Перейти к содержимому


altruegoist

Регистрация: 20 Jan 2009
Offline Активность: Скрыто

Мои сообщения

В теме: Европейская живопись XIX века

10 April 2021 - 15:18

Просмотр сообщенияwowk (09 April 2021 - 10:17) писал:

... прёт на бессознательном уровне и ничего с этим поделать не можешь ... "Вдохновение" называется. Или - "муза посетила".
Хорошо, когда само "прёт". А ведь было бы здорово научиться с этим хоть как-то управляться (и желательно без веществ :D)? Фраза "черпать вдохновение", думаю, не на пустом месте родилась. И также, например, рассуждение Чайковского о том, что труд рождает вдохновение.

Просмотр сообщенияSergii (09 April 2021 - 12:48) писал:

Попробую ответить максимально просто. Художественный образ это следствие эмоционально-чувственного восприятия увиденного, услышанного, пережитого. Но не осмысленного. Это, можно сказать, эмоциональное состояние. "Голова" художника в данном случае не при чем. Художественный образ возникает на подсознательном уровне, спонтанно, без всяких мыслительных усилий.
Мне всё-таки кажется, что мыслительный процесс участвует на каком-то этапе. Возможно опосредованно.

Просмотр сообщенияSergii (09 April 2021 - 12:48) писал:

Художественный образ, это эмоция.
Между этими двумя понятиями, полагаю, всё же нельзя поставить знак равенства.

Просмотр сообщенияSergii (09 April 2021 - 12:48) писал:

Дальнейшее его воплощение в картине, тексте, камне, нотах уже является своего рода материализацией. А способность при этом максимально передать своё эмоциональное состояние зрителю полностью зависит от таланта и мастерства Художника.
Совершенно согласен.

В теме: Европейская живопись XIX века

09 April 2021 - 01:06

Просмотр сообщенияSergii (07 April 2021 - 10:10) писал:

Вы отождествляете физический образ, и художественный...
Да, наверное отождествляю, но вряд ли физический. Если я Вас не утомил, давайте сделаем ещё один заход на Мунка. Попытаюсь объяснить что я имею ввиду, и о чём, собственно, спрашиваю. Но для начала, по-видимому, стоит отделить образ в сознании художника и образ в сознании зрителя. Так вот, в рамках этой нашей с Вами дискуссии меня интересует только образ в сознании художника, а образ в сознании зрителя не интересует вообще, оставим его за скобками.

Ранее Вами было сформулировано следующее:

Просмотр сообщенияSergii (02 April 2021 - 10:23) писал:

У художника ... Сначала формируется художественный образ ... затем идёт его воплощение.
Именно этот момент формирования художественного образа меня и интересует.

Вот как Мунк описывает событие, предшествовавшее созданию серии картин "Отчаяние", "Меланхолия", "Тревога" и нескольких вариантов "Крик":

Цитата

Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.

Далее, как мне представляется, в сознании Мунка формируется образ пережитого события. Этот образ, по-видимому, правильнее назвать ментальным (в терминах психологии). Возможно также, что этот ментальный образ в сознании художника перерабатывался и кристаллизовался во что-то другое, что в терминах философии именуется идея или первообраз (Urbild), а серия картин - это результат поиска идеального воплощения ментального образа или первообраза.

Однако где-то в промежутке между ментальным образом (либо первообразом) и воплощением должен сформироваться художественный образ. Я не представляю как он может сформироваться в сознании художника без каких бы то ни было мыслительных (а возможно и не только) усилий с его стороны.

Но Вами было сказано:

Просмотр сообщенияSergii (02 April 2021 - 10:23) писал:

Художник не создаёт образ, а воплощает, уже сформировавшийся у него на сознательном и подсознательном уровне, в произведении искусства.
И для меня это несколько парадоксально звучит. Получается, вроде того, что в голове художника в определённый момент что-то происходит, но он к этому не причастен.

В теме: Европейская живопись XIX века

06 April 2021 - 23:39

Просмотр сообщенияSergii (06 April 2021 - 11:31) писал:

Безусловно, если говорить не о физических, а о художественных образах, коими оперирует искусство, все образы разные.
Хмм... мне представлялось, что в каждом из трёх случаев образ таки один, а воплощения разные, но возможно это из-за того, что "образ" я мыслю в каком-то философском смысле. Но нельзя ведь отрицать, что "Отчаяние", "Тревога", "Меланхолия" и "Крик"-и Мунка роднит что-то общее. Первообраз, идея, что? В терминах искусства есть для этого название?

Просмотр сообщенияSergii (06 April 2021 - 11:31) писал:

Художественный образ рождается вследствие восприятия Художником чего либо на эмоциональном уровне. Что в свою очередь зависит от эмоционального состояния художника в момент восприятия, на которое влияет множество факторов. Простой пример, художник приходит писать закат несколько дней подряд в одно и то же место, и в одно и то же время. Каждый раз этот закат будет написан по разному.
С закатом всё вроде бы понятно. А как быть, например, с таким? Вот я художник, и написал я картину, где симфоническим оркестром дирижирует лошадь, а вместо музыкантов - животные. Вот ослы за виолончелями, тюлени со скрипками, мартышка за арфой, а слон бъёт в литавры (в духе Крылова и Дали что-то). В реальной жизни ведь такого не увидишь. Симфонический оркестр и животных можно лишь отдельно воспринять. Тогда что, синтез образов какой-то произошёл (это к вопросу о том, может ли образ быть создан, или он может только воплощаться)?

В теме: Европейская живопись XIX века

06 April 2021 - 09:35

Просмотр сообщенияSergii (02 April 2021 - 10:23) писал:

Сначала формируется художественный образ, зачастую на подсознательном уровне, затем идёт его воплощение. При этом средства выразительности, одним из которых является материал, выбираются для наиболее полного воплощения образа. В процессе творчества уже частично воплощенный образ может незначительно видоизменяться, но эти изменения диктуются не материалом, а подбором средств выразительности, которые в максимальной степени могут его воплотить в произведении искусства.
Не совсем понятно. Вас не заруднит пояснить на конкретных примерах? "Отчаяние", "Тревога", "Меланхолия" и четыре варианта "Крик" Эдварда Мунка, это разные воплощения одного образа, или это разные образы? Или, скажем, у Амедео Модильяни два десятка портретов Жанны Эбютерн - один образ, или разные? "Сумма" Арво Пярта для хора и для квартета струнных?

В теме: Цвет и наше отношение к нему.

30 March 2021 - 22:36

Просмотр сообщенияwowk (30 March 2021 - 12:17) писал:

... "wheat-colored skin" ...
Такого словосочетания не звучало. Было, правда, несколько моментов, где я вынужденно отвлёкся на несколько секунд, но ключевые моменты повторялись неоднократно, так что не думаю, что я что-то упустил.