Перейти к содержимому


Проявитель для Бромпортрета


Сообщений в теме: 22

#1 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 20 March 2006 - 23:26

Вчера пробовала самостоятельное приготовление проявителя для Бромпортрета.
Рецепт из "Фоторецептурный справочник" В.П.Микулин, "Искусство", 1960г
Гидрохиноновый проявитель, дающий коричневые тона на фотобумагах "Контабром" и "Бромпортрет"

Вода - 750мл
Сульфит натрия безводный - 75г
Гидрохинон - 20г
Поташ - 100г
Бромистый калий - 2г
Вода - до 1л

У Микулина описание такое:
"Подобрав нормальную выдержку для проявления в неразбавленном растворе, можно варьировать цвет изображения путем удлинения выдержки и обработки в разбавленном проявителе.

Цвет изображения----|--Удлинение выдержки----|--Разбавление проявителя
------------------------------------------------------------------------------------------------
Черно-коричневый----|--Нормальная--------------|--Без разбавления
Темно-коричневый----|--в 3 раза------------------|--1:6
Светло-коричневый---|--в 4 раза------------------|--1:12
Красно-коричневый---|--в 6 раз-------------------|--1:15

При печатании рекомендуется сильный источник света (электролампа в 150-300 ватт)
Температуру разбавленного раствора поддерживать в пределах 25-30 градусов."

Личные впечатления
Сильный источник обязателен. Я печатала с диффузным освещением и его было очень мало на диафрагме 4. Температуру поддерживала в 25 градусов. При разбавлении в 1:12 контрастность бумаги была меньше примерно на полступени (отношу на очень большую экспозиция). Цвет приятный, коричневый, более теплый чем на Форте Фортезе. При разбавлении 1:2 результат практически не отличался от проявки в проявителе Агфа Мультиконтраст.

Еще пробовала проявитель Форте Теплый тон. Не понравился, так как не увеличил теплый тон ни на Бромпортрете, ни на Фортезе, ни на бумаге холодного тона.

Убедительная просьба, комментарии, основанные исключительно на теоретических знаниях, не писать.

#2 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 21 March 2006 - 10:12

Более теплые тона можно получить в гидрохинон-глициновых составах.
Для меньшего падения контраста и большей "управляемости" процессом, снижаем температуру проявителя вплоть до 15С, с увеличением времени обработки.
Еще большую гамму тонов/оттенков давали отечественные контабром и варитон.
Причем нормальный красно-коричневый тон на бромпортрете лишь за счет проявления практически не реализуем - здесь лидер контабром.

#3 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 21 March 2006 - 11:43

RAE (21.3.2006, 11:11 MSK) писал:

Для меньшего падения контраста и большей "управляемости" процессом, снижаем температуру проявителя вплоть до 15С, с увеличением времени обработки.
Уважаемый RAE, насколько в описанном выше проявителе Вы увеличивали время обработки при снижении температуры до 15? У меня оно увеличилось до часа и была вуаль.

RAE (21.3.2006, 11:11 MSK) писал:

Еще большую гамму тонов/оттенков давали отечественные контабром и варитон.
Причем нормальный красно-коричневый тон на бромпортрете лишь за счет проявления практически не реализуем - здесь лидер контабром.
Кто сейчас производит эти бумаги и где их можно купить?

Уважаемый RAE, пишите, пожалуйста, более конкретные сообщения, подкрепленные цифрами и фактами!

#4 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 21 March 2006 - 12:22

Pippi (21.3.2006, 12:42 MSK) писал:

Уважаемый RAE, насколько в описанном выше проявителе Вы увеличивали время обработки при снижении температуры до 15? У меня оно увеличилось до часа и была вуаль.

Добрый день!
Да - процесс длительный, его ход контролируете визуально.
Вуаль появляется лишь при постоянном свечении фонарем, что здесь собственно не требуется, т.к. время проявления длительно.
При снижении температуры и вуалирующая спослбность проявителя так же значительно падает.
Введение же антивуалентов ухудшит тональность, сделает снимок как бы "грязным" - прежде всего из-за снижения максимальных плотностей, в связи с чем рекомендую исключить даже указанные 2 гр. бромистого калия.
В то же время имеет смысл заменить поташ на такое же количество тринатрий фосфата и добавить 10 гр. глицина - в данном случае при разбавлениях в 10 раз, увеличении экспозиции примерно в 5 раз, потеря контраста минимальна, изображение приобретает черные тона с коричневым оттенком, напоминающим фотографии сделанные в начале прошлого века.

Цитата

Кто сейчас производит эти бумаги и где их можно купить?
К сожалению сейчас остался лишь упомянутый Вами бромпортрет и его полиэтиленированный вариант (самшит - на нем результаты таких эксперементов лишь разочаруют), производимые славичем.

Цитата

Уважаемый RAE, пишите, пожалуйста, более конкретные сообщения, подкрепленные цифрами и фактами!
Думаю я ответил на Ваш вопрос?
Если еще что то конкретизировать - напишите.

Сообщение отредактировал RAE: 25 June 2009 - 08:38


#5 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 21 March 2006 - 12:26

А вопрос-то остался без ответа...

Цитата

Уважаемый RAE, насколько в описанном выше проявителе Вы увеличивали время обработки при снижении температуры до 15?


#6 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 21 March 2006 - 12:43

Pippi (21.3.2006, 13:25 MSK) писал:

А вопрос-то остался без ответа...
При указанной же выше модификации - время примерно равно времени обработки в оригинальном рецепте при 20С.
Если не изменяет память, то примерно 30-35 минут.

#7 fotofil

  • Пользователь
  • 763 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 22 March 2006 - 21:09

RAE (21.3.2006, 11:11 MSK) писал:

Более теплые тона можно получить в гидрохинон-глициновых составах.
Для меньшего падения контраста и большей "управляемости" процессом, снижаем температуру проявителя вплоть до 15С, с увеличением времени обработки.
Еще большую гамму тонов/оттенков давали отечественные контабром и варитон.
Причем нормальный красно-коричневый тон на бромпортрете лишь за счет проявления практически не реализуем - здесь лидер контабром.

Просмотр сообщения

Уважаемый RAE ! Как то раз попробовал этот рецепт,но получил не описываемый здесь тон изображения,а какой-то лишь небольшой тепловатый оттенок.Разбавление добавило еще и вуаль(бумага старая,где взять свежую?).
Подскажите,что сделал не так?Или Микулин имел в виду не цвет,а оттенок?

#8 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 08:35

fotofil (22.3.2006, 22:08 MSK) писал:

Уважаемый RAE ! Как то раз попробовал этот рецепт,но получил не описываемый здесь тон изображения,а какой-то лишь небольшой тепловатый оттенок.Разбавление добавило еще и вуаль(бумага старая,где взять свежую?).
Подскажите,что сделал не так?Или  Микулин имел в виду не цвет,а оттенок?
Вы видимо пробовали гидрохиноновый рецепт.
На бромпортрете действительно правильнее говорить об оттенках.
Тон же можно получить на контаброме или его дальнейшем развитии - варитоне.
Нормальные тона можно получить лишь на свежих бумагах.
Приемлемые результаты на варитоне с более 10 летним истекшим сроком я получал при добавлении в указанную выше модификацию примерно 1 гр/литр разбавленного раствора хлористого натрия.
время обработки при этом увеличивается примерно до 40 минут.

#9 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 10:38

Добралась до сканера. Бумага Бромпортрет 20-летней давности.
Первая картинка - разбавление 1:2, вторая - 1:12.
Прикрепленное изображение: razbavlenie1_2.jpg
Прикрепленное изображение: razbavlenie1_12.jpg

Сообщение отредактировал Pippi: 23 March 2006 - 10:41


#10 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 14:45

На втором снимке видна небольшая вуаль - это все же из-за старости бумаги.
Посмотрел информацию о текущем производстве - к сожалению остался лишь Славич.
И то на нем производство серебрянных материалов сокращается.
Сейчас реально купить лишь, выпускаемый ограниченно, бромпортрет - самшит вроде так же снят с производства.
Жалко конечно Позитив (выпускал варитон), Квант (контабром), Фотон (бромпортрет и контабром).

#11 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 14:48

RAE (23.3.2006, 15:44 MSK) писал:

На втором снимке видна небольшая вуаль - это все же из-за старости бумаги.
Нет там вуали. Нерезкость есть (стронула бумагу при экспозиции), падение контраста есть, а вуали нет.

#12 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 15:01

Pippi (23.3.2006, 15:47 MSK) писал:

Нет там вуали. Нерезкость есть (стронула бумагу при экспозиции), падение контраста есть, а вуали нет.
Про нерезкость я не стал писать.
Может конечно так сосканированно - но обратите внимание на светлые участки - хотя бы с лева в верху.

#13 Pippi

  • Пользователь
  • 1089 сообщений

Отправлено 23 March 2006 - 15:08

Я не по скану оцениваю, а по отпечатку

#14 fotofil

  • Пользователь
  • 763 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 23 March 2006 - 18:08

Что-то не нашел я у Славича бумаги Бромпортрет,а вот насчет оттенка - такой же как у Pippi - невнятно желтый с прозеленью.Я ожидал большего.Хотя бы такого же результата как при вирировании сернистым натрием.

#15 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 24 March 2006 - 07:40

fotofil (23.3.2006, 19:07 MSK) писал:

Что-то не нашел я у Славича бумаги Бромпортрет,а вот насчет оттенка - такой же как у Pippi - невнятно желтый с прозеленью.Я ожидал большего.Хотя бы такого же результата как при вирировании сернистым натрием.
Вы видимо смотрели на сайтах продавцов.:)
Вот информация, как говорится "из первых рук":
http://www.slavich.ru/products/foto/

Для более теплого, именно черного с коричневым оттенком тона, попробуйте найти свежую бумагу и в рецепте внести предлагаемые выше изменения.

Сразу скажу, что описанные в исходном материале красноватые, оранжевые, оттенки достижимы лишь на контаброме и варитоне, но не бромпортрете - на нем получаются именно теплые глубокие черные тона с коричневым оттенком, очень.

#16 fotofil

  • Пользователь
  • 763 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 24 March 2006 - 12:31

Бумагу я беру в филиале Славича,в Новосибирске.Видно,просто не хотят связыватся.
За подсказки- спасибо.

#17 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 24 March 2006 - 14:20

fotofil (24.3.2006, 13:30 MSK) писал:

Бумагу я беру в филиале Славича,в Новосибирске.Видно,просто не хотят связыватся.
За подсказки- спасибо.
В новосибе можно найти старый варитон или контабром.

#18 fotofil

  • Пользователь
  • 763 сообщений
  • Имя:Vadim
  • Город:Столица Сибирской губернии

Отправлено 25 March 2006 - 20:18

RAE (24.3.2006, 15:19 MSK) писал:

В новосибе можно найти старый варитон или контабром.

Просмотр сообщения

Они не сознаются.Может,пора попинать?

#19 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 27 March 2006 - 07:21

fotofil (25.3.2006, 21:17 MSK) писал:

Они не сознаются.Может,пора попинать?
Отсылал запрос в Томск (обычно через их брал продукцию Славича) - отписали что под заказ привезут без проблем - хоть бромпортрет, хоть самшит.

Сообщение отредактировал RAE: 27 March 2006 - 07:21


#20 Pavel Lachaew

  • Пользователь
  • 4084 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 05 April 2006 - 15:15

На днях попробовал слабое вирирование по методу двойного проявления.
Бромистый калий+ железосинеродистый калий, для отбелки, а в чем проявлял потом - даже не знаю :)
Отбеливал несильно.

эффект - цвет потеплел, как у бромпортрета, но не вирировался в коричневый. Плотность в тенях осталась высокая, ничуть не упала. В целом - достойная замена бромпортрету, да он и не дает такой насыщенности.

Эксперимент повторить "один-в-один" невозможно - реактивы отсыпались на глаз, прямо в кюветы, и вода в кране была только горячая. :)

#21 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 05 April 2006 - 15:53

Pavel Lachaew
Так ведь вирироваться не чему.
Если будете эксперементировать - попробуйте добавить других галогенов - того же хлорида натрия, йодида калия...
На смесях возможно что то и выйдет.

#22 Pavel Lachaew

  • Пользователь
  • 4084 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 05 April 2006 - 16:13

Есть чему вирироваться. Если отбелить сильнее - темно-красно-коричневый тон. Я хотел только чуть-чуть углубить тона и утеплить. Доволен.

Пробовал и хлористый калий. шаманство с 300 - вт лампой не понравилось - горячая... вообще экспериментировать я сейчас не настроен. Проверил 5-6 рецептов, отобрал пару, что мне понравилось, и пока успокоюсь на какое-то время.

#23 RAE

  • Пользователь
  • 469 сообщений

Отправлено 06 April 2006 - 16:20

Pavel Lachaew (5.4.2006, 17:12 MSK) писал:

Есть чему вирироваться. Если отбелить сильнее - темно-красно-коричневый тон. Я хотел только чуть-чуть углубить тона и утеплить. Доволен.
С йодом должен получиться несколько зеленоватый оттенок, что очень хорошо смотрится на пейзажах.

Сообщение отредактировал RAE: 06 April 2006 - 16:21






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных