Перейти к содержимому


Ч/б пленки и ICE


Сообщений в теме: 56

#1 AZET

    cameraman

  • Пользователь
  • 1 350 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 26 Апрель 2006 - 23:34

...Но если не боязно специально подготовить к этому черно-белый прозрачный оригинал на основе сребряных кристаллов (слайд или негатив), формирующих изображение. Здесь как раз тот случай, когда нужно гору заставить идти к Магомету, если он сам физически подойти к горе не может. Металлическое серебро в эмульсии вполне реально заменить или органическим красителем или же солями неметаллов. Я выбрал второй путь как более доступный и дешевый. Просто отбелил пленку в растворе железосинеродистого калия, после чего на минуту погрузил ее в бачок с сернистым натрием. Металлическое серебро стало солями серы, негатив приобрел коричневый тон, но стал немного контрастнее, хотя и прозрачнее по видимой плотности. Зернистость в этом случае абсолютно не меняется, все плотности сохраняются. Далее идет сканирование в режиме цветного негатива (или позитива) с включенным ICE.
Заменить металлическое серебро на прозрачное вещество для инфракрасного ICE-сканирования можно кучей способов, стоит лишь открыть фоторецептурный справочник. Здесь важна идея, и я на нее наткнулся совершенно случайно - обнаружил в своем архиве коричневый негатив (обработанный в сернистом усилителе) и тут же его дал на зубок попробовать ICE. Результат - ни одной царапины и белой точки от грязи, предельно качественное изображение. Возможно, где-то в сети кто-то об этом уже писал, но мне не встречалось. Мои самые старые негативы прошли не через один увеличитель друзей и одноклассников, но являются самыми ценными, а сделать из них приемлемое изображение в принципе невозможно без аппаратного удаления грязи и царапин особенно, так что я без жалости их сейчас отбеливаю и тонирую в сепию. Кстати, тот самый, обработанный в сернистом натрие негатив, пролежал уже 25 лет в свернутом виде (рулончиком), и с его изображением ничего не случилось, в то время как серебряные пленки в некоторых местах пожелтели (плохая промывка, истощенный фиксаж и т. п.)
Сканирование в цветном режиме ч/б пленок по-любому предпочтительнее, так как в этом случае одним проходом сканера можно справиться с самыми контрастными и плотными изображениями. При самых тяжелых случаях устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1. В итоге результат даже не сравним с тем, что получается в сканировании черно-белого режима, где работает только зеленый канал - зачастую он не может "пробить" даже не критичесски плотный негатив, коих в наших архивах бывает большинство.

Сообщение отредактировал AZET: 26 Апрель 2006 - 23:41


#2 Vladimir P

    Сельский фотограф-теоретик

  • Пользователь
  • 5 189 сообщений
  • Город:Сибирь, однако

Отправлено 27 Апрель 2006 - 06:03

Идея очевидная и скорее всего правильная, хотя я ее тоже в опубликованном виде не встречал. В доминилабную эпоху, когда с работой в цвете были серьезные проблемы, для всяческих презентаций использовались подобные технологии. Собственно, я знал тогда две (прошло много лет, слайды с работы еще валяются, но рецептуры не помню совсем). Одна - это перекраска в тепло-коричневый тон, вторая - получение приятного темно-голубого цвета. И там, и там, если правильно понимаю, серебро замещается органикой и digital ICE должно работать.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.

Успехов. Владимир.

#3 fogary

  • Пользователь
  • 456 сообщений
  • Город:Москва, Зеленоград

Отправлено 27 Апрель 2006 - 09:28

AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:

... Просто отбелил пленку в растворе железосинеродистого калия, после чего на минуту погрузил ее в бачок с сернистым натрием...

Просмотр сообщения

Как считаете, коричневый вираж (тонер sepia) для бумаги, или усилитель для пленки, подойдут для обработки? Растворы, конечно, на основе сернистого натрия (сульфида натрия?).

AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:

При самых тяжелых случаях устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1.

Просмотр сообщения

Очень интересно, нужно будет попробовать.

#4 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2006 - 10:04

Спасибо за идею!

#5 Pentaxist

  • Пользователь
  • 208 сообщений
  • Город:Ижевск

Отправлено 27 Апрель 2006 - 14:13

AZET (27.4.2006, 0:33 MSK) писал:

устанавливаем экспозицию трех каналов с брекетингом в 1 ступень, например, красный +1; зеленый 0; синий -1.
Спасибо за наводку. Будем испытывать.

#6 VladLL

  • Пользователь
  • 865 сообщений

Отправлено 27 Апрель 2006 - 16:13

Идея интересная, спасибо, хотя как-то боязно снова куда-то макать плёнки :)
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же... :)

#7 fotofil

  • Пользователь
  • 714 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 27 Апрель 2006 - 21:48

Vladimir P (27.4.2006, 7:02 MSK) писал:

Идея очевидная и скорее всего правильная, хотя я ее тоже в опубликованном виде не встречал. В доминилабную эпоху, когда с работой в цвете были серьезные проблемы, для всяческих презентаций использовались подобные технологии. Собственно, я знал тогда две (прошло много лет, слайды с работы еще валяются, но рецептуры не помню совсем). Одна - это перекраска в тепло-коричневый тон, вторая - получение приятного темно-голубого цвета. И там, и там, если правильно понимаю, серебро замещается органикой и digital ICE должно работать.
Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю. Хотя, посмотрел сейчас в столе - сохранность "голубых" слайдов гораздо лучше обычных цветных той же 25-летней давности.

Успехов. Владимир.

Просмотр сообщения

Ч/б материалы действительно лучше тонировать косвенным способом в р-ре сульфида натрия.Изображение сохраняется гораздо дольше по времени из-за высокой стойкости,имеет более мелкое зерно,и больший ДД(на глаз).Кстати,эта же идея пришла мне в голову тоже сегодня,после попадания на глаза крашеной сульфидом пленки...Правда,что Айс будет работать с таким изображением- сомневаюсь....Надо попробовать. :)

#8 AZET

    cameraman

  • Пользователь
  • 1 350 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2006 - 21:59

VladLL (27.4.2006, 17:12 MSK) писал:

Идея интересная, спасибо, хотя как-то боязно снова куда-то макать плёнки :)
Уважаемый AZET, а вот насчёт одного зелёного канала в режиме черно-белого сканирования - у Вас какой сканер, это к Никоновским относится, как думаете? Я в своё время экспериментировал со своим 4-м Крутосканом и как-то явного преимущества при цветном сканировании не ощутил - в итоге остановился на стандартном режиме - и файлики на 2/3 менюше, опять же... :)

Просмотр сообщения

Сканер Минольта 5400. Родной софт. В моем случае сканирование ч/б в цветном режиме однозначно дает лучший результат даже если все каналы экспонируются одинаково, то есть без вмешательства в каждый из них по экспокоррекции. Особенно это заметно на плотных негативах - нет резких провалов в светАх. А конечный файл остается таким же по размеру как и ч/б изначальный, потому что после такой сканежки цветовая информация отбрасывается в фотошопе. На благоприятных к сканированию в одном канале ч/б негативах такой разницы я тоже не вижу, но как только попадается что-нибудь из осенних туманов и солнечных контрастов - тут только в цветном режиме выехать можно. В этом случае эффект пастеризации на тончайших переходах также исчезает: три канала - не один.
При попытке установить на предскане разную экспозицию в цветовых каналах изображение может приобретать самые дикие цвета, но смотреть надо в корень, то есть на гистограммы каналов: как только там все собертся до кучи - у каждого своя часть (тени, середина или света) - так можно и сканировать. После перевода картинки в ч/б все становится на места.
До недавнего времени очень контрастные негативы я вытаскивал, сканируя их по два-три и даже пять раз с разной экспозицией и складывал все это в специальной утилите. Сейчас в редких случаях сканирую один ч/б негатив два раза с разной экспозицией в цветном режиме, причем каждый скан идет с брекетингом экспозиции по каналам. В обычном ч/б режиме меньше пяти проходов в тяжелых случаях не получалось.
По поводу боязни обработки негативов. Во-первых, всегда сначала пробуют на малом. Если понравилось - флаг в руки. Мне понравилось.

Сообщение отредактировал AZET: 27 Апрель 2006 - 22:01


#9 AZET

    cameraman

  • Пользователь
  • 1 350 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2006 - 22:07

Правда,что Айс будет работать с таким изображением- сомневаюсь....Надо попробовать. :)

Просмотр сообщения

[/quote]
У меня работает. Не думаю, что будет проблема на других сканерах, принцип-то один. Отпишите о результатах, очень интересно. У меня ICE работает и на серебряных негативах, только несколько странновато, с подчеркиванием мелких темных деталей с почти полным исчезновением фактуры зерна а заодно и фактуры предметов.

#10 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2006 - 22:12

AZET (27.4.2006, 22:58 MSK) писал:

Сканер Минольта 5400. Родной софт...

Просмотр сообщения

Понятно. У меня был опыт мучения с Минольтой с родным софтом. С ч/б пленок вытащить полный диапазон практически невозможно, несмотря на заявленный ДД 4 с лишним D. На Никоне такие ухищрения излишни.

#11 AZET

    cameraman

  • Пользователь
  • 1 350 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 27 Апрель 2006 - 22:45

HSV (27.4.2006, 23:11 MSK) писал:

Понятно. У меня был опыт мучения с Минольтой с родным софтом. С ч/б пленок вытащить полный диапазон практически невозможно, несмотря на заявленный ДД 4 с лишним D. На Никоне такие ухищрения излишни.

Просмотр сообщения

Видимо, у Никона в черно-белое сканирование заложена на аппаратном уровне зкспозиция по всем каналам одновременно с последующим их сложением и отбрасыванием цветовой информации при отправке файла на сохранение. Наверняка так.

#12 VladLL

  • Пользователь
  • 865 сообщений

Отправлено 27 Апрель 2006 - 23:02

Судя по всему, что-то типа того: я вот сейчас вернувшись с работы как раз досканирую вчера проявленную плёночку... По крайней мере, в Никонскане во время превью при переключении с Grayscale на Color режим физического пересканирования не происходит - просто появляется информация по цветовым каналам (причём гистограммы разные). Подозреваю, что и во время основного скана происходит то, что Вы описали.

#13 fotofil

  • Пользователь
  • 714 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 28 Апрель 2006 - 19:37

Уважаемый Пентаклубовцы! Пожалте,резалты сканирования вирированного сернистым натрием негатива.Это кропы со скана Минолта5400 с родным драйвером на максимальных настройках.Как(надеюсь)видно,Айс действительно работает с крашеными пленками,но,конечный результат на мой взгляд,как бы не полный по степени воздействия на дефекты.

Прикрепленное изображение: Фрагмент_чб_ноайс.jpgПрикрепленное изображение: Фрагмент_грейн_чб.jpgПрикрепленное изображение: Фрагмент_цв_айс.jpg

#14 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 26 Май 2006 - 11:13

fotofil (28.4.2006, 20:36 MSK) писал:

...но,конечный результат на мой взгляд,как бы не полный по степени воздействия на дефекты

Просмотр сообщения

Просто царапина слишком большая

#15 fotofil

  • Пользователь
  • 714 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 28 Май 2006 - 07:31

Царапина не слишком большая,если учесть что это кроп из кадра 5000(с копейками)пикселов по длинной стороне,причем,я его не ужимал для выкладывания.В Шопе линейка показывала размер 60см у исходного файла...так что увеличение приличное.На "настоящем" цветном негативе такие царапины ликвидируются полностью.Было бы интересно увидеть результаты испытаний еще кого-нибудь из наших одноклубников...

#16 Dmitry Logatchev

    Я еще не научился фотографировать

  • Пользователь
  • 20 558 сообщений
  • Город:St. Petersburg, Russia

Отправлено 28 Ноябрь 2006 - 21:48

Просмотр сообщенияVladimir P (27.4.2006, 6:02) писал:

Засада только одна с ходу видится. За свои серебряные материалы я спокоен, а сколько проживет перекрашенный слайд - не знаю.
А если отбелить негатив, то есть перевести серебро в галлогенид, потом в таком виде отсканировать с использованием инфракрасного канала (digital ICE), после чего опять восстановить металлическое серебро в эмульсии?

#17 Chaoss

  • Пользователь
  • 3 сообщений
  • Город:Saint-Petersburg

Отправлено 26 Январь 2007 - 14:03

Просмотр сообщенияAZET (27.4.2006, 22:44) писал:

Видимо, у Никона в черно-белое сканирование заложена на аппаратном уровне зкспозиция по всем каналам одновременно с последующим их сложением и отбрасыванием цветовой информации при отправке файла на сохранение. Наверняка так.
Так и есть, причем на Nicon CoolScan V при ч/б сканировании цветовая информация не отбрасывается даже при сохранении - в сохраненном тифе присутствуют три канала и изображение имеет определенный цветовой оттенок.

#18 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 26 Январь 2007 - 17:07

Просмотр сообщенияChaoss (26.1.2007, 14:02) писал:

Так и есть, причем на Nicon CoolScan V при ч/б сканировании цветовая информация не отбрасывается даже при сохранении - в сохраненном тифе присутствуют три канала и изображение имеет определенный цветовой оттенок.
Менять настройки с "Negative CalibratedRGB" на "Negative Monochrom" не пробовали? :)

#19 Chaoss

  • Пользователь
  • 3 сообщений
  • Город:Saint-Petersburg

Отправлено 02 Февраль 2007 - 13:24

Просмотр сообщенияHSV (26.1.2007, 17:06) писал:

Менять настройки с "Negative CalibratedRGB" на "Negative Monochrom" не пробовали? :)
Даже не знаю, где такие настройки в родном софте. Не подскажите?

#20 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 03 Февраль 2007 - 08:40

Просмотр сообщенияChaoss (2.2.2007, 13:20) писал:

Даже не знаю, где такие настройки в родном софте. Не подскажите?
Прошлый раз писал названия по памяти и немного наврал. В общем я про это:
Прикрепленное изображение: Untitled_2.jpg Прикрепленное изображение: Untitled_1.jpg
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.

#21 fotofil

  • Пользователь
  • 714 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 03 Февраль 2007 - 12:14

Просмотр сообщенияHSV (3.2.2007, 10:36) писал:

Прошлый раз писал названия по памяти и немного наврал. В общем я про это:
Прикрепленный файл attachment Прикрепленный файл attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
Уважаемый HSV! Прошу пояснений насчет Calibrated RGB- это возможность калибровки?

#22 HSV

  • Администратор
  • 13 853 сообщений
  • Имя:Сергей
  • Город:Москва

Отправлено 05 Февраль 2007 - 12:30

Просмотр сообщенияfotofil (3.2.2007, 12:10) писал:

Уважаемый HSV! Прошу пояснений насчет Calibrated RGB- это возможность калибровки?
По-моему смысл приставки "Calibrated" в данном случае в том, что в предустановках можно задавать вариант RGB: sRGB или NikonRGB (пространство сканера - шире, чем sRGB, но не совпадающее с AdobeRGB). Можно ли при помощи никоновского драйвера создавать профиль конкретного сканера и добавлять его - не знаю, просто не задавался таким вопросом.

#23 fotofil

  • Пользователь
  • 714 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 05 Февраль 2007 - 14:40

Просмотр сообщенияHSV (5.2.2007, 14:26) писал:

По-моему смысл приставки "Calibrated" в данном случае в том, что в предустановках можно задавать вариант RGB: sRGB или NikonRGB (пространство сканера - шире, чем sRGB, но не совпадающее с AdobeRGB). Можно ли при помощи никоновского драйвера создавать профиль конкретного сканера и добавлять его - не знаю, просто не задавался таким вопросом.
Понял. Я предполагал, что можно и откалибровать какую-то конкретную эмульсию, дабы не сталкиваться с произволом автомата.

#24 Chaoss

  • Пользователь
  • 3 сообщений
  • Город:Saint-Petersburg

Отправлено 12 Февраль 2007 - 18:10

Просмотр сообщенияHSV (3.2.2007, 8:36) писал:

Прошлый раз писал названия по памяти и немного наврал. В общем я про это:
Прикрепленный файл attachment Прикрепленный файл attachment
При таких настройках Вы получите greyscale файл с одним каналом.
Век живи - век учись... =)

#25 Dmitry Logatchev

    Я еще не научился фотографировать

  • Пользователь
  • 20 558 сообщений
  • Город:St. Petersburg, Russia

Отправлено 15 Февраль 2007 - 21:54

Просмотр сообщенияDmitry Logatchev (28.11.2006, 21:44) писал:

А если отбелить негатив, то есть перевести серебро в галлогенид, потом в таком виде отсканировать с использованием инфракрасного канала (digital ICE), после чего опять восстановить металлическое серебро в эмульсии?
?

#26 BatYa

  • Пользователь
  • 283 сообщений
  • Город:С.-Петербург

Отправлено 22 Февраль 2007 - 00:09

Просмотр сообщенияDmitry Logatchev (28.11.2006, 21:44) писал:

А если отбелить негатив, то есть перевести серебро в галлогенид, потом в таком виде отсканировать с использованием инфракрасного канала (digital ICE), после чего опять восстановить металлическое серебро в эмульсии?
Полагаю, что ничего хорошего из этого не получится -- галогенид будет полупрозрачным, с небольшой оптической плотностью...
Вот если бы умудриться на лету пленку отбеливать -- между сканированием основного изображения и сканированием в ИК... :) :)

#27 Dmitry Logatchev

    Я еще не научился фотографировать

  • Пользователь
  • 20 558 сообщений
  • Город:St. Petersburg, Russia

Отправлено 27 Февраль 2007 - 02:11

Просмотр сообщенияBatYa (22.2.2007, 0:05) писал:

Полагаю, что ничего хорошего из этого не получится -- галогенид будет полупрозрачным, с небольшой оптической плотностью...
Вот если бы умудриться на лету пленку отбеливать -- между сканированием основного изображения и сканированием в ИК... :) :)
Небольшая оптическая плотность - это не беда, а вот проницаем ли галлогенид для ИК излучения?

#28 Д. Гусев

  • Пользователь
  • 3 сообщений

Отправлено 25 Декабрь 2007 - 19:54

Наверное это тему уже закрыли, но мне нужна помощъ.
Прочитав много инфы по переводу серебра в его соли и даже попробовав лично тонировать в сепию пару кусков ч\б серебрянной пленки в сепию набором от FOMATONER SEPIA, могу с уверенностью сказать что ничего не убирается айсом. Было серебро, стало сернистое серебро и то и другое не прозрачно для ИК-лучей. Как же некоторые люди получили чистку айсом - непонимаю.
Сканил родным Никоновским софтом, сканер Кулскан V.

Вот покопался и нашел инфу в справочнике по фотографии:
"Тонирование (вирирование) - процесс окрашивания фотографического изображения. Это достигается превращением серебра изображения в какое-либо окрашенное соединение серебра или заменой его другим металлом или красителем.
.........
Тонирование красителями применяют в основном для окрашивания диапозитивов."
эм ... диапозитивы это те которые смотрят на просвет при помощи диапроектора. Получается единственный вариант сжевать Айсу ч\б серебрянную пленку это заменить серебро на органический краситель, который будучи прозрачен для света прокатит наверное и для ИК-лучей. Вот есть ли в продаже готовые наборы для такого тонирования и как они называются?
Заранее спасибо=)

Сообщение отредактировал Д. Гусев: 25 Декабрь 2007 - 20:27


#29 Pentax911

  • Пользователь
  • 875 сообщений

Отправлено 31 Декабрь 2007 - 11:47

Просмотр сообщенияfotofil (5.2.2007, 14:39) писал:

Понял. Я предполагал, что можно и откалибровать какую-то конкретную эмульсию, дабы не сталкиваться с произволом автомата.

В сторонней программе SF можно полноценно работать с CMS. Выбираем пространство (хоть Lab), Intent и т.д.
А вот профиль сканера...надёжным будет только созданный в PM в разделе Camera.
Хотя я пользую созданный путём встроенной системы калибрации, идущей с SF и прилагаемыми для этого мишенями. В принципе хватает, но буду пробовать переходить на вариант PM.
Профили на каждую плёнку....сомнительно, весьма сомнительно, не нужная эта вещь, мало того, порою вредная

#30 Д. Гусев

  • Пользователь
  • 3 сообщений

Отправлено 10 Февраль 2008 - 20:05

Прошу тех, кто пробовал тонировать ч\б негативы и потом получил хорошие результаты при скане с Digital ICE отпишите какой рецепт использовали при этом, какой режим обработки, какой софт для скана и его настройки. Заранее спасибо.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных