точечный и не очень замер в Кэнон
#1
Отправлено 09 October 2002 - 16:23
Благодарю за внимание уважаемое собрание.
#2
Отправлено 09 October 2002 - 16:34
Щас буду на подзатыльники нарываться />
Легенда о точечном замере в любительских камерах -- маркетинговое изобретение асахи оптикал. Если взять мз-5 и, допустим еос500н, поглядеть в видоискатель то размер точки первого только чуть-чуть меньше размера "зоны частичного замера" второго. Гнусный пентакс даже не пишет цифр о размере или площади этой самой точки. Зато картинку нарисовал /> В общем, в этом вопросе, сапоп оказался честнее.
Так что при выборе системы, заявленная пентаксом "точка" не аргумент, и даже не повод задуматься...
#3
Отправлено 09 October 2002 - 17:08
Цитата
это становится интересным.. %). В инструкции к MZ-5N действительно не указан размер, как , впрочем и в MZ-S. Мне попадались статьи, упоминавшие размер точки 2,5% для 5N. Неужто измерения проводятся по изображению в видоискателе?
Тогда изменю вопрос: насколько при таком размере (совсем не точки) этот замер имеет практическую пользу (конечно не при условии ровного освещения предмета съемки)?
#4
Отправлено 09 October 2002 - 20:03
Нетрудно подсчитать, что 10% частичного замера в EOS'ах эквивалентно кружку в 10 мм. Таким образом разница в линейных размерах не велика и действительно не бросается в глаза при сравнении кружка границы точечного замера в видоискателе. За совсем маленькой "точкой" следует обращаться к Никону (~1%) или прикупить внешний спотметр.
Но так ли важен размер? Главная черта точечного замера - обеспечение интегрального измерения яркости в четко определенной области без дополнительной обработки. Ни ЦВ, ни матричный замер этой "чистотой поведения" не обладают. Размер измеряемой области - вопрос вторичный. Во-первых, угол охвата точечным замером зависит от фокусного расстояния. Во-вторых, всегда найдутся точечные источники (типа фонаря на горизонте) которые будут меньше самого маленького спотметра. Наконец, усреднение яркости в измеряемой области большего или меньшего размера не является недостатком. Грубо говоря, вся экспонометрия построена на замере некоторого СРЕДНЕГО света, который должен в итоге "лечь" на середину линейного участка пленки.
Теперь к вопросу о практической пользе. Точечный замер - это всегда инструмент ручной установки экспозиции. Это и банальный замер серой карты, и промер различных участков сцены для оценки динамического диапазона, и, наконец, определение экспозиции по сюжетно важной части. Кстати, в эпоху Зенито-владения я часто мерял экспозицию на контрастных сценах просто направляя аппарат на темную часть и не очень задумываясь о "точечности" замера. Наверное, опытные товарищи могут рассказать о технических приемах где маленькая точка жизненно необходима, но я в своей практике таких ситуаций не встречал.
Константин.
#5
Отправлено 10 October 2002 - 01:23
Даже и не знаю что сказать. Мне хватает. Во всяком случае, когда я вынужденно даунградился с EOS 3 до EOS 50, отсутствия точечного замера я особо не заметил. Но я в основном людей снимаю, детишек там всяких, в последнее время зачастую использую студийный свет, мои объекты съемки занимают значительную часть видоискателя, заметно больше 10%, так что меня частичный замер почти всегда устраивает.
Если бы я серьезно увлекался пейзажами, то наверное, задумался бы о пользе точечного экспонометра (но и Канон был бы мне не нужен).
>>>вся экспонометрия построена на замере некоторого СРЕДНЕГО света, который должен в итоге "лечь" на середину линейного участка пленки.<<<
В общем случае, это неверно. В кадре может вообще не быть средних тонов, и мало того, кадр может содержать исключительно тона светлее/темнее среднего (примеры: высокий/низкий ключ в портрете).
#7
Отправлено 10 October 2002 - 08:23
Если говорить об экспонометре, то возможно так оно и есть. Но измеряет свет все-таки фотограф и некое среднее значение ему далеко не всегда нужно.
Нужно так же добавить, что мало экспонометров калибровано на 18% отраженного света. Большинство считают 12.5% за отправную точку. Но это не важно. В свете обсуждения точечного замера возникает вопрос: как та средняя точка экспонометра связана с серединой линейного участка пленки и связана ли вообще ?
#8
Отправлено 10 October 2002 - 15:58
С другой стороны, некоторая эталонная средняя плотность фотоматериала получается при экспозиции от источника, в качестве которого используется 18% серая карта. Берем, к примеру, тех.инфо по Супре:
http://www.kodak.com/cluster....9.shtml
В разделе "Judging Negative Exposures" (оценка экспозиции негатива) видим, что плотность Supra100 по красному каналу при экспозиции от серой карты Кодак равна 0.8-1. Открываем характеристику этой пленки и видим, что эта плотность примерно соответствует середине линейного участка (log H Ref = 0.84).
А вообще, кому интересно познать основы экспонометрии и роль 18% могут ознакомиться с:
http://www.kodak.com/cluster....x.shtml
Константин
#10
Отправлено 11 October 2002 - 06:32
"коэфф. отражения кожи ... как раз и равен 18%"
Тут где-то глюк сидит. Или попутались две вещи - коэффициент отражения и коэффициент черноты. Напомню, что
КО=1-КЧ
Типичные значения КЧ (под рукой справочник Кикоина, с.646):
алюминий слегка окисленный (то, что в жизни) - 0.1
вольфрам (который сильно темнее среднего европейца) - 0.45
уголь и графит (зависит от марки) - 0.78-0.90
Так что коэффициент отражения 18% - это сильно загорелый негр-кочегар. А светло-серая карта (она же бетон или рука) - это 18% черноты, т.е. 82% коэф. отражения. Или я что напутал?
Успехов. Владимир.
#11
Отправлено 11 October 2002 - 09:04
Под моей лампой, при ISO 100 получаются следующие цифры:
-- серая карта: 5.8 EV
-- ладонь: 6.8 EV
-- белая карта: 8.1 EV
Если верить Кодаку, то серая карта имеет отражающую способность 18%. Кожа отражает ровно на стоп больше света, т.е. 36%. Как я и думал (что интересно, Ансель Адамс думал так же />).
>>>А вообще, кому интересно познать основы экспонометрии и роль 18% могут ознакомиться с...<<<
Это все ясно и понятно, но все это -- теория. На практике же экспонометр вовсе не обязан быть откалиброван на магические 18% (число 12.5% встречается весьма часто). Затворы и диафрагмы, да и тот же экспонометр имеют некоторую погрешность. Процессы Е-6 и С-41 тоже колеблются в каких-то пределах. Учитывая все это, можете ли Вы уверенно сказать, направив экспонометр на белую стену и дополнительно открыв диафрагму на 2.5 стопа Вы гарантированно получите белый с остатками деталей (или без деталей, не важно, важно знать точку где детали исчезают)? Я -- нет. Чтобы была такая уверенность, нужна калибровка системы, вместе с проявкой, и лишь потом, по достижении требуемой точности, на мой взгляд, появится потребность в точечном замере. Иначе, что толку знать некоторые "точные" цифры, если толком не понятно куда они ведут.
#12
Отправлено 11 October 2002 - 10:43
-- серая карта: 5.8 EV
-- ладонь: 6.8 EV
-- белая карта: 8.1 EV <<
Хм, ладонь светлее серой карты? А если почитать вот этот источник, то получается, все наоборот, т.е. ладонь не светлее, а темнее серой карты на 1 ступень:
http://www.kamepa.ru...cles/matrix.htm
Все это очень любопытно и хочется все-таки докопаться до истины. Уважаемый Canon Shooter, Вы мыли руки перед экспериментом? />
#17
Отправлено 11 October 2002 - 15:29
Подумал-подумал: не-е-е, так много света негру не отразить! Это -- исходя из моего личного опыта съемки загорелых негров... Темное это дело (негры, серые карты, и пр.). /> />
2 C. Shooter
>>>>>...и лишь потом, по достижении требуемой точности, на мой взгляд, появится потребность в точечном замере. Иначе, что толку знать некоторые "точные" цифры, если толком не понятно куда они ведут.<<<<<
Даже неточный точечный замер весьма полезен. Например, чтобы оценить диапазон яркостей в кадре. Типа, сколько в нем EV. Или -- насколько правая щека модели ярче левой.
#18
Отправлено 13 October 2002 - 01:56
>>>если почитать вот этот источник, то получается, все наоборот, т.е. ладонь не светлее, а темнее серой карты на 1 ступень<<<
Идем и читаем: "Коэффициент отражения внутренней поверхности кисти руки человека (по крайней мере, белой расы) на редкость постоянен. Он отличается от 18%, но ровно настолько, что требует поправки на одну ступень экспозиции (в сторону ее увеличения)." Как я понимаю, увеличение экспозиции дает более светлый тон, т.е. ладонь светлее серой карты на ступень.
>>>Даже неточный точечный замер весьма полезен. Например, чтобы оценить диапазон яркостей в кадре.<<<
Здесь я согласен, но... Почитаем форумы на foto.ru. Делаем выводы: камеры дешевле F5 -- дерьмо, нет пленки кроме слайда и Velvia пророк его, мерить только "точкой" и т.д. Следуем советам: берем F5 заряженный Велвией, идем в ясный полдень снимать пейзаж и видим что диапазон яркостей сюжета превышает 8-9 ступеней... Что дает точечный замер ?
Если я знаю, что делать с диапазоном контраста, то я и без точки проживу, хотя ее наличие облегчает иногда жизнь... Если соберусь пейзажи снимать -- куплю точечную насадку на свой Секоник. А щеки моделям мне удобнее по падающему свету мерить...
#22
Отправлено 14 October 2002 - 09:57
Э-э-э, нет. Тогда ладошки мои не были бы на стоп светлее серой карты />.
>>>А в костюме Вы лучше... <<<
Жена мне то же самое говорит. Но я почему-то все джинсы с футболкой предпочитаю...
А что-то Вы, Prospero, как-то перекошено на этой малюсенькой картинке выглядите...
(Edited by Canon Shooter at 10:58 am on Oct. 14, 2002)
#28
Отправлено 16 October 2002 - 17:31
Цитата
Легенда о точечном замере в любительских камерах -- маркетинговое изобретение асахи оптикал. Если взять мз-5 и, допустим еос500н, поглядеть в видоискатель то размер точки первого только чуть-чуть меньше размера "зоны частичного замера" второго. Гнусный пентакс даже не пишет цифр о размере или площади этой самой точки. Зато картинку нарисовал /> В общем, в этом вопросе, сапоп оказался честнее.
http://www.spotmeter...zs/mzscheat.htm
и все-таки у Пентакса (5Н) точка аккуратненькая (если верить этой ссылке). Так что, Лександер, гнать на пентакс не будем />
=========
прим. den'а: ай-йай-йай! точки в ссылку пихать! />
#29
Отправлено 16 October 2002 - 21:05
2. Ссылкам не верю, постольку-поскольку верю своим глазам. А они говорят -- разница не принципиальна для съемки. Принципиальна для маркетологов.
3. Если Вы, иджо, сняли хоть один кадр благодаря наличию у камеры 5мм точки вместо 10мм зоны то я готов снимать перед Вами шляпу.
(Edited by Lexander at 7:08 pm on Oct. 16, 2002)
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных