Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 26 September 2022 · 160 просмотров

ТАНЦУЕТ… МИЛИЦИЯ

075]...В негодовании ревнивом

075]Поэт конца мазурки ждет

075]И в котильон ее зовет.

95]А.С. Пушкин


Упомянутый в «Евгении Онегине» котильон – бальный танец (от французского слова cotillon – «нижняя юбка», встречающегося в популярной народной песне), распространенный во Франции в конце XVIII и начале XIX вв. и проникший в Россию, где его стали исполнять как заключительный раздел контрдансов или, позже, кадрилей. Разнообразные па и фигуры котильона выполняются первой парой под любую музыку – вальс, мазурку, польку, – а затем повторяются всеми танцующими.
Но если название танца написано вот так: «Котильон» – это уже означает фигурную езду сменой лошадей. Удивительная картина, к которой трудно подобрать достойный эпитет: торжественная красота, сочетающая грациозность животного и бравый вид наездника – яркое, красочное, увлекательное зрелище, основанное на мотивах и фрагментах военной школы верховой езды и выездки.
Исполняют «Котильон» сотрудники кавалерийского батальона оперативного полка милиции ГУВД г.Москвы.
Но сначала несколько слов из истории «Котильона»…
Выездка лошади, равно как манера и стиль езды, диктовались, в основном, задачами боевой подготовки и военными требованиями, но все же на протяжении всей истории выездки они никогда не были полностью свободны от влияния моды и этикета – выезженная лошадь привлекала к себе внимание не только военных, но и людей разных сословий и профессий. С течением времени элементы турнирной езды, основанные на принципе старой высшей школы, все больше стали приобретать особенности парадного, театрализованного зрелища, где утилитарные функции перерождались в эстетические.
Родоначальником «Котильона» был Михаил Сергеевич Иванов, основатель одной из старейших конноспортивных школ Москвы «Буревестник» – затем «Зенит», сейчас это КСК «Измайлово». «Котильон» Иванова был ярким действом на конноспортивных праздниках, на торжественных городских мероприятиях. Мужчины-наездники – во фраках, женщины-наездницы – в красных рединготах.
«Котильон» был интересен еще и тем, что выезжал под оркестр…
В 90-х годах кавалерийский батальон милиции был реформирован – рассредоточен по восьми базам, – и «Котильона» не стало. Но, волею судьбы, один из взводов, в котором оказались почти все участники выездки, попал на базу «Измайлово», где когда-то ее директор Михаил Сергеевич Иванов организовал «Котильон». И в один прекрасный день милиционеры решили: почему бы ни продолжить традицию?
- Мы арендаторы базы, – рассказывает один из инициаторов возрождения, а ныне главный специалист Ассоциации конноспортивных клубов Василий Соловьев. – Поэтому отношения с администрацией комплекса были натянутые. Наладить их решили с помощью «Котильона». Первое выступление наметили на день рождения директора базы. Готовились, совмещая подготовку со службой и оставаясь на базе допоздна, – это было время, когда во взвод пришла молодежь и увлеклась идеей. Через месяц, накануне события, заявили номер. Постелили ковер из цветных опилок. И выступили. «Котильон» произвел сильное впечатление, и директор стал нашим другом. Поэтому 25 марта 1998 года, когда это случилось, мы считаем днем рождения нашего «Котильона»...
После этого были выступления на чемпионатах России, празднествах, выставках. После удачного выступления на «Эквиросе» 1 сентября 1999 года «Котильон» пригласили на открытие турнира «Кубок мэра».
Наездников было уже восемь. Но не было еще серых лошадей…
Сегодня в «Котильоне» все те же восемь всадников, но теперь четыре лошади – серые. В темной смене лошади верховых пород: два тракена, буденовец и англо-ганновер. Серые – орловские рысаки. В этом-то все и дело. У верховых и рысаков – разный ход. Но всадники и лошади, пройдя тяжелейший путь тренировок, добились того, что разницу хода заметит разве что очень опытный глаз.
- Орловского рысака выводили для того, чтобы он резво бежал, - пояснит Соловьев. – Но никто и никогда не пытался использовать его в высшей школе, а мы решили попробовать. И оказалось, что рысак – универсальная порода, и мы это еще раз доказали…
Постичь красоту «Котильона» можно лишь глядя чуть сверху, с короткой стороны четырехугольного манежа. В танце идут парами: темная и серая, а всадники на них – в ярких стилизованных костюмах и фуражках. Кстати, форму пошили к 850-летию Москвы, разработчик Валентин Юдашкин; фуражки шили по старинным французским лекалам.
Зрелище – надо видеть!
«Котильон» – нечто подобное синхронному плаванью, танцам на паркете или льду. Только там синхронности добиваются два человека, а здесь – восемь пар, где пара – человек и лошадь…
Смотрим отснятый на видео «Котильон». Комментирует Василий Соловьев, помогает ему головная пара: Роман и Марина Буровы. Пара в двух смыслах: выездная – в «Котильоне» и семейная – в жизни. Слушаю о синхронности, о дистанции, о повороте головы, о вольтах и заездах, о положении сбора; о том, что именно эти, четко отработанные под всадником движения лошади являются основой строевой выучки – в нашем случае милиционера-кавалериста старшего сержанта Романа Бурова и его «Отзыва» и милиционера-кавалериста сержанта Марины Буровой и ее «Асуана»…
- «Котильон» – танец, - говорит Соловьев, - поэтому всадник и лошадь должны слышать музыкальный ритм, ощущать траекторию поворота. Лошади хорошо чувствуют музыку, слышат ритм…
- Цель «Котильона» – не только синхронность и выразительность хореографии, но и то, чтобы лошадь беспрекословно подчинялась всаднику, - подхватывает Марина. – Для этого тренировки: лошадь должна доверять человеку…
Комментируют они ясно и увлеченно, и уже через пять минут я начинаю отличать правильное «положение сбора» и переживать «огрехи»…
Звучит финальная фраза, завершающая «Котильон»: «Отдавая дань истории, свято чтя традиции кавалерии, стоит на страже общественного порядка столицы новое поколение милиционеров-кавалеристов».
Выключив видеомагнитофон, Соловьев процитирует М.Кюнэ: «Настоящий кавалерист должен умело держаться в седле не только в церемониальном марше, но всегда и везде; в противном случае будет он для своего Отечества лишним бременем», а затем, выдержав паузу, скажет: «Котильон» – это смысл жизни. Не случайно уже три семейных пары образовалось. Ждем четвертую»…
- Многие люди до сих пор не знают о существовании конной милиции, - подхватит Марина. – И когда видят одетого по форме всадника со спортивной осанкой, ухоженную лошадь, проникаются уважением…
- «Котильон» показывает: конная милиция не только «гоняет» из парков тех, кто костры разводит, но и вот что может! - добавит Роман…
Потом они расскажут о тренере по выездке мастере спорта СССР Наталье Анатольевне Суровой, научившей их сидеть в седле и управлять лошадью, о многом другом, что скрыто под французским словом котильон…
- Но удовольствие-то от всего этого получаете вы, - наконец не выдерживаю я. - Кому еще нужен этот ваш «Котильон»?
- Зрителям, - ответит спокойно Роман.
- Откуда знаете?
- Есть поклонники. Звонят – ждут выступлений…
- Кому нужен? – загорится Соловьев. - Французская школа, венская школа – их традициям сотни лет, вывели даже специальную породу лошадей – липпицианскую – национальная гордость. Но если французская конная гвардия на леппицианах, то почему бы московской конной милиции ни быть на орловских рысаках!? 225 лет породе, и она погибает! Ну, не побежит орловский рысак наравне с русскими и американскими стандартбредными рысаками. Так давайте внедрим эту породу на службу в милицию, и орловский рысак себя проявит. И будет национальной гордостью!..
Потом поделится мечтой: «Нас поддерживает Федерация конного спорта России и Московский спортивный клуб, командование батальона и полка идет навстречу. Но «Котильон» – удел юных. Открыть бы кадетский корпус. Либо колледж, где преподают танцы, фехтование и верховую езду, заинтересовался бы этим. И тогда кадры можно черпать не из среды замученных милиционеров-кавалеристов, которые, за исключением фанатиков, вряд ли способны тянуть такой груз. Привлекать и учить нужно молодых. А уже они продолжат и сохранят традиции, программу и, наконец, породу орловских рысаков»…
Позже, работая над этими заметками, я найду в Интернете схожую мысль: «В попытке создать парадный котильон, московской конной милицией на серых орловских рысаках была открыта очередная грань универсальности этой породы лошадей, их природная предрасположенность к точеным плавным движениям, к работе в манеже… Парадный котильон может стать символом страны, ее лицом на парадах и праздниках»…

Василий Дворыкин

(2001 г.)







Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии