Bondezire (25 November 2011 - 00:18) писал:
Уважаемый peter_koen, практически во всех Ваших тезисах и определениях композиции, в начале этой темы, речь идет не о композиции, а компоновке. ...Компоновка - составная часть композиции. Композиция - это несколько более широкое понятие...
Спасибо за участие и высказанное мнение.
По сути сказанное абсолютно верно. Разница в терминологии (я просто употребляю термины, как меня учили, есть другие варианты): то, что Вы называете "компоновкой" у меня - "приёмы и средства композиции" (коротко - в посте #34).
Действительно, я попробовал показать именно использование автором композиционных приёмов, что, по моему мнению, доказывает наличие композиции и, в свою очередь, - то, что созданный с помощью этого использования визуальный объект является, по определению, "эстетическим".
Bondezire (25 November 2011 - 00:18) писал:
Сознательное нарушение правил компоновки, описанных Вами в начале ветки, является управляемым композиционным приемом, с целью управления эмоциональным восприятием зрителя.
Тоже не оспаривается. В других терминах - "сознательное нарушение известных принципов и закономерностей использования приёмов композиции..."
Bondezire (25 November 2011 - 00:18) писал:
Т.е., иными словами, в композиции НЕТ правил, и описанные правила компоновки можно и нужно нарушать, если они работают на усиление композиционного замысла автора.
И это верно. И, если верить теории, то подчинённость авторскому замыслу - это один из законов композиции.
В основе - авторский замысел, а дальше автор решает, что для осуществления этого замысла ему нужно. Если для того, чтобы подчеркнуть основную идею нужно нарушить некий пропорциональный или ритмический ряд - автор его нарушает. А если, наоборот, акцентировать на пропорции или ритме внимание - автор создаёт этот пропорциональный или ритмический ряд с максимальной математической точностью.
В фотографии (без отсылок к неким источникам, чисто на мой взгляд) автор либо пытается пробудить у зрителя некие чувства, пользуясь, в том числе, композиционными средствами, либо пытается передать свои чувства и эмоции от объекта съёмки. Мне, например, ближе второе.
Bondezire (25 November 2011 - 00:18) писал:
Если бы ценность визуального произведения искусства определялась исключительно компоновкой, то уже сейчас, или в скором будущем, любой обладатель фотика за три тубля клепал бы исключительно шыдевры для аукционов, т.к. уже сейчас программисты контор типа Adobe могут запросто организовать трансформацию изображения по геометри...
На эту тему в ходе разговора о Гурски мы общались с одним из участников форума в личке.
В двух словах: художественная ценность изображения (и это следует из определения понятия "искусство") определяется силой чувств или эмоций, которую оно способно вызвать у зрителя. Правда, там ещё были оговорки по зрителю, но в целом как-то так.
Для этого, естественно, одной геометрии не просто недостаточно, а очень сильно недостаточно.
Хорошо про идею синтетических произведений писал Оруэл в "1984". Там у него был некий аппарат, кажется, "версификатор", в который загружался набор нот, рифмованных слов, и на выходе выходили вокально-музыкальные произведения для нетребовательных потребителей нижнего уровня тамошней социальной пирамиды - "пролов"...
Это не укладывается в определение "произведения искусства", как "сознательно (т.е. используя сознание) созданного".
Bondezire (25 November 2011 - 00:18) писал:
Кстати, вопросы компоновки и композиции визуальных произведений имеют практически 100-процентную аналогию в музыке...
И в литературе (структура произведения с прологом и эпилогом, и оснавная часть сложно составленная: завязка, действие и проч. Всё от тех же греков), и в кино (для меня - наисложнейшее искусство: соединить литературную и визуальную композиции, звуковой и музыкальный ряды в единое целое...), в архитектуре - само собой.
Я понял, что с Вами - никаких противоречий. Исключительно различия в терминологии плюс отмеченная Вами неполнота анализа (но в этом случае полнота и не предполагалась).
Сообщение отредактировал peter_koen: 25 November 2011 - 09:22