Перейти к содержимому


Как менять контраст при печати


Сообщений в теме: 19

#1 A. 'TailEx' Deryushkin

  • Пользователь
  • 776 сообщений
  • Город:Россия, Москва

Отправлено 20 August 2010 - 01:33

Историческая справка: досталось мне тут две пачки Униброма 30х40 тонкого, чуть засвеченных по углам из-за ветхости упаковки, но в целом очень даже ничего. Печатаю и радуюсь. НО.

Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные... :)

Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым. :)

#2 Евгений

  • Пользователь
  • 35 сообщений
  • Город:Белгород

Отправлено 20 August 2010 - 14:57

Просмотр сообщенияA.'TailEx' Deryushkin (20.8.2010, 3:02) писал:

Историческая справка: досталось мне тут две пачки Униброма 30х40 тонкого, чуть засвеченных по углам из-за ветхости упаковки, но в целом очень даже ничего. Печатаю и радуюсь. НО.

Вопрос: каким макаром мне менять контраст, буде такая необходимость возникнет? С нормальных негативов вроде бы самое оно получается, но есть ведь разные... :)

Маски вариант хороший, но уж зело муторный, может быть можно, меняя проявитель, сего добиться? Пробовал родинал разбавленный -- контраст явно падает, но с ним и черный становится серым. :)
Если речь идет о снижении контраста, то наилучший способ - мокрая печать. Хорошо размачиваете неэкспонированный лист бумаги, даете стечь проявитель, кладете мокрый лист под увеличитель и экспонируете его. После экспонирования лист не убираете, а ждете пока он проявится. Происходит следующее: проявитель истощается на темных участках и долго продолжает тянуть света. Для добавления черноты можно на несколько мгновений еще раз погрузить лист в проявитель, но буквально на несколько мгновений. Сразу не получится, но если поймаете нужный алгоритм - результаты будут великолепные. Я сам фотограф с 30 - летним стажем, из которых 20 лет просидел в темной комнате с бумагой и растворами, процентов 90 выставочных работ печатал мокрой печатью. С уважением, Евгений.

#3 A. 'TailEx' Deryushkin

  • Пользователь
  • 776 сообщений
  • Город:Россия, Москва

Отправлено 20 August 2010 - 15:59

Просмотр сообщенияЕвгений (20.8.2010, 15:56) писал:

Если речь идет о снижении контраста, то наилучший способ - мокрая печать. Хорошо размачиваете неэкспонированный лист бумаги, даете стечь проявитель, кладете мокрый лист под увеличитель и экспонируете его. После экспонирования лист не убираете, а ждете пока он проявится. Происходит следующее: проявитель истощается на темных участках и долго продолжает тянуть света. Для добавления черноты можно на несколько мгновений еще раз погрузить лист в проявитель, но буквально на несколько мгновений. Сразу не получится, но если поймаете нужный алгоритм - результаты будут великолепные. Я сам фотограф с 30 - летним стажем, из которых 20 лет просидел в темной комнате с бумагой и растворами, процентов 90 выставочных работ печатал мокрой печатью. С уважением, Евгений.
Спасибо, да, я знакомы с этим методом, но на уровне "попробовать", однако беда в том, что вчера вот, например, наоборот, надо было контраст повысить, причем не просто отделить фон от человека (портрет печатал), а именно общий контраст.

#4 Andrew Gri

  • Пользователь
  • 1216 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 20 August 2010 - 19:33

Давно, когда обрёл несколько пачек просроченной Берёзки, добавлял малость бромида калия в свежий раствор проявителя. Вуаль уменьшалась. Вам сгодится любой антивуалент. Сделать из нормальной бумаги контрастную не получится, но полуконтрастную возможно. Просто нужно удвоить количество антивуалента в проявителе.
Есть ещё вариант: замесить проявитель погуще (не Родинал) и понизить температуру проявителя. Эффект должен быть тот же, хотя я лично его не проверял.
Ещё есть эффект, который я заметил в своё время -- чем дольше экспозиция фотобумаги, тем меньше контраст. Это заметно сказывается на временах около минуты по сравнению с временами меньше 10-ти сек.
Прошу матёрых печатников меня не ругать, ибо я любитель и последний раз печатал 20 лет назад. Но не думаю, что Унибром с тех пор изменился.

Сообщение отредактировал Andrew Gri: 20 August 2010 - 19:40


#5 juristkostya

  • Пользователь
  • 7059 сообщений
  • Город:Украина, Харьков

Отправлено 21 August 2010 - 12:06

есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.

#6 vizzy

  • Пользователь
  • 3043 сообщений
  • Имя:Виталий
  • Город:Иваново

Отправлено 21 August 2010 - 13:44

Просмотр сообщенияAndrew Gri (20.8.2010, 20:32) писал:

Но не думаю, что Унибром с тех пор изменился.
Нынешний Унибром - это лицензированная Агфа (информация неофициальная, но достаточно правдоподобная).

Просмотр сообщенияjuristkostya (21.8.2010, 13:05) писал:

есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.
А ОРВО-105 наоборот уменьшает.

#7 Михаил Мадорский

  • Пользователь
  • 524 сообщений
  • Город:Ленинградская область

Отправлено 22 August 2010 - 01:44

Фотобумаги Унибром и Фотобром имеют наиболее длительные сроки хранения из всех, при этом Унибром храниться дольше. Насколько я помню, рекомендованный заводом срок использования для Униброма - не дольше 5-х лет. Фактически, при идеальных условиях - в виде консервы - бумага может сохраниться и до 20-ти лет, с изменениями, но еще позволяющими печатать неплохо. Встречал такие запечатанные военные консервы - рулоны 90 см шириной, метров по 15 длиной, в жестяных банках. Качество хорошее.
Но, если хранение было случайным, то качество будет хуже.
Есть еще одно но. В 90-е года, бумага производилась с нарушением технологии, и практически со сроком хранения около полгода. Потом она круто уходила. Да и даже на там толкового ничего было не сделать.
На указанной фотобумаге с большим сроком просрочки контраст повысить практически невозможно. Если у Вас бумага из этой серии (года выпуска), то при любых манипуляциях в тенях у вас будут провалы без деталировки, они будут оставаться серыми, и не почернеют.
Мне попадали в руки бумаги с разным сроком, и многие даже очень старые - еще 80-г годов, были очень даже ничего. Но бумаги, выпушенные в 90-х, очень не качественные. С ними ничего путнего не получиться, только время убьёте. Проблема в изначально плохом качестве, и просрочке, а не в просто просрочке. Мне попдала в руки бумага 68-го года, и она была по качеству лучше, чем такая же бумага 90-х годов. Та совсем не чернеет, хоть что ты делай.
С вуалью боролись бензотриазолом и бромистым калием. Бензотриазол в разы лучше. но контраст он не поднимет, только уберет вуаль.
""есть бумажные проявители, повышающие контраст. Например, ОРВО-115 работает контрастнее, чем СТ-1.

есть ГОРАЗДО боле контрастные проявители, например, проявитель рентгеновских материалов )))))))) но бумага не почернеет. Там просто нечему чернеть технически. При изготовлении технология нарушена.

Самое лучшее, что мне попадало из старых бумаг - военная бумага с назанием "Для документов". Формат, правда, был 20х30, но качество - такое не у каждой новой бумаги было советской.

Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 02:10


#8 dr_bp

  • Пользователь
  • 1159 сообщений

Отправлено 22 August 2010 - 11:39

Цитата

есть ГОРАЗДО боле контрастные проявители, например, проявитель рентгеновских материалов ))))))))
+1 пользуюсь кодаковсим кнцентрированным из проявочного автомата. развожу 1:10-1:30. держу температуру 20-22. в автомате время проявки в неразбавленном, при температуре 38, 11 секунд. причём следует учитвать что серебра в рентгеноматериалах существенно больше. (они ещё и двухстороннего полива зачастую) поэтому разводим и понижаем температуру. хранится он(проявитель) долго. В составе уже есть противовуальные добавки.

#9 Михаил Мадорский

  • Пользователь
  • 524 сообщений
  • Город:Ленинградская область

Отправлено 22 August 2010 - 15:28

""причём следует учитвать что серебра в рентгеноматериалах существенно больше

+1

... до 35 гр. на метр квадратный )) против 4-х гр для "обычных" плёнок
Честно, не знал о таком проявителе. Хорошая мысль, интересно попробовать ))

Сообщение отредактировал mr.trenzel: 22 August 2010 - 15:29


#10 Bu-ga-gasik

  • Пользователь
  • 8 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 06 January 2011 - 11:47

фильтры не рассматриваются как вариант? :)

#11 vizzy

  • Пользователь
  • 3043 сообщений
  • Имя:Виталий
  • Город:Иваново

Отправлено 06 January 2011 - 14:03

Просмотр сообщенияBu-ga-gasik (6.1.2011, 11:46) писал:

фильтры не рассматриваются как вариант? :)
Фильтры - это для бумаги с переменным контрастом. Есть информация, что голубые фильтры повышают контраст обычной бумаги, но незначительно.

#12 Bu-ga-gasik

  • Пользователь
  • 8 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 06 January 2011 - 17:48

разрешите поинтересоваться "что есть контраст?" :)
мне всегда казалось что это оптическое явление :)
.
.
суть в том что сильно влиять на контраст можно только проявителем... но раз так, то тогда наверно стоит говорить о более агрессивных и более быстрых проявителях, а не о контрасте как таковом :P
.
делаем максимально агрессивный проявитель - получаем максимум контраста :lol:
.
для понижения используем более сильно рассеивающие жидкости или те же фильтры ими можно достаточно сильно уменьшить контраст при печати.

#13 Михаил Мадорский

  • Пользователь
  • 524 сообщений
  • Город:Ленинградская область

Отправлено 07 January 2011 - 00:38

Просмотр сообщенияBu-ga-gasik (6.1.2011, 17:47) писал:

разрешите поинтересоваться "что есть контраст?" :)

контраст максимальный определяется как разница между самыми темными и самыми светлыми участками, контраст отпечатка - как некая характеристика набора плотностей отпечатка, контраст негатива - как характеристика набора плотностей негатива. На контраст может влиять вуаль, вызванная старением, либо неправильной проявкой.
При этом, плотность негатива, имеет отношение к контрасту: недопроявленный негатив не имеет нужных плотностей, и его контраст низкий. Перепроявленный негатив имеет избыточные плотности, его контраст слишком высок.
Правило получения насыщенного отпечатка - мягкий (те малоконтрастный) негатив правильной плотности, и, напротив, контрастный отпечаток. Имеется ввиду, что при печати контраст не нужно специально понижаеть, если у вас правильный негатив.
Существовало устаревшее понятие "бриллиантный негатив" - сейчас это можно определить как правильно экспонированный, лишенный вуали негатив, имеющий достаточную плотность, и контраст.

Контраст зависит от типа и марки материала. Например, все слайды контрастнее негативных пленок. Если проявить слайд по негативному процессу, контраста будет слишком много для правильной печати, а если негатив по слайд-процессу (ну ч\б, не цвет)) - то нужных плотностей можно будет добиться только извращенной проявкой. Например, технические пленки для репродуцирования имеют такие значения контраста, что кроме текста, на них вообще не возможно снимать ничего. Но текст получается хорошо )

Повышение контраста при печати, кроме способов, указанных выше, достигается применением конденсорного увеличителя. Имеется ввиду, что минимальный контраст с тестового негатива обеспечивается при бесконденсорном увеличителе, более высокий - при установке конденсора.
Максимальный контраст можно дать, используя точечный источник света, для чего используется переделанный увеличитель с конденсором, у которого вместо обычной лампы накаливания устанавливается малогабаритная галогенная лампочка, а колпак изнутри максимально чернится. В свете новых технологий можно попробовать мощный светодиод, только надо его правильно разместить, из опыта, точечный источник всегда нужно размещать несколько выше стандартной лампы - мы делали проставки в колбу, либо искали "длинные" увеличители.

---
Контраст, как характеристика оптического прибора - объектива - характеризует степень рассеяния лучей в линзблоке, оптимизируется, например, чернением торцов <линз>. К фотопечати прямого отношения не имеет. Разве что, при плохом объективе увеличителя контраст может несколько уменьшиться. Я печатал Вегой, а, например, Крокусы, мне не нравились никогда.

Сообщение отредактировал mr.trenzel: 07 January 2011 - 00:49


#14 Bu-ga-gasik

  • Пользователь
  • 8 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 18 January 2011 - 00:52

я бы предпочёл ещё источники :) [как будто Митчела зачитывали... хе-хе]
...
...
суть в том что контраст - это оптическое "явление", проявление которого связано с характеристикой материала. :)
...
...
вопрос был к тому, как понимать "бумага с переменным контрастом"? это значит что вчера он был один, а сегодня уже другой? :P
...
...
помню печатал на Свеме, и бордовый фильтр вполне себе повышал контраст... не помню что бы на неё ругались этим страшными словами... :lol:

Сообщение отредактировал Bu-ga-gasik: 18 January 2011 - 00:56


#15 Floppy_Drive

  • Пользователь
  • 1923 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 18 January 2011 - 01:53

Просмотр сообщенияBu-ga-gasik (18.1.2011, 0:51) писал:

вопрос был к тому, как понимать "бумага с переменным контрастом"? это значит что вчера он был один, а сегодня уже другой? :)
Ага. Ибо вчера светили бумагу синими светодиодами, а сегодня - зелёными :P вчера контаст был ого-го какой контрастный, а сегодня - ну просто никакой :lol:

Если серьёзно чуствительность фотобумаги к разным частям спектра неодинакова, у номерных бумаг (и большинства советских) она максимальна в синей области спектра (но всё равно немного неоднородна), у мультиконтрастных бумаг (современных с переменным контрастом) дополнительно введена сенсибилизация к зеленому свету - но как бы с разной чувствительностью, т.е. получается грубо говоря два-в-одном (можно засвечивать один "слой" не трогая другой, можно засвечивать оба - когда оба контраст высок, когда только один - низкий, и это при "одинаковом" времени экспонирования)

Просмотр сообщенияBu-ga-gasik (18.1.2011, 0:51) писал:

я бы предпочёл ещё источники :) [как будто Митчела зачитывали... хе-хе]
Поищите книжецу "The Print" А.Адамса - это самый первоисточник. В т.ч. там упонимается и изменение контраста "номерных" бумаг.

#16 dr_bp

  • Пользователь
  • 1159 сообщений

Отправлено 18 January 2011 - 21:19

Цитата

Поищите книжецу "The Print" А.Адамса - это самый первоисточник. В т.ч. там упонимается и изменение контраста "номерных" бумаг
А на русском она выходила? Есть сканы всех трёх в электронном виде. Но на английком.

#17 Floppy_Drive

  • Пользователь
  • 1923 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 19 January 2011 - 20:51

Просмотр сообщенияdr_bp (18.1.2011, 21:18) писал:

А на русском она выходила?
Ни разу. Переводчики ниасилили! :)

#18 Михаил Мадорский

  • Пользователь
  • 524 сообщений
  • Город:Ленинградская область

Отправлено 19 January 2011 - 22:38

стыдно, но я не читал по фотографии вообще ни какой литературы, за исключением справочка Шеклеина по составлению проявителя... причём, он был прочитан в "зрелом" состоянии, к тому времени уже лет 10 как печатал "точкой". Откуда знаю про это? Да как-то так сложилось общение, друзья, товарищи, и прч.. А книг не было никогда, да и времени их читать тоже ... всегда был недостаточно терпелив...

#19 stepan

  • Пользователь
  • 9793 сообщений
  • Город:СПб

Отправлено 19 January 2011 - 23:42

Можно подобрать контрастный проявитель - лит-проявители, например.

Можно пережарить, а потом слегка отбелить.

Можно пережарить, отбелить посильнее, а потом проявить повторно.

Можно пережарить, отбелить, тонировать и проявить повторно.

Во всех этих случаях контраст должен увеличиться, иногда - до безобразия.
Вдобавок могут появиться разные цветные оттенки.

#20 dr_bp

  • Пользователь
  • 1159 сообщений

Отправлено 20 January 2011 - 00:02

Цитата

Переводчики ниасилили!
(шёпотом)я с 17-го раза... и то не полностью... тугодум-с





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных