Перейти к содержимому


Реставрация пленок


Сообщений в теме: 5

#1 Den

    та сволочь, что может любому прописать характеристику :)

  • Пользователь
  • 1 352 сообщений
  • Город:Moscow

Отправлено 31 Март 2002 - 00:44

по книге: Фильмокопии. свойства, профилактика, реставрация, хранение., Г.И. Бурыгина, // М. Искусство, 1991г. стр. 151-189.

Глава 4. Реставрация фильмокопий



Фильмокопии в процессе эксплуатации приобретают в основном два поверхностных дефекта - загрязненность и повреждения. Оба эти дефекта существенно снижают качество кинопоказа и мешают зрительскому восприятию фильма. Влияние различных типов царапин на качество проецирования и печати детально рассмотрено в работе [159]. Однако влияние царапин на поверхностях фильмокопий не ограничивается только снижением качества кинопоказа. Царапины, нарушающие сплошность поверхностей, вызывают и снижение прочностных свойств пленки [160]. При нормальной температуре это снижение больше проявляется при механическом повреждении поверхности основы (до 60%) и меньше- в случае фотослоя (до 30%), а при повышенной температуре (60 °С) наблюдается обратная зависимость: практически не снижается ударная прочность в случае повреждения основы и несколько больше (40 %) снижается при повреждении фотослоя.

Падение ударной прочности фильмовых материалов при нарушении сплошности поверхностей объясняется локальным уменьшением толщины материала на участках, где имеются царапины. При этом если к такому материалу приложить механические усилия (ударные, растягивающие и другие), сопротивляемость материала механическим воздействиям будет значительно ниже именно в этих местах, с уменьшенной толщиной пленки. И чем больше будет количество повреждений, а также больше их глубина, тем сильнее будутснижаться прочностные характеристики фильмового материала. Чем менее эластичен материал (например, основа - при пониженных температурах, а фотослой - при повышенных), тем большее влияние будут оказывать царапины на поверхности основы или фотослоя на их прочность, а следовательно, и на механические свойства всего фильмового материала в целом. В этой же работе |160] показано что реставрационная обработка основы и фотослоя поврежденных фильмокопий приводит к практически полному восстановлению их механических свойств

В связи с изложенным технология реставрационной обработки фильмокопии включает два основных процесса - промывку фотослоя и основы от загрязнений и устранение на них механических повреждении (царапин, потертости)

<p>4 1 Реставрация фотографического слоя

4 1 1 Физико-химические основы реставрации фотослоя



Процессы промывки и реставрации фотослоя фильмокопий осуществляются одновременно с помощью водных растворов поверхностно активных веществ (ПАВ) или моющих средств

Применение ПАВ или моющих средств для промывки фильмокопии от загрязнений понятно так как чистая во да, как известно обладает небольшим моющим действием [161]

Так как реставрация поврежденного фотослоя основана на его набухании с последующим затягиванием царапин применение ПАВ или моющих средств в данном случае также оправдано, поскольку они способствуют повышению степени набухания фотослоя

Общие сведения о моющем действии водных растворов моющих средств Все моющие средства (порошкообразные пастообразные,жидкие) не являются индивидуальными веществами а представляют собой смесь раз личных органических и неорганических веществ каждое из которых выполняет определенные функции Основными компонентами моющих средств являются ПАВ которые усиливают моющую способность воды Моющее действие ПАВ определяется комплексом их свойств высокой по верхностной активностью смачивающей пептизирующей, солюбилизирующеи (растворяющей) эмульгирующей, стабилизирующей и пенообразующей способностью Схематически это можно изобразить в следующем виде [162]<br clear="all">
Изображение<br clear="all">
Из этой схемы хорошо видна взаимосвязь всех функции ПАВ, приводящих к осуществлению моющего процесса. Процесс отмывания загрязнений с различных поверхностей является сложным, и обычно его представляютв виде трех основных стадий:
1) смачивание поверхности загрязненного материала водным раствором ПАВ;
2) удаление загрязнений с поверхности путем солюбилизации (растворения), эмульгирования, диспергирования, суспензирования и расклинивающего действия ПАВ на границе раздела "твердая поверхность - загрязнение";
3) удерживание загрязнений в объеме моющего раствора и удаление его из моющей ванны в суспензированном, эмульгированном и растворенном состоянии.

На протяжении длительного времени единственным классом ПАВ, широко применявшимся в качестве моющих веществ для практических целей, были мыла жирных кислот. Но эти жировые мыла обладают таким существенным недостатком, как неустойчивость в жесткой воде и кислых средах. В жесткой воде мыло образует нерастворимые кальциевые и магниевые мыла, которые обладают плохой моющей способностью и осаждаются на отмываемой поверхности. Поэтому появились лишенные этих недостатков синтетические моющие средства, содержащие кроме ПАВ различные электролиты: полифосфаты или их заменители, силикаты, сульфаты, пербораты (или перкарбонаты), назначение которых - связывание ионов тяжелых металлов улучшение моющего действия ПАВ поддержание рН моющего раствора нейтрализация кислотности загрязнений увеличение сорбционнои способности ПАВ улучшение товарной формы моющего средства отбеливание

Из органических компонентов моющих средств важную роль играют и высокомолекулярные ПАВ например карбоксиметилцеллюлоза и ее соли которые адсорбируясь на частицах загрязнении образуют на их поверхности защитные пленки и тем самым препятствуют слипанию частиц и оседанию их повторно на отмываемой поверхности из объема моющего раствора Как видим, синтетические моющие средства являются достаточно сложными композициями однако применение их вместо индивидуальных мыл позволяет оптимизировать разнообразные моющие процессы при резком снижении расхода дорогостоящих ПАВ

Рассмотрим более подробно основные свойства ПАВ, влияющие на их моющую способность Известно, что ПАВ в растворах могут существовать как в виде от дельных молекул так и в виде мицелл (ассоциатов содержащих более двух молекул) Переход из молекулярного состояния в мицеллярное при повышении концентрации ПАВ в растворе осуществляется при определенной его концентрации называемой критической концентраци ей мицеллообразования (ККМ) Выше ККМ начинает происходить массовое образование ассоциатов, состоящих из множества молекул ПАВ

Значение ККМ для каждого индивидуальногоПАВ в определенных условиях является постоянным и зависит от состава и строения его молекул Обычно на кривых "свойство - состав" наблюдается излом свидетельствующий об изменениях свойств системы. При этом ветвь кривой при более низких концентрациях ПАВ отражает свойства системы в молекулярном состоянии а ветвь кривой после излома - свойства системы в мицеллярном (коллоидном) состоянии. Фактически же мы наблюдаем на кривых 'свойство - состав' часто не резкий излом (т.е. не одну точку концентрации), а концентрационную область быстрого но плавного изменения хода кривых Особенно это проявляется при применении ПАВ не в чистом виде а в виде промышленных продуктов, содержащих различные примеси а также в виде синтетических моющих средств. Для практических целей это не имеет большого значения, важно знать интервал концентраций ПАВ, где значительно изменяются свойства его водного раствора. Так, например, в области ККМ изменяются такие свойства растворов ПАВ, как смачиваемость, поверхностное натяжение, сорбционная способность, моющее действие и т. д. Это хорошо видно на рис. 61, где на примере лаурилсульфата натрия показана область концентраций, соответствующая ККМ, и изменение ряда свойств раствора в этой области [161].Изображение

Из приведенной схемы видно, что моющее действие ПАВ связано с таким его свойством, как способность понижать поверхностное натяжение воды. С понятием поверхностного натяжения жидкости непосредственно связано и явление смачивания жидкостью твердой поверхности.

Смачивание играет большую роль в протекании многих процессов, имеющих место в природе, быту и технике. Смачивание имеет огромное значение и в процессах реставрационно-профилактической обработки фильмовых материалов водными растворами, особенно если эти процессы должны протекать в течение короткого времени.

По своей природе смачивание является сложным процессом, возникающим в результате молекулярного взаимодействия жидкостей при контакте с твердыми телами [163]. Иначе говоря, смачивание характеризуется степенью растекания жидкости по твердой поверхности, что обусловлено степенью уменьшения свободной поверхностной энергии системы в целом, пропорциональной изменению поверхностного натяжения жидкости.

Примеры избирательного смачивания водой различных поверхностей приведены на рис 62, из которого видно, что капля воды хорошо смачивает поверхность стекла и совершенно не смачивает поверхность парафина. Это свидетельствует о том, что вода имеет меньшее значение поверхностного натяжения на границе с гидрофильным стеклом и значительно большее - на границе с гидрофобным парафином.

Следовательно, величина поверхностного натяжения и смачиваемость твердых тел жидкостью находятся в непосредственной зависимости от химической природы контактирующих твердых тел и жидкостей, т. е. от степени молекулярного взаимодействия между ними, происходящего на поверхности ихсоприкосновения. Поверхностное натяжение жидкости уменьшается, а смачиваемость увеличивается с повышением температуры раствора К увеличению смачиваемости приводит также повышение шероховатости твердой поверхности или при воздействии на систему ультразвуковых колебаний В работе [164] показано, что химическая природа и шероховатость поверхностей играет большую роль в смачивании их жидкостями и в конечном итоге в переносе количества жидкости с одной поверхности на другую С увеличением шероховатости поверхности возрастает ее смачиваемость и коэффициент переноса на нее жидкости.

При понижении поверхностного натяжения воды в зависимости от концентрации ПАВ повышается адсорбция ПАВ на контактируемой поверхности по закону, показанному на рис 63.Изображение

Таким образом, для обеспечения хорошей моющей способности обрабатывающих растворов по отношению к отмываемой поверхности необходимо использовать ПАВ или моющие средства, активно снижающие поверхностное натяжение водных растворов и повышающие смачиваемость ими отмываемой поверхности. Такие ПАВ будут хорошо адсорбироваться на поверхности и удерживать загрязнения в объеме обрабатывающего раствора, препятствуя повторному их оседанию на отмываемую поверхность.

Набухание желатиновых слоев (пленок). Обычно набухание - первая стадия растворения полимерных веществ при помещении их в соответствующий растворитель. При набухании полимерное вещество поглощает низкомолекулярный растворитель, значительно увеличиваясь в весе и объеме, и становится более растяжимым и податливым без потери однородности материала Объем полимерного вещества может увеличиваться при набухании до 1000-1500%. Так как подвижность маленьких молекул растворителя (особенно воды) во много раз больше подвижности макромолекул полимера, причиной набухания является диффузия молекул растворителя в полимере. Если полимер растворяется в данном растворителе, набухание переходит затем в растворение (неограниченное набухание) и получается однородный истинный раствор.Изображение

Однако набухание полимера не всегда заканчивается его растворением Часто при достижении определенной степени набухания процесс прекращается Причина этого заключается в том, что полимер и растворитель способны смешиваться только ограниченно Одно из объяснений ограниченного набухания полимеров - наличие между макромолекулами поперечных связей При этом все вещество, по существу, представляет собой пространственную сетку Примером ограниченного набухания, обусловленного наличием пространственной сетки, является набухание желатины в холодной воде В то же время при повышении температуры это ограниченное набухание желатины переходит в неограниченное, т.е. в растворение (см гл 1)

Типичная кинетическая кривая набухания желатинового слоя в воде по изменению его толщины показана на рис. 64 [165] Аналогичные данные, полученные весовым способом, приведены на рис 65 [166]. Хотя эти кривые набухания получены различными способами, из них можно сделать один общий очень важный вывод, касающийся скорости набухания желатины в воде Из этих рисунков видно, что около 50% всей влаги поглощается очень быстро (за 5-8 с, почти прямолинейный участок кривых), затем скорость поглощения влаги уменьшается и становится равной нулю при предельном насыщении.

Введение дубителя в желатину уменьшает ее набухаемость в воде, хотя, по данным работы [167], скорость насыщения влагой эадубленной желатины больше, чем незадубленной. С повышением температуры величина равновесного набухания желатиновых слоев увеличивается [168], что хорошо видно из рис. 66. Увеличение температуры с 10 до 30 °С повышает величину максимального набухания желатинового слоя более чем в 1,5 раза. С повышением температуры увеличивается и скорость набухания желатины в первоначальный период этого процесса (т. е. в первые секунды), что показано в работе [169] на примере пленок Кодак (рис. 67). Из этих данных видно, что при повышении температуры до -50° величина набухания желатинового фотослоя в воде за первые 5 с увеличивается примерно в 2 раза, а за 20 с - в /-3 раза.Изображение

Все приведенные данные по кинетике набухания желатиновых пленок и слоев в воде и влиянию на этот процесс различных факторов (дубления, температуры, концентрации желатины и т. д.) имеют чрезвычайно важное практическое значение, так как именно на этих закономерностях основана технология реставрации желатиновых фотографических слоев.

4.1.2. Реставрация фотослоя путем набухания его в водных растворах



Применение моющих средств. Методы реставрации поврежденного фотослоя фильмокопий основаны на физико-химических процессах промывки и набухания в водных растворах моющих средств с последующим затягиванием царапин в процессе полировки фотослоя аппликаторными роликами, обтянутыми соответствующим материалом, и его сушки.

В организациях кинопроката реставрация фотослоя проводится на малогабаритных фильмореставрационных машинах аппликаторного типа, конструктивные особенности которых определяют продолжительность контакта фотослоя с обрабатывающими растворами, составляющую всего несколько секунд. Это является ничтожной долей от времени, требуемого для максимального набухания фотослоя (5-10 мин). Поэтому эффективность реставрации в данном случае особенно зависит от активности обрабатывающих растворов (т. е. способности быстро смачивать поверхность фотослоя и повышать набухание желатины), степени задубленности фотослоя и режима об работки (температуры растворов, скорости движения пленки, температуры сушки и др. ) Чем больше набухание фотослоя тем естественно выше вероятность устранения более глубоких царапин

Так как реставрация фотослоя на одновременной чисткой от по верхностных загрязнений в состав обрабатывающих растворов обычно вводят водорастворимые моющие средства способствующие как набуханию фотослоя так и его более быстрой очистке

Для реставрации фотослоя можно применять любые моющие средства, если они кроме целевого назначения (обладают высоким моющим действием и повышают набухание фотослоя) удовлетворяют еще следующим важным требованиямИзображение
1) не влияют на стабильность красителей цветных пленок,
2) не ухудшают физико-механические свойства фото слоя и, следовательно фильмокопий в целом
3) не ухудшают внешний вид фотослоя (не вызывают видимые на экране дефекты)
4) обладают сравнительно низкой пенообразующей способностью

Первые три требования определяются тем, что при об работке фотослоя на аппликаторных машинах не обеспечивается отмывка его от применяемых моющих средств Моющие средства после реставрации остаются в фото слое и в дальнейшем в процессе эксплуатации фильмокопий могут вызывать указанные изменения их свойств Четвертое требование обусловлено технологическими особенностями реставрации фотослоя на аппликаторных машинах

Наиболее удобны для практического использования в организациях кинопроката жидкие моющие средства, не требующие специальной аппаратуры и условий длярастворения их в воде и фильтрации рабочего раствора

Отмывание загрязнений с очищаемой поверхности происходит в результате сочетания физико-химического и механического воздействия моющего раствора.

Расчетным и экспериментальным способами показано, что диапазон изменения работы затрачиваемой на отмывание масляного загрязнения зависит от природы отмываемой поверхности и может отличаться на 5-6 порядков в зависимости от того гидрофильная или гидрофобная поверхность [170] Как видно из рис 68 изменение расчетной величины минимальной механической работы (А) необходимой для очистки поверхности пластинки из нержавеющей стали ОТ масла находится в хорошей корреляции с количеством оставшегося загрязнения на пластинке (Р) после 1 мин отмывки в водном растворе

ПАВ при 50 °С Из этого же рисунка видно что при добавлении в водный раствор неионогенного ПАВ (ДС 10) триполифосфата натрия усиливающего моющую способность ПАВ затраты механической работы на очистку поверхности от масла существенно уменьшаются (кривые 3 и 4)

Влияние ряда современных жидких моющих средств, выпускаемых отечественной промышленностью, на поверхностное натяжение воды показано на рис 69 из которого видно что все они в той или иной степени снижают поверхностное натяжение растворов Наиболее сильное снижение наблюдается в случае моющих средств "Прогресс М" "Рось" "Олан" которые при экспериментальной проверке показали и наилучшее моющее действие при отмывке поверхностей фильмокопии от масляных и механических загрязнении Синтетические моющие средства повышают и набухаемость желатинового фотослоя в воде, что проявляется как в увеличении скорости набухания фотослоя в первоначальный период процесса (в первые 20-30 с), так и в повышении равновесной (максимальной) величины набухания фотослоя [171, 172].

Изображение


В качестве примера на рис. 70 приведены концентрационные зависимости относительного набухания фотослоя фильмокопий на пленке ЦП-8р в водных растворах синтетических моющих средств [171]. Как видно из этого рисунка, концентрации моющих средств, соответствующие максимальной скорости набухания фотослоя фильмокопий, находятся в пределах 0,10-0,15%, что совпадает с изломом на кривых зависимости поверхностного натяжения растворов от концентрации этих же моющих средств (см. рис. 69). Это дает основание рекомендовать эти концентрации как оптимальные при использовании моющих средств в процессе реставрационной обработки фильмовых материалов.

Из данных, приведенных на рис. 70, наблюдается интересная закономерность, связанная с ролью моющих средств в разные периоды процесса набухания в условиях различных температур. В тех случаях, когда процесс набухания нуждается в интенсификации (например, первый момент набухания в воде при 20 °С), т. е нуждается в быстром понижении поверхностного натяжения воды на поверхности фотослоя и повышении смачивания поверхности водой, уже небольшая добавка к воде моющих средств (0,1 %) существенно повышает скорость набухания фотослоя в этот первоначальный период процесса (см. рис. 70, а) В тех же случаях, когда на процесс набухания действуют другие факторы, снижающие поверхностное натяжение и повышающие смачиваемость поверхности фотослоя водой (например, увеличение температуры), роль моющих средств в повышении скорости набухания фотослоя в этот начальный период (30 с) снижается (см рис. 70, б). При этом максимальная величина набухания фотослоя в водных растворах моющих средств по сравнению с водой при повышении температуры увеличивается.Изображение

Влияние моющих средств и ПАВ на набухание фотослоя фильмокопий показано и на рис 71 [173]. Как видно из приведенных кривых, все исследованные моющие средства повышают степень набухания фотослоя по сравнению с водой Однако эффективность их действия зависит от задубленности фотослоя, в данном случае оцениваемой его температурой плавления (Тпл) Чем выше степень дубления желатины (т.е чем &gt; Тпл), тем ниже величина набухания фотослоя Это общая закономерность для всех обрабатывающих растворов Однако на данном рисунке представляет интерес тот факт, что для высокозадубленных фотослоев роль моющего средства в их набухании резко снижается. И только более щелочные моющие средства (например, мыло) повышают набухание таких фотослоев. Это свидетельствует о том, что нельзя применять одинаковый технологический подход к реставрации фотослоя сравнительно свежих фильмокопий и старых, отработавших большое количество сеансов или достаточно долго пролежавших в хранилище, задубленность которых достигла своего предела.

Особенности технологии реставрации фотослоя фильмокопий. В организациях кинопроката реставрация фильмокопий проводится на малогабаритных фильморестав-рационных машинах аппликаторного типа Впервые конторы кинопроката СССР получили фильмореставрацион-ные машины в 1958 году. Эти машины специально разрабатывали с учетом специфических условий работы кино сети и контор кинопроката История создания и совершенствования фильмореставрационного оборудования подробно описана в работах [174-177] Поэтому нет смысла останавливаться на конструктивных особенностях достоинствах и недостатках машин старых образцов которые сейчас уже практически нигде не используются Достаточно сказать, что и в настоящее время основным типовым оборудованием организации кинопроката являются малогабаритные фильмореставрационные машины аппликаторного типа на которых осуществляются все основные операции позволяющие восстановить техническое состояние фильмокопии

Наиболее распространенной в настоящее время является машина 45П 8 однако в ряде организации в рабочем состоянии находятся и машины старого образца 72П 1 и 45П 6 являющиеся предшественниками машины 45П 8 Все эти машины предназначены для последовательной двухсторонней обработки 16 и 35 мм фильмокопии Для реставрации 70 мм фильмокопий при меняется машина 70РМ 1 [ 178] серия которой была выпущена в 1975 году Следует отметить что совершенствование реставрационного оборудования осуществлялось в направлении изменения внешнего вида расположения различных узлов общих размеров машин их конструктивных особенностей совершенствования раз личных технических решении и изменения комплектующих изделии и т д Однако сущность и принцип работы основных узлов за эти 30 лет практически не изменились Как в первых машинах так и в машине последнего образца (45П 8) применяется узел глянцевания (матирования) для реставрации основы узел реставрации фото слоя путем его набухания в водных растворах узел промывки (чистки) основы узел нанесения защитных покрытии (лакировки) на фотослои и сушильный шкаф Машины 72П 1 и 45П 6 двухсторонние машина 45П 8, разработанная ЛОМО совместно с НИКФИ и серийно выпускаемая с 1971 года односторонняя т е все узлы находятся на одной стороне, что значительно облегчает их обслуживание Так как принципиальных отличии в технологии реставрации фильмокопии на всех указанных машинах нет, рассмотрим технологию реставрации фото слоя применительно к машине 45П 8

Изображение


Общий вид машины 45П 8 показан на рис 72 Она предназначена для реставрационно профилактической обработки цветных и черно белых фильмокопий в условиях организации кинопроката Эта машина имеет фрикционную транспортировку киноленты и обеспечивает промывку основы и фотослоя водными растворами моющих средств реставрацию фотослоя путем его набухания и полировки в набухшем состоянии обеспыливание и реставрацию (глянцевание или матирование) основы нанесение полимерных защитных покрытий как на сухой так и на набухший фотослои а также сушку обработанных водными растворами фильмокопии Кинематика машины 45П 8 и ее лентопротяжный тракт позволяют проводить как двухстороннюю реставрацию фильмокопии с использованием всех узлов так и пооперационную обработку с использованием отдельных технологических узлов Производительность машины находится в пределах 300-1500 м/час с плавным изменением скорости движения пленки Емкость рулонов сматывателя и наматывателя до 600 м Все узлы и агрегаты машины смонтированы на одном каркасе сверху находятся пять баков емкостью 14 л каждый для рабочих растворов Один из баков содержащий раствор для обработки фото слоя имеет электроподогрев обеспечивающий нагревание раствора до температуры 60 °С В машине предусмотрено несколько схем зарядки лентопротяжного тракта выбор которых определяется техническим состоянием, видом и свойствами обрабатываемых фильмокопий а также целью предполагаемой обработки

ИзображениеУзел реставрации фотослоя, показанный на рис 73, содержит четыре аппликаторных диска (/-4), вращающихся в направлении противоположном движению пленки Диски обтянуты фетром и каждый из них частично опущен в ванночку (5) с соответствующим раствором Раствор в ванночки поступает из баков по трубкам из нержавеющей стали при регулировании с по мощью вентилей Для предотвращения переливания раствора на дне всех ванночек имеется сливное отверстие {8) Количество раствора наносимое дисками на фотослои регулируется с помощью отжимных валиков (6), которые могут прижиматься к ребру дисков с различным усилием Одновременно с пуском машины опускаются и прижимные ролики (7), прижимая при этом фотослой пленки к аппликаторным дискам с заданным углом обхвата

Наилучший эффект реставрации фотослоя достига ется при следующем режиме работы аппликаторных полировочных дисков первый диск (по движению пленки) должен обеспечивать нанесение на фотослои по возможности максимального количества моющего раствора; второй диск - ограниченное количество этого же раствора (для чего избыток раствора с диска отжимается отжимным валиком 6); третий диск должен обеспечивать нанесение на фотослой максимально возможного количества воды для промывки фотослоя от моющего средства; четвертый диск, смоченный также водой, снимает избыток жидкости с фотослоя перед поступлением пленки в сушильный шкаф (с этого диска избыток воды также снимается отжимным валиком). Отжим жидкости со второго и четвертого дисков должен быть отрегулирован таким образом, чтобы не повредить поверхность набухшего фотослоя, поскольку такой вид повреждений практически неустраним.

На эффективность реставрации фотослоя оказывает существенное влияние ряд технологических факторов: скорость машины, температура обрабатывающих растворов, прижим пленки к аппликаторным дискам, количество наносимого на фотослой раствора, чистота раствора [179, 180]. Эти факторы позволяют регулировать процесс реставрации фотослоя в зависимости от его технического состояния.

Для эффективной реставрации фотослоя фильмокопий, имеющего высокую степень износа поверхности (III, IV категории), или фильмокопий с сильно задубленным фотослоем режим реставрации должен обеспечивать максимально возможное набухание фотослоя иего промывку от загрязнений. Для этого необходимо:
1) снижать скорость обработки до 600 м/час (т.е. увеличивать время контакта пленки с раствором);
2) повышать температуру обрабатывающего раствора в ванночках до 40-45 °С (для повышения скорости и степени набухания);
3) использовать более активные моющие средства (с рН ^ 8,0 и сильно понижающие поверхностное натяжение растворов);
4) увеличивать прижим пленки к полирующим дискам (для устранения повреждений и повышения эффективности отмывки поверхности фотослоя от загрязнений).

Для поддержания температуры обрабатывающих растворов в ванночках, равной 40-45 °С, температура раствора в баках должна быть выше по крайней мере на 10-15°С.

Эффективная реставрация фотослоя фильмокопий, имеющих II категорию износа поверхности, может быть осуществлена и при более мягких условиях, т. е. При более высокой скорости движения пленки с использованием самого широкого ассортимента моющих средств удовлетворяющих описанным требованиям и при умерен ном прижиме пленки к полирующим дискам

Во всех случаях важным фактором для эффективной промывки и реставрации фотослоя является обеспечение чистоты обрабатывающих растворов и необходимого притока в ванночки свежего раствора В противном случае загрязнения из объема раствора будут повторно оседать на поверхности фотослоя и неизбежно внедрять ся внутрь набухшего фотослоя с помощью полировочных дисков что приведет к получению неустранимых дефектов фотослоя

Полировка фотослоя в набухшем состоянии - важнейшая операция, существенно повышающая эффективность устранения повреждений Не менее важна эта операция и в достижении моющего эффекта Это именно та механическая работа, которая в сочетании с применением моющих средств необходима для отмывки поверхности от загрязнений Поэтому процесс полировки фотослоя фильмокопий при проведении реставрационной обработки должен специально регулироваться путем изменения давления полирующих дисков на фотослой и площади контакта пленки с диском в зависимости от технического состояния, загрязненности и физико-механических свойств фотослоя

Важная стадия реставрационной обработки фильмокопий водными растворами моющих средств - сушка набухшего фотослоя Один из основных параметров этой стадии - температура сушащего воздуха Для эффективного устранения царапин набухший фотослои должен сразу же поступать в зону с высокой температурой воздуха обеспечивающей быстрое затягивание царапин на поверхности фотослоя Затем по мере сушки температура воздуха может быть снижена но должна обеспечивать полное высыхание фотослоя что зависит в значительной мере от типа фильмового материала (черно белый цветной и т д ) В то же время специально про веденными работами [181 182] было показано что в процессе сушки желатиновых фотослоев в них возникают напряжения максимальные значения которых наблюдаются в основном у краев пленки С увеличением температуры сушащего воздуха и скорости его движения неравномерность распределения напряжении по длине материала (независимо от типа подложки) возрастает

Можно легко предположить что возникшие в процессе жесткой сушки напряжения у краев пленки приведут к деформации этих краев и к повышению их хрупкости Такая критическая температура сушки набухшего в реставрационных растворах фотослоя была установлена в работе [146] в которой показано что при сушке фото слоя при температурах выше 45 °С повышается хруп кость фильмокопии на пленке ЦП 8р Ударная прочность пленок высушенных после их водной обработки при ;Эг 50 °С может снижаться в 2 раза (при &lt;р = 30 %) Это свидетельствует о том что основной период сушки набухшего фотослоя после реставрационной обработки в водных растворах должен протекать по возможности в мягких температурных условиях (не выше 40 °С) Однако устанавливается этот температурный предел в завися мости от типа фильмокопии (черно белая цветная) и степени набухания фотослоя

Как показали многочисленные эксперименты и многолетний практический опыт реставрационная обработка фотослоя фильмокопии в водных растворах моющих средств при соблюдении рациональной технологии ее проведения позволяет повысить техническое состояние поверхности фотослоя в основном на одну категорию Что же касается вопроса о глубине царапин устраняемых описанным способом реставрации то у цветных фильме копии эта глубина составляет примерно 10 мкм, а у черно белых - значительно меньше что определяется как толщиной фотослоя так и степенью его задубленности [160]

413 Реставрация фотослоя нанесением полимерных покрытий

Хорошо известен способ устранения царапин и других механических повреждений при печати фильмов путем погружения фильмовых материалов в инертную к ним иммерсионную жидкость с коэффициентом преломления (1 48-1 52) близким к коэффициенту преломления ос новы и фотослоя [183 184] В настоящее время этот способ широко и успешно применяют в мировой практике в кинокопировальнои промышленности и киноархивах для печати со старых негативных материалов Эффективность этого способа показана научно и практически и не требует уже никаких доказательств Достаточно сказать что при иммерсионном способе копирования можно устранить повреждения на эфироцеллюлозной основе глубиной до 60 мкм

Однако применение иммерсионных жидкостей при проецировании фильмов из за различных технических причин не нашло широкого применения хотя такие попытки делались в тридцатых и более поздних годах Это объясняется тем что применение иммерсионного способа приводит лишь к временному устранению повреждении (в момент проекции) без восстановления физико-механических свойств фильмокопии требует существенных конструктивных изменении в проекционных аппаратах и связано с использованием токсичных растворите леи требующих высокой герметичности узла содержащего эти растворители и наличия системы их рекуперации и регенерации А если учесть, например масштабность отечественной киносети то становится очевидной нереальность массового применения иммерсионного способа проецирования фильмов как с технической так и с экономической точки зрения

Изображение


В то же время аналогичный эффект можно получить при нанесении на поврежденный фотослои (или основу) фильмокопии полимерного покрытия обладающего комплексом специфических свойств обеспечивающих иммерсионный эффект [185] Для получения высокого реставрационного эффекта полимерные покрытия должны обладать по крайней мере тремя основными свойствами
1) коэффициентом преломления, близким к коэф фициенту преломления пленки
2) высокой прочностью адгезии к фотослою (или основе) исключающей рассеяние света на границе между ними
3) нанесением раствора, обеспечивающего быстрое проникновение его в глубину повреждении (царапин)

Эти свойства позволяют получать на поврежденной пленке "сухой" иммерсионный слои толщиной 2-3 мкм, делающий повреждения оптически невидимыми на экране

Изображение

Реставрационный эффект некоторых полимерных покрытий, а также преимущество их по сравнению с реставрацией фотослоя, основанной на набухании его в водных растворах, показаны на рис 74 где приведены результаты визуальной оценки технического состояния материалов при просмотре их на экране в соответствии с установленной классификацией технического качества по категориям Кроме того, в табл 20 приведены результаты инструментальной оценки ширины царапин (или оставшихся от них следов) до и после различных реставрационных обработок этих пленок Реставрация пленок водой и водным раствором неионогенного ПАВ (ОП 7) дает практически одинаковый реставрационный эффект, повышая техническое состояние фотослоя на одну категорию Наилучшие результаты дает покрытие на основе казеина после нанесения которого на фотослой царапины стали непросматриваемы в проходящем свете и фильмокопия из III и IV категорий перешла в I категорию Такое значительное повышение качества фильмокопий за счет нанесенного на фотослой покрытия объясняется исчезновением рассеивающих свет границ царапин с поверхности пленки (табл 20) Схематически механизм реставрации фотослоя путем нанесения полимерных покрытии в сравнении с обычным способом реставрации показан на рис 75Изображение

Аналогичные результаты получаются и при нанесении на поврежденный фотослой покрытия на основе амино-пропилтриэтоксисилана (АГМ 9), реставрационная способность которого позволяет переводить фильмокопии по техническому состоянию поверхности фотослоя из III и IV категорий в I и II категорию [156, 157]

Следует отметить, что попытки устранения царапин на поверхности пленок путем нанесения на них лаковых покрытий делались еще в 40х годах, однако тогда это не получило должного распространения, так как касалось негативных пленок, для которых иммерсионный способ погружения пленки в жидкость обладал большими преимуществами с точки зрения их сохранности. Однако для реставрации фильмокопии способ нанесения покрытий хотя и медленно, но продолжал развиваться.

Высоким реставрационным действием обладают и покрытия из синтетических полимеров. На рис. 74 и в табл. 20 приведены результаты, полученные при нанесении покрытия из сополимера на основе ВБМ. В данном случае получен более низкий эффект по сравнению с казеиновым покрытием, но вполне достаточный для перевода фильмокопий в I и II категорию из III и IV категорий

Высокий реставрационный эффект при нанесении на фотослой дают и покрытия на основе привитого сополимера желатины с полиметилакрилатом [186], соли сополимера этилакрилата, метилметакрилата и акрило-вой кислоты [187], а также покрытия, получаемые при нанесении на фотослой (или основу) композиций из различных мономеров, отверждаемых непосредственно на пленке под действием излучений [188-190]. Одно из таких отверждаемых на пленке покрытий, разработанное фирмой ЗМ (США) и получившее название "фотогард", нашло достаточно широкое практическое применение, особеннодля реставрационно-защитной обработки фильмокопий Причем это покрытие наносится не только на фотослой, но и на основу пленок и обладает исключительно высокой реставрационной способностью.

Для реставрации основы, имеющей сильную потертость ("дождь"), еще в 50-х годах предлагалось наносить покрытия из смеси нитроцеллюлозы и синтетических смол [191]. При проецировании фильмокопии с таким покрытием на экран потертость также становится оптически невидимой.

Следовательно, приведенные примеры, иллюстрирующие эффективность способа реставрации поврежденных фильмокопий путем нанесения на них полимерных покрытий, свидетельствуют о том, что для таких покрытий могут быть использованы полимеры самой различной химической природы, если они удовлетворяют комплексу требований, необходимых для получения реставрационного эффекта

Если при иммерсионном проецировании (или копировании) фильмокопий достаточно выполнения одного требования, касающегося коэффициента преломления иммерсионной жидкости, то при реставрации фильмовых материалов с помощью полимерных покрытий выполнения только этого требования, хотя и очень важного, явно недостаточно. Например, покрытия из поливинилового спирта и его производных, имеющие показатель преломления, близкий к пленке, но обладающие недостаточно хорошей адгезией к фотослою, дают низкий реставрационный эффект. И, наконец, не менее важными являются свойства растворов лаков (вязкость, поверхностное натяжение, смачиваемость, диффузионные параметры), обеспечивающие их быстрое проникновение на всю глубину царапин до их устья, полностью этим устраняя источники возникновения при проецировании диффузного света, что делает невидимыми границы этих царапин на просвет. Поэтому не случайно, что покрытия, наносимые из низковязких мономеров, например покрытие на основе АГМ-9 или покрытие "фотогард", обладают р и прочих равных условиях более высоким реставрационным эффектом, чем покрытия, получаемые из более вязких растворов полимеров, например из ВБМ. Естественно, что наличие химического сродства полимера покрытия к полимерам фотослоя или основы также, по-видимому, вносит существенный вклад в повышение реставрационного эффекта. Примером этого служит покрытие на основе казеина (белка), дающее при нанесении на желатиновый фотослой самый высокий реставрационный эффект, особенно в устранении глубоких царапин (см. рис. 74).

Здесь приведены далеко не все покрытия, предлагаемые в патентной и научно-технической литературе для реставрации фильмовых материалов, а только немногие из тех, которые либо опробованы и применяются на практике, либо наглядно иллюстрируют преимущества этого способа по сравнению с традиционными способами реставрации фильмовых материалов. К сожалению, создание таких полимерных покрытий для фильмовых материалов связано обычно с большими трудностями, так как помимо указанных специфических требований, обеспечивающих необходимый реставрационный эффект, к ним предъявляется еще ряд важных требований:
наличие защитных функций от износа, отсутствие хрупкости покрытия и влияния его на хрупкость всей фильмокопии в целом, отсутствие влияния покрытия на красители цветных пленок, отсутствие липкости в туго смотанных рулонах в широком интервале температурно-влажностных условий, высокая теплостойкость, а также возможность реставрации самого покрытия или замены его на новое.

Это далеко не весь перечень требований к покрытиям, в него не включены различные технологические требования Например, казеиновое покрытие широко применявшееся в СССР уже более 25 лет на кинокопировальных фабриках для реставрации фотослоя фильмокопий, не по лучило распространения в организациях кинопроката из за низкой производительности оборудования (скорость 300-400 м/час) при нанесении его на фильмокопии, хотя элементарные расчеты показывают, что реставрация сильно поврежденного фотослоя фильмокопий или от дельных ее частей нанесением даже казеинового покрытия намного экономически выгоднее чем перекопирование этих материалов

Способ реставрации фильмовых материалов особенно фильмокопий, путем нанесения полимерных покрытии является одним из наиболее перспективных средств повышения технического ресурса фильмокопий Несмотря на всю сложность разработки таких покрытий вследствие предъявления к ним ряда требовании, нередко трудно выполнимых, перспективность этого способа в системе реставрационно профилактических обработок фильмо копий является бесспорной, учитывая современную тенденцию совершенствования свойств кинопленочных материалов

Действительно, создание фотослоев с высокой степенью задубленности, низкой влагоемкостью, содержащих высокий процент гидрофобных синтетических полимерных веществ в качестве заменителей желатины, делает малоэффективными для них способы реставрации путем набухания фотослоя в водных растворах ПАВ или моющих средств Для таких материалов, а также для старых фильмогопии отработавших большое количество сеансов, способы нанесения покрытий могут оказаться единственно эффективными при их реставрации Более того при массовом распространении фильмовых материалов на полиэтилентерефталатной основе [192], нерастворимой в органических растворителях реставрация ее возможна только путем нанесения соответствующих покрытии Следует отметить, что фирма Агфа Геверт, выпустив на международный рынок пленку на полиэтилентерефталатной основе, сразу же разработала новую систему реставрации этой основы путем нанесения на нее покрытия из сополимера  химического строения, обладающего близкими к основе коэффициентами преломления и трения

Таким образом, реставрационная обработка фотослоя фильмокопии обеспечивает как устранение поверхностных повреждении так и восстановление физико-механических (в частности прочностных) свойств фильмового материала в целом Рациональный подбор моющих средств для очистки и набухания фотослоя в соответствии с изложенными принципами либо целенаправленный выбор для реставрации фотослоя способа нанесения на него того или иного покрытия в соответствии со степенью его повреждения позволяют поддерживать необходимый уровень технического состояния фотослоя Однако следует особо отметить, что успех от применения того или иного способа реставрации фото слоя зависит от чистоты его поверхности Даже при устранении всех царапин заполированные внутри фото слоя или залакированные в покрытии частицы загрязнении видимые на экране в виде черных точек не позволяют перевести материал в более высокую категорию Более того эти черные вкрапления в фотослое или в покрытии (если оно несмываемо) не могут быть удалены никакими способами без разрушения фотослоя Все это свидетельствует о том что перед реставрацией фильмокопии они должны подвергаться тщательной чистке любыми имеющимися способами

Промывка фильмокопий, которая осуществляется не посредственно на машинах аппликаторного типа водными растворами моющих средств, недостаточна так как она позволяет удалить загрязнения только с поверхности материала и не может обеспечить в силу специфики аппликаторного способа вымывание загрязнении из полостей царапин и других механических повреждений Поэтому чистка фильмокопии более эффективными способами, например ультразвуковым должна входить в обязательные операции при подготовке фильмокопий к реставрационной обработке

4 2 Реставрация триацетатцеллюлозной основы

Как мы уже видели абразивостойкость ТАЦ-основы и желатинового фотослоя находятся примерно на одном уровне (см рис 38 и 39) Эти данные относятся к нормальной температуре, тогда как при эксплуатации и транспортировке фильмокопий в условиях повышенных температур окружающего воздуха абразивостойкость ТАЦ-основы в противоположность желатиновому фотослою будет уменьшаться, так как ТАЦ-основа обладает при повышенных температурах более высокой эластичностью, чем фотослой (см. рис. 17, 18 и 23), а следовательно, и большей податливостью как при фрикционном, так и при абразивном износе. Поэтому цель реставрации основы, так же как и фотослоя, - устранение на ней царапин, потертости и других повреждений при обязательной предварительной промывке ее от загрязнений.

#2 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5 189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 31 Март 2002 - 11:06

   Эх, хорошая статья. Совпало - только сегодня утром разглядывал шрамы и пальчики на старых слайдах. Как раз на эту тему думал. Поэтому вопросы.
"Для реставрации фотослоя можно применять любые моющие средства, если ......
1) не влияют на стабильность красителей .....
2) не ухудшают физико-механические свойства .....
3) не ухудшают внешний вид .....
4)" </-i>  - а этот пункт по барабану. :)/>

Так вот, что из имеющегося на рынке кухонно-стирального ширпотреба можно использовать? И какой процесс для тех, кто не имеет той самой чудо-машины? Поделитесь, кто умеет. И какая реально для наших старых пленок предельная температура промывочных растворов (плачевный опыт с промывкой пленки в проточной воде с открытым по ошибке горячим краном у меня был :)/> )?

                            Владимир.

#3 AndreySff

    Наш Guru

  • Пользователь
  • 916 сообщений
  • Город:St. Peterburg, Russia

Отправлено 31 Март 2002 - 20:16

Самым лучшим является нейтральное мыло. (по науке СВ-105, например) Только где ж его теперь найдешь?... :)/>
Попробуйте стрельнуть в минилабе "полстаканчика пленочного стабилизатора" (пол стаканчика из под пленки ес-но :)/> ), ну или поменять на бутылку пива.
Ежели не получится, то можно взять какой нибудь "Линор" или другую аналогичную фигню (на худой конец). Там и смачиватель (ПАВ) и антистатик, водоумягчитель, да еще и пахнуть хорошо будет. :)/> Вообще чем нейтральние, тем лучше.
Вот с восстановлением поцарапанной подложки гораздо хуже... :)/>

#4 AndreySff

    Наш Guru

  • Пользователь
  • 916 сообщений
  • Город:St. Peterburg, Russia

Отправлено 31 Март 2002 - 20:25

Да, совсем забыл, ежели у Вас дома не случилось замывочной машины (ну случайно! :)/> ) попробуйте воспользоваться обычным фотобачком!

#5 vowaka

  • Пользователь
  • 9 сообщений
  • Город:Харьков

Отправлено 25 Январь 2014 - 19:32

Изображение

Небольшая коррекция

Изображение

Коррекция цвета негативной пленки 1985 года

#6 vowaka

  • Пользователь
  • 9 сообщений
  • Город:Харьков

Отправлено 31 Январь 2014 - 18:07

Изображение

Оцифрован слайд 1976 года

Изображение

Оцифрован слайд размером 6х7 см

полный размер http://4put.ru/pictu...580/1784664.jpg





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных