Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 06 January 2023 · 72 просмотров

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

На состоявшемся недавно Форуме делового партнерства малых и средних предприятий «Руспартенариат. Малый бизнес Москвы-2005» 16 ноября был «день Москвы», на котором организаторы форума – правительство столицы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, Московский центр развития предпринимательства, Московская торгово-промышленная палата и префектуры административных округов Москвы – устроили ряд «круглых столов» с обсуждением актуальных проблем малого бизнеса столицы. На двух из них побывал наш корреспондент.

СМЕШНЫЕ ПРОЦЕНТЫ

С первых же минут вниманием участников «круглого стола» «Система государственно-общественной поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Взаимодействие власти, бизнеса и СМИ» завладел министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, председатель оргкомитета форума Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ. Причина проста: Михаил Михайлович говорил о парадоксальной особенности малого бизнеса столицы. За годы становления российского рынка мы привыкли к мысли, что в Москве, по сравнению с другими городами России, малый бизнес развивается наиболее успешно. Но в последние годы ситуация стала неуклонно меняться: знакомство с опытом работы других регионов показало, что если 5-6 лет назад лидерство москвичей было безоговорочным, то сейчас им есть что позаимствовать у своих коллег из так называемых малых городов России. Одно из социально значимых для города направлений, в котором Москва теряет лидерство, – участие малого бизнеса в реформе ЖКХ. «Сегодня у нас в Москве менее 1 процента малых предприятий занято в системе ЖКХ, - с сожалением отметил Вышегородцев. - Очень мало. Мы рассчитываем, что с введением нового Жилищного кодекса жители сами будут выбирать себе управляющие компании, надеемся, что малые предприятия придут в систему ЖКХ и возникнет масса дополнительных сервисных услуг. Таких как уборка квартир, стирка белья, химчистка...».
На чем строятся такие расчеты? Прежде всего, на новых проектах. В частности, при территориальных центрах развития предпринимательства созданы сервисные центры ЖКХ; их задача – оказание помощи малым предприятиям при получении заказа. И такая помощь не будет зависеть от административного каприза. Побуждает к ней новый федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу с 1 января 2006 года и устанавливает новые правила и процедуры размещения государственных и муниципальных заказов. В частности, статья 15 «Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов» обязывает всех государственных заказчиков, за исключением случаев размещения госзаказа для нужд обороны страны и безопасности, размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень товаров, работ, услуг устанавливается Правительством РФ. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства рассчитывает через новые сервисные центры добиваться, чтобы не менее 15 процентов заказов, распределяемых на уровне районов и префектур, доставалось малым предприятиям, работающим в этой сфере: будь то городской заказ на ремонт дорог, благоустройство, обслуживание жилья и т.д. Сервисные центры окажут содействие в оформлении заявок, документов, участии в конкурсах, контроле. Теперь посчитаем: на систему ЖКХ бюджет города выделяет около 40 млрд. рублей; 15 процентов от этой суммы – 6 млрд. рублей – серьезные деньги для малого бизнеса. Если он эти деньги освоит, значит, будет развиваться.
Одна из важных проблем малого бизнеса – нежилые помещения, причем, недорогие и современные. Михаил Михайлович, заверил, что строить такие помещения Москва будет; и под них уже зарезервированы земельные участки, а в нескольких административных округах идет строительство бизнес-центров по инвестиционному принципу. Инвестор, вкладывая деньги, забирает себя себе до 60-70 процентов площадей, остальное оставляет городу. Департамент предложил другой способ расширения таких площадей: малые предприятия инвестируют на стадии строительства – по аналогии со строительством кооперативного дома, – когда каждый предприниматель может для себя построить помещение и стать собственником. Такой бизнес-центр уже построен на ул. Миклухо-Маклая. Город забрал себе 10 процентов площадей, а 90 процентов отдал малым предприятиям...
Рассказал Вышегородцев и о привлечении молодежи в руководство Территориальными агентствами развития предпринимательства (ТАРП), о продвижении товаров и услуг на межрегиональные рынки с использованием возможностей системы межрегиональных маркетинговых центров, о сдаче налоговой отчетности малых предприятий по электронной почте – все эти нововведения департамент берет на себя, все они позволят малому бизнесу быстрее развиваться.
Возможности же для развития есть. Сегодня в Москве более 201 тысячи предпринимателей и 160 тысяч индивидуальных частных предприятий. Вместе с тем малый бизнес в Москве занимает около 30 процентов рынка. Но может занимать до 50 процентов. Это не потолочная цифра. Выведена она по аналогии. В Москве около 11 млн. жителей. На такое же количество жителей в Париже зарегистрировано 900 тысяч малых предприятий. В Москве, если суммировать вышеприведенные цифры, 360 тысяч. Как заметил Вышегородцев, «идеальным» было бы количество в 500-600 тысяч. «Но наша задача, - уточнил он, - не количество, а качество Мы ставим на качество! Хотелось бы, чтобы доходы московского бюджета от малого бизнеса росли. И составляли, как в развитых странах, 60 процентов бюджета...

ПОЩАДИТЕ ЧИНОВНИКА

Дополнил Вышегородцева советник мэра Москвы, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, заместитель председателя оргкомитета форума Александр ИОФФЕ. Работа общественного совета, на первый взгляд, не очень заметна – в публичном смысле этого слова – на нем лежит согласование нормативных документов, выпускаемых правительством Москвы, которые так или иначе затрагивают интересы малого предпринимательства. Вместе с тем, по мнению, Александра Давыдовича, это очень важный механизм взаимодействия предпринимательской общественности и органов исполнительной власти, и польза от него несомненная не только власти, но и бизнесу. Подтверждение тому – проект закона, подготовленного МЭРТом, в котором появилась статья, рекомендующая создавать такие общественные экспертные советы при администрациях разного уровня. Так что опыт Москвы и здесь послужил на благо всей России. Хотя не обошлось без курьеза. В проекте написали, что в этих советах должно быть не менее трети представителей предпринимательского сообщества, а две трети чиновников. «На худой конец можно было бы согласиться с одной третью чиновников в совете», - заметил Иоффе. - Но и это не совсем правильно. Мы приняли решение, и мэр нас поддержал, что в общественном экспертном совете вообще не должно быть ни одного представителя исполнительной власти. Это, на мой взгляд, правильно. Иногда совет принимает жесткие решения, которые идут вразрез с предложениями, родившимися в недрах исполнительной власти. Чиновники же работают по определенным правилам, они дисциплинированы, и ставить их в ложное положение негоже»...
Кстати, о чиновниках. Делясь с участниками «круглого стола» новациями, которые Москва заимствует у малых городов России, Вышегородцев назвал одно оригинальное изобретение, помогающее устранять так называемые административные барьеры. Идея называется «скорая правовая помощь». Подсмотрели ее в Казани. Суть проста: по звонку любого предпринимателя выезжает юрист, который присутствует при чиновничьей проверке и следит за строгим соблюдением закона. Эту идею, по признанию Вышегородцева, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства намерен внедрить в Москве.

ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ: КОНЕЦ ХАЛЯВЕ!

О ней сообщил все тот же Михаил Вышегородцев, но уже на другом «круглом столе»: «Финансово-имущественная поддержка малого предпринимательства».
Главная новость состоит в переходе от безвозвратной поддержки малого бизнеса к системе возвратного финансирования. Переход состоится в 2006 году. «Мы, конечно, полностью не откажемся от субсидий и субвенций, они разрешены бюджетным кодексом и будут использоваться, но – в исключительных случаях, - сказал Михаил Михайлович. – Переходя на возвратное финансирование, мы хотим втянуть как можно больше банковских денег в кредитование, в поддержку малого бизнеса. И здесь мы готовы поддержать малый бизнес гарантиями, которые он не имеет при получении кредитов».
Почему идея безвозвратного субсидирования отринута и возобладала идея перехода к кредитованию? Да потому что несоизмеримы денежные потоки. Элементарные подсчеты выявляют впечатляющую картину: бюджет Москвы на поддержку и развитие малого предпринимательства выделяет 1 млрд. 200 млн. рублей; из них, скажем, на новации в этом году будет израсходовано около 40 млн. рублей, на поддержку начинающих предпринимателей – еще 20 млн.; на встрече же с уполномоченными банками правительства Москвы прозвучало: в 2004 году Московский банковский союз выдал малому бизнесу столицы кредитов на сумму 40 млрд. рублей. Ощутите разницу! «Когда мы встречались с банковским союзом, то узнали, что банкам не интересен департамент в качестве еще одного кредитора, - признался Вышегородцев. - Тем более в департаменте нет специалистов, которые могут профессионально проанализировать проект, финансовую заявку на выдачу кредита. И мы согласились с банкирами. Согласились и с тем, что бюджетными деньгами мы могли бы гарантировать банкам возврат кредита малых предприятий. Пусть не на сто процентов, пусть на пятьдесят. Вторую половину рисков по невозвратности кредитов банк готов взять на себя. Это еще больше увеличит возможность банкам выдавать кредиты». То есть, бюджетные деньги могут работать продуктивнее, выступая гарантом возврата кредитов малому бизнесу. Банки снижают требования и принимают заявки, которые не обеспечены залогом на сто процентов, что существенно увеличивает количество выданных кредитов. Выигрывают все: малый бизнес, банки, бюджет столицы и, прежде всего, москвичи – сфера услуг в жилищно-коммунальном секторе получит мощный стимул для развития.
Вышегородцев с удовольствием сообщил, что уже подготовлены несколько соглашений с банками. Активность проявили Банк Москвы, Сбербанк, Внешторгбанк-24. И, очевидно, чтобы покончить с прошлым, подвел итог: «Забудем о невозвратных деньгах. Они развращают. Рынок – это борьба. В борьбе побеждает сильнейший»...

Василий ДВОРЫКИН

(«Московская среда», 2005)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии