не скоординирован. Отсюда – проблемы, о которых здесь говорилось.
Сегодня уже очевидно: нужна политическая воля, которая расставила бы точки над i. Для этого в городе должен быть организован комитет жилищно-коммунальной реформы, который подчинит все то, что сегодня понимается под жилищно-коммунальной реформой. В городе не должно быть десять жилищно-коммунальных реформ по числу префектур или 125 – по числу управ...
Поддержала Андрея Вячеславовича представитель департамента территориальных органов исполнительной власти Елена ОБИДИНА.
- Вся Москва должна играть по одним правилам, чтоб главы управ не выдумывали своих. Поэтому я поддерживаю идею: в Москве должен быть создан координационный центр, который бы вырабатывал единую политику, отслеживал ход реформы и анализировал бы состояние дел. Особо хочу подчеркнуть: нам нужно знать ответную реакцию населения...

КИПЕНИЕ ПРОТИВ АПАТИИ

«Реформа есть такое действие, которое человеческим страстям сообщает новый полет». На сей раз цитата из Салтыкова-Щедрина – к тому, что есть реформа жилищно-коммунального хозяйства, предъявившая собственникам жилья новые требования, и есть новый Жилищный кодекс, наделивший их новыми правами. Но нет полета страстей. Значит, либо нет реформы, либо она идет, но широкие массы не слышат ее твердой поступи. («Какая же поступь у босого человека?», - поправил бы меня в этом месте товарищ Чепурный из платоновского «Чевенгура».) По меткому замечанию Дмитрия Катаева, «ощущение, что происходит кипение в верхнем слое, а чуть поглубже – полный застой, неведенье, апатия». Поэтому и печаль Елены Обидиной об ответной реакции населения понятна: кто знает, с какими чувствами смотрит сегодня наделенный правами бесправный собственник вослед ушедшему поезду? И кого это волнует?
Впрочем, волнение прозвучало в другом точном замечании Дмитрия Катаева.
- Происходящее сейчас очень напоминает начало приватизации, 1992 год, - сказал он. - По сути, началась приватизация общей долевой собственности в многоквартирных домах. Мы находимся в начале пути. Не повторить бы недостатки, которые были при приватизации жилья. В чем они заключаются? Люди вроде бы получили большие права, но не поняли, не знали, не хотели знать, в чем их суть. Власть им ничего толком не объяснила, потому что пребывала в неведенье сама. Поэтому люди своими правами не воспользовались. Похоже, к тому же мы идем и сейчас. Срок, установленный законом для выбора управляющей компании, истекает 1 марта 2006 года. Кое-где собрания проходят, в основном в существующих ЖСК или ТСЖ, где ничего никому особо объяснять не нужно. Надо лишь подкорректировать устав. Остальные москвичи – а их большинство – по-прежнему в неведенье... Приватизация жилья прошла. Кое-что поделили. Кое-что растащили. Результат до сих пор расхлебываем и будем еще долго расхлебывать. И очень не хочется, чтобы через пять лет сегодняшние времена люди вспоминали также: опять бюрократия растащила жилищно-коммунальное хозяйство, присвоило и монополизировало рынок, а нам, жителям ничего не досталось. Опять мы бесправные...
За этими грустным словами видится обыденное российское головотяпство. Если, конечно, законодатели не внесут поправку в кодекс, то, естественно, к 1 марта 2006 года все собственники столицы не выберут способ управления домами. Значит, за дело возьмутся органы самоуправления, как сказано в законе. Справятся ли они с таким количеством домов в отведенный срок – тоже, между прочим, год – не вопрос, а, скорее ответ: конечно, нет, если к каждому дому подходить индивидуально. Поэтому, скорее всего, пойдут привычным путем – махнут рукой на закон, на здравый смысл и все оставят как есть. А есть ДЕЗы с тем самым сантехником, который, придя по вашему вызову и заглянув в туалет, скажет: «Импортное не чиним»...

Василий ДВОРЫКИН

(«Московская среда», 2005)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии