Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 05 January 2023 · 80 просмотров

КИРИЛЛИЦА ПОШЛА В НАРОД

Увы, Николай Аржанцов, генеральный директор ООО «Кириллица – управляющая компания» так и не объяснил происхождение названия фирмы – его отвлек срочный телефонный звонок; потом мы заговорили о столь злободневных проблемах, что вопрос о «кириллице» был забыт напрочь. Но, познакомившись с этим предприятием так называемого малого бизнеса в ЖКХ, решусь обосновать выбор названия сам. Кириллица, как известно, первая славянская азбука, с помощью которой ее создатель Кирилл и его брат Мефодий перевели на славянский язык христианские богослужебные книги. С кириллицы началась и утвердилась славянская письменность. Другими словами, сначала была кириллица...
Десять лет назад – когда, заметим, зарождалась реформа ЖКХ, – два умудренных опытом человека, ремонтник-строитель Николай Аржанцов и дорожник Владимир Шишмарев, разглядев радужную перспективу малого бизнеса в городском хозяйстве, создали малое предприятие, которое назвали загадочно и красиво «Кириллица А». Шишмарев стал директором, Аржанцов – главным инженером. Начали собирать специалистов – при этом ставку сделали на молодых. Особенно ревностно отнеслись к деловым качествам: выясняли, как человек относится к работе: если спорится, – таких оставляли и обучали. Сегодня в «Кириллице» 21 инженерно-технический работник с хорошим образованием – к тому же каждый повышает квалификацию, ходит на курсы. Разрабатывают программы по привлечению молодежи до 18 лет, так называемое квотирование рабочих мест. Думают привлечь к работе инвалидов...
Начала «Кириллица» с ремонта дорог федерального значения. Работали по ночам, когда движение наименьшее. Дело шло. Заказчик работой были доволен, что, в свою очередь, укрепляло веру Шишмарева и Аржанцова в избранный путь. Но, как скажет Николай Григорьевич, «класть яйца в одну корзину не стали», а принялись расширять фронт: ежегодно осваивали 2-3 новых вида работ. Принимали участие в окружных тендерах. Успешно вели ремонт асфальтобетонного покрытия уже не только федеральных дорог, но и трасс второстепенного значения, дворовых проездов. Занялись комплексным благоустройством дворов по программе «Мой двор, мой подъезд». Научились делать мягкие кровли, ремонтировать фасады, подъезды. Два года назад им доверили уборку автобусных остановок по трассе Арбат-Кутузовский проспект. До них здесь работали подобные же фирмы, но провалились – много было жалоб. К «Кириллице» ни одной претензии.
Впрочем, о географии работ и о том, насколько успешной была эта работа, говорят грамоты на стенах небольшого офиса «Кириллицы» – благодарности префектов ЮВАО, ВАО, Департамента ЖКХиБ, ГУП «Доринвест». По итогам 2003 года заняли первое место по ВАО в номинации «Городское хозяйство, коммунальные услуги и экология». Вошли в десятку лучших предприятий города.
Когда прозвучал клич привлечь малый бизнес к участию в реформе коммунального хозяйства, в «Кириллице» решили, что как малое предприятие могут участвовать, во всяком случае, конкуренцию тем же ДЕЗам составят. «Для того, чтобы участвовать в реформе ЖКХ мы в 2003 году создали «Кириллицу – управляющую компанию», где директором уже стал я, - рассказывал Николай Григорьевич. - А Владимир Иванович остался руководить «Кириллицей А», потому что к тому времени у нас появился самостоятельный транспортный участок. Цель «Кириллицы – управляющей компании» – комплексное обслуживание жилищного фонда».
Готовились к новому делу основательно – впрочем, едва ли его можно назвать новым, ведь всем комплексом работ по обслуживанию жилья владели в совершенстве – к концу 2003 года разработали технико-экономическое обоснование на обслуживание микрорайона численностью до 15 тысяч человек; сюда вошли ремонт дорог и комплексное благоустройство, изготовление детских и спортивных площадок, разбивка цветников и устройство вертикального озеленения, ремонт мягкой кровли и подъездов, фасадов и жилья. «Мы думали, - признавался Аржанцов, - если такой микрорайон нам выделят для проведения эксперимента, то, приобретая новую технику, мы возьмем на себя и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, его раздельный сбор, сортировку, прессовку и доставку на переработку. Чтобы показать в полном объеме работу нашего предприятия, по подсчетам, на выполнение этой программы нужно не менее 4-5 лет, после чего можно подвести итоги и сравнить с обслуживанием других районов»...
Сначала насторожили его слова «если выделят» – опять надежда на власти. Но потом подумал: чего удивляться, ведь Аражанцов излагает в прошедшем времени, еще каких-то несколько месяцев назад уповать на милость муниципальных чиновников было нормой. Вот и они свое обоснование в недра властей запустили, сопроводив его письмом. Документы попали в Департамент поддержки малого предпринимательства. Там благие намерения «Кириллицы» поддержали, обещали кредиты и направили в управы для привязки проекта к конкретной территории. «Ищите главу управы, которого заинтересовал бы ваш проект», - сказали им в департаменте.
- И мы обратились к главам управ нашего, Восточного округа, которые нас хорошо знали по работе, - продолжал Аржанцов. – На протяжении 2004 года к каждому я ходил по пять раз. И уже по одному кругу прошел в 2005 году. Наше предложение главам управ нравится – смысл в нем видят: РЭУ сегодня обслуживают только жилищный фонд, но без энтузиазма – прибыли нет. Если мы взялись бы дублировать работу РЭУ, тоже ничего не заработали. Поэтому и предложили, чтобы в микрорайоне, где будем трудиться, по тому же договору все плановые работы по благоустройству и ремонту дорог, домов отдали нам. Особенно заинтересовались нашим предложением главы управ Северного Измайлова, Соколиной горы, Ивановского. Каждые полтора месяца мы встречаемся с Вячеславом Романовым, Александром Аксеновым, Всеволодом Тимофеевым и обсуждаем, как нам лучше подойти к решению этого вопроса. Но, к сожалению, глава управы не может сам принять решение. Возможно, такое решается на более высоком уровне?
- Теперь по новому Жилищному кодексу все будет иначе, - с энтузиазмом начинаю я. – Выбирать управляющую компанию будут жильцы. У вас солидная репутация, беретесь обслуживать целый микрорайон – вас и предпочтут...
Ни один мускул не дрогнул на лице Аржанцова. Он достает из папки кодекс, открывает – страницы испещрены красными и зелеными пометками.
- Красные пометки – мои. Зеленые – моего заместителя по экономике Елены Геннадьевны Грузиновой. Как видите, изучаем. Мы готовы выполнять все работы, связанные с управлением жильем, кроме специальных, но с Мосэнерго, Мосводоканалом и Мослифтом субподрядные договоры заключим. И счетчики обслуживать будем. Все это мы хорошо знаем – у нас есть инженерно-технические работники нужной квалификации, хорошие экономисты, плановики. Но как взять на обслуживание микрорайон? Хотели было обратиться напрямую к префекту или к руководителю комплекса городского хозяйства Петру Аксенову, чтобы нам помогли эксперимент внедрить, но, если следовать букве нового Жилищного кодекса, власть не вправе вмешиваться в эту сферу. До недавнего времени мы обращались со своими предложениями и слышали в ответ: у меня есть ДЕЗ, РЭУ – отношения с ними за много лет сложились. Как ты будешь работать – не знаю. А они работают себе, и мне спокойно: все идет своим чередом – лучше не ворошить. Теперь решать должны сами жильцы. Но вот вопрос: как это будет происходить? В кодексе ответа на этот вопрос мы не нашли.
Таким вопросом задалась сегодня не одна «Кириллица», но множество организаций, желающих включиться в реформирование ЖКХ именно как управляющие жилищным фондом. Я обещал Аржанцову, что, готовя этот материал к публикации, обязательно снабжу его комментарием специалиста в области управления жильем – пусть ответит, каковы будут принципы управления домами?
Николай Григорьевич, в свою очередь, пригласив к разговору своего заместителя по экономике, принялся увлеченно рассказывать о планах.
Поняв, что хождение по инстанциям – не самый надежный способ завоевания рынка, «Кириллица» пошла в гущу неизбалованного коммунальным обслуживанием народа.
- Мы начали работать в Московской области, - сказал Аржанцов. - Пришли к главе администрации поселка Малаховка Александру Автаеву и предложили свои услуги по эксплуатации жилищного фонда. Понятное дело, отнеслись к нам настороженно, хотя мы в качестве аргумента выложили свои грамоты и награды. Для начала нам предложили вывозить мусор. А, надо сказать, Малаховка разделена железной дорогой на две части: северную и южную. В южной, более благоустроенной, мусор вывозит другая компания; нам достался неблагоустроенный частный сектор. И вот 17 января мы приступили к вывозу мусора от частных домов. Там около 2 тысяч дворов. На начало марта мы заключили 188 договоров с домовладельцами. Они создали уличные комитеты. Раз в месяц собираются для встреч с нами. Мы им выдаем мешки трех размеров. Они наполняют их и либо выставляют перед домом, либо выносят сами, когда наша машина приходит забирать мусор.
- Они довольны?
- Они довольны. Мы не довольны, потому что нет прибыли. Администрация попросила нас поучаствовать в этом эксперименте из-за отсутствия у них средств на вывоз мусора. Платят нам жители – администрация не вмешивается. Но уже есть договоренность, что нам доверят ремонт дорог, жилищного фонда, благоустройство. Да и сами жители оценили нашу работу, похоже, положительно. Во всяком случае, вчера я был на очередном заседании уличных комитетов. Председатели решили оказать нам помощь – расширить круг договоров. К началу лета планируем выйти на прибыль. Таким образом сделали первый шаг к обслуживанию населения напрямую, без посредников – а это главное!
- Часто думают, что у частника расценки выше, - включается в разговор Елена Геннадьевна. – А это не так. Расценки зависят, в основном, от штата. Допустим, некий ГУП рассчитал, что на обслуживание жилищного фонда, в котором проживает 15 тысяч человек им необходимо 250 рабочих. А мы рассчитали, что мы можем обслужить этот микрорайон меньшим количеством людей, допустим 150. Значит, сможем расценки уменьшить – жильцы платить будут меньше, при этом наши рабочие получат больше. Но это слишком абстрактный расчет, вот конкретный: мы вели переговоры с ТСЖ, предоставили им свои расценки на обслуживание дома; вышло, если мне не изменяет память, 29 рублей за кв. метр. А ТСЖ платило на тот момент 33 рубля. Главная наша выгода в том, что мы ведем работы комплексно и тем самым снижаем их себестоимость не меньше, чем на 5-6 процентов.
Такой подход хотим внедрить. Но право на это надо, разумеется, доказать. В 1996 году мы делали только асфальт. Сейчас умеем все, что есть в жилищно-коммунальном хозяйстве. Выходит, что потенциально готовы к той форме работы, которую предполагает новый ЖК.
И еще мы – народ смелый, идем на эксперименты, потому что знаем: чтобы наладить любую работу нужно пройти и через неудачи, где-то потерять, но в итоге – найти. Наши подсчеты показывают: в ЖКХ можно работать с прибылью...

Василий ДВОРЫКИН

(«Московская среда», 2005)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии