Перейти к содержимому






Фотография

Портрет времени

Написано Nepanov, 14 September 2022 · 247 просмотров

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ГОББСА ЖИВЕТ В ПЕРОВО
И ЧИНИТ ГАЗОВЫЕ КОЛОНКИ

Есть подозрение, что в тайных глубинах бренной человеческой души безмятежно дремлет «жареный петух» – до самого того мига, пока ни пробьет его час и прогремит сигнал: пора! И встрепенется тогда «жареный петух», и взлетит из своих тайных глубин, и клюнет – да так, что на всю оставшуюся жизнь...

«НЕХОРОШАЯ» КВАРТИРА

Слесаря по ремонту внутридомового газового оборудования Управления № 10 «Мосгаза» Александра Пронина «жареный петух» клюнул прошедшей зимой, можно сказать, на финише безукоризненной трудовой биографии.
Та морозная пятница с самого утра покатилась не по накатанной колее: по соседству не успели пустить два стояка – Пронин поспешил туда; сделав дело, отправился принимать опрессовку на новом газопроводе в другом конце района. Приехал, а там манометр замерз – включили работяги компрессор и гонят воздух «от души». «Надуют, будь здоров, – подумал Пронин, представив большой дом и длинную обвязку в нем, – стравливать замучаешься».
И точно: весь день бегал по этажам – спускал воздух, принимая работу.
В «нехорошую квартиру» попал уже вечером – три часа как рабочий день закончился. Но что толку уходить, когда за тебя никто работу не сделает, вот и решил Пронин еще пару подключений проверить. А, надо заметить, весь день у него – сплошные температурные процедуры: с холода в тепло, из тепла в холод. К концу дня – мокрый, как мышь. Потому, как вошел, изменил привычке – снял кепку. «Если бы не снял – скажет он мне потом, - не было бы ожога».
Вошел на кухню и посмотрел на окно. Форточки не было.
- Хоть открывается? – спросил хозяина.
- Нет, – развел тот руками.
Пронину бы повернуться, и в другую квартиру – а сюда прийти завтра, уже на свежую голову. Но теперь это «бы», как говорят французы, – «юмор на лестнице». А тогда, ругнув про себя хозяина, взялся за дело.
Хозяин, между тем, решил реабилитироваться и включил вентилятор.
«Выключи!», – только и успел крикнуть Пронин.
Раздался характерный хлопок – огненный шар ударил в голову. Лопнуло и зазвенело осколками злополучное окно…
Случай этот Пронин относит к мистическому стечению обстоятельств и считает, что отделался легким испугом, поскольку ожог лечил дома. Шоковое же состояние запомнил на всю жизнь. Впрочем, вспоминает эпизод с улыбкой: «В тот миг телереклама перед глазами возникла: «Шок – это по-нашему!»…

НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН: «ХАЛЯВА»

«Уж, если с таким профессионалом, как Пронин, случиться могло, что говорить о беспечных наших гражданах», – в такой вычурной форме «подбросил» я Пронину тему разговора о том самом «жареном петухе», который время от времени «клюет» московских обывателей-потребителей газа, и следом за которым нередко следует «красный петух» – пожар.
- Не о беспечности говорить надо, - охотно отозвался Пронин. – Причина всему – «халява»! Сейчас не один «Мосгаз» плитами занят – если у кого импортная плита ломается, вызывают специалиста фирмы. А у них только вызов – 180 рублей. И вся замена – платная. Вот и пользуют владельцы эти плиты строго «по инструкции». А я чиню бесплатно, и когда начинаю «инструктировать» – мне в ответ: «Ты меня не учи, и вообще, тебя вызвали – делай молча!».
Объявите завтра: пылесосы, стиральные машины, холодильники и всякая прочая домашняя техника отныне чинится бесплатно! Что, думаете, будет? Воцарится «халява»! Все будут рассчитывать на бесплатный ремонт. Отношение к технике вернется плевое. Узнаете недавнее прошлое? Так вот, в нашей отрасли это прошлое – все еще настоящее.
Подавляющее большинство людей сегодня могут купить новую современную плиту – 4 тысячи стоит. Многие покупают? Нет – чинят старье. Зайдешь, а у него на кухне телевизор «Sony», холодильник «Sharp», радиотелефон «Siemens», все блестит! А газовая плита – страшная! Ждет, когда ее поменяют бесплатно. Есть хозяйки – с тупой регулярностью загаживают и портят плиты; видел: четыре плиты ей сменили – подавай пятую! А вот если бы купила или заплатила за ремонт, отношение было бы другое – по инструкции. И, следовательно, другая безопасность.
«Халява» – особая мораль…

СБЫВШИЙСЯ ПРОГНОЗ

- Кто там? – спросили за дверью.
- «Мосгаз»…
Открыла женщина, измученная бытом, и сказала устало: «Здравствуй, Саша. Опять колонка не работает. Старая уже»…
- Поди, старше вас, – весело откликнулся Пронин, и взялся оживлять газовую колонку 1956-го года выпуска.
- Обучаешь? – спросила хозяйка, покосившись на меня.
- Да, – отозвался Пронин, разбирая прибор. – Ухожу, ученика привел.
Утро померкло – нужных слов у хозяйки не было.
- Не хотите, чтоб он уходил?
- Нет, – сказала она, – сколько лет колонке, столько знаю Сашу…
Пронин, конечно, пошутил – никуда он не уходит. И не уйдет. Также, трижды в год, будет проверять каждую из 500 колонок, что на его участке; также будет менять мембраны, набивать сальники, смазывать краны; также - бегать по заявкам, выручая старых и молодых, бедных и богатых, доброжелательных и равнодушных, вежливых и скандальных людей, оставшихся без газа; также – ждать автобусы: зимой – на морозе, летом – под дождем или жарким солнцем, маясь от мысли, что бездарно уходит время…
Помимо 500 газовых колонок, у слесаря Александра Пронина на обслуживании еще 4500 квартир с газовыми плитами. Конечно, не каждая ломается, но меня, человека со стороны, цифра поразила…
Вопрос попадет на «любимую мозоль» – Пронин заговорит о работе!
- Вот, – скажет он, – ношу с собой чемодан – семь килограммов. Там – мембраны, штоки, насадки самых ходовых плит и колонок, набивка. Но всего предусмотреть не могу – около 50 видов плит, до 10 видов колонок. Запчастей часто просто не существует в природе. Колонки КГИ-56, например, сняты с производства много лет назад. Когда чинишь – изобретаешь. Естественно, вся ответственность – на тебе. Здесь вникнуть надо, разобраться, а у тебя в бригаде кто-то заболел – значит, помимо планово-технического обслуживания (ПТО) и аварийных вызовов, на тебе еще столько же. При таком режиме – только «лепить» остается, чтобы не было утечек…
Но «лепить» он не умеет. И не хочет. Считает, что в сложившихся обстоятельствах, когда старые колонки и плиты доживают свой третий век, он, слесарь Александр Пронин, не имеет права оставить людей без газа...
Но, оказывается, на этом «перегрузки» не заканчиваются. В обязанность слесаря по внутридомовому газовому оборудованию входят еще так называемые «перепуски» – процедура выведения газопровода из подвала. В этом случае Пронин обязан быть на месте строго в назначенное время. А до того – выполнить заявки и ПТО. И про обед – забыть.
Но и это не все. С июля прошлого года у Пронина и его товарищей работы прибавилось: свои 4500 плит он стал обслуживать так же, как и 500 колонок, по графику.
- Трудно представить, – сказал я.
- Еще бы, – отозвался он. – Помните, я вам говорил, чем все эта затея кончится?
Я помнил: им обещали добавить 60 специалистов. Пронин сделал прогноз: «Я за свои 23 года работы здесь обучил многих. Раньше приходили учиться - сейчас не идут. О молодежи даже не заикаюсь. Когда я начинал, средний возраст слесарей был 33 года. Сегодня – за 50. Причина – режим работы. Все останется на бумаге»…
Прошло полтора года с того разговора. «Прогноз» Пронина, увы, подтвердился: молодые на эту работу не идут. И хотя приходящих Пронин и называет «парень», на поверку – пятьдесят «парню». «Пока обучишь, – говорит Пронин, – пенсия на носу»…

ТОМАС ГОББС В ЕГО ЖИЗНИ

Школьная учительница литературы говорила подростку Саше Пронину: «Читай все». И он читал. Ему даже в характеристике напишут: «очень много читает». В молодости увлекался философией, психологией. Читал Гоббса, Монтеня…
Пронин вспомнит об этом, говоря о жильцах:
- Вижу, человека, знаю, как подойти: с кем-то по-простому, а с кем-то осторожно. Острые углы стараюсь смягчить. Это, наверное, с годами приходит…
Улыбнется и добавит:
- А, может быть, сказалось и то, что читал Гоббса. Хотя Гоббс дался мне тяжело. Там нужно в каждую строчку по несколько раз вникать…
Слово – «вникать» – ключевое. Пронин «вникает» во все, что его окружает: в новый прибор, в сломанную колонку, в проблему, в судьбу человека…
Отсюда и фраза его – «тут вникнуть надо, разобраться», – которую произнес, говоря о проблемах. Он должен тронуть каждую деталь, чтобы понять. И сделать так, чтоб работало.
«Иначе, зачем я здесь», – скажет он…

СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО СУДЬБА

Пронин работал быстро. Казалось: разобрал колонку и собрал. В чем состоял ремонт – я так и не понял. Но когда проверили – уставшая от быта хозяйка повеселела...
Вышли на улицу. Пронин закурил.
- Пока все не сделаешь, приходится бегать до полуночи, – сказал он. – У шоферов на трассе правило: устал, прижмись к обочине и отдохни. А тут – с утра без обеда, только с сигаретой во рту. После 10 вечера почти падаю, а к полуночи ничего не соображаю…
- Судьба.
- Может быть. Но меня эта работа устраивает. Если бы не потогонная система, – была бы шикарная работа. Иной раз прихожу – здесь течет, там коптит. А ухожу – поет колонка. Не поверите, получаю удовольствие! Своими руками восстановил вещь, которой уже 30 лет и годится только на свалку. Я сделал это!..
- Что дальше? – спросил я.
- Еще пять заявок.
- И шесть ПТО?
- Двенадцать, – ответил он.
Значит, кто-то в бригаде заболел? Но это был бы уже лишний вопрос. Как и вопрос о том, что возвращаться домой придется затемно. Впрочем, спрашивать было поздно – Пронин быстро и легко шагал вглубь двора…
«Свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать».
Это - Томас Гоббс. Мысль, в которую нужно вникнуть…
Что мы знаем о том, как повлияли на нас книги, прочитанные в детстве и юности: народные сказки, Пушкин, Гоббс?..
Думаю, Пронин прав…
Василий Дворыкин
(«Московская среда», № 4, 4-10 декабря, 2002)





Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Новые комментарии