←  Фотоматериалы

Форумы Пента-клуба

»

С чего начать учиться печатать вручную?

 фотография nemiligor 03 Nov 2011

 Джо1 (02 November 2011 - 21:35) писал:

Подскажите так же, в целях покупки в другом городе (волгограде), какой лучше заказывать проявитель? А то в жидком виде почта не пропустит....
грузовозовым, или другой любой транспортной компанией жидкую химию отправляют в любой город

 roofer (02 November 2011 - 21:51) писал:

У вас может появиться желание самостоятельно готовить смеси по рецептам и тогда понадобятся аптекарские весы вот такие, к примеру
http://jedi.net.ru/v....php?id=188083. Это особый кайф, самому делать смеси...И еще очень приятно время проявки засекать по песочным часам
Смеси, это не первоочередное. Мне бы сначала необходимый минимум, чтоб освоить азы
Изменить

 фотография roofer 03 Nov 2011

Во,термометр, фонарь,пинцет, не забыли?
Сообщение отредактировал roofer: 03 November 2011 - 13:50
Изменить

 фотография Andrew Gri 03 Nov 2011

Пинцетов лучше иметь два, для проявителя и фиксажа раздельно. Фиксаж выбирайте кислый, он добъёт остатки проявителя в толстой основе. Всегда проявляйте до полного проявления, не выхватывайте снимки из проявителя -- будут неровные тени.

Рекомендую в тёмную комнату брать с собой ножницы. Чтобы не портить много бумаги, нарежте полоски, кладите их в кадре так, чтобы они проходили через сюжетно важные элементы, экспонируйте, а потом проявляйте и без закрепления рассматривайте на белом свету.

Также рекомендую, чтобы не выбегать каждый раз на белый свет, повесить над ванночкой с проявителем фонарь с зелёно-коричневым светофильтром, а красный направить в стенку для общего освещения. Тогда контраст отпечатка будет оцениваться верно. Хотя мультиконтрасную бумагу такой фонарь может засвечивать. Я такой бумагой никогда не пользовался.
Сообщение отредактировал Andrew Gri: 03 November 2011 - 14:59
Изменить

 фотография stepan 04 Nov 2011

 Andrew Gri (03 November 2011 - 14:57) писал:

...рекомендую, чтобы не выбегать каждый раз на белый свет, повесить над ванночкой с проявителем фонарь с зелёно-коричневым светофильтром, а красный направить в стенку для общего освещения. Тогда контраст отпечатка будет оцениваться верно...

Строго говоря, контраст нужно оценивать, глядя на уже высушенный отпечаток, потому что некоторые бумаги,- Foma, например,- умеют темнеть при высыхании.
Более того!- существует даже официально оговоренное расстояние, с которого этот разглядываемый отпечаток надо освещать стоваттной лампочкой. Но это если уж совсем придираться ;)

А так помимо увеличителя хорошо бы иметь:
-рамочку для пленки соответствующего размера,
-трансформатор (если лампочка питается не от 220 вольт),
-реле времени (в принципе можно обойтись и без него, но лучше не надо),
-об'ектив (для 6х6 подойдет 75-80 мм),
-кадрировочная рамка (если есть возможность выбирать, я бы предпочел с четырьмя лезвиями),
-фонарь (красный, желтый, зеленый,- всякие бывают, лишь бы не засвечивал мультиконтрастную бумагу. Я бы выбирал светодиодный, он меньше греется),
-без фокускопа вполне можно обойтись, а там видно будет.
-ванночки-скляночки-пинцетики-вороночки-бутылочки,
-какая-то широкая посудина для промывания отпечатков,
-сушка отпечатков - отдельная головная боль :) :) :)
Вроде ничего не забыл :)

Ну и сама бумага. Я бы выбирал мультиконтрастную. Для попробовать имеет смысл выбирать полиэтиленовую подложку, потому что с бумажной мороки больше. Если у вашего увеличителя будет цветная голова, никаких фильтров для мультиконтраста искать не надо.
Я ни бельмеса не понимаю по-немецки, возможно, какие-то из перечисленных пунктов в вашем перечне уже есть :)

Да! Если соберетесь месить химию самостоятельно НЕ БЕРИТЕ ВЕСЫ С ГИРЬКАМИ! :) :) :)
Сообщение отредактировал stepan: 04 November 2011 - 11:04
Изменить

 фотография АлександрБорисович 04 Nov 2011

Да это кайф, закрыться в темной и ты один на всем свете. Жалко что это было в прошлом тысячилетии. :P
Изменить

 фотография himik_007 04 Nov 2011

 AlexandrSAB (04 November 2011 - 11:16) писал:

Да это кайф, закрыться в темной и ты один на всем свете. Жалко что это было в прошлом тысячилетии. :P
Ну так то в прошлом, то конечно да. Только вот ручные отпечатки так-то смотрятся как-от живее. Да и долговечность выше. А у платинотипии дк вообще немеряно выше. Был я тут давеча га выставке в классической галерее. Там типа батл цыфра против пленки. так вот ручные отпечатки смотрется до сих пор на голову выше чем с цифры даже на спец принтерах. Ну не считая Грановского который делал склейку из 70 кадров 80мегапиксельного задника фазы. Так вот на вопрос долговечности его творения в напечатанном виде он ответил так. Я фотограф, а не печатник и за долговечность отпечатков ответственности не несу:)))) А я вот кстати с такой постановкой вопроса не согласен. И считаю что автор должен сам участвовать в процессе печати, в идеале конечно сам печатать и нести ответственность разумную за долговечность своих снимков.
Изменить

 фотография Andrew Gri 04 Nov 2011

Чтобы внукам было что посмотреть, печатайте ч/б! :)
Изменить

 фотография StarPer 04 Nov 2011

Внесу и свою лепту в эту ностальгическую тему,Может пригодится кому.
1.Во первых начинающему печатнику надо выбрать,будет его семья немытой либо голодной,или то и другое вместе,в зависимости от того,где будет сухой и мокрый стол.В ванне работать удобнее если есть место.Мокрый стол делается в виде листа многослойной фанеры положенной на ванну.Ставить увеличитель на стиралку не лучший выход.Прибор должен стоять жестко и ровно,все железо должно быть максимально жесткое и не трепыхаться,в том числе и от транспорта на улице.Так же надо много розеток.У меня на каждую розетку стоял свой предохранитель.В ваннее вообще работать опасно,много воды и железа,надо быть внимательным.Не актиничное освещение лучше смонтировать стационарно.Промывалка получается из ванны,если в слив воткнуть стоячий шланг.
2.Сама ч\б печать начинается с негативного процесса.Удобнее всего:мягкий серый ровный не контрасный однообразный негатив и контрастная печать.Контраст достигается светом в увеличителе и энергичным контрастным позитивным проявителем.Регулируется контраст разбавлением проявителя.
3.Одно из главных-свет в увеличителе.Для малоформатного негатива однозначно точка.Сейчас есть светодиоды,раньше я использовал галогенку 100вт 12вольт, и два трансформатора,один из них ЛАТР для регулирования освещения.Для средне форматного лучше перекальная лампа с рефлектором и матированная впереди,сейчас я таких не вижу.Лампа включается через мощный Латр на пониженное напряжение что позволяет не греть,увеличить ресурс лампы и регулировать освещенность.Можно попробывать поиграться с со спектром освещения что позволит снизить хроматику обЪектива и поднять резкость.
4.Центрируется свет просто:фокусировочное устройство увеличителя опускается максимально вниз,чтобы на столе увидеть проэкцию спирали лампы,выставляется по центру,разрыв спирали вверх(как бы на небо в пейзаже чтоб не пересвечивать) и затем проверяется уже в резкости и все.Чтоб лучше целится по лампочке можно диафрагмировать.Крутить туда-сюда чтобы добится равномерности как обычно рекомендуют-бестолку.Лампа обычно ставится максимально высоко.
5.Про стекла-точке почти все равно,но с ньюансами.Хорошее стекло позволяет и малоформатки печатать без точки.У Вас м39, но я себе сделал фланец м42, что возволяло ставить любые стекла.Хорошо идут резьбовые макрушники,например Макро Такумар 50/4.Под средний формат придется выбирать из топовых для увеличителей.
Это конечно далеко не все но хотя бы избежите некоторых лишних метаний.Тема для меня повторяю ностальгическая,т.к. не печатаю с 1990г,и не работаю фотографом,но раньше печатал за деньги выставочные работы для половины деревни.Сейчас все оборудование просто сперли, да и я сам слегка устарел.
Изменить

 фотография stepan 04 Nov 2011

 StarPer (04 November 2011 - 19:29) писал:

...для малоформатного негатива однозначно точка...
Гм... готов поспорить)))
Изменить

 фотография StarPer 05 Nov 2011

 stepan (04 November 2011 - 23:19) писал:

Гм... готов поспорить)))
Ну спорить возможно не о чем,но поделиться опытом стоит.У каждого свои печальный опыт.
См п 2. если негатив запорот,то точка его добьет окончательно.Или все в царапинах и Вы собрались печатать под масляной эмерссией?Возможны любые крайности но их лучше избегать.
См п 5.Высококачественный объектив позволяет обходится без точки и печатать более мягким светом получая при этом всю фактуру зерна,и не получая лишнего мусора.Но его заразу надо ещё найти и стоит он обычно дороже чем лампочка.И некоторые увепичители упорно не настраиваются под точку.Это все те самые ньюансы.Одним словом нужна технология обеспечивающая повторяемость результатов,а как фотограф её отработает для себя это его личный опыт наступать на грабли.Было бы желание.
Изменить

 фотография . / 05 Nov 2011

эххх ностальжи :)

а если по делу то, фото-химию тщательнее прячьте от домашних, а лучше всего запирайте на ключь, вот ...
Изменить

 фотография nemiligor 07 Nov 2011

Спасибо за информацию!

Полистал Ли Фроста, он пишет, что необходимо иметь:

-Кадрирующая рамка
-Таймер для печати
-Промывочная машина
-Кюветы для реактивов

а также, полезно иметь:

-Приспособление для фокусировки
-Мензурки и банки
-Щипцы и перчатки
-Полотенца
-Средства для очистки пленки
-Термометр
-Устройство для контактной печати
-Инструменты для маскирования
-Блокнот и ручка
Изменить

 фотография barmaley96 07 Nov 2011

Цитата

Регулируется контраст разбавлением проявителя
Скажите, время проявления при этом увеличивается?
Изменить

 фотография StarPer 07 Nov 2011

 barmaley96 (07 November 2011 - 10:50) писал:

Скажите, время проявления при этом увеличивается?
Время до максимального почернения увеличивается,но много зависит от проявителя.Я максимально экономил и пользовал РФ1 практически бесплатно.Это советский для рентгеновских фотоматериалов.Упаковка на 15 литров проявляла бумагу где то чуть контраснее нормы в разведении на 45-50 литров воды.Чтобы эта ацкая смесь стала ближе к мягкоработающему проявителю,приходилось ещё пожиже бодяжить.Время проявления у этого раствора увеличивалось не настолько много,как ожидалось.Рецептуру РФ1 я к сожалению не списал,но найти где нибудь можно.Что то пободное использовалось в фотоавтоматах.Фиксаж для рентген. материалов тоже очень удобная штука.Но это все ИМХО,и весьма старый личный опыт по принципу дешево/сердито.Сейчас я предпологаю Вы больше в теме,и в Закамске еще фотохимии много осталось.
Изменить

 фотография roofer 07 Nov 2011

 nemiligor (07 November 2011 - 10:39) писал:



Без промывочной машины точно обойдетесь....
Изменить

 фотография . / 07 Nov 2011

Блокнот и ручка, самые полезные девайсы в том перечне ;)
Изменить

 фотография Schwanz 07 Nov 2011

не знаю... всегда химию развешивал на весах с гирьками, печатал конденсером и качество всегда было превосходное (в отличие от содержания)
Изменить

 фотография konviksor 09 Nov 2011

"""" Проверяется просто - кладёте фотобумагу при свете фонаря, через 15-20 минут проявляете бумагу, если появилась вуаль, значит фонарь не такой уж неактиничный. """"
Если при этой процедуре на бумаге будет лежать монетка ( можно что нибудь другое) то засветка будет виднее.
Было дело ( очень давно) .... Перебирал как то старые фонари.
Изменить

 фотография . / 09 Nov 2011

По настоящему неактиничный фонарь это вообще идеал почти не достижимый. Тут скорее следует рассуждать так - есть сочетание параметров бумага/фонарь/время проявки промывки и фиксации (общее время воздействия света до того как фиксаж окончательно зафиксирует изображение в том числе и созданную фонарём вуаль) так вот для одной бумаги свет этого фонаря может быть вполне приемлемый, для другой уже менее, при одинаковом времени его воздействия. А когда эксперимент будет повторен в кювете с той же бумагой и активным проявителем, то результат может быть вообще третьим.
Во обще то, даже если у вас хороший фонарь(и) прямой его(их) свет не рекомендуют направлять в кюветы. А необходимого контраста добиваться при проявке добиваться не сколь визуальным контролем, сколь временем по таймеру и контрольными отпечатками.
Изменить

 фотография konviksor 09 Nov 2011

""свет не рекомендуют направлять в кюветы.""
Да, так. У меня фиксаж вобще в тени стоял.
Еще температура растворов. Особенно проявителя и особенно при проявке пленки. При печати в прохладном помещении ( бывает... :unsure: ) проявитель лучше подогревать.
Вобще то особое рассматривание отпечатков в проявителе нужно при " вытягивании" снимков. Что то типа градиента даже получалось. :unsure:
Изменить

 фотография StarPer 10 Nov 2011

 konviksor (09 November 2011 - 20:29) писал:

""свет не рекомендуют направлять в кюветы.""
Да, так. У меня фиксаж вобще в тени стоял.
Еще температура растворов. Особенно проявителя и особенно при проявке пленки. При печати в прохладном помещении ( бывает... :unsure: ) проявитель лучше подогревать.
Вобще то особое рассматривание отпечатков в проявителе нужно при " вытягивании" снимков. Что то типа градиента даже получалось. :unsure:
Подогреть проявитель,особенно истощенный ,верный способ получить каку "типа градиента", вуаль,нежелательную дополнительную окраску.Рабочая t 18-22 по Цельсию.Вытягивание -вернее всего допущен брак в работе ещё на негативной стадии.Особенно если будете тянуть и рассматравать под якобы не актиничным фонарём,вуаль будет супер а не "градиент"
Изменить

 фотография barmaley96 10 Nov 2011

А вообще реально "вслепую" проявлять фотобумагу по таймеру и температуре? Хочу разделить два процесса - экспонирование и проявку во времени и в пространстве. Экспонировать в удобном, сухом месте, а проявлять затем в ванной. Как долго можно хранить экспонированную, но не проявленную фотобумагу?
Сообщение отредактировал barmaley96: 10 November 2011 - 11:03
Изменить

 фотография StarPer 10 Nov 2011

 barmaley96 (10 November 2011 - 11:03) писал:

А вообще реально "вслепую" проявлять фотобумагу по таймеру и температуре? Хочу разделить два процесса - экспонирование и проявку во времени и в пространстве. Экспонировать в удобном, сухом месте, а проявлять затем в ванной. Как долго можно хранить экспонированную, но не проявленную фотобумагу?
Ч/Б в пространстве разделить реально.Уже писал -домашние голодные и не мытые,например печатать на кухне с коньячком и холодильником,проявлять тут же в ванной.Но все одно потребуется визуальный контроль при проявке.По времени не получится,в первую очередь из за того что окружающее освещение все равно будет засвечивать и вуалить бумагу,кроме того у бумаги нет чувствительности по ГОСТ,каждый лист индивидуален.Проявкой по t и времени занимались первые цветные печатники в советские времена,при бомбежке садиков.Они сначала делали пробы,а обрабатывали в самодельных кассетах из пластика по несколько работ сразу, формат не больше 13х18 и не в куветах а в 5литровых кастрюлях .Форматные выставочные работы разделить по времени не получится.Кстати-привет земляку.
Изменить

 фотография barmaley96 10 Nov 2011

Цитата

Кстати-привет земляку.
Привет! :)
Изменить

 фотография . / 10 Nov 2011

 barmaley96 (10 November 2011 - 11:03) писал:

А вообще реально "вслепую" проявлять фотобумагу по таймеру и температуре? Хочу разделить два процесса - экспонирование и проявку во времени и в пространстве. Экспонировать в удобном, сухом месте, а проявлять затем в ванной. Как долго можно хранить экспонированную, но не проявленную фотобумагу?

Я знаю что такая практика существует. Однако речь идёт о разумном времени, в пределах нескольких часов. Только для начала надо добиться гарантированно повторяемого результата. По тому что, при разнесенном во времени сухом и мокром процессе, вы не сможете уже вносить коррективы в первый, в зависимости от результатов последнего.
Изменить

 фотография konviksor 10 Nov 2011

CtarPer

@ Подогреть проявитель,особенно истощенный ,..... @
А зачем подогревать Истощенный! проявитель?

@Рабочая t 18-22 по Цельсию. @
А вот остывший желательно подогреть. Это если в помещении прохладно. Так бывает ... :unsure: . Потому и советую. Мысль не моя. Про это в книгах про фото ( старых) пишут (писали :unsure: ). Водяная банька ( прям на месте) и все пучком. Никаких сложностей.

@Вытягивание -вернее всего допущен брак в работе ещё на негативной стадии.@
Естественно. С качественного негатива в большинстве случаев что тянуть? Ну если, может, что то творческое.
А вот некачественные негативы будут. Куда без них. И если кадр ценный ( хотя б для домашнего альбома типа " кот на люстре") то при проявке с отпечатком можно поработать. Хотя б проявлять с разной интенсивностью. Я так делал. Но мысль опять не моя :unsure:, вычитал где то. Давно.

" ... рассматравать под якобы не актиничным фонарём ..."
Фонари проверять надо. Ну и, естессно, не лупить прям в ванночку с проявителем.
Изменить

 фотография StarPer 10 Nov 2011

 konviksor (10 November 2011 - 17:34) писал:

CtarPer

@ Подогреть проявитель,особенно истощенный ,..... @
А зачем подогревать Истощенный! проявитель?

@Рабочая t 18-22 по Цельсию. @
А вот остывший желательно подогреть. Это если в помещении прохладно. Так бывает ... :unsure: . Потому и советую. Мысль не моя. Про это в книгах про фото ( старых) пишут (писали :unsure: ). Водяная банька ( прям на месте) и все пучком. Никаких сложностей.

@Вытягивание -вернее всего допущен брак в работе ещё на негативной стадии.@
Естественно. С качественного негатива в большинстве случаев что тянуть? Ну если, может, что то творческое.
А вот некачественные негативы будут. Куда без них. И если кадр ценный ( хотя б для домашнего альбома типа " кот на люстре") то при проявке с отпечатком можно поработать. Хотя б проявлять с разной интенсивностью. Я так делал. Но мысль опять не моя :unsure:, вычитал где то. Давно.

" ... рассматравать под якобы не актиничным фонарём ..."
Фонари проверять надо. Ну и, естессно, не лупить прям в ванночку с проявителем.
1.Поскольку вижу что мысли не Ваши то поясняю: когда готовят свежий раствор он обычно имеет нормальную рабочую t ,в холодной воде плохо растворяется.Остывает в процессе работы и истощения к сожалению.Когда начинает вяло работать приходит светлая мысль подогреть.Применить компенсирующий раствор не приходит в голову.Промышленность действительно выпускала кювету с электро подогревом и термостатом на формат 18х24,но там поддерживалась постоянная температура автоматически.У меня была такая штука.Но с посудой 30х40 или 50х60 номер с водяной баней не проходит просто из за габаритов и неудобства в работе.
2.Вытягивание имеет свои пределы.Обычно это удвоенное время нормального проявления.Для желающих творчества существует голодное проявление,двухрастворное проявление.Но лучше просто отработать стабильную технологию,о чем и пытаюсь донести.Потом я предпологаю интересующиеся господа собрались печатать форматные ч/б,а не открытки,иначе овчинка не стоит выделки.
Изменить

 фотография konviksor 10 Nov 2011

CtarPer
@Поскольку вижу что мысли не Ваши .....@
Опасаюсь обвинений в плагиате :D . Те книги не я один читал :) .
Вы все правильно пишете.
Это я по наивности своей решил что человек начавший эту тему ( mania_aisthesis --@Я совершенно не знаю, с какой стороны подходить к этому вопросу, потому как ничего в этом не понимаю.@) вряд ли начнет познавать азы работы с увеличителем и фотохимикатами с распечатки плакатов 50х60.
Изменить

 фотография nemiligor 13 Nov 2011

Доброго времени суток!

Выбираю объектив к Durst M605 для печати с негативов 6х6. Говорят лучший Rodenstock RODAGON 80/4. Теперь вопросы, чем отличается APO версия этого стекла от обычной? И что значит N версия?
Спасибо.
Изменить

 фотография stepan 13 Nov 2011

Для чб печати со спокойной душой берите обычный.
Что такое АРО я когда-то знал, но напрочь забыл за ненадобностью :blush:
Родагон 80/4, кстати, прекрасно кроет 6х7.
Изменить