Теперь по делу:
Я действительно ни в коей мере не имею своей целью "пропагандировать", как это видится со стороны некоторым участникам соревнования, тот или иной аспект человеческого бытия, или его понимания, или отношения к какому либо мировоззрению: религиозному, вероисповедническому, языческому, эзотерическому, мистическому, атеистическому, философскому, светскому, человеконенавистническому (etc.), нужное подчеркнуть или добавить свой вариант. Но, и, во-вторых, вынужден заявить, во избежание последующего недопонимания, о том, что мне часто приходится снимать сюжеты, имеющие непосредственное отношение к культурно-нравственной и духовной составляющей исторического пути России в ее традиционном ключе. Нравится это кому-то или нет, отнесем всякие недоразумения по этому поводу к внутренней проблематике индивидуума. И все же! Простите меня великодушно еще и еще раз, однако, не могу не воспользоваться данной площадкой форума и задаться некоторыми вопросами.
Почему я наблюдаю из раза в раз одну и ту же парадоксальную картину? Как только мы имеем дело с любой из сюжетных линий снятых в каких-то экзотических уголках планеты или странах не столь отдаленных, но отличных от наших традиционного уклада жизни или современных взглядов, мы ахаем и охаем от восторга по поводу необычностей возбуждающих и будоражащих наш ненасытный интерес. Но нам становится скучно от своей собственной жизни, своей истории, своего дома.
Снимки, которые я выставляю в данной галерее, в основном делались и продолжают делаться в ходе экспедиций по проекту «Неизвестная Россия». Для меня этот проект является квинтэссенцией осмысленной фотографической деятельности. Он позиционируется как фотодокументалистский, хотя мне ближе по эстетике художественная фотография. Но это не фотография ради фотографии, это не архив. Моя работа состоит из экспедиций, тематика которых довольно традиционная: быт, верование и чаяния моего народа, его жизнеописание в визуальном ряде. Существует множество подобных этнографических проектов и фотовыставок. Но в общей массе они страдают одним недостатком – едут снимать экзотику: буддистов, шаманов, татаро-монголов, да кого угодно, но забывают о русских. Потому что существует расхожее мнение: наша русская глубинка спивается и ничего хорошего в ней не остается. Но для меня там жизнь более честная, внешний комфорт в провинции менее приоритетен. Идея данного проекта – позиционирование России как страны не просто не умирающей, а еще даже шествующей с Богом, как это и должно быть. Однако, следует заметить, что смысловую нагрузку, освещаемую мной в этой форумной ветке открытым текстом не следует экстраполировать в полной мере на те краткие описания, что прилагаются к моим работам в галерее. Я лишний раз хочу подчеркнуть, что, будучи русским по национальности, христианином по вероисповеданию и православным по конфессиональности, я не считаю справедливым придираться к моим профильным коннотациям, режущим слух инакомыслящим коллегам по фотографической деятельности.
А теперь, отбросив в сторону всяческие предрассудки, включите здравый смысл и попытайтесь лояльно и, по возможности, объективно рассмотреть следующую ситуацию:
Представьте себе фотографа, который, затратив определенные усилия душевные и физические, возвращается из длительной экспедиции, где он занимался сбором, ну, допустим, этнографического материала по «особенностям национальной охоты», выставляет свои снимки на всеобщее обозрение, а там, среди прочего, размалеванный шаман в экзотических одеждах из шкур диких животных, с бубном и заячьей лапкой наперевес, с камланием и воплями, что очевидно видно по искаженной гримасе и закатанным под верхнее веко зрачкам, исполняет ритуальный танец вокруг только что убитого и освежеванного зверя. Представили? Так вот, теперь, и это самое интересное, что, следуя логике некоторых рачителей обусловленной псевдотолерантности, автор вынужден будет скрыть подлинный смысл истории и подписать работу, как угодно, но только не упоминать о том, что на самом деле видит зритель на изображении. Скажем, мы наблюдаем зарядку или упражнения из курсов по аэробике в национальной интерпретации языческих племен. Теперь все довольны?
Я не очень. Извините. Поэтому прошу сделать для меня снисхождение, т.к. и впредь буду называть вещи своими именами и так, как мне это диктует волеизъявление моего авторского видения. В противном случае, я не могу назвать этот ресурс даже толерантным, не говоря уже о том, что счесть его аудиторию терпимой.
И последнее. Я даже вскользь не упоминал в своих работах о сакральном смысле происходящего с догматической, канонической или теологической точек зрения. Не делал, также, привязки к обрядовой или ритуальной сторонам, каждую минуту, насквозь пронизывающим жизнь моих персонажей. Ничего такого я не делал, как не навязывал зрителю свою или чужую точку зрения. Я скромно обозначал место съемки, географическое и, там где необходимо, культовое наименование пространства, и дату, т.е. основные параметры, идентифицирующие среду, плюс действие, сопровождающее героев работы, без акцента на какую либо религиозную окраску. Так почему же эти высосанные из пальца претензии по поводу якобы «религиозной пропаганды» должны распространяться на мои работы? Почему я вынужден выслушивать постоянные упреки, только потому, что я снимаю правду жизни о России и, в частности, не мной придуманном живом сегменте, который, кстати, интересен не одному автору, но многим пользователям ресурса? Почему?
Знаете, я, в общем-то, задаю все эти вопросы не для себя, я давно нашел на них ответы и как гражданин этой страны, и как русский, и как фотограф, и как человек. Поэтому пусть вам не покажется мое выступление излишне пафосным и экспрессивным. Я, если честно, весьма скромен, неприхотлив и убийственно спокоен. Мне не составит труда в очередной раз собрать котомку и удалиться. Только кто от этого выиграет?
А за Державу обидно, ей Богу.
С уважением к здравомыслящей аудитории,
миша масленников
Сообщение отредактировал миша масленников: 03 March 2008 - 22:41