Перейти к содержимому


EvgeniyK

Регистрация: 14 Oct 2014
Offline Активность: 25 Feb 2024 13:36

Мои темы

Тункинские гольцы на лыжах (и немного Байкала в конце)

14 May 2021 - 15:16

Жаль, что в последнее время совсем умирает одна из самых интересных тем на форуме — про фотопутешествия. Попробую немного оживить её кратким рассказом о лыжном походе по Тункинским Гольцам, хребту в Восточных Саянах, который мы прошли в конце февраля — начале марта этого года.


Сначала немного предыстории. Прошлой весной мы прошли очередную лыжную шестёрку по Буордаху (Якутия, хребет Черского). Что у нас там творилось - отдельная большая тема, поход получился чрезвычайно сложным, лавинная опасность была максимальна (четыре инцидента, когда люди попадали в лавины). Благодаря грамотным действиям и удаче всё обошлось лёгкими травмами, но сам маршрут пришлось очень серьёзно сократить: двигаться в таких условиях по заявленному варианту было бы самоубийством. Тем не менее, даже того, что осталось, нам хватило чтобы выиграть чемпионат России по лыжным походам, и по совокупности для части команды оформить себе звания мастеров спорта.


Ходить так каждый год весной по шестёрке — это, конечно, интересно, но всё же выматывает и физически, и морально. Поэтому, после буордахскоготрешака, в этом году мы решили не жестить, и половина прошлогодней команды плюс ещё несколько человек отправилась в лыжную четвёрку. Изначально думали про то, чтобы сходить на Урал, но там последнее время очень нестабильная погода, поэтому переиграли на Тункинские Гольцы — горный хребет в Восточных Саянах.


Долетели до Иркутска, ночь провели в хостеле, с утра на заказанной машине доехали до точки старта. На первые три дня мы шли с парой волокуш на группу, чтобы уменьшить вес в рюкзаках. Тащили их по очереди. Район Тунков вообще говоря малоснежный: по отчётам, первые два дня некоторые группы шли пешком. Но сейчас снега было по местным меркам мало, и нам удалось пройти на лыжах с самого начала, только изредка снимая их.

Идём вдоль реки Хубуты. Стартовали в середине дня, поэтому первый ходовой день небольшой. Поднимаемся по зоне леса, уже в темноте выходим к домику, где и проводим первую ночь. Ночью шуршали мыши, но ничего существенного они нам не погрызли. На второй день по плану мы должны перейти некатегорийный перевал, но не успеваем, встаём вне зоны леса перед перевалом. Дров нет, ночуем по холодному. Прохладно, наш термометр показывает -25.

А ещё во второй день случается неприятный инцидент: руководитель неудачно ставит рюкзак на жёсткий фирн, и его каска, висвевшая снаружи, раскалывается на несколько осколков. Обидно. А так же ставит вопрос: вот от первого камня в походе она, допустим, защитит, расколовшись, а дальше что, идти без каски?


Изображение
Заход в район. Горы впереди.

Изображение
Вечерний лес.

Изображение
Утро после первой ночёвки.

Изображение
Вид на долину реки Хубуты.

Изображение
Шатёр ночью.


На следующий день выходим на некатегорийный перевал Хубтский. Погода ветренная, видимость плохая, но к середине дня распогаживается. Перевал действительно простой, заходим на него в кошках, спускаемся с него и оказываемся в долине реки Баром-Гол. Всё, теперь можно сказать, что мы зашли в район. Двигаемся иногда на лыжах, а иногда по наледям в кошках. Наледи с жидкой водой, стараемся особо не мочить ноги. После обеда часть группы идёт заносить заброску ниже по течению, а вторая часть тропит к месту ночёвки. Тропёжка местами весьма суровая - первый идёт без рюкзака. Наконец, в долине реки Архат выходим на наледь, и останавливаемся на ночлег. К темноте к нам возвращаются ребята, относившие заброску.

Изображение
На подходах к Хубутскому перевалу.

Изображение
А это уже виды на спуске.

Изображение
Утренние горы.

Изображение
Они же.

Изображение
Наледи реки Архат.


Впереди наш следующий перевал, Крокодил. Описаний на него почти нет, но вроде как говорят, что он проходим. Идём по наледи, которая местами совсем жидкая, сворачиваем в долину ручья Барун-Гол. Там уже тропёжки нет, зато есть задутый фирн; много приходится идти на катнах. Проходим ригель и выходим к перевалу.

На перевале снега по местным меркам много, опасаемся лавин, хотя в целом лавинная обстановка спокойная. Поднимаемся сначала по травянистому склону, затем вынужденно выходим на снег. И на снегу начинается атомная тропёжка. Первый идёт без рюкзака, проваливаясь местами по пояс. Иногда проваливаемся ногами совсем глубоко в расщелины курумника под снегом. Обходим наиболее лавиноопасные участки. Подъём проходит очень медленно и трудоёмко, начало похода, рюкзаки ещё тяжёлые. На самом верху для подстраховки бросаем одну верёвку. На седловину выходим к закату, я фотографирую виды вокруг. Спуск с перевала простой, в кошках, без особой тропёжки, лавинной опасности с этой стороны нет совсем. Но это ещё не конец: внизу выходим в каньон и упираемся в замёрзший водопад на спуск. Водопад не очень высокий, метра три, но прыгать или съезжать на попе не хочется абсолютно: лёд там вертикальный, и если что-то пойдёт не так, то можно оказаться со сломанными ногами в ночи. Основная проблема в том, что льда мало, а окружающие скалы бедны на отколы (а большую часть скального снаряжения и снежный якорь мы оставили в заброске), то есть станцию в удобном месте нам не сделать. Так что работаем с тем, что есть. Первого спускаем от станции на ледовых инструментах, он делает промежуточную станцию на льду. Проблема в том, что к ней так просто не подойти сверху. Тем не менее, для большинства это проблемы не представляет: они дюльферяют от инструментов. Я шёл последним, и мне пришлось покорячится: с инструментами спуститься на личной технике до станции (а льда там кот наплакал, да и то, что было, поскалывал народ передо мной), сделать проушину, от неё дюльфернуть вниз. Долго конечно, и можно было попробовать спуститься на личной технике до самого конца, но ночью в конце ходового дня не хотелось рисковать вообще, особенно с тем, что льда мало, и он легко скалывается, а кошки на беккантрийных ботинках сидят не очень хорошо.

Изображение
Утренняя наледь.

Изображение
По мокрой наледи в кошках.

Изображение
Вид со склона.

Изображение
В верхней части склона.

Изображение
Закат на седловине.


С утра после небольших размышлений решаем чуть упростить маршрут, и отказаться от перевала Моренный, пройдя вместо него через простой пер. Дабан-Жалга. Спускаемся по наледи, доходим до очередного водопада. Тут всё просто - делаем станцию на камнях, от неё дюльферяем вниз на пол верёвки. Видно как подо льдом замёрзшего водопада течёт вода. Продолжаем идти в кошках по реке Ара-Ошей. Местами наледь совсем мокрая, но ниже лёд оказывается под снегом, скатываемся на лыжах. Доходим до избы, но для восьмерых она слишком тесная, становимся рядом.

Изображение
Саянские каньоны.

Изображение
Наледь между скал.

Изображение
Дюльферяем с водопада.

Изображение
Очередные наледи.

Изображение
И просто каньоны.

Изображение
Скалы и снег.

Изображение
Долина Ара-Ошей.


Утром нас ждёт сюрприз: для того, чтобы идти дальше, нам нужно перейти реку. Вода ледяная, мочить ноги не хочется. Находим хорошее место, кидаем пару брёвен, и в кошках переходим реку. Поднимаемся на перевал Дабан-Жалга, подъём сложности не представляет. А вот на спуске нас ждёт очень протяжённая наледь вниз. Едем на лыжах, и это тот ещё аттракцион, только успевай тормозить. Благополучно вываливаемся на реку Китой, и, уже одев кошки, идём по ней вниз. В зоне леса становимся на ночь.

С утра доходим до каньона Лизкины щёки. Аккуратно съезжаем на жопе где можем, в нижней части внимательно обходим участки открытой воды, опасаемся тонкого льда и промоин. Выходим к устью реки Ара-Ошей и поворачиваем на неё. Каньон там — тоже интересное препятствие с обходом обширных участков открытой воды. Вечером чуть косячим и залезаем не в ту долину, но быстро понимаем свою ошибку. Утром исправляемся, и поднимаемся по реке Ара-Хубыты к нашей заброске.


Изображение
Аккуратно переходим реку.

Изображение
Наледь на Китое.

Изображение
Утро на Китое.

Изображение
Саяны.

Изображение
Лизкины щёки.

Изображение
Ниже по течению.

Изображение
Каньон Ара-Ошей.

Изображение
Промоины во льду.

Изображение
Иногда тащим лыжи в руках.

Изображение
В каньоне.

Изображение
Виды гор с утра.

Изображение
А это уже каньон реки Ара-Хубыты.

Изображение
Наледи.

Заброску находим в полном порядке, и с ней поворачиваем на реку Зун-Гол. Пройдя по тенистому каньону, попадаем в Зунгольский стакан. Стакан — очень интересная штука: действительно, очень глубокое и круглое ущелье с узким входом, залитое ровным слоем льда. Для того, чтобы выбраться оттуда, нужно подняться по замёрзшему водопаду. Пролезаем, вешаем перила, поднимаем рюкзаки и лыжи. Наверху, когда снимали станцию, наблюдали забавное явление: из дырок после ледобуров бьют фонтанчики воды.

Пройдя ещё один короткий водопад (поднимались, придерживаясь за верёвку), выходим на место ночёвки. И на следующий день идём на перевал Горных Духов. Вообще, забавно, но в очень многих районах есть одинаковые топонимы: перевал Надежда, мне кажется, есть в каждой горной системе; озеро Горных Духов есть на Алтае, в Ергаках, а вот тут оказался перевал Горных Духов. Почему так редки такие топонимы, как перевал Отчаяния, вершина Безнадёжности, озеро Ночных Кошмаров? И как же радует, когда встречаешь такие названия, как перевалы Трёх Гномов, Волчьи Ворота, Неплатильщиков, ДДТ, Ноги.

Изображение
Тёмный каньон реки Зун-Гол.

Изображение
Панорама каньона.

Изображение
Работаем в Стакане.

Изображение
Подъём по льду первого.

Изображение
Панорама Стакана.

Изображение
Жумарим.

Изображение
Второй водопад.

Изображение
Вечером выходим к месту ночёвки.

Изображение
Закатные краски.

Изображение
Панорама.

Ладно, идём на этих Духов. Подъём простой, в кошках, спуск покруче, но тоже сложности не представляет, лавинной опасности нет. На седловине сильный ветер. Дальше наша задача - добраться до базы Шумак. Спускаемся то на лыжах, то в кошках. Проблема в том, что участки наледей с водой и глубокого снега часто чередуются, и приходится менять средство передвижения. Так или иначе, к ночи по темноте добираемся до Шумака, селимся в домике, и забираем заброску, которую отправили сюда ещё осенью с вертолётом. Впереди у нас заключительная часть маршрута.

Изображение
Выход из зоны леса.

Изображение
Вид с перевала Гоных Духов.

Изображение
На пути к Шумаку.

Терскей-Алатау, Центральный Тянь-Шань

16 December 2019 - 13:29

После прошлогоднего похода по Шпицбергену летом я сходил в горную пятёрку по Куйлю, осенью прошёл спортивную четвёрку по Гималаям в районе Эвереста, весной этого года покатался в лыжной шестёрке по Камчатке. На лето же была запланирована горная шестёрка по Терскею, про которую и пойдёт речь.

Вообще с горными походами высоких категорий в нашем городе, прямо скажем, дела обстоят не очень. Последняя шестёрка состоялась в 2015г, по Киргизскому хребту, и тот походбыл для этой категории не очень сложным. Были и неудачные попытки пройти шестёрки по Заилийскому хребту в 2014г и по Центральному Памиру в 2017г, но выполнить категорию тогда по разным причинам не удалось.

Концепция предстоящего похода несколько раз менялась. Сначала планировалось идти в кооперации с москвичами по Киргизскому хребту, потом рассматривался вариант Памира. В конце концов выбор был остановлен на Терскее. Такое решение была обусловлено несколькими причинами. В последней редакции классификатора высокогорных перевалов категории многих препятствий были уменьшены, из-за чего на Заилийском теперь остался единственный перевал 3Б, равно как и на Алтае (а поход 6к.с. предполагает прохождение таких перевалов) - так что эти районы были отброшены. На Киргизском хребте слишком сыпет последнее время. На Кавказ просто не хотелось. На Памир, наоборот, хотелось, но руководитель мог провести поход только в августе, а опыт показывал, что в это время на Памир неожиданно может прийти ранняя зима. А вот Терскей — это неплохой вариант. Конечно, согласно последней редакции перечня перевалов на нём осталось всего два перевала 3Б, что мало. Предполагалось пройти оба. У района есть такие преимущества как сравнительно хорошая (по сравнению с Памиром) транспортная доступность, небольшие высоты (высшая точка - пик Каракол, 5280м), которые не требуют длительной акклиматизации, множество перевалов 3А. Всё это даёт возможность пройти если не чемпионскую, то достаточно сильную шестёрку. Так что в поход мы пошли именно на Терскей. Команда собралась для такого мероприятия весьма большая - 9 человек.

Ближайший крупный населённый пункт к Терскею — это город Каракол (бывший Пражевальск), расположенный на берегу Иссык-Куля. Ближайший крупный аэропорт — это аэропорт города Бишкек, куда мы и прилетели 3 августа. Затем - целый день в микроавтобусе по жарким дорогам Киргизии, и мы в Караколе. Заселяемся в небольшой отель, ночуем, с утра выезжаем в горы. Сначала завозим нашу первую заброску на метеостанцию в долину реки Чон-Кызыл-Су, затем заезжаем сами в долину Джеты-Огуз.


Изображение
Наша команда на пути в Каракол. Все ещё чистые и свежие. Через четыре недели те из нас, кто дойдёт до конца, будут напоминать сборище бомжей после Хиросимы.


На следующий день мы относим вторую заброску в верховья долины. Оставляем газ и еду на вторую часть маршрута. Так же оставляем всякие вкусные штуки - например, арбуз и пиво. Заброску упаковываем в мешки, обсыпаем перцем, снаружи заливаем краской - стараемся чтобы животные не раскопали и не погрызли наше добро. Мешки закладываем сверху камнями.


Изображение
Утро. Выходим заносить заброску.

Изображение

Изображение
Солнце поднимается выше.

Изображение
Джетыогузская стена вдали.

Изображение
Приток реки Джетыогуз.

Изображение
Закладываем заброску в морену.


Первая часть маршрута очень простая, наш путь проходит через перевал Шаркиратма (1А). Основная задача в это время - плавная акклиматизация. Заодно набираем километрах. Наш путь проходит вначале по лесу, затем по травянистым склонам. Мы не спешим, привыкаем к высоте. Как правило во вторую половину для мы отдыхаем. Помимо нашего основного перевала Шаркиратма мы радиально сбегали на перевал Межозёрный. В конце концов, через три дня выходим к метеостанции и забираем заброску. С утра выдвигаемся в направлении главного хребта. Вот с этого момента уже можно сказать, что поход действительно начался.

Изображение
Подходы под пер. Шаркиратма.

Изображение
В одной из боковых долин.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Горное озеро на подходах.

Изображение
На перевале Межозёрном.

Изображение
Долина внизу.

Изображение
Сняли перевальную записку.

Изображение
Хребты внизу.

Изображение
На выходе в долину Чон-Кызыл-Су.

Изображение
Едим арбуз на метеостанции.

Изображение
Местная собачка.

Изображение

Изображение
Лошадки.

Изображение
Вечер в долине.

Изображение
Коровы.

Изображение
На фоне гор.

Изображение
Солнце садится.

Изображение
Лошадки.


Но до главного хребта ещё надо добраться. А для этого нужно перейти реку Чон-Кызыл-Су. Планируем это сделать с раннего утра по низкой воде, однако всю ночь накрапывал дождь, и вода не спала. Запасные дни у нас есть, но мы предпочитаем их не тратить, тем более что погода может и не улучшиться. Вместо этого решаем всё же переправиться через реку. Основная задача - пройти первому через этот поток грязной воды. Доброволец героически переходит реку, и мы натягиваем навесную переправу. На это уходит пол дня; за оставшиеся пол дня мы добираемся до озера под ледником Кельдеке. И уже на следующий день подходим под наш первый серьёзный перевал - Загадку Двойную (3А). Пока движемся- видим ледовый обвал прямо по одному из вариантов подъёма на наш перевал. Так что несколько корректируем наши планы, выбираем более безопасный путь, который, однако, выглядит чуть более сложным.

Изображение
Идём вверх по долине.

Изображение
Погода портится.

Изображение

Изображение
Вечереет.

Изображение
Утренние туманы.

Изображение
Думаем где лучше переправляться.

Изображение
Подготовка.

Изображение
Переправа первого.

Изображение
Борьба с течением.

Изображение
Начинаем натягивать.

Изображение
Поехали.

Изображение
Едем.

Изображение
Верёвки через реку.

Изображение
После переправы нужно перейти ещё несколько неглубоких притоков.

Изображение
Погода улучшается.

Изображение
Переход по долине.

Изображение
Бараньи лбы.

Изображение
Язык ледника.

Изображение
Очередной вечер в горах.

Изображение
На озере под ледником.

Изображение
После заката.

Изображение
Разломы льда.

Изображение
На леднике.

Изображение
Загадка двойная.

Изображение
Укладываемся в палатки.

Изображение
Путь за водой к ручейку на леднике.

Изображение

Изображение

Изображение
Панорама на закате.

С вечера одной связкой протропили часть склона (жаль что я забыл фотоаппарат внизу - закатные виды оттуда были очень неплохими). С утра прошли по протропленному и начали вешать верёвки. Сначала - по фирну, станции на ледорубах и снежных якорях; работать в общем не сложно. Потом выходим на лёд; мы меняемся, и следующий лидер предпочитает двигаться без рюкзака — это позволило ему двигаться достаточно быстро и уверенно, так что дальше он так и шёл лидером не сменяясь. Несколько верёвок мы его рюкзак поднимали силами группы. Поскольку на данном перевале скорость группы определялась скоростью первого, то такой способ позволил сократить время подъёма. В средней части перевала мы предполагали уйти на ледовые полки, но там оказались сплошные разломы, пришлось лезть напрямик. Провесив 11 верёвок, вышли на седловину. Спуск - две верёвки, последний уходил без рюкзака с нижней страховкой. Выходим на ледник Колпаковского, ночуем.

Изображение
На станции.

Изображение

Изображение

Изображение
Вверх по ледовому кулуару.

Изображение
Работа лидера.

Изображение
В разломах.

Изображение

Изображение

Изображение
Жумаринг.

Изображение
На склоне.

Изображение
Работаем.

Изображение
Долина, из который мы поднялись.

Изображение
Верёвка через разломы на седловине.

Изображение
Разведываем спуск.

Изображение
Короткий дюльфер.

Изображение
Ледник Колпаковского, нам сюда.

Изображение
Уходим в связках.

На следующий день у нас по плану перевал Советских Педагогов (2Б). Как и многие перевалы на Тянь-Шане, этот перевал односторонний - вся сложность у него сосредоточена на одной стороне, а вторая сторона простая и короткая. Выход на седловину с нашей стороны по закрытому леднику, он никакой сложности не представляет. Мы идём этот перевал как раз на спуск.

Перевал с определяющей стороны камнеопасен. Поэтому мы аккуратно смотрим, где лучше начать спуск. Решаем начать от скал слева от седловины; там же находим старые спусковые петли — значит всё правильно делаем. Спуск оказывается заковыристым. Первую станцию делаем не от скал, как наши предшественники, а на льду. От неё все вместе спускаемся на скальную полочку, где скучиваемся под небольшим скальным навесом. Сдёргиваем первую верёвку. И затем провешиваем четыре верёвки до самого низа. Первая верёвка - по разрушенным скалам, остальные - по льду. И дальше проходим эти четыре верёвки подряд по очереди - пока предыдущий участник не пройдёт их все и не достигнет самого низа, следующий не начинает спуск. Причина проста - очень высокая камнеопасность, почти невозможно пройти первую верёвку, не скинув случайно камни вниз. Стараемся всё делать очень быстро. Так как в своей верхней части перевал скальный, часть участников сняла кошки. И это было спорное решение - дюльферять по крутому ледовому склону без кошек очень неудобно. На спуске произошёл самопроизвольный сход камней, когда ребята работали на съёме верёвок. Однако всё обошлось синяком.

В самом низу перевала находится небольшой бергшрунд, который можно преодолеть либо перепрыгнув, либо по снежному мосту. Там со мной произошёл конфуз: я решил пройти по снежному мосту, но прошёл неудачно, мост обвалился, и я провалился в берг. В берге темно, неуютно, и очень мокро. Так как это была последняя верёвка, то она не была закреплена снизу, на что я почему-то рассчитывал; тем не менее, чуть-чуть побарахтавшись, удалось выбраться.


Изображение
Подъём в связках.

Изображение
Групповой портрет.


Изображение
На седловине.

Изображение
Вид на перевал 50 лет Советской Киргизии с неопределяющей стороны.

Изображение

Изображение
Первая верёвка вниз.

Изображение

Изображение
Спуск последнего по двойной верёвке.

Изображение
Вид снизу перевала. Если сильно приглядеться, можно найти человека на ледовом склоне. А если искать совсем внимательно, можно найти и всю группу на скальной полочке.


Погода портится. Идёт мерзкий снегодождь. Натягиваем тент, прячемся в палатках. По плану на следующий день у нас наш очередной перевал 50 лет Советской Киргизии. Перевал тоже односторонний, и тоже определяющая сторона у него на спуск. Однако погода и на следующий день плохая, так что сидим на месте. Запасные дни у нас есть, поэтому особо не волнуемся. Отдыхаем под грохот камней с перевала Советских Педагогов. Под вечер снег прекращается, и погода налаживается. Готовимся к раннему выходу, ложимся спать. Завтра по плану - прохождение первого из двух заявленных определяющих препятствий похода.

Изображение
Низкая облачность.

Изображение
На вынужденной днёвке.

Изображение

Изображение
Из палатки вылезать лишний раз не особо хочется.

Изображение

Изображение
Под вечер погода улучшается.

Изображение
Иногда можно и пофотографировать.


(продолжение следует...)

Шпицберген. Лыжный поход.

20 June 2018 - 16:02

Последнее время мне не везло на маршрутах. Два года назад наша четвёрка по Кичик-Алаю превращается в непонятное унылое ползанье из-за отчаянно недостаточной личной техники двух участниц. Мы еле-еле набираем на категорию. Потом - эпичный треш в Марокко. Который закончился тем что я улетел с гор на вертолёте (спасибо хорошей страховке), и четыре месяца провёл в гипсе. В общем то даже и неплохо, после полёта на пол верёвки. Затем - отруководил единичкой, в которой участница опрокинула на себя котёл с кипящим супом и получила сильные ожоги. И в этот раз вертолёт не прилетел (туристы, на жалейте денег на хорошую страховку!), спасибо бойцам ПСО МЧС Северной Осетии что вытащили. Потом - пятёрка по Туркестанскому хребту, где руководитель не слишком заморачивался с планированием маршрута, что закономерно привело к тому что категорию нам выполнить не удалось, и на кубке России мы занимаем последнее место.

Информацию о том что собирается группа в лыжную пятёрку следующей весной на Шпицберген я получил в июле, как раз перед отправлением в единичку. Руководитель - один из опытнейших туристов России, Костя Бекетов. Ну, раздумывать тут нечего - такое случается не часто, конечно надо идти. Команда формируется достаточно опытная, и ближе к походу руководитель принимает решение повысить категорию сложности похода до высшей, шестой. Что в общем то логично для данного района. И вот, после предпоходной подготовки мы летим на Шпицберген, где нам предстоит пробыть 24 дня.

Шпицберген - территория Норвегии, но с особым статусом. На архипилаге есть два населённых пункта, российский Баренцбург и норвежский Лонгийр. После развала Союза Баренцбург приходит в упадок, а вот Лонгийр за счёт туризма пошёл в гору. Добраться до Шпицбергена проще всего самолётом. С территории России туда летают только чартеры для сотрудников Арктикугля. А вот с территории Норвегии до аэропорта Лонгийралетают регулярные рейсы из Осло и Тромсе.

Мы летим - кто как. Некоторые - через Тромсе, докуда добираются на машине. Некоторые - через Осло, до куда легко долететь самолётом из Петербурга. На погранконтроле нам ставят печать о выходе из Шенгена. А по прилёте в аэропорт Лонгийра - не ставят ничего, там просто нет пограничного и таможенного контроля. Согласно отметкам в паспорте мы оказываемся нигде.

Я летел через Осло с одной из участниц. Мы прилетам ночью. Ну как ночью. Это - глубокое заполярье, полярный день близко. Темно тут уже не бывает, хотя солнце всё ещё заходит за горизонт. Вокруг - серые сумерки. Добираемся до хостела на автобусе (стоимость - 75 крон, это примерно 600р; расстояние - 5км). Все остальные уже там. У нас забронированы две комнаты по четыре человека, а нас становится девятеро. Так что просачиваемся тихо и незаметно. Завтра с утра - заброска.

Изображение
Аэропорт Лонгийра.

Изображение
Белый медведь охраняет выдачу багажа в аэропорту.


Наш маршрут начинается в законсервированном посёлке Пирамида. До развала союза это был советский посёлок, в котором добывали уголь. Сейчас там добывают разве что деньги из богатых европейских туристов: в посёлке работают толко кафе и гостиница, поддерживает это хозяйство несколько человек. До Пирамиды можно добраться на снегоходе, это вариант для богатых, а мы добираемся на кораблике. Корабль под управлением филлипинского экипажа устраивает ежедневные экскурсии по фьордам Шпицбергена, так же он подходит и к Пирамиде, насколько это возможно по ледовой обстановке. У нас есть договорённость с экипажем что нас туда отвезут насколько смогут и скинут на лёд. Так что вместе с европейскими экскурсантами и немецким гидом мы поднимаемся на борт.

Отплываем из Лонгийра. Погода облачная. Гид рассказывает что-то про острова. Проплываем мимо скально-ледовых берегов, мимо нас кружат птицы. Чем ближе к Пирамиде - тем больше льда. На льдинах отдыхают моржи и тюлени. Я дико жалею что не взял телевик, сэкономил вес, моих 100мм явно недостаточно. Предусмотрен перекус - жаренное прямо на палубе китовое мясо, эта часть у нас тоже оплачена. Наконец подплываем к краю припайного льда. Десантируемся. Всё происходит как-то быстро, я толком не успеваю пофоткать. Перепаковываемся. Выходим. Всё, поход начался.

Изображение
Вид с моря на аэорпорт.

Изображение

Изображение
Птичий базар.

Изображение
Птица.

Изображение

Изображение
Моржи.

Изображение
Идём сквозь льды.

Изображение
Филлипинцы готовят китовое мясо.

Изображение

Изображение

Изображение
Льды.

Изображение
След за кораблём.

Изображение

Изображение
Высадка на лёд.

Опасаемся белых медведей, но пока их нет. Подходим к Пирамиде, к гостинице. Договариваемся с работниками Пирамиды (которых очень немного)по поводу заброски на вторую часть маршрута - от Пирамиды до Лонгийра. Заброску оставляем в котельной, а с собой забираем еду на первое большое кольцо, 19 дней. Идём по посёлку. Грустное ощущение. Когда-то тут были люди, была жизнь, вот детский сад, вон - кинотеатр. Теперь же стада оленей проходят мимо памятника Ленину и эмблемы Арктикугля. Людей они не опасаются.

Изображение
Песец себя чувствует вполне свободно.

Изображение
Олени вместо людей.

Изображение
Взгляд.

Изображение
Деревянный крест на выходе из Пирамиды. По видимому, единственное сооружение, построенное тут в новое время. Увы.


Недалеко от посёлка есть пара домиков, один из них открыт. Есть камин, несколько деревяшек и мешок с углём неподалёку. Там мы проводим первую ночь. После этого домика тёплых ночёвок у нас долго не будет.

Изображение

Изображение
В домике.

Изображение

Изображение
Наш примусолог разбирает горелки. На местном бензине горят просто ужасно.


Выходим на маршрут. Идём по следу белого медведя. Вскоре, после замёрзшего водопада, след сворачивает в сторону, и мы пересекаем первый хребет. Первый перевал, н/к-1А. Спуск с рюкзаком и волокушами сзади - это не на горнолыжном склоне катать. На ночь ставим шатёр.

Изображение
Интересная штука, гидроиглы. С помощью этой системы когда-то давно в летнее время охлаждался грунт и поддерживалась вечная мерзлота вокруг пресного озера. Теперь - памятник утраченным технологиям.

Изображение
Ещё одна хижина недалеко от Пирамиды.

Изображение

Изображение
Это не след снегоходчиков. Это медведь тут на пузе съезжал.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Поднимаемся по медвежьему следу наверх.

Изображение

Изображение
Каньон после перевала.

Изображение
Шатёр психоделической раскраски.

Пересекаем фьорд. Фьорд крепко замёрз, жизни нет. На Шпицбергене зимой вся жизнь завязана на море. Тюлени питаются рыбой. Периодически вылезают на берег. Их там поджидают медведи. Птицы тоже питаются рыбой. Песцы - питаются птицами, и их яйцами. Что едят зимой олени и куропатки - неизвестно. Так что в паре километров от берега жизни никакой нет. Ни птиц, ни следов на снегу.


Подходим к очередному перевалу. Уже серьёзнее, в кошках. Но без верёвок. Подъём, спуск - всё как всегда. Нормальная 1Б. Выходим в долину со сложнопроизносимым названием. Отсюда уже виден Трикронер - три отдельные характерные вершины, названные в честь Швеции, Норвегии, Дании. Нам туда.Кажется что до Трикронера близко, а на самом деле - 20км по прямой, дневной переход. В долине нас встречают рыжие моренные валы и первая наледь.

Изображение

Изображение
На перевале.

Изображение
Оттуда мы пришли.

Изображение
Спуск с перевала.

Изображение
Трикронер вдали.

Изображение
Спускаемся в долину.

Изображение
Трикронер за моренными валами.

Изображение
Наледь.

Изображение
Пробираемся.


Оставляем заброску и выходим на двухдневную радиалку до Трикронера. Немного беспокоимся по поводу песцов, что они её могут разорить. Но вроде поблизости следов не наблюдается. Двигаемся по леднику, находим уютную трещину и там становимся на ночёвку. Добираемся до гор на следующий день, обходим их вокруг. Погода портится, видимости ноль. Возвращаемся по треку. Когда идёшь почему-то создаётся иллюзия будто ты на дне крутой котловины, хотя на самом деле - до краёв долины пара километров. Доходим до заброски, она цела. Видимости по прежнему нет, встаём на полуднёвку.

Изображение
Делаем заброску.

Изображение
В разломах ледника.

Изображение
Вылезаем на поверхность.

Изображение
Где-то в этом разломе мы вставали на ночь.

Изображение

Изображение
Трикронер вблизи.

Изображение
Дырка в леднике непонятного происхождения.

Изображение
Рыжие сосульки.


А на следующий день приходит мощный антициклон. Ясно и холодно. Идём дальше по направлению к северному фьорду. Путь пролегает через пару перевалов, на одном из них вешаем первую за поход верёвку. Ледники, перевалы, наледи. Холодно. Холоднее чем мы рассчитывали. Я жалею что не взял тёплые штаны. И наконец через три дня выходим к Эустфьорду.

Изображение
Разломы ледника.

Изображение

Изображение
На обед мы тоже ставили шатёр.

Изображение
Трещина в леднике.

Изображение
Ледник. След не наш, там снегоходчики проехали.

Изображение
Идём на перевал.

Изображение
Сброс волокуш с перевала.

Изображение
Дюльферяем.

Изображение

Изображение

Изображение
Вечерее гало.


Тут снова могут быть белые мишки. Стремаемся. На карте отмечена хижина, двигаемся по направлению к ней. Хижина оказывается открытой, заходим. Топим печку плавняком, готовим ужин на местном газу. Пытаемся читать дневник, написанный на норвежском. Места - мало, на двоих максимум. Но - было бы желание! Упаковываемся вдевятером - кто на полу, кто на лавках.

Изображение
Нам туда.

Изображение
Хижина, где мы ночевали вдевятером.

Изображение
Солнце низко.

Изображение

Изображение

Изображение
Почти полночь.


Пройдена треть маршрута, осталось две трети. Пока всё идёт по плану. Но на следующий день нам надо пересечь фьорд. Он широкий, идти 8км по прямой. На противоположной стороне от нас, куда нам и надо идти, как-то мерцает воздух. Опасаемся что там может быть открытая вода. А это может быть для нас крайне неприятно.

(продолжение следует...)

Хибины и окрестности (лыжный поход)

22 May 2016 - 15:28

Здравствуйте.

Про путешествия по Хибинам на форуме рассказано немало, например тут и тут, но про лыжные походы почти ничего не рассказано. Так что поделюсь фотографиями с нашего небольшого похода. Итак, лыжный поход третьей категории сложности по Хибинам и их окрестностям в конце марта этого года.

Слухами земля полнится, вот и до меня дошла информация о том, что один человек поведёт лыжный поход в Хибины. Созвонились, переговорили, и тут меня ждал некоторый облом — оказалось что даты похода выпадали на даты важной командировки на работе. Но грустил я не долго, ибо как говориться не было бы счастья да несчастье помогло: установка, куда мы должны были бы ехать, надолго вышла из строя, таким образом наша командировка накрылась. Радостно звоню руководителю, договариваюсь, покупаю билеты в поезд до Имандры.

Для того чтобы маршрут был зачтён как поход заданной категории необходимо пройти определённое расстояние и преодолеть некоторое количество препятствий. У руководителя отпуск весной очень ограничен по продолжительности — всего две недели. Чтобы находить на третью категорию у нас очень мало времени, всего 12 ходовых дней. Исходя из этого руководитель строит маршрут следующим образом: мы делаем заброску в Имандре, затем доезжаем до станции Лапландия, оттуда идём в Имандру в основном по льду замёрзших озёр и таким образом набираем километраж, а потом забираем заброску в Имандре и уходим в Хибины на техническую часть с небольшим километражём, но зато богатую на технически сложные перевалы (четыре ). Запасных дней в этом плане не предусмотрено.

Поход — штука непростая, готовится не за один день. Обычно народ разбирает походные должности и под надзором руководителя ответственные участники подбирают общественное снаряжение, договариваются по поводу транспорта, придумывают раскладку. Перед походом необходимы тренировки — как для поднятия технического уровня, так и для того чтобы команда хоть немножко сработалась. На этот раз всё было немного не так. Руководитель — человек опытный, бывал в Хибинах не раз, поэтому к походу он относился флегматично (в отличие от более молодых руководителей, которые обычно суетятся и стараются контролировать ситуацию). Всю организацию он отдал на откуп участникам и контролем почти не занимался. Тренировка была всего одна, и на ней была только половина группы. С одной стороны этого мало, так как техническая часть у нас была запланирована очень насыщенная, но, с другой стороны, опытного народа хватало. В любом случае, до похода команды у нас как таковой не было. Некоторые вообще первый раз друг друга увидели только перед поездом. По этой причине, а так же из-за нашего раздолбайства, подготовка к походу превратилась в некоторый бардак и анархию. Раскладку от завхоза (включая объёмы мяса для сушки) мы получили за шесть дней до выхода, то что у нас не хватает на всех биперов мы поняли за пять дней до выхода, самодельная печка-щепотница была готова за четыре дня, шатёр мы забрали за три дня, бензин для горелок я покупал за сутки, а последнюю верёвку (девятку) добыл за двадцать часов до отправления поезда. Сам я, как обычно, шёл походным фотографом; но руководитель, хоть и засчитал мне 4.5 кг фототехники в общественное снаряжение (ещё 3кг ушло в личку), технические фотографии делал на свою мыльницу.

Сутки в поезде — и вот мы уже в Имандре. Приезжаем поздним вечером, заселяемся в заранее забронированный тёплый дом, ужинаем, раскидываем общественное снаряжение, оставляем заброску с едой и специальным снаряжением на вторую часть маршрута.

Изображение
В поезде.

С утра выезжаем на электричке до станции Лапландия. Местная электричка сильно отличается от тех, которые ходят вблизи больших городов. Фактически это один сидячий вагон, прицепленный к тепловозу. Забраться в него с рюкзаком и лыжами с низкой платформы — уже отдельное приключение. Сорок минут — и мы выходим на маршрут.

Изображение
Наша команда.

Недолго идём по автомобильной дороге, сворачиваем и выходим на наше первое озеро. В основном по озёрам и проходит первое кольцо нашего маршрута. Снега не много, тропёжки фактически нет. Идём, наслаждаемся жизнью. Вдали дымят трубы Мончегорского комбината.

Изображение
Штурман.

Изображение
Медик.

Изображение
Колозеро.

Изображение
Баловство с ГРИП.

Встаём на берегу Колозера. Наш шатёр представляет собой сильно перешитую палатку, в которую с трудом помещается вся наша команда, десять человек. У нас с собой печка-щепотница, сделанная из трёхлитрового котла. Печка оказалась на удивление эффективной. Топим мы её только вечером и утром, ночного дежурства мы не устраиваем. Спальники у нас тёплые — всё равно ведь во второй части похода у нас ночёвки вне зоны леса, где топить просто нечем.

В первую же ночь мы увидели северное сияние. Не очень яркое, потому что полная Луна создавала засветку, но тем не менее весьма различимое. Но пока со штативом выбегал к озеру оно почти всё погасло. Обидно однако. Ставлю фотоаппарат на ночь снимать таймлапс.

Изображение

Изображение
Остатки северного сияния.

Изображение
С утра.

Следующий день — единственный длинный переход между озёрами. Идём на некатегорийный перевал, поэтому с утра надеваю камуса. Перевал не крутой и находится в зоне леса. Тропёжка, но я лёгкий и глубоко не проваливаюсь, потому всех оттираю и иду первый. Камуса есть не у всех, и на очередном привале меня матерят по поводу того что я часто иду на склоны в лоб. Хорошо, в дальнейшем стараюсь быть гуманнее и избегать крутых подъёмов, больше хожу траверсом.

Изображение
С книгой. Поход короткий, можно и взять немного лишнего груза. Впрочем, это единственный раз когда я видел этого участника читающим, обычно свободного времени нет.

На перевале обедаем, радиально идём в направлении горы Медвежья Тундра. Вне зоны леса снега совсем мало, да и тот — жёсткий фирн, кое где виден мох и камни. До самой вершины не доходим — долго, да и не нужно это, удовлетворяемся ближайшим пупырём. Склоне не крутой, скатываемся вниз. Кто хорошо умеет кататься — получает удовольствие, а я стараюсь ехать помедленнее, не снимая камуса. Погода портится, идёт снег, мы скатываемся вниз на место ночёвки.

Изображение
Панорама с окрестностей Медвежей Тундры.

Изображение
Озёрный край в дымке.

Изображение

Изображение
Первые деревца в зоне леса.

На следующий день просто идём по озёрам, наматываем километры. Между озёрами небольшие участки тропёжки, но кое где есть и буранки. Узкие протоки между озёрами с сильным течением уже вскрылись, их обходим аккуратно близко к берегу. Вечером холодает, наш термометр показывает -27. У костра норм, но чуть дальше — уже дубак. В шатре обсуждаем, а не топить ли нам сегодня всю ночь, но в конце концов решаем что нам лениво, спим так.

Изображение
Навигатор - это конечно хорошо, но компас тоже с собой нужен.

Изображение
Сухостой на берегу.

Изображение

Изображение
Переход по льду.

Изображение
На привале.

Изображение
Руководитель.

Изображение
Хронометрист, она же - вестница смерти.

Изображение
Холодает, вокруг Солнца видно гало.

С утра я дежурю. Холодно. Поставив воду кипятиться бегаю к озеру, ставлю камеру снимать таймлапс с рассветом. После завтрака идём радиально на перевал Северный Юкспор (1А). Опять камуса рулят, а те кто без них жутко страдают. Выходим из зоны леса, снова начинается жёсткий фирн с проплешинами. Понимаем что если мы пойдём на перевал то мы потеряем целый день, кроме того у нас нет кошек (они остались в заброске на вторую часть маршрута), а по такому фирну они могут нам понадобится. Доходим до некоторого выполаживания перед перевалом и поворачиваем назад. Не жалко, у нас на технической части будет ещё достаточно перевалов. Вторую половину дня опять идём по озёрам.

Изображение
На рассвете.

Изображение
Вид на озёрный край.

Изображение
Одинокий куст.

Изображение

Изображение
Из под тонкого слоя жёсткого фирна местами проглядывает прошлогодняя трава.

Изображение
Некоторые участники используют мазь для лыж. У меня же насечка, поэтому мне и так хорошо.

Изображение
У того кто больше кривляется больше шансов попасть в кадр.

Изображение
Руководитель изучает карту.

С утра нового дня облачно, идёт снег, сильный ветер. Снова идём по озёрам, потом уходим в лес. Тут тропёжка уже посерьёзней, снега уже нормально, к тому же мы идём вверх. Сначала иду на насечке, потом одеваю камус, и мне в общем то нормально. А для тех, у кого нет ни насечки, ни камуса, в этих местах начинается настоящий ад. Идём со скоростью километр в час, выходим на буранку, которая выводит нас на очередное озеро.

Изображение

Изображение
Болото посреди леса.

Изображение

Изображение
Отдых.

Изображение

Изображение
Вечереет.

Изображение

Изображение

Изображение
Вешка на буранке.

Изображение

Изображение
Снова балуюсь с ГРИП.

После ночёвки подходим к Мончегорску. До города идём по озеру Мончеозеро. Снега на поверхности мало, большие участки голого льда, по которому на лыжах ехать очень некомфортно. Выходим в город. Здравствуй, цивилизация! Закупаемся вкусняшками в местном магазине. Доходим до Рижгубы, где за нами увязываются две местные собаки.

Изображение
Завхоз.

Изображение
За Мончегорском виднеются Хибины. Нам туда.

Изображение
Хронометрист, она же вестник смерти, ест свой перекус.

Выходим на лёд озера Имандра. Вдали виднеется посёлок. Тут тоже ветром снег со льда посдувало. Мне с моими диамирами ещё нормально, а тем у кого тросиковые крепления приходится туго. Собаки бегают вокруг нас, играют. У меня падает задняя крышечка от объектива, собаки её хватают и начинают играть с ней. Народ пытается у них её отнять, в конце концов удаётся это сделать, но её успели сжевать так что я её аккуратно беру в пакетик чтобы выкинуть в Имандре. К счастью у меня есть запасная. Под вечер выходим в посёлок.

Изображение
Буранка от Рижгубы.

Изображение

Изображение
Убийцы крышечек.

Изображение
На льду.

Изображение
Холмы.

Изображение
Имандра.

Изображение
На льду озера.

Изображение
Проплешины в снежном покрове.

В посёлке у нас днёвка в сравнительно тёплом доме. Моемся в бане. Нас покидает одна девушка (как и было договорено заранее), так как для технической части у неё недостаточно опыта. На самом деле опыта недостаточно не только у неё, ещё для двух участников один из нас проводит экспресс-курс техники горного туризма, но раз руководитель решил их взять дальше — значит они идут с нами. Забираем заброску, разбираем снаряжение. С девушкой отправляем печку, топоры, пилу — всё то, что нам больше не понадобится. С другой стороны забираем бензиновый горелки, личное и общественное специальное снаряжение, еду на вторую часть. Оказывается что у нас пропало две едки. Что с ними случилось — непонятно. Ситуация неприятная, но при нашей конской раскладке в 800г на человека в день с каким-то нереальным количеством мяса это не должно стать большой проблемой. Проводим лавинные занятия. В общем, готовимся к самой интересной части нашего похода.

Продолжение надеюсь написать в ближайшее время.

Киргизский хребет, Северный Тянь-Шань

29 November 2015 - 18:33

Здравствуйте.

В разделе про фотопутешествия на форуме есть много замечательных фотоотчётов с различных походов. Однако, к сожалению, отчётов про категорийные походы в высокогорье практически не встречается. Позволю себе заполнить этот пробел. Итак, спортивный поход третьей категории сложности по Киргизскому хребту, Северный Тянь-Шань.

К сожалению, мне не удаётся вставить больше одной картинки на форум за сообщение (ошибка - Размер файла превышает допустимый для загрузки размер), так что попробую использовать картинки с фликра.

Как-то раз одним тёмным декабрьским вечером я подошёл к одному хорошему человеку и между нами состоялся незатейливый далог:
- Говорят будто ты поведёшь народ по Киргизскому хребту этим летом, не возьмёшь ли ты меня к себе в команду?
- А опыт есть? - последовал закономерный вопрос.
- Да вот в прошлом году в тройку по приэльбрусью ходил.
- Ну тогда возьму.
Таким нехитрым образом я присоединился последним к группе из девяти человек. В декабре мы купили билеты на самолёт до Бишкека. Впереди нас ждали три с половиной недели в горах Средней Азии. Но перед этим было ещё восемь месяцев технических тренировок, бег по пятнадцать-двадцать пять километров пару раз в неделю, два небольших тренировочных выезда в горы — в Хибины и на Казбек. И вот в середине июля мы наконец собрались на Московском вокзале и сели в ночной поезд Санкт-Петербург — Москва. Рюкзаки были набиты снаряжением и едой, а на моём боку как у штатного походного фотографа болталась сумка с фотоаппаратом и объективами.

После прогулки по столице нашей Родины мы сели на борт самолёта Уральских авиалиний и через три часа ранним утром были в аэропорту Манас города Бишкека. (Тут хочется выразить благодарность авиакомпании, которая по нашей просьбе разрешила бесплатно взять дополнительно по пятнадцать килограмм багажа на человека, что при типичном весе рюкзака в 35-45кг было весьма актуально.) Час пути на машине — и вот мы на бывшей базе отдыха «Тёплый ключ».

Первые два дня были посвящены заброске, которую нам предстояло оставить в месте слияния рек Аламедин и Алтынтор. Так как еды было много, первый день мы челночили от Тёплого ключа к промежуточному лагерю, который мы поставили на месте слияния Аламедина и реки Салык. Было жарко, мы после долгого переезда-перелёта не выспались, в общем было тяжело. Для меня этот день оказался вообще самым сложным днём похода — к вечеру я просто сдох на последнем переходе, во время обустройства лагеря тупо лежал на коврике. Второй день мы собственно относили заброску, которую заложили в камнях. За одно посмотрели место возможного брода через Аламедин, который нам предстояло переходить после завершения первого кольца маршрута. То, что мы увидели нас не обрадовало. Воды в реке налито с горкой, с берегов смывает деревья. Там где в прошлом году по отчётам ребята стояли лагерем мы видели потоки грязной-серой воды между стволов. В задумчивости мы вернулись назад. По пути встретили наших же ребят, которые ходили шестёрку в этом же районе, но в противоположном по сравнению с нами направлении. Они посчитали Аламедин непереходимым, и потратили день на спуск до Тёплого ключа, где перешли реку по мосту. Так же они рассказали нам что обстановка в горах тяжёлая, со скал сыпет, снега мало. При прохождении одного из перевалов одному из участников в голову попал камень; каска раскололась и тем самым погасила удар, последствий для здоровья к счастью не случилось. Мы приняли эту информацию к сведению.

ИзображениеIMGP7914
Первая групповая фотография. В рюкзаках - часть вещей и еды; всё то что лежит отсаётся в Тёплом Ключе под охраной одного из участников до нашего возврящения.

ИзображениеIMGP7942
Пока ещё зелёная травка.

ИзображениеIMGP7950
Киргизские лошадки пасутся. пастухи неподалёку.

ИзображениеIMGP7960
Наш руководитель.

ИзображениеIMGP7994
В далике виднеются первые вершины.

ИзображениеIMGP8030
Первый закат.

ИзображениеIMGP8184
Тяжёлые мысли про брод через Аламедин; на заднем плане - Аламедин.



Первые два дня на небе была какая-то хворь, что меня разочаровывало в смысле красивого света для фотографировании. А на третий день, когда мы собственно пошли на маршрут и двигались вдоль реки Салык, вообще пошёл дождь. И весь день была какая-то морось и туманы. Морены, курумники, туманы, морены, морось, ещё раз морены — и так полтора дня мы ползём вверх. Выходим на ледник Рериха. Облака немного рассеиваются, и мы видим радугу над перевалом Киргизстан. Помимо радуги мы видим и особенно слышим, как с окрестных гор сходят лавины и камнепады. Не завидуем ребятам из шестёрки, которым через этот перевал предстоит перелезать через три дня (уже по приезду домой мы узнали что они благополучно его преодолели, и тем самым выполнили норматив своей категории). Нас тоже ждёт перевал, но другой — Искра Центральная. Подход к ней простой, но зато спуск сложный. Становимся на леднике Салык Восточный, отдыхаем. Ночью спим под звуки камнепадов с близлежащих гор.

ИзображениеIMGP8422
Осыпи, морены, хворь на небе. Мы пришли снизу.

ИзображениеIMGP8433
Осыпи и морены теперь скрыты туманом. Руководитель озабочен.

ИзображениеIMGP8441
Рядом прошла гроза, нас немнжко подмочило. Но на небе появились просветы.

ИзображениеIMGP8496
Всё в лёгком тумане, но видимость значительно улучшилась.

ИзображениеIMGP8586 Panorama
И опять эти облака, дожь, морены, дождь, осыпи, дождь. Погода для Северного Тянь-Шаня абсолютно нетипичная. Прямо по курсу - ледник Рериха, нам туда.

ИзображениеIMGP8610
И только яркие пятна накидок для рюкзаков разнообразят серость и унылость. Мы уже на леднике, только он пока закрыт мореной.

ИзображениеIMGP8715
Неожиданно - радуга! Слева - перевал Киргизстан, 3Б.

ИзображениеIMGP8720
Радуга крупным планом.

ИзображениеIMGP8748
Радуга над перевалом Киргизстан.

ИзображениеIMGP8827
Солнце садится. Мы тоже уже поставили лагерь.

ИзображениеIMGP2337
Стоим на леднике. Палатки держатся на ледобурах. Боимся ветра, оттянули все оттяжки, развернули юбки, заложили их камнями.

ИзображениеIMGP8850
А внизу по прежнему плотная облачность, которая периодически пытается подняться к нам.



Итак, идём на наш первый перевал. Подъём в четыре утра, вокруг ещё темно и очень холодно. Быстро едим, собираемся. Идём вверх по леднику, по морене, снова по леднику. Перед седловиной ледник закрыт, связываемся. Я иду первым, как-то подхожу к седловине. Снега мало, трещины хорошо видны, но они открыты и их много. Чем ближе к седловине, тем больше приходится прыгать. Вообще, у Искры центральной три седловины. Мы хотим на южную — она попроще, но мы понимаем что до южной мы можем и не дойти — на леднике трещин много, а около скал, где вроде бы можно пройти, ясно видно множество свежих камней. Так что решаем начать спуск с центральной седловины, на которую мы уже почти и вышли.

ИзображениеIMGP8889
У бензина в качестве топлива есть преимущество - можно сжигать мусор, а не таскать его с собой весь поход до цивилизации. А ещё с помощью мусорного костерка можно немного погреть руки.

ИзображениеIMGP8998 Panorama
Идём на перевал. Сначала по морене.

ИзображениеIMGP9051

ИзображениеIMGP9068

ИзображениеIMGP9071
Потом выходим на открытый ледник.

ИзображениеIMGP9120
Выше ледник закрыт, но сильно разорван. Лавирую между трещинами, иногда прошу подстраховать. Но чем дальше тем больше приходится петлять.


Под седловиной со стороны спуска бергшрунд. Руководитель идёт в разведку на одну верёвку, и находит снежный мост. Начинаем вешать верёвки. Меня опять посылают вперёд, ещё с одним парнем. Где там находится этот снежный мост который руководитель нашёл, я не понял, и переполз берг по воздуху в самом узком месте. Вешать вниз — это конечно не ползти вверх, но особо фотографировать всё равно не получалось, так что снимков с технической работой на перевале удручающе мало. Тем более что погода опять испортилась: на середине спуска пошёл то ли дождь со снегом, то ли мокрый снег. Периодически налетает туман. Со скал сыпятся камни, но центральная ледовая линза, по которой мы ползём, достаточно широкая, и до нас не долетает. Семь верёвок по шестидесяти и семидесятиградусному ледовому склону, и вот мы внизу на леднике Ивероновой. Становимся лагерем на ночь. Идёт дождь. Мокро и холодно. Пьём спирт, едим красную икру в честь первого перевала в походе.


ИзображениеIMGP9130
Руководитель в поисках снежного моста. Мы наблюдаем.

ИзображениеIMGP9214
Первый дюльфер в этом походе.

ИзображениеIMGP9231
Приходится стоять на станциях и ждать пока ребята наверху сдёрнут верёвку. Ноги нормально не поставить, слишком круто, и они замерзают и затекают.

ИзображениеIMGP9263
Вид на перевал снизу вверх. Мы прошли его по центральной ледовой линзе. После окончания льда - снег, на три такта, и до ледника. Левая седловина положе, но там по описаниям два бергшрунда, и ещё мы снизу видели как там сошла небольшая лавина. На правой седловине всё активно простреливается камнями.


А на следующий день с утра нас встречает Солнце. И мы спускаемся вниз, в долину реки Иссык-Ата Северная. Ледник, морена, и вот мы уже видим зелёную травку. Травка! Солнышко! Запахи! Какашки лошадок! Мы пару часов сушим вещи, и ещё пол дня идём по этой травке вверх по течению реки Иссык-Ата. Наконец-то вечером есть какое-то освещение, можно немного пофотографировать.


ИзображениеIMGP9547 Panorama
Спускаемся на травку, в долину р. Иссык-Ата.

ИзображениеIMGP9588
Где-то там наш следующий перевал.

ИзображениеIMGP9730

ИзображениеIMGP9806
Уставшие участники похода.

ИзображениеIMGP9807
Солнцезащитного крема много не бывает.

ИзображениеIMGP9872
Дежурные готовят ужин.

ИзображениеIMGP9882 Panorama
Нам не туда, нам в соседнюю долину.

ИзображениеIMGP9889
Записки хронометриста, для отчёта в МКК. Когда высли, откуда, долго ли шли, сколько в конце концов дошло.

ИзображениеIMGP0002
Хоть и низко, хоть и травка, но в пуховике всё равно уютнее и теплее.

ИзображениеIMGP3163
Первый раз за поход приятное освещение вечером.

ИзображениеIMGP0086
Завтра идём туда.

ИзображениеIMGP0136
Суровые горы в суровом свете.

ИзображениеIMGP0160
Новая экспериментальная версия палатки Оберон проходиа в этом походе полевые испытания.


Встаём затемно, чтобы с утра перейти реку Иссык-Ата. На удивление утром воды больше чем вечером. Умные переходят в сандальях, ленивые — в ботинках. Движемся к нашему следующему перевалу, Иссык-Ата Западная. Он попроще чем Искра Центральная. Вообще, в этом районе всё что можно названо Иссык-Атой: есть реки Иссык-Ата северная, Иссык-Ата южная, перевалы Иссык-Ата, Иссык-Ата западная, Иссык-Ата северная, Иссык-Ата Южная, вершины Исск-Ата, Иссык-Ата Баши.


ИзображениеIMGP3670
Солнце только ещё встаёт, а мы уже поели и готовы идти дальше.

ИзображениеIMGP0205
Сначала оно освещает вершины самых высоких гор.

ИзображениеIMGP0252
Граница света и тепла спускается всё ниже.

ИзображениеIMGP0269
Но до нас Солнце доберётся ещё не скоро.

ИзображениеIMGP0288

ИзображениеIMGP0292
А мы уже готовы к броду.

ИзображениеIMGP0323
Переходим речку. Первый брод в этом походе. Жаль что в горном походе они не идут в зачёт.


По пути радуемся цветочкам. Но потом цветочки заканчиваются, опять морена, идём на перевал по леднику. Перед седловиной — огромный бергшрунд, но с крепким на вид снежным мостом. Со страховкой переходим через него. Спуск с перевала — крутая транспортная сыпуха со сбросами, сваливаемся по ней вниз плотной группой. Между ног руководителя, который идёт первым, пролетает камень размером с небольшой телевизор. Внизу сыпухи — скальные сбросы, стараемся не укатится туда. Но всё вроходит хорошо, мы внизу, находим небольшое озеро и обедаем. Середина дня, и мы думаем сходить в радиалку на вершину Иссык-Ата, но она у нас не заявлена и описания к ней у нас нет. Так что после небольшого совещания никуда не идём и просто отдыхаем на морене.


ИзображениеIMGP0374
На фоне гор.

ИзображениеIMGP0432
Местные жёлтые цветы, вроде бы маки.

ИзображениеIMGP0490
Кристально чистые воды горной речки.

ИзображениеIMGP0568
Даже на морене цветут маки.

ИзображениеIMGP0639
На леднике маков уже нет. Но есть трещины неизвестной глубины.

ИзображениеIMGP0634
А ещё на этом леднике есть огромный бергшрунд, который нам нужно преодолеть.

ИзображениеIMGP0650
Мост через берг. Идём со страховкой.

ИзображениеIMGP0677 Panorama
Вид на другую сторону перевала. На берегу этого озера мы заночуем. Завтра нам на перевал в хребте справа.

ИзображениеIMGP0703
Пишем перевальную записку. На седловине перевала обычно есть тур из камней. В спортивном туризме группа, которая проходит перевал, забирает из него записку и пишет свою, в которой указывает кто, когда, в каком направлении прошёл перевал. Снятые с перевалов записки потом прилагаются к отчёту в МКК для подтверждения того что перевал дейтсвительно пройдён, наряду с фотографиями группы на перевале. Так же эти записки помогут МЧС, если группа исчезнет и спасателям придётся проходить маршрут за ней в поисках следов.

ИзображениеIMGP0722
Крутенький спуск по транспортной сыпухе, идём с ледорубами вместо палок.

ИзображениеIMGP3709

ИзображениеIMGP3723
Озеро внизу.


Вечером нам показывают красивый закат, я бегаю вокруг озера. Прошу разбудить меня если ночью будет красиво, и в первом часу ночи меня действительно будят. Я иду фотографировать озеро в свете Луны. Клёво! Видно одновременно и Млечный путь, и яркая Луна, которая освещает близлежащие горы. Ставлю фотоаппарат снимать таймлапс, возвращаюсь досыпать.


ИзображениеIMGP0799
Солнце заходит за вершину Иссык-Ата.

ИзображениеIMGP0848

ИзображениеIMGP4044

ИзображениеIMGP4088
Красивые лучики.

ИзображениеIMGP4050

ИзображениеIMGP4057

ИзображениеIMGP4101
Красивое озеро.

ИзображениеIMGP4107 Panorama 3
Панорама озера, за ним - вершина Иссык-Ата. Справа виднеются наши палатки.

ИзображениеIMGP4139
Луна над озером, всё видно почти как днём. И при этом виден Млечный Путь. Да, на высоте 3500м ночное небо выглядит конечно впечатляюще, гораздо красивее чем внизу.

ИзображениеIMGP4145
Другой ракурс.

ИзображениеIMGP4149 Panorama 2
И панорама!

ИзображениеIMGP4159
Отражение в озере.

ИзображениеIMGP4163
То же самое, но с Луной в кадре.

ИзображениеIMGP4165

ИзображениеIMGP4168
А это видно если посмотреть в противоположную сторону.

ИзображениеIMGP0887
Оставил фотоаппарат снимать таймлапс на берегу озера, и пошёл спать. Оранжевое - это накидка, на случай неожиданного ночного дождя

ИзображениеIMGP4248
Пока я спал, фотоаппарат снимал закат Луны. Озеро постепенно покрывается коркой льда.

ИзображениеIMGP4288
Наконец Луна ушла за горизонт, а озеро замёрзло.


Идём на перевал Аламедин. Он совсем простой, и через него ходит множество групп — ведь это единственный простой и логичный путь из долины реки Иссык-Ата Южная в долину Аламедина. Подъём и спуск — по сыпухе, выход на ледниковую морену. После спуска с морены — живописная долина. Тут бы встать лагерем и пофотографировать в вечернем свете! Но народ бежит вперёд, и я вынужден двигаться за ними. Увы, формат спортивного похода не очень распологает к вдумчивому фотографированию. Так что фоткаю на бегу что успеваю. Встречаем большую группу из Москвы, которые идут единичку. И ещё пару мужиков, которые просто гуляют.



ИзображениеIMGP0898
Я сегодня дежурный. Котлы накрыты стеклотканью и обёрнуты ветрозащитой, рядом лежат баллоны с бензином.

ИзображениеIMGP0943
Пузырьки подо льдом.

ИзображениеIMGP1001

ИзображениеIMGP1047
Цветы стараются максимально использовать короткое горное лето.

ИзображениеIMGP1105

ИзображениеIMGP1128

ИзображениеIMGP1106
Суровые участники похода.

ИзображениеIMGP1484

ИзображениеIMGP1546

ИзображениеIMGP1665

ИзображениеIMGP1679

ИзображениеIMGP1701
Голубые воды реки Ашутор. Очень красивая долина, очень красивая река.

ИзображениеIMGP1741
Очередной брод. Но тут можно пройти по камням, не замочив ноги.

ИзображениеIMGP1743
Вид на реку во время брода.

ИзображениеIMGP1839
Впереди стоят стенами горы Тянь-Шаня.

ИзображениеIMGP1865
Ещё одна фотография Ашутора.

ИзображениеIMGP1917

ИзображениеIMGP4684
Место нашй стоянки. Палатка не наша.

ИзображениеIMGP1954
Последние лучи заходящего Солнца отбрасываю тени на пыльный горный воздух, получается этакая тень от горы вверх.


На следующий день сваливаемся ещё ниже и в середине дня выходим к заброске. Первое кольцо закончено, половина похода пройдёно. Достаём наши мешки с едой и бензином, разворачиваем — всё в целости. Отдыхаем. За те дни что мы гуляли уровень воды в реке Аламедин несколько уменьшился. Мы планировали перейти реку после взятия заброски и встать на днёвку, но на противоположном берегу хорошего места для стоянки мы не видим — всё залито, а на нашем берегу хорошая поляна с земляникой. Мы всё ещё в некоторых сомнениях, достаточно ли вода спала чтобы идти вброд, или всё же лучше пройти через Тёплый ключ. Но при таком обходе мы потеряем день-полтора, и вроде бы они у нас даже есть, но корячиться по прижимам двигаясь вверх по той стороне реки очень не хочется. Решаем пока никуда не идти, и сначала сделать запланированную днёвку на нашем берегу. С неба опять моросит дождь.

ИзображениеIMGP2138
Закат над Аламедином.

ИзображениеIMGP2200
В кустах во время днёвки мы нашли гнездо с недавно вылупившимися птенцами.

ИзображениеIMGP2213
Жучки-паучки на цветах.

ИзображениеIMGP2243
Днёвка - хороший повод постирать носки.

ИзображениеIMGP2294
Крыса с лопухом.

ИзображениеIMGP4743

ИзображениеIMGP2353
Аламедин.

ИзображениеIMGP2338
Нам нужно перейти Аламедин и уйти в эту долину.


На днёвке едим торт, красную икру, бычки в томате — в общем, радуемся жизни. Жгём костёр. Недалеко от нас бегает местное животное, носит листья себе куда-то. Не смотря на не голодную раскладку, костлявый призрак голоду уже ходит по группе, и у участников появляются мысли поймать и съесть эту крысу. Увы, но в самодельную ловушку крыса не попадается, и на дистанцию прицельного броска камнем к себе не подпускает. Ну и фиг с ней.

Так же на днёвке руководитель думает над нашим будущим, а именно стоит ли нам идти на заявленный перевал Инструментальщик. Пройденный перевал Искра Центральная показал, что условия нынче сложные: мы провесили на две верёвке больше чем нужно по описанию, до самой технически простой седловины дойти не смогли из-за разорванного ледника, камни летят, погода плохая. А на Инструментальщике и в хорошие годы по описаниям всё очень не просто, подходы под перевал требуют значительной технической работы, путь к седловине проходит по узкому наклонному кулуару, сыпанёт — не спрячешься. После тяжёлых раздумий руководитель принимает решение всё же отказаться от прохождения Инструментальщика и пойти по запасному варианту через перевал Медик.

Продолжение надеюсь написать в ближайшее время.