Перейти к содержимому


Ликбез по вспышкам. HSS и псевдо-HSS, выдержка синхронизации, длительность вспышки, мощь вспышки. Излагаю попрактичнее, но есть и немного науки


Сообщений в теме: 82

#1 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 07:55

Практичное введение в особенности свечения вспышки. Немного науки - в тех пределах в которых нужно знать фотографу об особенностях свечения вспышки.

Прежде всего, в случаях:

Для съемки быстродвижущихся предметов.
Для съемки при большом количестве нерегулируемого освещения помимо вспышки (солнце, например).

Был удивлен, что даже опытные фотографы, имеющие весьма впечатляющие примеры работ, не всегда хорошо представляют как именно светит вспышка. Решил поделиться знаниями.

Вся наука - по минимуму. Только самое необходимое для понимания.

Выдержка синхронизации. Почему так важно это понятие при работе со вспышками.
Что такое HSS и псевдо-HSS, как они позволяют обойти выдержку синхронизации
Длительность вспышки, длина выдержки, "заморозка" быстродвижущихся объектов.
"Мощь" вспышки, ведущее число.
Жесткий и мягкий свет, светомодификаторы.
Сопутствующие вещи - отражатели.
Альтернативные решения.

Буду писать тут ниже.

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 16:49


#2 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 09:25

Выдержка синхронизации

Это одно из самых базовых понятий при работе со вспышкой.

Конструкция затвора серьезно ограничивает выдержку, при использовании вспышки.
Исключение - полностью или частично снимают ограничения (и добавляют другие органичения):
  • использование т.н. режима HSS вспышек
  • использование центрального затвора, доступного с некоторыми среднеформатными камерами или с некоторыми компактными фотоаппаратами
  • обходные маневры, называемые псевдо-HSS
  • отказ от вспышек, переход к постоянному свету
HSS и псевдо-HSS будут отдельно подробно описаны ниже.

Все ниже изложенное относится к наиболее распространненому случаю: использование любой вспышки (накамерной, встроенной или студийной) с зеркальным или беззеркальным фотоаппаратом. Считаем, что HSS отсутствует или выключен.

Почти все и старые и современные зеркальные и беззеркальные фотоаппараты используют шторный или ламельный затвор, который задает жесткое ограничение на работу со вспышкой. Наличие центрального затвора, относительно свободного от такого жесткого ограничения - очень редкое исключение.

На долгих выдержках, которые длиннее так называемой "выдержки синхронизации":
  • затвор полностью открывает кадр на время, определяемое заданной выдержкой,
  • потом срабатывает вспышка, свет попадает на светочувствительную матрицу или фотопленку,
  • затем затвор полностью закрывается.
Для цифровых зеркальных фотоаппаратов на сегодня у всех моделей это выдержка 1/180 секунды. То есть с Pentax при использовании выдержек 1/180, 1/160, 1/100, 1/60, 1/30 и т.п. можно без ограничений снимать со вспышкой.

Хорошо проиллюстрировано это здесь, например (выдержка синхронизации обозвана термином "X Sync"): http://wiki.pocketwi...High_Speed_Sync

Изображение

Или здесь: http://fimpuls.ru/es...-sinhronizacii/



При сокращении выдержки производители фотоаппаратов столкнулись с усложнением шторных или ламельных затворов. И решили пойти обходным путем:
  • затор открывает кадровое окно,
  • не дожидаясь, пока кадровое окно откроется полностью, затвор начинает закрываться.
Таким образом, на выдержках, короче "выдержки синхронизации" (для современных зеркалок Pentax это - 1/250, 1/350, 1/500, 1/1000 и т.п.) мы получаем что вдоль кадра движется щель, через которую на светочувстительную матрицу или фотопленку попадает свет. Обычно, чем короче выдержка - чем уже эта щель.

Что хорошо проиллюстрировано тут (приведенные ниже иллюстрации взяты из тех же источников, что и иллюстрации выше):

Изображение
А тут видно если выдержка короче, то щель - уже:
Изображение
Вот здесь показана работа в комплесе всей системы - "прыгающая диафрагма", зеркало и затвор. Щель открывающегося затвора очень узкая, разглядеть сложно:



При съемке с постоянным светом особых неудобств мы не испытвает как при съемке на выдержках короче выдержки синхронизации (когда затвор открывается лишь узкой щелью) так и при съемке на выдержах длиннее выдержки синхронизации (когда затвор открывается полностью).

Если снимать при использовании постоянного света или вспышек в режиме HSS не быстродвижущиеся объекты, то затруднений фотограф не испытвает. При съемки с постоянным светом или при фотосъемке с использованием вспышки в режиме HSS особенности работы затвора на выдержках короче выдержки синхронизации влияют на результат съемки очень быстродвижущихся объектов:
  • объекты, движущиеся в направлении противоположенном шторкам/ламелям укорачиваются на фотографии
  • объекты, движущиеся в направлении совпадающим со шторками/ламелями удлинняются на фотографии
  • объекты, занимающие значитетльную долю кадра и движущиеся перпендикулярно движению шторок/ламелей искажаются в форме наподобнее параллелограмма.
Как выглядит такое искажение в экстремальных случаях хорошо проиллюстрировано тут:

http://webs.lanset.c.../flash/hss.html
ИзображениеИзображение

Но это крайний случай.

А вот при использовании вспышки без HSS имеем совсем другую проблему. Дело в том, что зачастую вспышка светит совсем недолго, меньше времени, чем узкая щель затвора движется вдоль кадра на выдержках короче выдержки синхронизации. И результате мы имели бы частично освещенный вспышкой кадр, например, как на иллюстрации:

Изображение

На иллюстрации выше более темная часть кадра с девочкой освещена за счет постоянного солнечного освещения, а более светлая часть кадра еще и за счет вспышки.

Аналогичная проблема встречается при использовании не очень качественных или не очень современных радиосинхронизаторов вспышек или при севших батарейках в радиосинхронизаторах - даже при съемке на выдержке равно выдержке синхронизации в кадре видны шторки. В этом случае, фактически, получается, что выдержка синхронизации системы "фотоаппарат+радиосинхронизатор" хуже (длиннее), чем выдержка синхронизации самого фотоаппарата.

Когда отсутствует постоянное освещение или оно слишком слабо и кадр освещен только за счет вспышки, то видим еще более темные края:

http://club.foto.ru/forum/11/676625
Изображение

На практике многие современные фотоаппараты учитывают этот момент:
  • фотоаппараты или перестают посылать сигнал на горячий башмак, когда выдержка короче выдержки синхронизации, если в горячий башмак установлена вспышка или синхронизатор вспышек, которые не совместимы по всем контактам (будет описано ниже что это)
  • или сами включают HSS (будет описан подробнее ниже) во избежание такой проблемы
  • или не дают выставить выдержку короче выдержки синхронизации, если на горячий башмак установленна вспышка с поддержкой всех контактов
http://strobist-ru.l....com/75478.html
Изображение

Вывод

В общем случае при использовании вспышки снимаем на выдержке равно "выдержке синхронизации". Для современных цифровых Pentax это 1/180. Это можно делать с любой вспышкой

Если нужна выдержка короче, то, как правило, используется режим HSS, но для этого годится уже не всякая вспышка и не всякий синхронизатор.

Обратная ситуация - использовать выдержки длинее выдержки синхронизации нужно в случаях:
  • когда наша система из нескольких устройств (фотоаппарат, радиосинхронизатор, вспышка) неспособны работать на выдержке синхронизации и мы видим по краям кадра (иногда по одному краю, иногда по обоим краям) темную полосу с нерезкой границей - это мы видим ламеля/шторки затвора фотоаппарата.
  • когда мы желаем, чтобы постоянный свет оказывал большее влияние на результат (опишу ниже).
  • для спецэффектов с шлейфом в кадре (в этом случае еще полезна синхронизация по второй шторке)


#3 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 10:08

Выдержкой свет вспышки не регулируют
или правильнее будет сказать так: "экспонирование кадра вспышкой не зависит от выдержки"

Это второе базовое понятие при работе со вспышкой.

Есть одно мутное исключение из этого правила - использование технологии работы со вспышкой называемой "псевдо-HSS" (будет описано ниже). Режим же истинного HSS будет описан отдельно, так как имеет свои особенности.

Вспышка светит очень недолго, как правило существенно меньше того времени, что открыт затвор фотоаппарата. Следовательно, кадр формируется так (считаем, что речь идет о простом использовании вспышки, режим HSS не рассматривается, там есть некоторые особенности):
  • открывается затвор, вспышка еще не светит.
  • постоянный свет начинает формировать фотоснимок
  • загорается вспышка
  • формируется изображение за счет вспышки
  • гаснет вспышка
  • продолжает формироваться кадр за счет постоянного света
  • закрывается затвор
В том случае, если постоянный свет слишком слаб, то еще проще:
  • открывается затвор
  • светочувствительная матрица или фотопленка готовы принять свет и сформировать изображение, но слишком темно
  • загорается вспышка
  • формируется изображение за счет вспышки
  • гаснет вспышка
  • все еще светочувствительная матрица или фотопленка готовы принять свет и сформировать изображение, но слишком темно
  • закрывается затвор
Проиллюстрировано это здесь: http://www.si-foto.c...sinhronizatsii/
Изображение

Предварительный импульс, показанный на картинке выше, может быть, а может и не быть.
Сейчас обратите внимание на принцип - до вспышки и после вспышки затвор открыт. То есть мы всегда имеем некий буфер, зазор по времени до срабатывания вспышки и после ее срабатывания.

Таким образом, как бы мы не меняли выдержку - на освещение непосредственно от вспышки повлиять мы не можем.

Сделано это не просто так:
  • вспышка разгорается не мгновенно (подробно это будет описано ниже), ей нужно какое-то время для получения стабильного результата.
  • задействуется много устройств (вспышка, возможно, еще одна или несколько вспышкек, затвор, синхронизатор, возможно несколько синхронизаторов), все эти устройства могут сработать в неподходящий момент времени, таким образом буфер/зазор по времени дает дополнительную гарантию, что какое то из устройств не выпадет слишком далеко по времени относительно остальных.
В общем случае, укорачивать выдержку короче выдержки синхронизации мы не можем также и по причине описанной выше - увидим в кадре шторки/ламели или умный фотоаппарат, зная заранее, что мы увидим шторки/ламели, просто перестанет давать команду вспышке. Исключение - режим HSS (будет описан ниже)

Удлиннять выдержку мы можем. Зачем это делать - описано ниже.

Вывод

При использовании вспышки:
  • у фотографа исчезает возможность регулировать свет от вспышки выдержкой
  • остается возможность регулировать свет от вспышки диафрагмой и светочувствительностью матрицы.
  • дополнительно появляется возможность регулировать свет от вспышки, управляя мощностью самой вспышкой.


#4 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 11:00

Согласованные (системные, TTL) или не согласованные (простые) вспышки

Автоматика фотоаппарата учитывает освещенность снимаемой сцены заранее, до того как откроется затвор и будет сделан снимок.

В простейшем случае вспышка срабатывает только тогда, когда затвор уже открыт, следовательно, тогда у автоматики фотоаппарата нет возможности учесть как влияется на освещение сцены вспышка. И фотограф должен вручную устанавливать параметры для фотосъемки и на вспыше и на фотоаппарате. То есть режим М и на вспышке и на фотоаппарате.

Обратите внимание: даже самые дорогие вспышки в мире, чья цена сопоставима со стоимостью автомобиля, не включают в себя автоматику. То есть без автоматики снимать можно и можно снимать очень хорошо.

Если нам нужна автоматика?

Если мы посмотрим на "горячий башмак" (это такой держатель вспышки с контактами, расположенный на верхней стороне фотоаппарата, "горячий" означает, что там есть контакты, есть еще "холодные башмаки" это просто держатели без контактов), то увидим, что контактов очень много.

http://kmp.bdimitrov...shoe/index.html
Изображение

Это множество контактов и используется для взаимодействия автоматик вспышки и фотоаппараты. Важный момент: расположение и значение контактов у разных производителей фотоаппаратов различно. Для совместной работы автоматики вспышки и автоматики фотоаппарата вспышка должна быть совместима (согласована) с фотоаппаратом.

Особое значение имеет центральный контакт. Его понимают все вспышки, которые можно установить в "горячий башмак" (есть очень редкие исключения). Вы можете установить в Pentax вспышку от Canon и она будет работать благодаря центральному контакту. Но будет работать без автоматики, потому как остальные контакты, кроме центрального, у Pentax и Canon различаются.

Для работы с поддержкой автоматики с фотоаппаратом Pentax нужна вспышка, которая поддерживает современные фотоаппараты Pentax. Подобные вспышки называются системными, согласованными, TTL-вспышками. Старые модели вспышек не поддерживают современную автоматику, хотя и поддерживают старую автоматику. К примеру, вспышки серии FTZ будут работать с автоматикой самый первых цифровых зеркалок Pentax, но для работы с современными зеркалками Pentax нужны вспышки с маркировкой FGZ.

Все едино - полноценная автоматика не будет доступна при использовании: вспышек изначально не предназначенных для Pentax (Canon, Nikon и пр.) или предназначенных для очень старых Pentax или вспышек без автоматики.

Также автоматика становится недоступной, если используются радиосинхронизаторы или кабеля без полноценной передачи всех контактов с "горячего башмака" фотоаппарата, или простая светосинхронизация (есть еще светосинхронизация P-TTL с поддержкой автоматики).

Для систем Nikon/Canon выпускается довольно много вспышек и радиосинхронизаторов с поддержкой автоматики, в том числе и нефирменных. Для же Pentax - крайне мало.

Исключение, частичная замена полной автоматике

Если вспышка вносит несущественный вклад в световой рисунок, то можно попытаться снимать при включенной автоматики фотоаппарата, но при отключенной/отсутствующей автоматики вспышки.

Многие фотографы ошибочно считают, что фотоаппарат при этом учитывает вспышку. Но это не так. Фактически, мы имеем в этом случае съемку "на авось": авось, вспышка не испортит фотографию.

Можно использовать независимую от фотоаппарата автоматику вспышки: режим "А", т.н. "автоматический". В этом режиме вспышка использует свой встроенный датчик освещенности и сама решает, когда прекратить светить. Но это только частичная замена полноценной согласованной работе автоматики вспышки и фотоаппарата.

Иногда автоматика нужна только для поддержки удаленного управления вспышками, чтобы не бегать, к примеру, на другой конец большого зала в котором фотограф снимает какое-то мероприятие. Для реализации этой задачи многие современные вспышки могут управляться на расстоянии по радио. http://www.penta-clu...B2%D0%BB%D0%B5/ Фактически это ручной режим.
Но бегать никуда не нужно.

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 15:03


#5 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 11:24

Сколько раз вспыхивает вспышка для съемки одного кадра
и зачем она это делает
  • Простейший случай - один вспых.
  • Для работы автоматики - вспышка делает предварительный слабый вспых, в этом время затвор закрыт и фотоаппарат производит замер освещенности, затем затвор открывается и делается второй, основной вспых. Реализовано это так, чтобы наш глаз, по возможности, не замечал множественности вспыхов, вспышки идут с очень небольшой паузой.
  • Для борьбы против красных глаз - вспышка делает сравнительно сильный вспых, затем идет пауза для сужения зрачков глаз и основной вспых.
  • Для использовании нескольких вспышек ведущая вспышка, перемигиваясь наподобие "азбуки Морзе" отдает ведомым вспышкам команды. Вспышки эти не сильные, но их можно заметить.
  • Режим стробоскопа (иногда называется multi) - используется для того, чтобы можно было запечатлеть несколько фаз движения. Количество вспышек и паузы между ними фотограф может задавать по своему усмотрению в каких то пределах.
http://dailylife.su/...a-odnom-snimke/
Изображение

http://strobius.com....stroboskop.html
Изображение

Некоторые люди, т.н. на сленге фотографов "моргунчики" успевают полуприкрыть или вовсе закрыть глаза из-за вспомогательных предварительных вспышек. Если Вам попался такой "моргунчик" - отлючите автоматику, переведите вспышку и фотоаппарат в режим М, и вероятность сделать нормальный кадр с таким человеком резко повыситься.

http://club.foto.ru/forum/5/102298

Для борьбы с "моргунчиками" и "красными глазами" также хорошо сильное постоянное освещение, помимо самой вспышки. Чтобы зрачки были сужены и глаза не напрягались.

http://hostingkartinok.com/foto/3746/
Изображение

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 14:53


#6 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 13:12

Высокоскоростная синхронизация или HSS

Выше было описано почему нельзя простым образом снимать на выдержках короче выдержки синхронизации. Суть - вспышка светит слишком недолго, узкая щель, которой открывается затвор, не успевает обежать весь кадр.

В технологии HSS это обходят весьма прямолинейно: удлинняют время свечения вспышки за счет множественных срабатываний.
Хорошо проиллюстрировано тут: www.si-foto.com/samyiy-vazhnyiy-sekret-vyiderzhki-sinhronizatsii/

Изображение

Достоинства:
  • обходим ограничения выдержки синхронизации
Недостатки:
  • более жесткая эксплуатация вспышки - большой нагрев лампы
  • менее эффективное использование энергии, запасенной для вспышки в конденсаторе
  • сложная синхронизация с фотоаппаратом
Штатно Pentax предусмотрел использование HSS только с совместимыми (системными, TTL-вспышками). Фотоаппарат на выдержках короче выдержки синхронизации (короче 1/180) просто не будет подавать с горячего башмака команду вспышке, что "пора загореться", если только в горячий башмак не установлена системная (совместимая, TTL) вспышка, на которой включен режим HSS. У других производителей фотоаппаратов также есть ограничения, связанные с запуском HSS.

По этой причине, производители вспышек и синхронизаторов, задумавшие реализовать HSS без полной поддержки автоматики, вынуждены "обманывать фотоаппарат". Например, для Pentax есть такое решение: http://www.penta-clu...bc%d0%b0%d1%85/

К сожалению, для Pentax на сегодня не существует радиосинхронизаторов с поддержкой HSS без необходимости применения системных (согласованных, TTL-вспышек) как для Nikon/Canon. Поэтому необходимым условием для работы HSS с Pentax является наличие как миниумум одной дорогой системной (совместимой, с поддержкой TTL) вспышки, которая должна быть установлена в горячий башмак фотоаппарата (или соединена с ним кабелем). Вторая, третья и пр. вспышки уже могут быть дешевыми, не совместимые с Pentax, лишь бы в них была поддержка HSS в ручном режиме.

Применение HSS. Для чего

Может показаться, что, поскольку целью создания технологии HSS является обход ограничения шторных/ламельных затворов, обход ограничения на очень короткие выдержки, то HSS нужно для "заморозки" быстродвижущихся объектов. Однако это не основное применение HSS, так как при съемке со вспышкой существуют более простой и очень качественный метод "заморозки", он будет описан ниже.

Наиболее частое применение HSS - это съемка при сильном постоянном освещении, которое невозможно от регулировать (например, солнце).

Подобное освещение может создать фотографу следующие проблемы:
  • слишком глубокие тени ("по умному" решение этой проблемы фотографом называется "заполнение теней", а свет, которым пользуется для этой цели фотограф, называется "заполняющим светом")
  • слишком сильные света (небо легко выбивается в совершенно белое, хотя должно быть какого-то голубого или синего оттенка)
При необходимости скорректировать световой рисунок, ситуация, скорее всего, усугубится. Как и зачем корректировать световой рисунок доходчиво описано у Ильи Рашапа, правда там не HSS и не яркий солнечный свет, но для того, чтобы понять про световой рисунок вообще почитать стоит: http://rashap.livejo...com/233327.html

Фотографу-любителю хоть и нет необходимости в составлении сложных световых схем, но может быть полезным элементарный прием: подсветка контуров лица или фигуры сзади, чтобы дополнительно подчернуть главный объект. Посвечивать контуры сзади или сзади-сбоку можно хоть солнцем хоть вспышкой, но для подсветки лица спереди нам понадобится еще один источник света.

Часть этих проблем корректируется и без вспышки вовсе. Например, для подсветки глубоких теней на лице очень часто используется ассистент, который держит отражатель.

http://strobist.ua/s...otrazhatel.html
Изображение
Изображение

http://www.fotorefit...osyemka/80.html
Изображение

Достаточно даже одного отражателя, получаются очень эффектные кадры.

Если же мы вместо отражателя решили применить именно вспышки на ярком солнечном свете и у нас нет возможности использовать HSS, то получим следующее:
  • выдержку придется установить не короче 1/180, иначе мы не увидим вспышку вовсе
  • на ярком солнечном свете закономерно диафрагму нужно будет закрыть, а светочувствительность снизить, иначе солнечный свет превратит нам весь кадр в абсолютно белый
  • а при закрытой дифрагме и минимальной светочувствительность вспышка внесет очень небольшой вклад в результат, мы можем и не увидеть разницы что со вспышкой, что без нее, ибо большинство накамерных вспышек довольно слабы, да и очень многие студийные также слабы при ярком солнечном свете.
  • при закрытой диафрагме получим огромную глубину резкости и столкнемся с художественной проблемой - таким образом главный объект не будет отделен от фона визуально, за счет нерезкости фона.
Переход к HSS позволяет эти проблемы решить. Как только мы включаем вспышку в режим HSS, так получаем возможность уменьшить выдержку и открыть диафрагму и выбрать с помощью выдержки баланс между вспышкой и постоянным светом (про этот баланс напишу ниже отдельно).

http://vse-profoto.r...sinxronizaciya/
Изображение
Изображение
Изображение

Как правило, вспышки используются всего лишь для осветления теней. Но есть и особые маньяки, в некоторых случаях можно и солнце перебить, "сделать ночь днем" (необходимость этого с художественной точки зрения обсуждать не буду, речь прежде всего о появлении, благодаря HSS, этой технической возможности).

http://club.foto.ru/...d=411389&page=6
Изображение

Альтернативой HSS при очень ярком нерегулируемом освещении (солнце) являются:
  • отражатели
  • более мощные вспышки (и, разумеется, более крупные и более дорогие), которые и без всякого HSS способны "перебить солнце"
http://strobius.com....bit-solnce.html
Изображение

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 13:17


#7 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 13:52

Свет от вспышки быстро убывает с расстоянием

Называется это "закон обратных квадратов"
http://photomotion.r...graphy/647.html

http://photographywi...-guide-759.html
Изображение

Простейший вывод из него: не удастся осветить накамерной вспышкой стадион или здание целиком. И не пытайтесь. Вспышки хватит только на маленький кусочек здания. Даже ночью. Ну а при ярком дневном освещении - ситуация еще хуже, чем ночью, это описано выше про технологию HSS.

Также следствием из этого закона является "проваленный" фон
http://gala-gordeeva....com/91802.html
Изображение

Хотя иногда проваленный фон может быть вполне в тему, выделять главные объекты: http://club.foto.ru/forum/50/703960,2
Изображение

Также и пересвет переднего плана следствие этого закона:
http://forum.tetis.r...8;amp;start=620
Изображение

Но быстрым убыванием света вспышки можно воспользоваться и творчески: http://crokogen.com/.../discovery.html
Изображение

А еще этот закон в сочетании с природным светом дает возможности для серьезных изменений картинки простыми манипуляциями крутилками на фототехники. Описано ниже про баланс постоянного света и вспышки.

К прямому солнечному освещению, в отличие от вспышки, закон квадратов в фотографии не применим, так как солнце находится слишком далеко от земли. К отраженному же солнечному свету - закон обратных квадратов опять же применим.

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 14:17


#8 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 14:09

Использование выдержки при съемке со вспышкой
Баланс между постоянным светом и светом вспышки

Выше было написано, что выдержка не влияет на вспышку, этому посвящен отдельный пост в данной теме.
Но ведь на постоянный свет выдержка влияет. Таким образом, у фотографа при съемке со вспышкой появляется инструмент:
  • сначала выставим для вспышки - диафрагму, мощность вспышки и светочувствительность
  • а что получим от постоянного света - задаем выдержкой
В частности, на улице, освещенной природным светом (который довольно равномерен на больших площадях по причине огромной удаленности солнца от земли) можно простейшим способом регулировать яркость фона (который освещенного природным светом) и яркость переднего плана (освещенного вспышкой). То есть если нам необходимо осветлить фон мы удлинняем выдержку, если нам нужно затемнить фон мы укорачиваем выдержку.

http://www.thewonder...-shutter-speed/
Изображение

http://neilvn.com/ta...utter-tutorial/
Изображение

В примерах выше это используется, чтобы "сделать ночь".

На этом же принципе основан режим "ночной съемки" - фотоаппарат просто удлиняет выдержку настолько, чтобы крайне темный задний план, который вспышка осветить не способна, проработался достаточно: http://fotokto.ru/fo...&t=825&start=20
Изображение

В помещении тот же принцип. Чем протяженнее помещение (по оси направления вспышки), тем больше эффект:
http://photographyli...-the-background
Изображение

http://fotokto.ru/fo...25&start=10
Изображение

Вот подсказка по экспозамеру в картинках:
Изображение

Сообщение отредактировал riva: 22 May 2014 - 14:41


#9 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 15:00

"Заморозка" движущихся объектов со вспышкой

При съемке с постоянными источниками света фотограф значет, что, чтобы быстродвижущиеся объекты получились не смазанными нужно уменьшить выдержку. Снимая со вспышкой начинающие фотографы пытатются делать также, но возможности заморозки со вспышкой значительно выше.

При съемке со вспышкей на выдержку накладывается несколько ограничений (ограничения эти описаны выше):
  • завтор задает выдержку синхронизации, для обхода которого со вспышкой используется обычно технология HSS
  • постоянное освещение, если оно складывает кадр вместе со светом от вспышки, зависит от выдержки
Кроме того, использование небольшой выдержки (короче выдержки синхронизации) искажает форму быстродвижущихся объектов, что верно как при съемке при постоянном освещении без вспышки, так и при съемке с использованием вспышки в режиме HSS.

http://webs.lanset.c.../flash/hss.html
ИзображениеИзображение

Ограничение выдержки синхронизации нам ставит слишком малое время свечения вспышки. Но это же малое время свечения вспышки дает нам возможность воспользоваться совсем другим методом "заморозки" быстродвижущисях объектов:
  • для "заморозки" вспышка используется в обычном режиме, без HSS
  • используется выдержка равная выдержке синхронизации
  • убирается постоянный свет
Таким образом, "заморозка" достигается не тем, что затвор пропускает свет к светочувствительной матрице или фотопленке недолгое время, а тем, что объект недолгое время освещен вспышкой, все остальное время объект находится в темноте (в реальной темноте или просто освещен слишком слабым постоянным светом, таким слабым, что фотоаппарат не может ничего запечатлеть от этого постоянного света)

Достоинства этого метода:
  • существенно меньше искажение формы быстродвижущихся объектов. Так как фиксация объекта фотоаппаратом происходит одномоментно, а не длительное время в течении которго узкая щель затвора движется вдоль кадра
  • возможность намного более глубокой степени "заморозки". Если затворы большинства современных фотоаппаратов способны отрабатывать самые короткие выдержки всего в 1/4000-1/8000 секунды, то длительность свечения современных вспышек (в том числе и недорогих моделей) может достигать и 1/30 000 секунды (длительность выдержки и время свечения вспышки не сопоставимы влоб, в частности для вспышки есть 2 частоупотребимых метода t0.1 и t0.5, дающих различные значения длительности, это будет описано ниже).
  • иногда у вспышечного способа "заморозки" есть преимущество по экспозиции перед способом "заморозки" короткой выдержкой. Ведь уменьшение выдержки означает и уменьшение количества света. Со вспышками также не все так просто (будет описано ниже) по экспозиции при "заморозке", но во многих случаях есть преимущество.
Недостаток этого метода:
  • Если невозможно уменьшить (или перебить более сильным светом вспышки) постоянный свет, то данный метод не работает. Ситуацию усугубляет необходимость использовать сравнительно длительную выдержку синхронизации, благодаря которой на светочувствительную матрицу или пленку попадает сравнительно много постоянного света.
В случае наличия слишком сильного для этого метода постоянного света возвращаемся к тому же методу "заморозки" быстродвижущихся объектов, что используется и при съемке без вспышки, то есть - к уменьшению выдержки (а в случае со вспышкой, разумеется, прибегая к использованию режима HSS).

http://fotomeridian.....com/65226.html
Изображение

Изображение

http://fotokto.ru/id...blog?view=13798
Изображение

http://strobius.com....zhidkostej.html
Изображение

При съемке подобных быстропротекающих событий возникает еще одна проблема. Очень трудно нажать кнопку спуска затвора вовремя, из-за этого огромное количество кадров идет в корзину, плюс зачастую после каждого дубля приходится восстанавливать исходное состояние, вытирать воду, наливать новую и т.п.
Для облегчения работы фотографа серийно выпускаются устройства, запускающие фотоаппарат и вспышку в нужный момент.
Их можно и самому сконструировать за несколько десятков рублей, если Вы знакомы с электроникой и паяльником, можно ограничиться простейшей конструкцией.
Сделанные на заводах устройства, разумеется, продаются дороже. Но и удобнее и универсальнее, например: http://www.cameraaxe.com/

Сообщение отредактировал riva: 18 May 2014 - 15:07


#10 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 16:17

Длительность вспышки. Вспышка светит не мгновенно

Все ниже сказанное относится к работе вспышки в обычном режиме, не в HSS. И применимо к встроенным в фотоаппараты вспышкам, к накамерным вспышкам и к студийным вспышкам.

Для того, чтобы вспышка разгорелась, вышла на наибольшую яркость свечения, а затем погасла, требуется некоторое время. Кроме того, в течение всего времени свечения вспышки, кроме яркости меняется и цвет, это хорошо проиллюстрировано тут: http://www.bron.ch/b...mperature-ectc/
Изображение
Поясню:
  • в начале (в левом нижнем углу) вспышка не светит
  • затем быстро начинает набирать яркость, светя преимущественно фиолетовыми оттенками (так и ультрафиолет есть)
  • достигает максимальной яркости свечения
  • затем яркости свечения вспышки начинает уменьшаться сравнительно медленно
  • цвет вспышки по мере убывания яркости "теплеет", то есть от фиолетовых и синих оттенков переходит к желтым и красным
  • после длительного плавного убывания яркости вспышка окончательно гаснет (это правый нижний угол графика)
Разумеется для взгляда человека это происходит мгновенно: типичное время свечения вспышки: 1/300 секунды-1/20 000 секунды

В случае съемки быстропротекающих процессов, примеры которых были приведены выше, фотографу очень важно время свечения. Но и при съемке со вспышкой прыгающих детей, спортивных мероприятий, бегающих животных - это тоже имеет значение.

Здесь рассматривается:
  • как фотограф может повлиять на длительность вспышки (не покупая модель с другими характеристиками)
  • и что означают цифры длительности вспышки
Уменьшить длительность свечения вспышки и, тем самым, получить лучшую "заморозку", или, хотя бы, избежать смаза довольно просто, если знать, что длительность свечения вспышки и её "сила" (мощность, количество света) взаимосвязаны.

Существует 3 вида зависимостей:
  • чем меньше вспышка дает света, тем меньше длительность свечения вспышки. Таковы большинство современных вспышек
  • чем больше вспышка дает света, тем меньше длительность свечения вспышка. Таких моделей немного. Например: AlienBees B400/800/1600 http://paulcbuff.com/b400.php
  • длительность постоянная или сложная. Такие модели большая редкость

Строго говоря, это относится к замеру по замеру t0.5 (см. ниже что это). По более строгому замеру t0.1 (см. ниже) не все так однозначно.

Да-да, с учетом допущения про t0.5, для большинства вспышек существует зависимость "чем меньше света, тем короче длительность вспышки, тем лучше `заморозка` и меньше смаз". Это касается:
  • и студийных вспышек и накамерных вспышек и встроенных вспышек
  • и современных вспышек и старых вспышек
  • и вспышек, в которых управление длительность свечения вспышки реализовано на тиристорах или IGBT, или без оных
Это хорошо иллюстрирует следующий график (начало, напоминаю, в левом нижнем углу, "по оси ввех" отложена яркость свечения лампы вспышки, а "по оси вправо" время): http://www.khousen.c...1a7d2f3c-1.html
Изображение
На графике выше изображена вспышка, лампа которой гасится принудительно с помощью тиристора. Это практически все современные накамерные вспышки. Подобный же график свечения имеют и студийные вспышки, заточенные на короткий импульс, в них вместо тиристора используется его более мощный аналог IGBT.

Обычные студийные (без IGBT) и очень древние накамерные вспышки убывают в яркости намного медленее, но и максимальная их яркость тоже связана с временем свечения вспышки. Здесь это проиллюстрировано: http://www.paulcbuff.com/terms.php
Изображение

Желтый график относится к классическим студийным вспышкам, без IGBT, такая вспышка светит до разрядки конденсаторов (точнее до падения напряжения, когда лампа уже не может светить, обычно это около 50 вольт). Первый график (слева направо считаем) - вспышка светит максимально возможно, второй график - фотограф убавил вспышку, вспышка светит в половину возможного.
Зеленый график относится к накамерным вспышкам или к студийным вспышкам с IGBT, длинные убывание яркости свечения которых обрезается искусственно, несмотря на то, что в конденсаторах еще остается энергия. Аналогично (слева направо считаем): третий график - максимального возможно светит вспышка, четвертый график показывает как светит вспышка, когда фотограф убавил вполовину её, ну а последний (пятый слева) график показывает как светит вспышка, когда фотограф убавил её до 1/10.

Выводы:

Для лучшей "заморозки" или меньшего смаза вспышку следует установить на минимум. Есть вспышки-исключения из этого правила, их немного, такие вспышки, напротив, следует установить на максимум.
Накамерные вспышки или специальные студийные вспышки с IGBT "замораживают" лучше чем обычные студийные вспышки без IGBT.
Лучшая "заморозка" означает и "меньше света".
Для лучшей "заморозки" и при этом достаточного освещения можно использовать "финт ушами": взять большее количество вспышек, установив их все на минимум. Более того, некоторые производители используют такой подход, размещая в одном корпусе несколько ламп вспышек: http://www.lumedyne..../flashheads.asp

Изображение

Можно составить мульти-вспышку и самому: http://www.erikseo.c...r-four-flashes/
Изображение

Это может понадобится для решения одной или всех из проблем:
  • чтобы перебить источники постоянного света, когда от одной вспышки мало света, а HSS по какой то невозможен
  • когда одна вспышка слишком слаба
  • когда одну вспышку приходится использовать на максимуме, что увеличивает риск смаза и ухудшает "заморозку" быстродвижущихся предметов. Использование нескольких вспышек вместо одной позволяет уменьшить длительность свечения каждой из них
Важное замечание по цветовой температуре
и заморозке недорогими средствами

Простым способом сокращения длительности свечения вспышки является отсечения с помощью тиристора (как правило используют в накамерных вспышках) или IGBT (используют в более мощных вспышках) "хвоста вспышки" (см. график ниже), но тем самым отсекатеся теплая часть свечения вспышки. И получаемый в результате кадр заметно синеет.
Когда кроме единственной вспышки более никаких источников света не используется - это не большая проблема, легко исправляемая балансом белого в настройках фотоаппарата или после, на компьютере.
Иначе получим одну часть кадра освещенную несколько "холоднее", а другую несколько "теплее". И, к сожалению, в отличие от цветных фильтров (т.н. "гелей"), которые фотограф использует осознанно, то есть контролирует, эти же искажения цветовой температуры из-за уменьшения длительности свечения лампы вспышки не контролируются.

В серьезных осветительных приборах это смещение световой температуры компенсируют, балансируя напряжение на конденсаторах (что поднимает или опускает весь график целиком) и время прекращения свечения лампы (что отсекает правую "теплую" часть графика в большей или меньшей степени):
http://hasselbladbro...e-control-ectc/
Изображение
Это позволяет при любом количестве исползуемых осветительных приборов и любых их настройках быть уверенным в идентичности цветовой температуры в любой части светового рисунка.

#11 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 16:38

Что такое длительность вспышки по t0.1 и длительность вспышки по t0.5
почему так просто и точно нельзя сказать столько времени светит вспышка

Иногда пишут t0.1, иногда пишут t=0.1, а иногда t.1.
Иногда пишут t0.5, иногда пишут t=0.5, а иногда t.5.

Посмотрим внимательнее на график, по которому видно, как изменяется яркость свечения вспышки: http://www.zastavkin...start=0#p309396
Изображение
Обратите внимание, вспышка гаснет очень долго (график быстро возрастает и долго убывает, то есть крутой рост и пологое убывание яркости).

Если для оценки времени свечения вспышки дожидаться пока вспышка окончательно погаснет (это можно назвать замером по уровню t0.0) мы получим чрезвычайно большую длительность свечения вспышки. Однако "пологий хвост графика", то есть очень медленное убывание яркости вспышки уже не влияет на наше изображение, потому как в конце своего свечения яркость вспышки крайне слаба.

Поэтому для получения более реалистичных оценок длительности свечения вспышки, которые будут связаны с получаемым изображением, не ждут полного угасания вспышки, а дожидаются частичного уменьшения яркости вспышки и условно считают, что вспышка погасла полностью:
  • до 50% от максимума яркости - это называется замером по t0.5
  • до 10% от максимума яркости - это называется замером по t0.1
Замер по t0.1 более строгий. Если вспышка имеет длительность свечения 1/4000 секунды по t0.1 это очень здорово. Если бы существовали затворы фотоаппаратов, способные работать на выдержки синхронизации 1/4000, то есть отрабатывать такую выдержку одномоментно, то "заморозка выдержкой 1/4000" и "заморозка вспышкой 1/4000 по t0.1" означало бы одно и то же. Однако таких затворов нет.

С другой стороны, замер по t0.5 более мягкий, он чаще указывается производителями вспышек, потому как позволяет вспышке в глазах покупателя выглядеть более лучшей, чем она есть на самом деле.

Например: http://www.paulcbuff.com/terms.php
Изображение
На желтых графиках видно, что вспышка по t0.5 имеет длительность свечения аж 1/2000, в то же самое время по t0.1 в тех же условиях та же вспышка имеет длительность свечения всего 1/666. Разница примерно в 3 раза!!!

Те же модели вспышек, лампа которых принудительно гасится принудительно (это современные накамерные вспышки или студийные вспышки с коротким импульсом) имеют большую разницу между t0.5 и t0.1 только на максимуме. Когда же фотограф приказывает вспышке выдавать меньше света - разница между t0.5 и t0.1 у таких вспышек исчезает. Это видно по зеленым графикам.

"Заморозка вспышкой 1/4000 по t0.5" также не сопоставимы с "заморозкой выдержкой 1/4000". Ведь и после истечения 1/4000 движущиеся объекты, освещаемые вспышкой, образуют хоть и намного менее яркие, но все же заметные шлейфы.

Сопоставление цифр замеров длительности вспышек, длительностей выдержек

Условия:
есть выдержка 1/4000, снимаем без вспышки, "морозим" выдержкой
есть вспышка с длительностью свечения 1/4000, "морозим" с ее помощью
Вопрос:
Одно ли это то же с точки зрения эквивалетной "заморозки" быстродвижущихся объектов?

Ответ:
эта выдержка короче выдержки синхронизации
следовательно кадр нельзя будет снять в одно мгновение
а это приведет к искажению формы движущихся объектов
но при съемке со вспышкой такого не произойдет

Вывод:
сопоставить два разных метода заморозки - "выдержкой" и "вспышкой" так просто нельзя.
чтобы получить однозначный ответ нужно учесть еще и: скорость движения объекта, масштаб изображения объетка (если снимать объект крупнее, то двигаться он через кадр будет быстрее).
приведенных цифр (длительность свечения вспышки и длительность выдержки) не достаточно. надежнее будет провести эксперимент, чем отвечать, ориентируясь на цифры.

Если бы речь шла о съемке на выдержке синхронизации или длинее, то съемка объекта была бы произведена одномоментно, подобно тому как это было бы сделано со вспышкой. Но вряд ли кого-то заинтересует "заморозка" на выдержке 1/180, ведь подавляющее большинство вспышек "замораживает" в несколько раз эффективнее.

При попытке оценки "заморозки вспышкой без эксперимента, только по числам еще нужно знать: а какая именно длительность вспышки указана - по t0.1 или по t0.5 (см. ниже)

Тем не менее, люди "хотят знать наперекор невозможному", тогда:
  • для студийных вспышек без IGBT выдержка примерно в три раза длиннее по цифрам, чем замер вспышки по t0.5, то есть: выдержка 1/2000 это примерно как вспышка 1/6000 по t0.5
  • для всех вспышек выдержка примерно соответствует длительности вспышки по t0.1
Важный факт: как правило в характеристиках вспышки указан замер по t0.5.

Вывод:

Чем меньше света, тем короче длительность свечения вспышки. Есть очень редкие исключения из этого правила.
Очень хорошая "заморозка" движущихся объектов означает одновременно и очень мало света от вспышки.

Студийные вспышки даже на минимуме не все обеспечивают хорошую "заморозку", для этого нужны модели специально сконструированные в расчете на короткий импульс. С появлением доступных по цене полупроводниковых изделий, называемых IGBT, таких вспышек появилось множество. Ранее короткое время свечения достигалось только намного более дорогими способами.

Так как накамерные вспышки работают с меньшими энергиями и полупроводники, с помощью которых можно легко уменьшать длительность вспышки, доступны уже лет 30-40, то с накамерными вспышками ситуация обратная: редкая накамерная вспышка на минимуме дает не короткое время свечения, большинство накамерных вспышек подходят для съемки "заморозки" (при минимуме выдаваемого света, естественно).

С точки зрения заморозки цифры длительности свечения вспышки (по любому из замеров - t0.1 или t0.5) и длины выдержки не сопоставимы. Они годятся только для грубых прикидок. Точно можно узнать лишь в результате эксперимента при определенных услових.

Не путайте замеры длительности вспышки по t0.1 и t0.5. Степень "заморозки" по ним может отличаться в разы.

Производители вспышек преувеличивают возможности своих изделий, указывая замеры по t0.5.

Что такое хорошая "заморозка"?

Например, "заморозка вспышкой с длительностью 1/5000 по t0.1" это очень хорошо, этого хватает на львиную часть съемок с людьми с запасом.

Зная это, уже можно начинать прикидывать, если мы выставим ограничение на длительность вспышки (а тогда мы не сможем получить от вспышки много света), удастся хоть как-то осветить сцену (или нужно несколько вспышек): http://www.gock.net/...-small-strobes/

Возможен ли со вспышкой смаз? Что есть достаточная короткая длительность вспышки без необходимости "заморозки"?

Смаз со вспышкой возможен, так как есть вспышки, которые светят достаточно долго 1/150, 1/300 секунды. С такими вспышками частенько приходится использовать штатив/монопод и просить снимаемый объект особо не дергаться.

Довольно хорошими для общего применения можно считать вспышки с длительностью импульса 1/1500-1/2000 секунды. Но не для "заморозки". Длительность свечения 1/1500-1/2000 убережет от смаза из-за дрожания рук и из-за обычных не быстрых движений объектов съемки.

Также зачастую забывают о влиянии постоянного света, если тот силен: если даже сама вспышка и морозит, то, снимая на выдержке синхронизации, мы легко получаем смаз от постоянного света, присутствующего на съемочной площадке. Простой способ избежать этого - накрутить настройки вспышки, чтобы она светила сильнее и зажать диафрагму (или надеть нейтрайльный темный светофильтр ND), чтобы ослабить постоянный свет.

Сообщение отредактировал riva: 23 May 2014 - 06:58


#12 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 18 May 2014 - 17:43

Жесткий свет. Мягкий свет. Светомодификаторы.
В равной степени относится и к вспышкам и к источникам постоянного света (солнце, люстры, настольные лампы и пр.)

Отлично что такое мягкий и жесткий свет написал Олег Титяев:
http://www.photoindu...content&id=2116
http://www.photoindu...content&id=2113

Я лишь самую выжимку сформилирую:

Жесткий свет - глубокие резкие тени с узкими границами между светами и тенями

Изображение

Изображение

Мягкий свет - неглубокие тени, широкие границы где света переходит в тени

Изображение

Изображение

Жесткость/мягкость света зависит:
  • от расстояния между источником света (или отражающей поверхностью) - чем дальше светящийся объект тем жестче свет.
  • от размера источника света - чем больше светящийся объект, тем мягче свет.
Никакая хитрая форма светильника и никакой вид светильника (вспышка против постоянного света) не даст мягкий свет, если этот светильник мал.

Слишком мягкий свет и слишком жесткий свет одинаково не круто:
  • Слишком мягкий не подчеркивает объем снимаемого объекта
  • Слишком жесткий свет настолько гипертрофировано подчеркивает, что объект не воспринимается
Накамерная вспышка из-за небольшой своей светящейся области дает жесткий свет.
Но направив её в потолок фотограф получит от потолка уже мягкий отраженный свет.

Для того, чтобы не пришлось изготавливать различные типы источников света для различных видов освещения (хотя и такая практика существует) придумали светомодификаторы: надеваем их на вспышку и получаем другой свет - мягкий, жесткий. Но принцип от этого не изменился: чем крупнее светящая поверхность, тем мягче освещение.

Довольно удобен для смягчения света софтбокс:
http://hobbyart.az/%...BC%D0%B5%D1%80/
Изображение

Примеры устройств, преображающих вспышку, это весьма небольшое количество видов устройств, их очень много видов:

Изображение

Какой эффект дают различные светомодификаторы к студийным вспышкам можно посмотреть тут:
http://www.hensel.eu...html?no_cache=1

Но вообще хорошие обзоры про некоторые виды насадок: зачем та или иная насадка и что дает можно прочитать у Олега Титяева:
http://www.photoindu...=content&id=240
http://www.photoindu...=content&id=256
http://www.photoindu...=content&id=241
http://www.photoindu...=content&id=251

Это для студийного света. Для накамерных вспышек все то же - только с учетом, что накамерными насадками, по причине ограничения на их размер, сложно получить очень мягкое освещение больших объектов (людей в полный рост).

Сообщение отредактировал riva: 21 May 2014 - 17:01


#13 urfii

  • Пользователь
  • 423 сообщений

Отправлено 19 May 2014 - 11:26

может стоит закрепить тему в шапке?

#14 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 21 May 2014 - 14:39

Псевдо-HSS

Это технология нештатного использования вспышки
Целью которой является получить возможность снимать на выдержках короче выдержки синхронизации, но без использования вспышек с поддержкой HSS.
Причина, видимо, в том: что разнообразие вспышек без HSS очень велико.

Если мы посмотрим как работает затвор на разных выдерках, то увидим примерно следующее:
Изображение
Левая картинка - это работа затвора на выдержке синхронизации. То есть есть момент времени в течение которого затвор полностью открыт.
Средняя и правая картинка - это примеры работ затвора на более коротких выдержках.
Обратите внимание, что скорость работы затвора осталась той же, но теперь кадр не открывается целиком, а вдоль кадра бежит узкая щель затвора.

Идея псевдо-HSS заключается в том, что если вспышка светит дольше, чем открыт затвор, то вспышка фактически подобна постоянному свету.

Годится не всякая вспышка. Вспышки, позволяющие гарантировано снимать без смаза, благодаря короткому времени свечения, для псевдо-HSS не подходят.

По счастливому совпадению довольно долго светят очень многие модели накамерных вспышек и очень дешевые студийные вспышки, а также многие модели очень мощных дорогих студийных вспышек:
http://www.gock.net/...-small-strobes/

Теперь осталось запустить вспышку не тогда когда это происходит на выдержке синхронизации, то есть не тогда, когда затвор полностью открыл кадр, а чуть раньше: точно в момент когда затвор начал открываться или чуть-чуть раньше.

Pentax это делает на выдержках короче выдержки синхронизации только если думает, что к нему подключена системная вспышка (совместимая, TTL-вспышка) со включенным режимом HSS.

Для других систем существуют радиосихронизаторы, обманывающие фотоаппарат. Для Pentax пока есть только один метод - установить в "горячий башмак" фотоаппарата системную вспышку (совместимую, TTL-вспышку) и включить на ней режим HSS.

Вспышка, с помощью которой реализуется псевдо-HSS с помощью простейшей светоловушки (или с помощью радиосинхронизатора, умеющего работать с HSS) определяет, что сработала системная вспышка и срабатывает сама.

Остается только одна проблема - градиент. Если мы внимательно поглядим на график изменения яркости вспышки по времени и вспомним, что щель затвора бежит вдоль кадра со скоростью не очень отличающейся о выдержки синхронизации даже на 1/8000:

Изображение
то поймем, что кадр будет освещен не равномерно, то есть градиентно.

Впрочем, это частично можно скомпенсировать в графическом редакторе.

Как нетрудно догадаться, для псевдо-HSS нужно выставить вспышку на максимум, тогда длительность свечения лампы максимальна (для большинства моделей вспышек так).

Таким образом, псевдо-HSS позволяет снимать на выдержках синхронизации, но добавляет проблем:
  • неравномерность кадра по яркости
  • сложности запуска вспышки (для Pentax - особенно)
  • проблема искажения пропорций остается такой же как и при обычном постоянном свете

Поэтому псевдо-HSS не лучший способ, чем вспышки с коротким временем свечения, когда речь идет о "заморозке", и не лучший способ, чем HSS/мощная вспышка/отражатель, когда речь идет о съемке с очень сильным нерегулируемым постоянным светом.

Но данным способом многие пользуются, более того, существуют серийно выпускаемые радиосинхронизаторы, поддерживающие работу с псевдо-HSS (для Pentax пока нет).
Думаю, это потому, что для фотосъемки с технологией псевдо-HSS можно использовать очень дешевые вспышки.

Пример снимков с неравномерностью освещения - родовым дефектом псевдо-HSS (взято http://album.foto.ru/photo/2518209/ ) :

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Думаю, на улице этот дефект можно художественно обыграть.

#15 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 21 May 2014 - 15:27

Что есть ведущее число, энергия вспышки и "мощность" вспышки

Сколько дает света вспышка определяет площадь между горизонтальной осью (осью времени) и кривой графика яркости свечения вспышки:
Изображение

Другими словами - площадь под графиком или интеграл от яркости свечения вспышки. Но в фотографии используются более приближенные к практике замеры и цифры: ведущее число и энергия.

Что до "мощности" - то формально мощность в физическом плане (энергия в единицу времени) нам, как фотографам, вообще не интересна, так как мы рассматриваем вспышку как одномоментный процесс, более того, знание мощности пользы никакой не принесет, так как мощность постоянно меняется во времени (см. график выше). Мощность же источников постоянного света (галогеновых ламп, к примеру) уже может что-то сказать фотографу, поскольку результат с постоянными источниками света связан с выдержкой фотоаппарата, в отличие от результата с вспышкой.

Будем считать, что термин "мощность вспышки" не точный и формальный физический термин, а условный: более "мощная" вспышка дает больше света. В этом смысле мощность вспышки - это её конечный результат влияющий на экспозицию. Таким образом, говорить об изменении "мощности" вспышки во времени бессмысленно, если кто-то желает это обсудить, то пусть сначала строго сформулирует, что такое мощность вспышки в физическом смысле.

На практике используют 2 числовых понятия, определяющих сколь сильна может быть вспышка:
  • энергия вспышки, в этих числах маркируются студийные вспышки
  • ведущее число, в этих числах маркируются накамерные вспышки
Но иногда в описаниях вспышек фигурируют оба этих числа. Тем не менее, в общем случае эти понятия не сопоставимы.

Энергия вспышки обычно рассчитывается через электрическую энергию, запасаемую в конденсаторе и отправляемую впоследствие на лампу вспышки. Однако не все 100% электрической энергии преобразуется в свет. Кое-что теряется в проводах и пр. еще до того как достигнет лампы. Значительная доля уходит в тепло и на самой лампе. Некоторые производители, наоборот, завышают маркировку своих вспышк. Кроме того, разные модели вспышек отличаются разной эффективностью "доставки" электрической энергии в лампу. Поэтому маркировке студийных вспышек можно верить, помятуя о большой приблизительности этих цифр.

Оценка вспышки по ведущему числу, напротив, - довольно точна. Однако, ведущее число имеет смысл только для определенного светомодификатора. Поэтому его и применяют к накамерным вспышкам - такие вспышки имеют основной несъемный светомодификатор (линза Френеля и рефлектор). Поэтому ведущее число и не применяют к студийным вспышка - так как студийные вспышки изначально сконструированы для использоваться с различными светомодификаторами и стандартного светомодификатора для студийных вспышек не существует.

Ведущее число

Включаем вспышку на максимум, отходим, ставим туда флешметр, вспышка направлена на флешметр. Можно замерить и фотоаппаратом - для этого нужна "стандартная" серая карта и замер экспозиции по центру кадра.

Строго говоря, ведущее число может быть замерено для любого расстояния, любой светочувствительности. Как правило, используется ISO 100 и 1 или 2 метра.

Обратите внимание, исторически сложилось, что ведущее число может быть указано как в метрах так и в футах. Иногда для "крутости" производители маркируют свои изделия именно в футах, даже если собираются продавать их в Европе, а не в США.

Обратите внимание, с разными светомодифицирующими насадками ведущее число очень разное.

Таким образом, прежде чем полагаться на ведущее число нужно прочитать условия замера.

Но вообще то смысл ведущего числа очень простой: это диафрагма, которую нужно установить на фотоаппарате для съемки средне-серого объекта, находящегося на расстоянии 1 метр. Или, что намного более полезно на практике, <strong>ведущее число = значение диафрагмы * расстояние до объекта

К примеру, ведущее число 45 означает, что на расстоянии 10 метров нужно использовать дифрагму F4,5.

Другими словами, зная, что ваша вспышка с какой-то определенной насадкой имеет ведущее число 100 (что, кстати говоря, довольно много) Вы можете быть уверены, что с помощью объектива 77/1.8 Limited сможете на открытой диафрагме нормально проэкспонировать кадр, снимая в полной темноте с расстояния аж 55,6 метров.

Какие бывают вспышки, оцениваем по числовым возможностям

Для обычных накамерных вспышек типичное ведущее число лежит в диапазоне от 30 до 60 (это для метров, для футов ведущее число той же вспышки будет больше в 3,28 раз).

Достаточно универсальными являются студийные вспышки, маркированные 400-600 Дж. Для дома подойдет 300-400 Дж, хотя можно ограничиться и 200-300 Дж. Для съемки на улице днем желательно не менее 600-800 Дж, а лучше больше.

Обратите внимание:
  • дешевая накамерная вспышка может иметь ведущее число 50
  • такое же ведущее число может быть у весьма недешевой студийной вспышки 800 Дж (с насадкой дающей жесткое освещение)

Отсюда можно сделать вывод, что накамерная вспышка очень эффективна. Да, это так. Если фотографа устраивает жесткий свет. Когда же фотограф пожелает смягчить свет и осветить крупный объект, например, человека в полный рост, тогда получим прямо-таки противоположенные результаты: студийная вспышка окажется, в общем случае, намного сильнее накамерной.

Почему нельзя сравнивать по ведущему числу студийные вспышки

Часто встречающаяся ошибка - фотографы пытаются опираться на понятие ведущего числа, применительно к студийным вспышкам. Формально, это ведущее число можно замерить.

Дело в том, что ведущее число характеризует не вспышку, а систему - конкретная насадка плюс вспышка.

Я уже приводил пример с накамерными вспышками:
  • у них довольно высокое ведущее число на единицу энергии вспышки. Достигается это благодаря встроенному рефлектору и линзе Френеля, которыми оснащены все накамерные вспышки.
  • но стоит надеть на накамерную вспышку хорошо смягчающий свет большой софт-бокс как мы получаем соотношение ведущее число к энергии вспышки далеко не в пользу накамерных вспышек.

Ведущее число студийной вспышки приобретает свой смысл непосредственно во время конкретной фотосъемки, когда на вспышку надевают конкретную нужную фотографу именно в этом случае насадку.

В интернете встречаются неграмотные попытки особо упертых фотографов назвать какую-то из насадок &amp;quot;стандартной&amp;quot; и произвести все измерения через неё. Но это так же неверно, так как:
  • на других насадках результат будет, возможно, принципиально другой
  • вроде бы похожие насадки разных производителей дают разное освещение и разный светотеневой рисунок, то есть по сути разный результат
  • далеко не все насадки совместимы со большим числом вспышек, то есть замер будет локальным, в пределах какой-то группы моделей вспышек, более того, понятие "стандартной" насадки притягивается за уши, так как насадки разных производителей могут существенно различаться - "если у производителя Б нет похожей насадки на насадку производителя А, будет сравнивать одну насадку А с совсем другой насадкой Б", у одного производителя берется намного эффективный 45-градусный зеркальный рефлектор дающий более жесткое освещение, а у другого 55-градусный матовый рефлектор, дающий не столь жесткое освещение
В каких то случаях ведущее число студийных вспышек имеет смысл, например, для выведения на чистую воду недобросовестных производителей, маркировка устройств которых и реальные осветительные возможности сильно отличаются. Или для грубой (разница может быть и в 4 раза) прикидки возможностей вспышек.

Тем не менее, эти цифры публикуют неграмотными людьми прежде всего именно для сравнения разных вспышек разных производителей. А это лишено смысла, так как замеры обычно выполнены с разным светотеневым результатом.

Сообщение отредактировал riva: 29 May 2014 - 13:46


#16 riva

  • Пользователь
  • 105 сообщений

Отправлено 21 May 2014 - 16:52

Ссылки про как пользоваться светом:

http://strobius.com.ua/
http://strobist-ru.livejournal.com/
http://strobist.ru
http://rashap.livejo...%82%D0%BE%D0%BC
http://www.photoindu...d=user&#38;id=8
http://dmitry-novak.....com/20383.html

Любит накамерные вспышки http://strobist.com Вот его работы http://davidhobby.ze....com/p729794567

Видеоуроки на английском, но там очень много примеров как делают, поэтому и без слов понятно:
http://theslantedlens.com/

Например:
http://theslantedlen...video-tutorial/


Оттуда же. Еще пример по "заморозке" накамерными вспышками:
http://theslantedlen...oot-speedlites/

Сообщение отредактировал riva: 21 May 2014 - 16:53


#17 Vlad_Biker

  • Пользователь
  • 14225 сообщений
  • Город:Владивосток

Отправлено 12 August 2014 - 22:22

[mod]Начиная с этого поста и далее - обсуждение, перенесенное из другой темы.[/mod]
Для студийной работы у Пентакса всегда была одна Ахиллесова пята - управление внешними вспышками в беспроводном режиме (не говоря уже о HSS). Да и выдержка X-sync У 645Z =1/125, что так же создает дополнительные трудности. Зато есть влагозащита, что как бы намекает..

Сообщение отредактировал Андрей_Нск: 14 August 2014 - 10:06


#18 lifetension

  • Пользователь
  • 583 сообщений
  • Город:Абакан

Отправлено 13 August 2014 - 06:03

Вот давайте не будем говорить всякую ерунду про студию (: В студии работают с синхронизаторами и в ручном режиме. А в чем проблема съемки в студии на X-sync У 645Z =1/125? Скорость импульса вспышки в районе 1\1000, т.е. совершенно не важно, сколько фактически открыт затвор 1\500 или 1\125, экспозиция получится идеинтичной.

Сообщение отредактировал lifetension: 13 August 2014 - 06:05


#19 Vlad_Biker

  • Пользователь
  • 14225 сообщений
  • Город:Владивосток

Отправлено 13 August 2014 - 07:27

Просмотр сообщенияlifetension (13 August 2014 - 06:03) писал:

Скорость импульса вспышки в районе 1\1000, т.е. совершенно не важно, сколько фактически открыт затвор 1\500 или 1\125, экспозиция получится идентичной.
Действительно, если у вас "экспозиция получится идентичной", то и разговор продолжать, собственно, бессмысленно.

#20 lifetension

  • Пользователь
  • 583 сообщений
  • Город:Абакан

Отправлено 13 August 2014 - 10:59

Поснимайте в студии, потом вернемся к этому разговору (:

#21 Vlad_Biker

  • Пользователь
  • 14225 сообщений
  • Город:Владивосток

Отправлено 13 August 2014 - 15:12

Просмотр сообщенияlifetension (13 August 2014 - 10:59) писал:

Поснимайте в студии, потом вернемся к этому разговору (:
Ага, именно поэтому почти все ваши студийные фотографии снимались на 1/180 с, то есть на пределе x-sync для K-5. Студийных фоток на 1/500 я у вас вообще не увидел, как я понимаю их нет у вас, ведь для этого нужно рулить удаленной пыхой в режиме HSS. По радиоканалу у Пентакса это невозможно, проводное подключение по большому счету возможно при работе только с одной внешней пыхой, а световая ловушка не всегда грамотно отрабатывает...

Сообщение отредактировал Vlad_Biker: 13 August 2014 - 15:19


#22 Vlad_Biker

  • Пользователь
  • 14225 сообщений
  • Город:Владивосток

Отправлено 13 August 2014 - 16:18

vizzy - я не поленился, зашел на страницы с фотографиями lifetension, посмотрел экзифы его студийных фотографий и ничего короче 1/180 я не увидел. Думаю, что так же никто не будет отрицать того факта, что на более коротких выдержках надо уже включать режим PTTL HSS, иначе снимок будет экспонироваться неравномерно.

#23 kestrel

    Секция любителей Пентакса

  • Пользователь
  • 9282 сообщений
  • Город:Кишинев (Молдова)

Отправлено 13 August 2014 - 16:30

Vlad_Biker, более того! На выдержках длинее 1/125 и короче 1/180 сигнал "поджига" на башмак вообще отправляться не будет самой электроникой камеры. Так что единственный вариант получить значения отличающиеся от этого диапазона это использовать накамерную вспышку с включенным режимом высокоскоростной синхронищзации (HSS). Синхронизаторов способных обманывать электронику камеры и эмулирующих HSS режим для Pentax пока еще не создали (такие только-только появились для Canon).

#24 novas

  • Пользователь
  • 707 сообщений

Отправлено 13 August 2014 - 19:53

Vlad_Biker, kestrel, конечно вы ничего кроме 1/180 не увидели, так как затвор быстрее не отрабатывает, а прописываются данные именно затвора камеры. все дело в скорости импульса
http://strobius.com....ksperiment.html
http://strobius.com....emka-kapel.html
можно и 1/5000 получить, алгоритм в ссылках выше, но в экзифе будет 1/180 или что у вас в камере накручено

Сообщение отредактировал Novas: 13 August 2014 - 20:00


#25 kestrel

    Секция любителей Пентакса

  • Пользователь
  • 9282 сообщений
  • Город:Кишинев (Молдова)

Отправлено 13 August 2014 - 20:09

novas, ну тогда мы переходим к моменту о котором говорили выше.
Все эти паспортные 1/1200 они не такие уж и 1/1200. Затвор камеры в этом отношении по времени надежнее.
Не забывайте о времени затухания (есть такой параметр у моноблоков, который фирмы не афишируют). Единственное что сможет сравниться с затвором камеры это генераторный свет или обычные фотовспышки.

Это я к тому что даже если затвор открыт на 1/180 это еще не значит что вы сможете получить строго 1/1200 длину светового импульса. Будет разброс параметров. Хотите проверить - снимите стробоскоп. И параметры разброса будут гулять в зависимости от того сколько и как работали этим прибором в том числе и непосредственно перед вашей съемкой.

Так что режим HSS на камере пока все еще незаменим. Надеюсь, синхронизаторы умеющие его эмулировать на Пентакс скоро появятся...

#26 novas

  • Пользователь
  • 707 сообщений

Отправлено 13 August 2014 - 20:55

kestrel, я вам привел статью на тему получения сверхкоротких выдержек на довольно простом оборудовании, с понятным и логичным описанием и примерами. Сам снимал по описанной технологии, все получилось, автору спасибо за ликбез. У вас есть возможность на своих примерах опровергнуть эту теорию. Что там на сколько открывается, шлейф и прочее - все ерунда, попробуйте снимите с описанной в статье экспопарой.

Сообщение отредактировал Андрей_Нск: 14 August 2014 - 10:07


#27 vizzy

  • Пользователь
  • 3043 сообщений
  • Имя:Виталий
  • Город:Иваново

Отправлено 13 August 2014 - 21:02

Просмотр сообщенияVlad_Biker (13 August 2014 - 16:18) писал:

vizzy - я не поленился, зашел на страницы с фотографиями lifetension, посмотрел экзифы его студийных фотографий и ничего короче 1/180 я не увидел. Думаю, что так же никто не будет отрицать того факта, что на более коротких выдержках надо уже включать режим PTTL HSS, иначе снимок будет экспонироваться неравномерно.
Ваше усердие достойно лучшего применения, честное слово :)

#28 lifetension

  • Пользователь
  • 583 сообщений
  • Город:Абакан

Отправлено 13 August 2014 - 22:14

Просмотр сообщенияkestrel (13 August 2014 - 16:30) писал:

Vlad_Biker, более того! На выдержках длинее 1/125 и короче 1/180 сигнал "поджига" на башмак вообще отправляться не будет самой электроникой камеры. Так что единственный вариант получить значения отличающиеся от этого диапазона это использовать накамерную вспышку с включенным режимом высокоскоростной синхронищзации (HSS).

Феерический бред. Тем страннее читать это от коллеги, который в студии работал, в отличии прочих теоретиков, имеющих дело только с постоянным светом на улице и в принципе не понимающих, что такое импульс в помещении и как по сравнению с ним пренебрежительно мал окружающий постоянный свет от лампочек, и так же в принципе не понимающих, что в студии мощность света регулируется не выдержкой, а диафрагмой и мощностью вспышки (отдельная тема - смешение импульсного и постоянного света для создания художественного эффекта, тут уже в дело вступает выдержка, но мы этого пока не касаемся). Давайте у этого снимка экзиф посмотрим и больше не будем писать о том, что на башмак сигнал вспышки не будет отправляться при "выдержке длиннее 1/125" (на камере йонга 560-ii, у которой из всей "электроники" на борту - зум с ручным управлением), ага?

Vlad_Biker, поймите уже наконец, что в студии все решает не скорость затвора, а скорость импульса вспышки. ХСС - он для улицы, а не для студии нужен, поскольку на улице обычно слишком много окружающего постоянного света, поэтому укладывание в скорость синхронизации приводит к банальному пересвету, если не зажимать диафрагму или не использовать ND фильтр.

Ребята, серьезно, не позорьтесь столь вопиющей безграмотностью в элементарных вопросах...

Изображение

Сообщение отредактировал lifetension: 13 August 2014 - 22:34


#29 karimar

  • Пользователь
  • 6539 сообщений
  • Город:Гомель

Отправлено 13 August 2014 - 22:22

Ну про длиннее 1/125 чет коллегу конеш занесло, спутались видать мысли в спешке.
У меня в клубной съемке самые рабочие 1/10 - 1/30 и пых зажигается однако, то факт :)/>

Сообщение отредактировал karimar: 13 August 2014 - 22:23


#30 Bondezire

  • Пользователь
  • 16171 сообщений

Отправлено 13 August 2014 - 22:55

Просмотр сообщенияlifetension сказал:

Феерический бред.
Спокойнее. Ато ща будет флуд на три страницы. Коллега Kestrel имел ввиду, что если на камере стоит родная вспышка и камера понимает что в башмаке стоит включенная вспышка, то на выдержках короче скорости синхронизации камера отключает сигнал на центральный контакт башмака, если не включен режим HSS. Это стандартная фича прошивки камеры, которую, впрочем, можно обмануть.
А вообще, коллеги, надо подробнее уточнять условия своих тезисов, ато один недоуточнил, а другой недопонял и спроецировал это на другие условия, то в результате имеем забавный флуд... ))





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных