Перейти к содержимому


Советы новичкам от Павла Косенко


Сообщений в теме: 38

#1 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 20 July 2017 - 15:35

«Неправильные» советы начинающим фотографам

Когда я только начинал заниматься фотографией, меня беспокоило бесконечное множество вопросов, которыми задается любой начинающий фотограф – какую технику купить, как настроить камеру, что фотографировать, как обрабатывать? И т.д. Как многие новички, я пытался найти ответы у более опытных товарищей – мучал вопросами знакомых и знакомых их знакомых, расспрашивал людей на фотосайтах, читал бесконечные статьи и книги.

Спустя полгода погружения в тему мой мозг буквально кипел от обилия информации и новых терминов, но от этого мир фотографии становился еще более сложным, запутанным и непонятным. Мне казалось, что я так и останусь никчемным бездарем, если не разберусь во всем этом, и продолжал грызть гранит науки.

Через год я уже вполне сносно разбирался во всем многообразии фототехники, режимов съемки и даже в Фотошопе, но чем больше я знал обо всем этом, те больше новых вопросов возникало, тем больше я отдалялся, собственно от фотографии. Но понятно это стало много позже, спустя годы поиска и экспериментов.

Теперь, пройдя сквозь муки ада, я знаю правильные ответы на все изначальные вопросы. Они оказались намного-намного проще, чем я предполагал. В этом месте можно было бы сказать: «Жаль, что в свое время мне некому было это объяснить». Но я не жалею о потраченном времени, потому что это мой личный путь. Однако, если бы в свое время рядом действительно оказался опытный товарищ, возможно этот путь был бы несколько короче.

Сегодня мне приходится почти ежедневно слышать те же вопросы, с которых когда-то начинал сам. Знакомые знакомых пишут мне одни и те же письма: «Ты профессиональный фотограф, скажи какой фотоаппарат купить троюродному племяннику, ему 15 лет и он очень увлекся фотографией».

Поэтому я наконец решил сесть и написать свои ответы на несколько самых распространенных вопросов. Именно такие ответы мне хотелось бы получить 10 лет назад. Правда, в то время я скорее всего посчитал бы их «неправильными»… но точно бы задумался. В надежде именно на такую реакцию посвящаю эту статью самым начинающим фотографам. Итак, «неправильные» советы тем, кто только начинает заниматься фотографией, или может быть даже еще не начал, но уже подумал об этом.

1. Какой фотоаппарат купить?
2. Какой объектив выбрать?
3. Как настроить фотоаппарат?
4. Какую еще технику нужно иметь фотографу?
5. Что фотографировать?
6. Как обрабатывать фотографии?
7. Что такое хорошая фотография?
8. Где и кому показывать свои фотографии?
9. Где и чему нужно учиться?

1. Какой фотоаппарат купить?



Самый лучший фотоаппарат тот, который возбуждает на съемку. Тот, который удобно держать в руке и который хочется носить с собой. Тот, который нравится вам по дизайну. В конце концов тот, у которого приятный звук затвора. Все то, чему обычно не принято уделять внимание, на самом деле является самым важным. Ваша камера – ваш инструмент для самовыражения, а инструмент это всегда продолжение руки.

Поэтому я советую выбирать свою первую камеру не с помощью изучения бесконечных обзоров в интернете, а руками. Идите в ближайший магазин фототехники с максимально широким ассортиментом, и щупайте своими руками те фотоаппараты, которые можете себе позволить.

Цена не имеет принципиального значения, т.к. в наше время даже самые недорогие камеры снимают вполне прилично. Более того, вполне вероятно, что вам вообще не нужен фотоаппарат, т.к. будет вполне достаточно обычного мобильного телефона. Поверьте, многие известные фотографы не только снимают на телефоны, но и успешно выставляют на выставках, издают в альбомах и продают такие фотографии.

При выборе фотоаппарата смотрите на картинку. Картинка должна нравиться. Не задавайтесь вопросами качества экрана камеры и того, что показывает гистограмма (если вы уже успели узнать такое слово, а если не успели – это только к лучшему). Ведь вы будете работать с изображением, а не гистограммой.

Обратите внимание на габариты и вес фотоаппарата, а также на то, насколько удобно он лежит в руке. Не стремитесь покупать большие профессиональные зеркалки, ведь они тяжелые и занимают много места. Поверьте, весь мир сейчас движется ровно в обратную сторону, и многие профессионалы избавляются от зеркалок в пользу более компактных камер.

Еще один важный критерий – скорость работы. Попробуйте сделать несколько кадров на разные камеры прямо в магазине. Не думайте про такие слова, как «скорость фокусировки» или «скорость записи на флешку». Вам важно общее ощущение, а не доскональные тесты.

Если вы будете заниматься фотографией некоторое время, в будущем сами начнете понимать, что именно хотите от фототехники, и сможете купить то, что больше подходит под ваши задачи. На начальных же этапах самое главное – сохранить творческие стремления, не угробить их погружением в технические дебри. Помните – снимает не техника, снимает человек.

Все фотоаппараты, которые вы будете смотреть, принципиально отличаются системой объективов:

1) На некоторых объектив нельзя поменять, он «встроен» в камеру.
2) На некоторых объектив можно менять.

Несмотря на то, что выбор системы объектива и самого объектива напрямую относится к выбору фотоаппарата, про объектив я напишу отдельным пунктом. Слишком уж много у новичков обычно возникает вопросов именно про объективы.

2. Какой объектив выбрать?

Объективы бывают очень разные – одни лучше подходят для пейзажей, другие для портретов, третьи для макросъемки и т.д. Как правило, на самом начальном этапе фотографы еще не знают, что именно будут снимать. Почти все мы начинаем с того, что пробуем себя сразу во всех жанрах, иными словами, снимаем все подряд. Поэтому самый лучший объектив для новичков – универсальный. То есть тот, который может снимать и вблизи, и с некоторым приближением. Такие объективы называют «зумами».

Почти все камеры со встроенными объективами производители комплектуют универсальными объективами. Кроме весьма специфических и, как правило, достаточно дорогих (вряд ли вы с ними столкнетесь). Поэтому если в руку легла камера со встроенным объективом, и он умеет приближать – это вполне может быть именно то, что вам нужно.

Если же вы влюбились в камеру, на которой объективы могут меняться, попросите продавца поставить универсальный зум. Чаще всего вам предложат пару вариантов – дешевый, так называемый «китовый» объектив (тот, который идет в комплекте) или более дорогой. Дорогой будет всегда лучше, но при этом больше и тяжелее. Если бюджет позволяет, и вес/размер не смущают, берите тот что подороже. Если есть сомнения – не тратье время и деньги, берите более дешевый, на этом этапе это не имеет принципиального значения.

Все. Ничего более для выбора вашего первого любимого фотоаппарата знать не надо. Более того, чем больше вы будете знать, тем сложнее будет выбор и тем дальше вы будете отдаляться от самой фотографии. Лучше потратьте это время на творчество!

Итак, краткое резюме. Смотрим в кошелек, смотрим на витрину, щупаем несколько вариантов, выбираем то, что нравится по ощущениям (не по цифрам), покупаем. Вуаля! На этом самое скучное заканчивается, теперь можно наконец начать фотографировать.

3. Как настроить фотоаппарат?

Один из самых важных советов, которые я хочу дать – не читайте инструкций перед тем, как начать пользоваться камерой. Если вам непонятно, как пользоваться фотоаппаратом, значит у него не интуитивно-понятный интерфейс. А значит такой фотоаппарат вы не должны были покупать.

У любой современной камеры есть некоторое, вполне немалое количество кнопочек. Вам они не нужны. Все, что вам надо знать для того, чтобы начать фотографировать, это как выставить автоматический режим съемки, и как отключить встроенную вспышку (если она есть). На обе эти задачи вы должны потратить не более 5 минут времени изучения интерфейса руками, а не по инструкциям. Если задача не решена, лучше купить другую камеру, т.к. с этой скорее всего вы намучаетесь.

Автоматических режимов у каждой камеры обычно несколько. Вам подойдет любой, который вы сможете сходу выставить. Обычно они обозначаются так: «зеленая зона» (зеленый прямоугольник), «A», «Auto» или «P». Чуть позже вы разберетесь со всеми режимами, которые вам потребуются. Если другие режимы не потребуются, то значит они вам и не нужны, следовательно и время на них тратить не надо.

Если вам кажется, что я насмехаюсь над вами, могу привести в пример Георгия Пинхасова – одного из самых известных в мире русскоязычных фотографов. Большая часть фотографий Георгия сделана в режиме «автомат», и на своих мастер-классах он советует студентам выбирать именно этот режим в камере. Так как это позволяет меньше отвлекаться на технику и в большей степени посвятить себя творческим задачам.

4. Какую еще технику нужно иметь фотографу?

Любой начинающий фотограф сталкивается с невероятным количеством информации о самой разнообразной фототехнике. Витрины магазинов ломятся от фототоваров непонятного назначения – фильтров, троссиков, крышечек и т.д. В интернете мы видим фотографии людей со штативами и рюкзаками, нагруженных чем-то наверняка полезным. Что из всего этого нужно мне?

Ответ – ничего. Если вам что-то станет нужно, это будет продиктовано вашими конкретными творческими задачами. Когда это случится, тогда и разберетесь. Не идите на поводу технических возможностей. Старайтесь не покупать фототехнику, если ее можно не покупать.

5. Что фотографировать?

Состояние, в которое впадают люди, увлекшиеся фотографией, я называю «творческим зудом». Фотографировать хочется, а что – непонятно. В этом нет ничего плохого, многие через это проходят, и я не исключение. Попробовав себя во многих разных жанрах, я бы хотел посоветовать следующее.

Прежде всего, пробуйте себя в разных жанрах. Другими словами, снимайте все, что вам интересно – близких людей, путешествия, спорт, пейзажи, свой дом, работу, увлечения и т.д. Снимайте то, что вам интересно по жизни, а не «для фотографии». Как говорит известный русский фотограф Петр Ловыгин, «снимайте то, что любите».

То, как вы будете развиваться в фотографии дальше, будет напрямую зависеть от того, насколько хорошо вы прочувствуете свою личную тему – то, про что хочется фотографировать именно вам. Как правило, это не получается сделать быстро, у многих на это уходят годы и даже десятилетия, многие продолжают поиск всю жизнь.

При этом совсем не обязательно пытаться стать профессиональным фотографом. Фотография – это не цель, а средство, способ познания мира. Задачи фотографии значительно шире, чем, скажем, репортаж, гламур или «высокохудожественный арт». Истинную радость творчества вполне доставляет самый обычный семейный альбом, выполненный с душой и любовью.

Второй совет, который я хочу дать – постарайтесь как можно быстрее перейти от съемки предметов и объектов к съемке эмоций и ощущений. Например, работая над портретом, старайтесь снять не «фото на паспорт», а передать настроение человека. Снимая на природе, не копируйте в сотый раз желтые кленовые листья, попробуйте вместо этого сфотографировать «одновременное чувство завороженности красотой вещей и грусти, вызванной бренностью всего видимого». Интересная фотография – это не ксерокопия реальности, а ваше личное ее восприятие.

6. Как обрабатывать фотографии?

Почти все фотографы, задающиеся вопросом хорошей обработки фотографий, начинают изучать статьи и книги по Фотошопу. Это ложный путь.

Для того, чтобы добиться хорошего цвета, прежде всего нужно научиться видеть хороший цвет. А в общем виде – понимать, что такое хороший цвет и что такое вообще хорошая фотография. Путь к этому лежит исключительно и только через музеи.

Если вы хотите научиться делать выразительные фотографии с хорошим цветом, прежде всего необходимо накопить достаточный визуальный опыт. То есть посмотреть довольно много живописных полотен и хороших фотографий, научиться получать от их просмотра истинное удовольствие.

Если вы будете учиться в фотошколе, подобный совет вам придется слышать много раз. Скорее всего он будет вызывать у вас стойкое отторжение, но попробуйте подавить в себе эту неприязнь. Пройдет время, вы накопите необходимый визуальный опыт, научитесь добиваться хорошего цвета и убедитесь в том, что это единственный верный путь. Чем быстрее вы по нему пойдете, тем быстрее придете к результату.

Никакие учебники и курсы по обработке фотографий не способны научить вас добиваться хорошего цвета, если вы цвет не видите. Если же видите, то сможете добиваться его, владея Фотошопом на минимальном уровне. Более того – и вовсе без Фотошопа, ведь вопрос хорошей обработки, это в первую очередь вопрос съемки.

Известный русский фотожурналист Сергей Максимишин славится не только сильными фоторепортажами, но и цветом своих снимков. При этом фотографирует он в формат JPEG и практически не использует Фотошоп. Все «секреты» цвета фотографий Максимишина заключаются в том, как он работает с естественным светом и как выбирает сюжет. То есть в том, как мастер видит кадр. А видение кадра – это результат общего уровня насмотренности и понимания традиций в фотографии и живописи.

7. Что такое хорошая фотография?

Хорошая фотография – та, которая нравится вам. Та, которая вызывает эмоции, ощущения, чувства. Та, которую хочется смотреть снова и снова, к которой хочется возвращаться. Та, которую хочется повесить на стенку и ежедневно ею любоваться.

Ключевое слово – «вам». Именно вам, и никому другому. То, что хорошая фотография лично для вас, совсем не обязательно хорошая фотография для других, и наоборот. Определение хорошей фотографии зависит от двух ключевых факторов:

1) Ваш личный визуальный опыт.
2) Ваши личные вкусовые предпочтения.

Основная сложность понимания хорошей фотографии заключается в том, что она будет меняться по мере вашего личного и творческого развития. То, что вызывает восторг сегодня, вероятно завтра будет казаться скучным и банальным. А может быть и нет. Это зависит от того, поменяются ли за это время ваши представления о хорошей фотографии или нет.

Любая хорошая фотография проверяется временем. Если вам продолжает нравиться снимок, сделанный год назад, значит либо это действительно удачная работа, либо ваши представления о хорошем за это время не изменились. И то и другое нормально, потому что определяет ваши личные критерии хорошей фотографии – той, которая дарит радость.

Вместе с тем, стоит прислушиваться к мнению людей, которые для вас авторитетны. Это могут быть более опытные фотографы или люди, разбирающиеся в искусстве, обладающие схожим с вашим вкусом. Вероятно, они смогут помочь вам оценить вашу фотографию чуть более объективно.

8. Где и кому показывать свои фотографии?

Демонстрация фотографий обычно преследует одну из двух целей:

1) Поделиться впечатлениями с близкими и знакомыми.
2) Получить оценку и критику для дальнейшего развития.

С первой целью все просто. Для того, чтобы делиться впечатлениями, можно использовать любые средства – отпечатки 10х15, привезенные на дачу к родителям или в деревню к бабушке, электронная почта, социальные сети и т.д. Гораздо сложнее со второй частью, где речь идет о получении оценки, об этом и поговорим далее.

Прежде всего хочу сказать, где и кому НЕ нужно показывать свои фотографии, если вы ищете профессиональной оценки и критики. Не показывайте свои фотографии на фотосайтах. Потому что то, что там происходит, лучше всего характеризуется фразой «троечники учат двоечников». Исключения, конечно бывают, но достаточно редки для того, чтобы ими можно было пренебречь.

Главная проблема всех фотосайтов – это система рейтингов, которая стимулирует участников показывать не хорошие, а востребованные фотографии. То есть те, которые наберут больше лайков. Все общение на подобных ресурсах подчинено этому принципу и генерит огромное количество красочных, но абсолютно однотипных снимков с популярными сюжетами – умилительные котики, голые девочки, смазливые пейзажики.

Конечно, если именно такая фотография вас интересует, то в участии на фотосайтах нет ничего плохого. Ведь напомню, главное, что есть в фотографии и что мы никогда не должны упускать из виду – это радость творчества. Однако, если вы захотите пойти чуть дальше, то скорее всего фотосайты вам наскучат. Как быстро это произойдет, и произойдет ли вообще, будет напрямую зависеть от вашего творческого развития и накопления визуального опыта. В музеях, конечно, а не на фотосайтах. Визуальный опыт, который вы получаете на фотосайтах обычно тянет в обратную сторону, потому что рассчитан на массовую аудиторию.

Показывать свои фотографии имеет смысл фотографам, которых вы считаете своими авторитетами или даже кумирами. Но чтобы выбрать таких фотографов, опять-таки, необходимо для начала о них узнать, а значит – получить достаточный визуальный опыт. Другими словами, необходимо какое-то время следить за фотографическими выставками, покупать альбомы фотографий в специализированных магазинах, изучать историю фотографии, живопись и т.д.

Далее, когда вы определите свои фотографические интересы более точно и когда у вас появятся авторитеты, скорее всего окажется, что достучаться до них не так уж и просто. Часть из них будут иностранцами, живущими в других странах и говорящими на других языках, часть – признанными фотографами, которые слишком заняты для того, чтобы иметь возможность отвечать на многочисленные вопросы многочисленных поклонников. Как же быть?

Если вы действительно дойдете до этой стадии своего фотографического развития, то вам ничего не останется, как посещать портфолио-ревю и мастер-классы тех фотографов, которые вам интересны. Обычно это небесплатные мероприятия, хотя чаще всего вполне доступные.

Однако доходить до описанной стадии погружения в фотографию как в искусство вовсе не обязательно. В действительности это удел единиц, малопонятный широкой аудитории. 



9. Где и чему нужно учиться?

В наше время существуют сотни фотошкол, предлагающие невероятное разнообразие курсов по фотографии. Куда пойти учиться? И что именно нужно изучать?

Если у вас возникла потребность в обучении фотографии, скорее всего она вызвана следующими причинами:

1) Непонимание того, куда двигаться дальше.
2) Желание получить практические навыки.
3) Желание получить профессиональную оценку, критику и советы.
4) Недостаток общения по теме вашего увлечения (фотография).

Все эти причины – хороший стимул изучать фотографию в кругу единомышленников, начиная от расширения кругозора и заканчивая расширением круга общения. Более того, попав в правильную фотографическую среду, у вас появится значительно больше шансов найти свой путь в фотографии и заявить о себе как о фотографе.

Поэтому к выбору фотошколы необходимо относиться в первую очередь как к выбору среды, в которой вы будете развиваться. Принципиальное значение имеет то, гордится ли школа своими учениками – проводит ли студенческие выставки, издает ли студенческие альбомы, помогает ли студентам победить в фотографических конкурсах, и т.д. Даже если вы не планируете посвящать себя фотографии как искусству, этот фактор важным образом характеризует фотошколу, в которой вы будете учиться.

Изучите список преподавателей. Если вы хотите учиться именно фотографии, а не смежным наукам, ваши будущие учителя обязательно должны быть практикующими фотографами. Талантливые преподаватели – не фотографы, явление крайне редкое. Желательно, чтобы у ваших преподавателей был хотя бы небольшой послужной список публикаций в журналах и авторитетных изданиях, список конкретных коллективных и персональных выставок, в которых они принимали участие, может быть изданные книги. Будет идеально, если в регалиях значатся победы в фотографических конкурсах (лучше в западных), а также музеи и частные коллекции, в которых хранятся работы – но это, конечно, не обязательно.

Более скептически стоит относится к педагогам, которые пишут о себе в духе «вырос, родился, учился, занялся фотографией, обучался у тех-то, живу там-то с такого-то года». Об уровне фотографа говорят его фотографии и их признание профессиональным сообществом, а не биография. Также ничего не говорят о фотографе корочки членов бесконечных союзов фотохудожников и союзов фотографов, т.к. получить их без труда может практически любой человек. Не менее трезво я советую относиться к общим словам в духе «участник и призер многих различных выставок и биенале», т.к. как правило за ними ничего не стоит (или же стоит так много, что таких фотографов вы точно не упустите мимо своего внимания).

Обязательно посмотрите фотографии человека, у которого будете учиться. Они должны вам понравиться, или как минимум заинтересовать.

Почитайте описание программ. Так как мы говорим о начинающих фотографах, то речь пойдет в первую очередь о базовых курсах, посвященных основам фотографии. Важно, чтобы они были ориентированы на практику и содержали практические занятия. Если это съемка, то должны быть выезды с мастером на пленер и занятия в фотостудии. Если обработка фотографий, обязательно занятия в компьютерном классе. Теоретические лекции, конечно, тоже нужны, но если программа целиком построена на них, поверьте, толку будет мало. Вы должны своими руками освоить все то, чему хотите научиться.

Не менее важны (а может быть даже более важны) занятия, посвященные портфолио-ревю и разбору фотографий студентов, т.к. в этом случае вы имеете возможность получить критику и советы касательно ваших конкретных снимков, а не прослушать лекции общего характера.

Если вы не видите в программе занятий, посвященных практической съемке, обработке фотографий в компьютерном классе и разбору работ студентов, лучше не тратье время на этот курс и вообще на такую фотошколу.

Обратите внимание на курсы, посвященные живописным навыкам и смысловой части фотографии. Курсы по креативному мышлению, рисованию, композиции и психологии восприятия, истории и философии фотографии. Совсем не обязательно на них идти с самого начала, но это хороший показатель уровня фотошколы. Поверьте, когда вы дойдете до этих вопросов, то поймете, что выбрали правильное место.

Начинать я всегда рекомендую с курсов, которые обычно называются «Базовый курс для начинающих фотографов», «Основы фотографии» и т.д. При этом я советую избегать курсов, разбитые на ступени: «Основы фотографии. Ступень 1», «Основы фотографии. Ступень 2» и т.д. Обычно это говорит о неспособности педагогического состава разработать внятные программы и придумать понятные названия обучающим программам. Вам, как новичку, все должно быть понятно с одного взгляда на общий список программ.

Предпочтение лучше отдавать реальным фотошколам, а не онлайновым, т.к. в онлайне намного сложнее налажена обратная связь. Если вы хотите послушать лекции – безусловно, онлайн для этого вполне подходит. Если вам нужны реальные задания, критика и общение – онлайн вам не подойдет точно. Исключения могут составить индивидуальные занятия с конкретным фотографом, например по скайпу.

Если вы живете в маленьком городе, где нет хороших фотошкол, старайтесь выбираться на интенсивные версии курсов (например, на каникулах) и на мастер-классы интересных вас фотографов в более крупные города.

Одна из самых эффективных форм обучения – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов, когда вы имеете возможность погрузиться в практическую съемку под руководством мастера и ежедневно (а порой и ежечасно) получать отзывы о своих снимках. Советы, которые вы получаете от мастера в рамках небольшой группы (обычно около 10 человек), тут же пробуете на практике, и так по кругу в течение 7-10 дней. Результаты, которых достигают подобным образом даже начинающие фотографы, как правило ошеломительны. Потому что самое полезное, что может быть, это практика, практика и еще раз практика.


#2 winhex

  • Пользователь
  • 1469 сообщений
  • Город:Минск

Отправлено 20 July 2017 - 17:49

Просмотр сообщенияНиколаич сказал:

Один из самых важных советов, которые я хочу дать – не читайте инструкций перед тем, как начать пользоваться камерой. Если вам непонятно, как пользоваться фотоаппаратом, значит у него не интуитивно-понятный интерфейс. А значит такой фотоаппарат вы не должны были покупать.
Очень сомнительный совет. КМК, первое, что стоит читать после покупки камеры - это как раз инструкция. Может, не все будет понятно с первого раза, но базовые вещи оттуда можно почерпнуть.

#3 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 20 July 2017 - 18:11

winhex, это не совет Николаича, а мнение Павла Косенко. Большинство хватается за мануал лишь тогда, когда камеру впору нести в сервис, то есть, совсем не работает или уже что-то сломано. А про инструкции есть юмористический рассказ, какой порядок действий русского и американца, когда они подходят к бортику бассейна. Первый, естественно, прыгает, а второй начинает искать правила пользования.

#4 nettmann

  • Пользователь
  • 3299 сообщений
  • Имя:Александр
  • Город:Москва

Отправлено 20 July 2017 - 19:51

С интересом ознакомился с текстом.
Грустно читать.
50-60 лет назад писались такие тексты, и их авторами были люди с трудной судьбой. Совершенная тягомотина, которую редкий человек дочитает до конца. Я не говорю уже об учениках, которые инструкций не читают - не то что эти "советы".

Удачные книги рождаются талантливыми людьми, которые имеют большой опыт преподавания в высшей школе (не в средней школе, где бессловесные ученики затюканы всевластными учителями, на которых управы нет - и не будет; только перевод ребёнка в другую школу...). К тому же эти авторы должны иметь литературный дар (не филологическое образование - это разные вещи).
И авторы подобных советов (кроме профессионального владения техникой, композицией и пр и пр) должны иметь огромный опыт общения с почемучками (вопрос-ответ-вопрос-ответ) в разных ситуациях фотосъёмок.

Не следует путать писательский талант - с одесским юмором и выкрутасами, несмотря на то, что этот одесский юмор победно шествует по планете (я тут в больничке неделю полежал, прочитал прозу Н.Гумилёва, там умопомрачительная цитата есть на сей счёт). Все эти "советы" и пр и пр сегодня торжествуют в школе и в вузах.

Хорошей получается книга только тогда, когда автор раз в 6-7 знает больше по данной теме, чем вошло в эту книгу. Поверьте, знаю о чём говорю.

У меня копится ресурс по данной теме. Надо было объяснять сыновьям, осваивающим фотографию. Потом жена приобщилась (и её подруга, жена моего друга - мы вместе путешествуем...). Теперь вот внучка старшая (2-ой класс).
Учебников по фотографии - море. Есть даже Фотобукварь. Но хороших практически нет. Есть хорошие книги для уже освоивших фотографию.

Если кто-то поделится ссылками на удачные учебники - буду рад.

#5 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 20 July 2017 - 20:01

Сомнителен совет по кнопке АВТО. Я бы вообще убирал ее с камер для начинающих. Если человек не может держать в уме и самому себе объяснять принцип действия экспотройки, то такой человек - клинический идиот, а идиоты становятся хорошими фотографами в виде исключения, разве что.
Пинхасов, возможно, и снимает в автомате. Но, когда резко сменятся условия, я почему-то думаю, что он знает, что ему делать.
Сомнительна и польза съемки в джпег, одно дело Максимишин, другое - обучающийся чему-то новичок. Но эта тема грозит холиваром, потому не буду об этом :)

#6 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 20 July 2017 - 20:36

Йож, Дима, я не так уж редко пользуюсь "зеленым режимом". Особенно при съемке сонькой, где переключаться долго. Когда важнее всего успеть снять или если надо дать камеру в руки человеку - вообще не фотографу. И в равах снимаю крайне редко. С Максимишиным себя не равняю, но мне тоже удобнее джипеги в большинстве случаев.
Насчет советов в целом, nettmann, Саша, так ведь автор вынес слово "неправильные советы" в заголовок. Конечно, тут есть с чем поспорить и не согласиться. Но... если человеку впервые взявшему в руки камеру надо быстро получить некий не претендующий на шедевральность результат, приведенные рекомендации вполне пригодны для употребления.

#7 nettmann

  • Пользователь
  • 3299 сообщений
  • Имя:Александр
  • Город:Москва

Отправлено 20 July 2017 - 21:57

Просмотр сообщенияНиколаич (20 July 2017 - 20:36) писал:

Но... если человеку впервые взявшему в руки камеру надо быстро получить некий не претендующий на шедевральность результат, приведенные рекомендации вполне пригодны для употребления.

Вот!
Остановись, Николаич, оглянись на текст. Дай его прочесть неофиту, сунь фотоаппарат - и всё. О результатах могу не спрашивать.

Для начинающего все эти слова - бесполезны, они пролетят мимо сознания. Мозг останется девственно чистым.
Выбор фотоаппаратуры - плохо описан. Человек не сможет сделать выбор аппаратуры и аксессуаров на основании таких текстов.

Я пришёл к выводу (да это и многовековой опыт обучения человека любой профессии!), что надо начинать с конкретных житейских ситуаций.
Вспомните классическое образование - это прописи... "мама мыла раму"...
Т.е. писать последовательно о жанрах, о сюжетах, и тут уже постепенно - обучать.
После (или в промежутках) - давать сведения о режимах съёмки.
Введение должно быть очень коротким. Его задача: поддержать интерес человека к фотографированию; поддержать его веру в то, что лично он сможет освоить в достаточной степени процесс, чтобы творить и проявить свои собственные творческие задатки; что именно этот текст даст ему необходимый начальный ресурс для дальнейшего самостоятельного роста.

Каждый раздел - конкретный, везде в заключении разбор наиболее частых ошибок данного вида съёмки. Начинается с описания основных параметров, определяющих результат съёмки.
Каждый раздел - наводка на самостоятельное дальнейшее развитие с помощью сторонних источников информации.

Самый удачный вариант самообразования - это постижение фотографии в ходе поездки, путешествия, отпуска, летнего отдыха на даче. Читать, пробовать, анализировать. находить ошибки, исправлять ошибки. И постепенно, клеточка за клеточкой, зачёркивать пункты обязательной программы.
Про зонную теорию Адамса лучше не заикаться! А вот озаботиться представлением информации на экране - обязательно. При съёмке надо выставить показ сделанного кадра + гистограмма. Гистограмма всё объяснит наглядно: хорошо ли проработаны тени, света. Если гистограмма прижата к одному боку экрана – надо переснять кадр, сдвинув гистограмму в центр окошка изменением условий съёмки (поменяв параметры). И тут же ненавязчиво - о параметрах...

Я постарался лаконично изложить, чтобы распечатку можно было бы с собой взять.
Помогло. Проверено в условиях экспедиций (младший сын). В условиях зарубежных туров (жена с подругой).
Решающее значение имел последующий совместный просмотр отснятого: демонстрация ошибок и их пояснение с помощью Exif файла. Примерно две поездки, два обсуждения - и далее человек сам начинает развиваться, искать, читать, задавать вопросы.

#8 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 20 July 2017 - 22:21

Просмотр сообщенияНиколаич (20 July 2017 - 20:36) писал:

Йож, Дима, я не так уж редко пользуюсь "зеленым режимом"
Роман, ну, ты же не новичок. О тебе и разговора нет. А вот будь на том ФЭДе или Зените, на котором ты учился фотографировать, "зеленая кнопка", возможно, мы бы видели меньше смысла в твоих фотографиях сейчас.
Не понимаю, кстати, чем полуавтомат типа AV медленнее автомата. Ну, коли уж совсем-совсем приспичит снимать, а потом думать, чтоб успеть к кадру, можно ж и с неправильной диафрагмой кадр стрельнуть. Вероятность брака, по-моему, равна вероятности брака в режиме автомата (ничтожна, если принять во внимание общее количество таких кадров).

#9 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 20 July 2017 - 22:40

Первый вопрос должен быть - "а зачем?". Если на него нет готового ответа, то следующий вопрос будет "сколько есть денег".
Остальные ответы (если потребуются) можно найти только в учебниках по рисованию и инструкции к фотоаппарату без сваливания в термины типа "души" или "особого видения" и тп. Мы видим только то, что знаем.
Ну и еще очень дельные советы у кинематографистов, в их учебниках.
Созерцание музейных работ тоже не особо продуктивно без понимания изобразительных приемов (которыми владеют художники).

#10 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 21 July 2017 - 00:15

Просмотр сообщенияogre сказал:

на том ФЭДе или Зените, на котором ты учился фотографировать

Я учился на "Смене-2". Мне ее подарили в 1958 году. С ней и в горы ходил. Она и сейчас жива и исправна. :)

Кавказ, 1975.

Прикрепленное изображение: ______21_______.jpg

#11 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 21 July 2017 - 00:47

вот на автомате такой кадр вряд ли снимешь, кстати

#12 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 21 July 2017 - 01:09

Йож, да запросто. Там был надет фильтр ЖС-10, он и проработал небо. К тому же пленка. У меня в тех походах было две "Смены" на груди: с ч/б пленкой и со слайдами орвохром.

#13 Bronko

  • Пользователь
  • 2729 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 21 July 2017 - 06:17

Приведу длинную цитату, :) не смог найти где обрезать. КМК цитата в тему.

Цитата

Мне кажется,
подлинные задачи литературы (и искусства в целом) некоторое время назад кардинально изменились.
Некоторая часть человечества, условно говоря, «наелась», обустроилась, согрела попу и выучилась контролировать деторождение. Это означает, что у большого числа людей высвободилась часть ресурса, который раньше расходовался на обслуживание собственных физических потребностей и потребностей постоянно пополняющегося потомства.
И теперь вопрос стоит так: на что мы потратим высвободившийся ресурс.
Понятно, что уважаемое человечество тратит его на всякую фигню типа сложносочиненного потребления. Но есть и другая тенденция: тратить высвободившийся ресурс на творчество. Я имею в виду все эти бесконечные фанфики, стишки, любительские фоточки, бесконечные потоки рукоделия, бесчисленные художественные и музыкальные школы для взрослых. Что-то подобное существовало всегда, но масштабы несопоставимы.
Как частное лицо и нежное зайко, я могу сколько угодно приходить в ужас от результатов описанного процесса. Но как аналитически мыслящая монада не могу не понимать, что эта тенденция сама по себе очень крута.
Штука в том, что почти всякий начинающий, неумелый художник обычно счастлив в процессе – в отличие, кстати, от большинства профессионалов, для которых творчество – это, в первую очередь, тяжелый повседневный труд.
И я начинаю думать, что искусство постепенно превращается в своего рода инструмент добычи радости. Ценностью (по большому счету) становится не совершенный результат творчества, а его счастливый процесс. Оно и правильно: хороших книжек, картинок, музыки и пр. человечество уже и так наворотило предостаточно. Современному человеку долгой жизни не хватит, чтобы усвоить все заслуживающее внимания. При этом радость (особенно радость вдохновения, то есть деятельного единения с Духом) – в большом дефиците. И – смотрите-ка! – все больше народу идет трудолюбиво добывать эту радость для себя. А будут они при этом валять войлочных зайцев, переписывать финал «Гарри Поттера» или сочинять симфонию при помощи специальной компьютерной программы для не владеющих музыкальными инструментами, какая разница.

© Макс Фрай, "НаперSники синея"

Сообщение отредактировал Bronko: 21 July 2017 - 06:18


#14 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 08:04

Просмотр сообщенияЙож сказал:

вот на автомате такой кадр вряд ли снимешь, кстати
Прежде всего этот кадр не снимешь, не оторвав Ж от стула и интернета :D

#15 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 21 July 2017 - 08:40

Просмотр сообщенияogre (21 July 2017 - 08:04) писал:

Прежде всего этот кадр не снимешь, не оторвав Ж от стула и интернета :D
скоро уже можно будет. Идет, например, мой внук в поход в горы, а на рюкзаке у него висит маленькая камера, управляемая мной из Москвы через спутник.
Или проще: запускаешь дрона, сидишь в интернете и смотришь, где он там летает, в нужный момент делаешь щёлк.

#16 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 09:19

Просмотр сообщенияЙож (21 July 2017 - 08:40) писал:

Или проще: запускаешь дрона, сидишь в интернете и смотришь, где он там летает, в нужный момент делаешь щёлк.
Будет еще проще - тыкаешь мышОй на карту - получаешь шэдэвр всех времен и народов с этой точки земной поверхности. Но немного раньше появятся безлинзовые фотоаппараты - с GPS и компасом.

Если серьезнее - всегда будут вещи, ценность которых в том, что они сделаны руками. И при помощи ног :)

#17 Priestone

  • Пользователь
  • 4518 сообщений
  • Имя:Владислав
  • Город:Челябинск

Отправлено 21 July 2017 - 09:37

Вставлю и свои пять копеек.

Цитата

1. Автор-то советов в курсе, что его тут перепечатывают? Да ещё без ссылок на ЖЖ.

Сам начал учиться фотографировать в 7 лет с подаренного моей маме "Вилия-Авто", она сама решила не углубляться в фотохимию и разумно рассудила, что уж кому это и будет интересно донельзя, так сыну (ну и правильно). Полный автомат (хотя был один полуавтоматический режим - приоритет диафрагмы). Примерно года полтора я мучительно наслаждался самостоятельным осваиванием "вилии" и фотоувеличителя Ленинград-4у. Немного помог фотокружок, на который записалась моя сестра, а ходил я (записаться можно было с третьего класса, а я был во втором). И совершенно мне автомат не мешал потому что самое сложное для меня тогда было в проявке пленки и печати снимков. И только когда мой дядька (мамин брат, тоже увлеченный фотолюбитель) увидел, что у меня раз от раза "химическая" часть становится всё стабильнее (и "автоматичнее" что ли?) именно тогда он предложил меняться. Конечно 9-летний ребенок повёлся. Так у меня появился "Зоркий-4", а "Вилия" - тю-тю. Химия не изменилась, а вот что такое экспопара я прочувствовал по самое не балуйся (ну не было тогда экспотройки прям во время съемки, поэтому и не оперировали понятием экспотройка так свободно, как сейчас, меняя светочувствительность хоть под каждый кадр). Экспонометра, кстати, у меня так никогда и не было. Дядька буквально натаскивал на определение экспопары "на глаз", учитывая время суток, чувствительность плёнки, облачность и т.д., вплоть до географического положения (с родителями часто переезжали - где только не жили: от Украины до Владивостока). Так что не всегда "автомат" - это ужас ужас и портит новичка. Каждому овощу своё время.

А что сказать глядя на сейчас? Фотохимию заменили программные "проявщики", фотоплёнку флешка с "равом", оптика та же. Если снимать ради фотофиксации окружающего, то достаточно смартфона и ВСЁ - на выходе готовый продукт. Если снимать интересуясь высокой художественной фотографией, то конечно же "фотошоп", RAW, специализированная фотокамера (не смартфон), приличное стекло, специализированный свет и много много много самоподготовки как в техническом (изучение программного обеспечения для обработки цифровых изображений и вообще компьютерная грамотность), так и в культурологическом и художественном совершенствовании (дабы не появлялись снимки очередного собачьего г... на пента-клубе :-) ).

Ну вот как-то так вот.

Сообщение отредактировал Priestone: 21 July 2017 - 09:44


#18 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 10:11

Картинка, и то, как мы ее видим - эволюционирует очень медленно. Потому "автомат / ручное / пленка / пластинка / пластилин / карандаш" - это только способы достижения результата.
Копеечным карандашом художник может нарисовать портрет / эскиз, который любой быстро запомнит, сможет в точности описать и легко опознать в жизни.
Но далеко не факт, что необходимое для этого умение можно компенсировать техникой фиксации.

Вообще - по мне - термин "высокохудожественная фотография" == "сферический конь в вакууме".
Есть понятные всем картинки. А есть понятные только автору снимки. Все просто.

Сообщение отредактировал ogre: 21 July 2017 - 10:11


#19 Йож

    ёж

  • Пользователь
  • 19328 сообщений
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 21 July 2017 - 10:13

Эх, а я вот начинал, как раз, с Зоркого... Безо всяких 4, тем более, 4К.
"Экспопару" мне объяснил отец: если солнечно, ставь диафрагму 8, а если пасмурно - 5.6. А выдержку делай 60. :)
Ну, это мне было лет 7, потому я и послушался, только, когда совсем уж было ярко-солнечно, делал 11 или выдержку 100 :) Ну и ИСО, то есть, чувствительность пленки: в зависимости, опять же, от погоды, 64 или 130.
Кстати, кадры, как ни странно, получались. Наверное, это и был такой вот "авторежим".
В общем, с покупкой зеркалки пришлось переучиваться заново.

#20 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 10:19

Я тут на барахолке нашел камеру. Броника, на 120 пленку. Состояние - отличное. Только... поменять ничего нельзя. Только кнопка затвора... Открыл книжку. А там так... В такую погоду - покупайте пленку А, в другую погоду - пленку Б... Подумал, и решил - я не на столько богат :)

#21 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 21 July 2017 - 10:23

<p>

Просмотр сообщенияogre сказал:

<br />Есть понятные всем картинки. А есть понятные только автору снимки. Все просто. <br />
<br /></p>

Не так уж просто: существуют фотогалереи, искусствоведы, фотоконкурсы и реклама в СМИ. Один рекламщик в конце прошлого века говорил, мол, дайте мне СМИ и я за конкретный срок сделаю вам президента из кого угодно.

#22 Bronko

  • Пользователь
  • 2729 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 21 July 2017 - 10:26

Просмотр сообщенияogre (21 July 2017 - 10:19) писал:

...Подумал, и решил - я не на столько богат :)
:) Не горячитесь.
Негатив до двух-трех стопов в пересвет легко простит. Т.е. 800 снять как 100-200 очень даже хорошо пойдет. Особенно Портру попробуйте. Обратный случай тоже прокатит, но похуже.

Сообщение отредактировал Bronko: 21 July 2017 - 10:27


#23 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 10:29

Просмотр сообщенияНиколаич сказал:

дайте мне СМИ и я за конкретный срок сделаю вам президента из кого угодно.
Ну а в чем противоречие? "Мы видим, то, что знаем". То, что не видно на фотографии "по первому просмотру" - можно донести отдельно. Чем рекламщики и занимаются. Профессионально.

Просмотр сообщенияBronko (21 July 2017 - 10:26) писал:

Негатив до двух-трех стопов в пересвет легко простит. Т.е. 800 снять как 100-200 очень даже хорошо пойдет. Особенно Портру попробуйте. Обратный случай тоже прокатит, но похуже.
Да просто уже есть варианты проще :). С двумя диафрагмами и двумя выдержками. Тех же лет.

#24 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 21 July 2017 - 10:30

Йож, а мне на "Смене", дело было летом в Пярну у моря, выставили 100 на 8. И я учился только определять метраж до обьекта на глаз. Пленка 65 ед обладала достаточной широтой, и больше половины кадров годились для печати.

#25 sontic

  • Модератор
  • 16736 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Отчество:Васильевич

Отправлено 21 July 2017 - 10:38

Просмотр сообщенияНиколаич сказал:

на "Смене"
Вот были времена...Романтика...

#26 Bronko

  • Пользователь
  • 2729 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 21 July 2017 - 10:39

Просмотр сообщенияogre (21 July 2017 - 10:29) писал:

...Чем рекламщики и занимаются. Профессионально.
Вот кто нибудь ответьте, пожалуйста, на вопрос. Зачем это всё начинающему фотографу-любителю?
Сына учил фотографировать. Про ИСО рассказал, но только с точки зрения шумов. А так приоритет диафрагмы, зона резкости, пересвет/недосвет правится экспокоррекцией +/-. На год-полтора за глаза и за уши.

#27 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 10:46

У меня была Смена-7. Но дышал я к ней сильно ровно, потому как она не позволяла мне в библиотеке переснимать нужные схемы! Потом я научился делать копии (правда, если удавалось утащить книгу домой) при помощи фотобумаги (только), но на этом мой интерес к фотографии заканчивался.

Зачем это всё начинающему фотографу-любителю?
Незачем. Если у него нет далеко идущих планов.

#28 Bronko

  • Пользователь
  • 2729 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Москва

Отправлено 21 July 2017 - 10:56

Просмотр сообщенияogre (21 July 2017 - 10:46) писал:

Зачем это всё начинающему фотографу-любителю?
Незачем. Если у него нет далеко идущих планов.
Даже если у него есть далеко идущие планы, первое время насмотренность какая-то должна появится, способность видеть кадр. Это в любом случае время, даже по учебникам, даже с преподавателем. А там уже и не начинающий вроде. Нет?

#29 ogre

  • Пользователь
  • 2926 сообщений
  • Город:Auckland, Aotearoa

Отправлено 21 July 2017 - 11:08

Просмотр сообщенияBronko (21 July 2017 - 10:56) писал:

первое время насмотренность какая-то должна появится, способность видеть кадр.
Все видят кадр одинаково. Но как его выбрать - описали художники. В своих учебниках (еще задолго до появления фотоаппаратов). Конечно, можно научится определять экспопару, однако с этим уже очень неплохо справляется автоматика. Особенно сотовых телефонов.

#30 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 21 July 2017 - 11:31

Просмотр сообщенияogre сказал:

...неплохо справляется автоматика. Особенно сотовых телефонов.

Вот оно ключевое слово! :) И ведь настанет когда-нибудь время, и телефоны будут выдавать картинку ничуть не хуже СФ камер. Хотя мне было бы удобнее надевать на голову нечто вроде маленького налобного фонарика, и в нужный момент, когда картинка сложилась, нажимать кнопочку "сохранить". :)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных