Перейти к содержимому


Психология искусства


Сообщений в теме: 107

#91 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 08 Март 2019 - 12:03

Просмотр сообщенияHSV (08 Март 2019 - 11:18) писал:

Ну, конечно, при такой постановке вопроса спорить особо не о чем: искусство, как форма общественного сознания, влияет на эмоциональную сферу биологического вида Homo Sapiens и это влияние не поддается точному и однозначному описанию.
Вот именно.

Просмотр сообщенияHSV (08 Март 2019 - 11:18) писал:

Другое дело, что, во-первых, непонятно зачем поднимать этот вопрос на философский уровень. Филофия имеет дело с более общими вопросами. Да и понятие "эмоциональная сфера биологического вида", ИМХО, это какой-то умозрительный кентавр, непонятно какую реальность подразумевающий под собой.
А познание мира и есть общий вопрос. И психология, как наука, пытается изучить не влияние отдельно взятого вида искусства на отдельно взятого представителя Homo Sapiens, а влияние искусства, как формы общественного сознания на человека, как биологический вид. Который, в свою очередь обладает и интеллектом, и эмоциями.

Просмотр сообщенияHSV (08 Март 2019 - 11:18) писал:

Психология, же, как более прикладная наука имеет дело с отдельными индивидами и фокусируется на описании индивидуальных различий и выделении типологических механизмов, присущих представителям вида Homo Sapiens. И в этом качестве довольно предсказуемо прогнозирует влияние различных явлений, в том числе произведений искусства, на отдельных индивидов, исходя из темперамента, характера, образования, неврозов, проблем и прочих событий личной истории. Да что там психология: у Платона есть довольно интересная работа, в которой он детально исследует влияние различных музыкальных инструментов на душу.
Исследовать можно все что угодно. Важен результат. В очередной раз повторю, психология, как и любая наука, изучает явление на предмет закономерностей, которые при критически многократном проявлении позволяют возвести их в разряд правил и законов. Ввиду того, что воздействие искусства строго индивидуально, его восприятие субъективно, психология может прогнозировать влияние искусства на отдельно взятого подопытного индивидуума. Но правила такого влияния могут совершенно не работать с другим индивидуумом. О какой закономерности, о каких общих законах может идти речь в этом случае?

#92 Bronko

  • Пользователь
  • 2 073 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 08 Март 2019 - 14:26

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 11:50) писал:

Опаньки! До импрессионистов эмоций небыло! Крутой поворот.
Предлагаю обдумать термин нарративная история. Чтобы не удивляться почему у скифов отсутствовала компьютерная техника, огнестрельное оружие и ещё всякого разного.
Вы смысл через заданный финал пытаетесь найти.

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 11:50) писал:

Дело в том, что на русской иконописи религиозное искусство не начинается и не заканчивается. Более того, как правило икона носила прикладной характер. Это был образ, написанный строго по канонам, предназначенный для молитвы. Безусловно, среди икон встречаются настоящие живописные шедевры. Но, во-первых, они не правило, а исключения, а во-вторых зачастую отступают от тех самых канонов (тот же Андрей Рублев). Напомню, еще существовало искусство раннего средневековья, готика и т.д..
Ничего противоречащего тому что написал сам - не вижу. Ну да, по канонам. Канон на то и нужен, чтобы информация проходила без искажения и потерь.
А русская икона, не русская разницы никакой. Насколько я встречал в литературе в западных традициях так же.

Сообщение отредактировал Bronko: 08 Март 2019 - 14:39


#93 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 08 Март 2019 - 18:07

Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 14:26) писал:

Предлагаю обдумать термин нарративная история. Чтобы не удивляться почему у скифов отсутствовала компьютерная техника, огнестрельное оружие и ещё всякого разного.
Вы точно понимаете значение термина?

Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 14:26) писал:

А русская икона, не русская разницы никакой. Насколько я встречал в литературе в западных традициях так же.
Ну, во-первых, разница все же есть. Как минимум в канонах. Русская икона ведет свое начало из Византии. А есть еще икона католическая. Поинтересуйтесь на досуге, в чем разница. Во-вторых, кроме иконы существовало такое не менее распространенное явление, как фреска. Причем и в православии (те же фрески Софии Киевской), и в католицизме. Именно фреска несла наибольший эмоциональный посыл. И это было намного раньше появления импрессионизма (на всякий случай напомню - импрессионизм ведет свое название от слова impression, что в переводе означает "впечатление") :)

Сообщение отредактировал Sergii: 08 Март 2019 - 18:08


#94 HSV

  • Администратор
  • 14 427 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 08 Март 2019 - 18:46

Просмотр сообщенияSergii сказал:

Ввиду того, что воздействие искусства строго индивидуально, его восприятие субъективно, психология может прогнозировать влияние искусства на отдельно взятого подопытного индивидуума. Но правила такого влияния могут совершенно не работать с другим индивидуумом.
Разумеется. И не должны. Люди - не андроиды.

Просмотр сообщенияSergii сказал:

О какой закономерности, о каких общих законах может идти речь в этом случае?
Когда я писал свою первую курсовую работу, еще на 2 курсе, мой научный руководитель говорил мне: утверждение "Все люди разные" приемлемо где угодно, но не в психологии. Психология занимается выявлением и описанием закономерностей в этом разнообразии. Если человек имеет, к примеру, демонстративную акцентуацию характера, то можно достаточно точно предсказать, как он будет себя вести в той или иной ситуации, что может его разозлить, или наоборот быть для него приятным. Если человек визуал, то, информацию он будет воспринимать иначе, чем аудиал или кинестетик. Для интровертов мучительно долго находиться в обществе экстровертов, в то время, как экстровертам с интровертами просто скучно. Мыслительный тип по Юнгу принимает решения на основе логики, чувствующий - на основе ценностей и чувств. И так далее. Закономерностей, касающихся самых разных сфер выявлено очень много, и это помогает людям лучше понимать себя и друг друга.

А закономерности, однозначно работающие для любого предстваителя биологического вида Homo Sapiens изучает медицина. Да и то там много нюансов, касающихся генетики, группы крови и прочего, и прочего...

#95 Bronko

  • Пользователь
  • 2 073 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 08 Март 2019 - 19:39

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 18:07) писал:

Вы точно понимаете значение термина?
Конечно. Это часть работы.

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 18:07) писал:

Ну, во-первых, разница все же есть. Как минимум в канонах. Русская икона ведет свое начало из Византии. А есть еще икона католическая. Поинтересуйтесь на досуге, в чем разница. Во-вторых, кроме иконы существовало такое не менее распространенное явление, как фреска. Причем и в православии (те же фрески Софии Киевской), и в католицизме
:) Способов кодирования информации всегда было больше одного.

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 18:07) писал:

И это было намного раньше появления импрессионизма (на всякий случай напомню - импрессионизм ведет свое название от слова impression, что в переводе означает "впечатление") :)
Вопщет в посте после которого "Опаньки" из Вас полезли был экспрессионизм, ну да что там "и" или "э", вполне простительно не заметить.

#96 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 08 Март 2019 - 20:36

Просмотр сообщенияHSV (08 Март 2019 - 18:46) писал:

Когда я писал свою первую курсовую работу, еще на 2 курсе, мой научный руководитель говорил мне: утверждение "Все люди разные" приемлемо где угодно, но не в психологии. Психология занимается выявлением и описанием закономерностей в этом разнообразии.
С искусством это не работает.

#97 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 08 Март 2019 - 20:42

Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 19:39) писал:

Конечно. Это часть работы.
Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать). Каким боком это относится к психологии искусства? Поясните, если не трудно.


Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 19:39) писал:

:) Способов кодирования информации всегда было больше одного.
И???


Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 19:39) писал:

Вопщет в посте после которого "Опаньки" из Вас полезли был экспрессионизм, ну да что там "и" или "э", вполне простительно не заметить.
Каюсь, провтыкал. Но суть от этого не меняется. "Экспрессионизм" происходит от слова "Expressio", что в переводе означает "выражение". Эмоциональная направленность в искусстве началась отнюдь не с него.

#98 Bronko

  • Пользователь
  • 2 073 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 08 Март 2019 - 22:24

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 20:42) писал:

Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать). Каким боком это относится к психологии искусства? Поясните, если не трудно.
Да не трудно. Только не в частности к психологии искусства а вообще к психологии. Эффект когда имеется заданный финал, а мозг восстанавливает цепь событий и утверждает что предвидел такой финал. Чаще это называется "Крепок задним умом".
Имеет отношение к целям и задачам которые приписывают задним числом к себе или к другим.
Поскольку в реальности, чаще всего, действуют в условиях нехватки информации, очень важно при "разборе полётов" по тому или другому проекту очертить информацию которой обладали в момент принятия решения, чтобы не создавать лишних сущностей и не приписывать целей и задач в который на тот момент не было.


Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 20:42) писал:

И???
Способ кодирования информации может быть разным. Одни и те же цвета в разных канонах могут нести разную смысловую нагрузку. Но если знать кодировку в конкретном каноне можно вполне читать смысл. О такого рода кодировке собственно и рассказывает Волкова.

Просмотр сообщенияSergii (08 Март 2019 - 20:42) писал:

Но суть от этого не меняется. "Экспрессионизм" происходит от слова "Expressio", что в переводе означает "выражение". Эмоциональная направленность в искусстве началась отнюдь не с него.
С него. До него был реализм. По крайней мере в западной культуре.

#99 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 09 Март 2019 - 12:09

Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 22:24) писал:

Да не трудно. Только не в частности к психологии искусства а вообще к психологии.
Здесь обсуждается не вообще психология, а взаимодействие науки, в виде психологии, и искусства, как формы общественного сознания.

В последний раз попытаюсь разжевать. Есть Наука, как способ познания мира, систематизации знаний о нем, выраженных в правилах и законах. Это общее определение сферы человеческой деятельности, возникшее задолго да появления психологии (частное понятие), как науки. С этой точки зрения Наука античности и Наука 21-го века не отличаются. Наука изначально предполагает интеллектуальное познание и восприятие мира.
Искусство, в отличие от науки, предполагает эмоционально-чувственное познание мира, которое выражается в художественных образах. Это точно такое же общее понятие, как Наука. И точно так же, как способ познания мира, как сфера человеческой деятельности не отличается в зависимости от эпохи. С этой точки зрения наскальные рисунки первобытных людей (создание образа) ничем не отличаются от, к примеру, музыки Шостаковича. И то и другое попадает под общее определение "Искусство" поскольку оперирует образами.


Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 22:24) писал:

Одни и те же цвета в разных канонах могут нести разную смысловую нагрузку. Но если знать кодировку в конкретном каноне можно вполне читать смысл.
Чтение смысла в Искусстве ВСЕГДА вторично! Первично эмоциональное восприятие образа! "Смысл" это больше к Науке. Иконопись, в данном случае, неудачный пример. Поскольку, как правило, имеет не художественное, а прикладное значение. Но даже в определенных канонах иконописи можно увидеть эмоциональную нагрузку. Та же "обратная перспектива".


Просмотр сообщенияBronko (08 Март 2019 - 22:24) писал:

С него. До него был реализм. По крайней мере в западной культуре.
Вообще-то до него был импрессионизм. И реализм, и романтизм, и классицизм, и барокко, и Ренессанс, и готика, и романский период, и античное искусство, и т.д.. Во все эти периоды Искусство оперировало художественными образами. Которые были субъективны как для создателя образа, так и для того, кто его воспринимал. Но в любом случае художественный образ воспринимался в первую очередь на эмоциональном уровне. В случае с "экспрессионизмом" вы путаете общее понимание сути искусства с декларацией определенной группы художников.

И последнее - повторю, Наука (любая), как сфера человеческой деятельности, систематизирует знания о мире, которые выражает во всеобщих правилах и законах, применимых всегда и везде. Эти знания правила и законы всегда объективны, и их существование не зависит от того, кто их передал и получил. С Искусством все по другому. Любой художественных образ субъективен. При чем дважды, и при создании и при восприятии. Вывести объективные правила и законы для субъективных ситуаций, которые зависят от бесконечного количества факторов невозможно.

Сообщение отредактировал Sergii: 09 Март 2019 - 12:15


#100 Bronko

  • Пользователь
  • 2 073 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 09 Март 2019 - 13:20

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 12:09) писал:

Чтение смысла в Искусстве ВСЕГДА вторично!
Если бы это было так, современное изобразительное искусство не было бы в глубокой глубоком кризисе. Который начал развиваться с изобретения фотокамеры.
Да. Были люди, которые пытались передавать чисто эмоции (например супрематисты, Василий Васильевич в этом направлении работал) ритм форма и прочее, задача оказалась не по зубам, поскольку работало на подготовленном и развитом зрителе, а если зритель не подготовленный, то что он об этом думает сказал Никита Сергеевич.
И ещё. Если бы это было так, не было бы необходимости в канонах или в академизме. Поскольку эти приятные вещи упрощают процесс кодирования-декодирования. А если необходимости в кодировании-декодировании нет, то и информации нет, а значит лепи как знаешь.
По поводу экспрессионизма - ничего не путаю.

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 12:09) писал:

Вообще-то до него был импрессионизм.
Я принадлежу к части зрителей, которые считают импрессионизм частью реализма.


Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 12:09) писал:

Вывести объективные правила и законы для субъективных ситуаций, которые зависят от бесконечного количества факторов невозможно.
Я бы все-таки добавил - на данном этапе развития, но попытки продолжаются. И будут продолжаться пока проблема не будет решена.

Добавлю. Рекламщики очень первые поняли ущербность пути передачи чисто эмоций. Поскольку зритель оказался не имбецилом. И нести деньги, только потому что реклама пытается вызвать положительные эмоции почему-то не стал. Но по моим оценкам лет 5-7 они честно пытались.

#101 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 09 Март 2019 - 17:14

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Если бы это было так, современное изобразительное искусство не было бы в глубокой глубоком кризисе. Который начал развиваться с изобретения фотокамеры.
А кто вам сказал, что оно в кризисе???

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Да. Были люди, которые пытались передавать чисто эмоции
Понятно. Значит суть понятия "Искусство" вы так и не уловили.

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Если бы это было так, не было бы необходимости в канонах или в академизме.
Не путайте каноны и академизм.

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

эти приятные вещи упрощают процесс кодирования-декодирования. А если необходимости в кодировании-декодировании нет, то и информации нет, а значит лепи как знаешь.
Вот интересно, рассказали бы вы композитору, поэту, живописцу, что он не творит, а "кодирует", а слушателю, читателю, зрителю, что он всего лишь "декодирует", куда бы они вас послали? :D Видимо вам и близко не знакомо состояние творения, творческой экзальтации, эмоционального порыва, в котором создается художественное произведение.


Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Я принадлежу к части зрителей, которые считают импрессионизм частью реализма.
Я бы добавил, "той безграмотной части". Которая не в состоянии отличить реализм от импрессионизма. Я мог бы объяснить, но вижу, для вас мое профессиональное мнение не авторитетно. Потому воздержусь. Оставайтесь и дальше в своем неведении.



Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Я бы все-таки добавил - на данном этапе развития, но попытки продолжаются. И будут продолжаться пока проблема не будет решена.
Ну да, "процесс познания бесконечен". "Пилите, Шура" :D. Есть вещи, которые априори невозможны. "Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись". Какие бы попытки не предпринимались.

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 13:20) писал:

Добавлю. Рекламщики очень первые поняли ущербность пути передачи чисто эмоций. Поскольку зритель оказался не имбецилом. И нести деньги, только потому что реклама пытается вызвать положительные эмоции почему-то не стал. Но по моим оценкам лет 5-7 они честно пытались.
Вот потому у них и не получилось, что помимо желания и выдуманных правил нужен талант творца. Который никакой психологией ни объяснить ни измерять нельзя.

#102 Bronko

  • Пользователь
  • 2 073 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 09 Март 2019 - 18:45

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 17:14) писал:

А кто вам сказал, что оно в кризисе???
Придумал. :)

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 17:14) писал:

Не путайте каноны и академизм.
Их объединяет наличие правил.

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 17:14) писал:

Вот интересно, рассказали бы вы композитору, поэту, живописцу, что он не творит, а "кодирует", а слушателю, читателю, зрителю, что он всего лишь "декодирует", куда бы они вас послали? :D Видимо вам и близко не знакомо состояние творения, творческой экзальтации, эмоционального порыва, в котором создается художественное произведение.
Да, экзальтация важно....

Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 17:14) писал:

Я бы добавил, "той безграмотной части". Которая не в состоянии отличить реализм от импрессионизма. Я мог бы объяснить, но вижу, для вас мое профессиональное мнение не авторитетно. Потому воздержусь. Оставайтесь и дальше в своем неведении.
Воздержались бы раньше, может и правда за знатока проканали, а так очередной раз в лужу. :) На простых тестах...


Просмотр сообщенияSergii (09 Март 2019 - 17:14) писал:

Вот потому у них и не получилось, что помимо желания и выдуманных правил нужен талант творца. Который никакой психологией ни объяснить ни измерять нельзя.
Они не знали к кому обратится. Бедняги.

Ладно. Это перестало быть забавным. Мне уже всё понятно. Остальным думаю тоже.

#103 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 09 Март 2019 - 19:27

Просмотр сообщенияBronko (09 Март 2019 - 18:45) писал:

Ладно. Это перестало быть забавным. Мне уже всё понятно. Остальным думаю тоже.
И вам всего хорошего :D!

#104 Николаич

  • Пользователь
  • 12 602 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 09 Март 2019 - 20:38

Sergii, Bronko,

не ссорьтесь, коллеги. Все наши знания - это некие "каноны". Которые могут различаться даже в разных школах и направлениях одной науки. Больше того, нередко профаны или дилетанты делают важные открытия, не будучи связанные правилами, что таких вещей в природе не существует. Не говоря уж о том, что по дороге в тупик изобретаются колеса и велосипеды.
И лучше всех высказался о спорах Г.Померанц.

Прикрепленное изображение: 1554596_3834849485862_566042034_n.jpg

#105 Sergii

  • Пользователь
  • 4 842 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 09 Март 2019 - 22:23

Просмотр сообщенияНиколаич (09 Март 2019 - 20:38) писал:

Sergii, Bronko,

не ссорьтесь, коллеги.
А никто и не ссорится. Просто лично для меня оппонент, который строит полемику на голословном отрицании моих тезисов без всяких аргументов, к тому же очень поверхностно разбирающийся в предмете дискуссии, в определенный момент становится абсолютно неинтересен. Страшнее дилетанта может быть лишь воинствующий дилетант.

#106 wowk

  • Пользователь
  • 14 635 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 09 Июль 2019 - 20:13

Цитата

японское ощущение красоты базируется на понятии, известном как моно-но аварэ — художественно-эстетической позиции, возникающей из ощущений, в то время как в западном искусстве художники пытаются создать нечто прекрасное, основываясь на логике красоты. Японское изобразительное искусство сосредоточивается не на логически воспринимаемом понятии красивого, а на том, что красота — это ощущения людей. Японская эстетика очень субъективна (существует в сознании индивидуума и зависит от него), и нет безусловных критериев для ее оценки. На Западе, напротив, прекрасное само по себе и прекрасное в искусстве — понятия, обладающие хорошо разработанными и прочно укоренившимися критериями.




Японское чувство красоты (Бигаку)

#107 Николаич

  • Пользователь
  • 12 602 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 09 Июль 2019 - 20:41

Все течет, все меняется: "...ничто не может считаться безоговорочно красивым в Японии, и понятие красоты зависит от субъективной точки зрения человека. Впрочем, подобные основополагающие представления о красоте подвергаются критике за их туманность и, похоже, ценятся все меньше в современной Японии. "

#108 IE

  • Пользователь
  • 125 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Отчество:Николаевич
  • Фамилия:Евсеев
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 10 Июль 2019 - 01:51

Просмотр сообщенияНиколаич сказал:

ничто не может считаться безоговорочно красивым в Японии, и понятие красоты зависит от субъективной точки зрения человека

Здесь можно долго упражняться.. И точка зрения может быть зависимой от красоты, или ее понятия. Непростая грань самопознания.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных