Перейти к содержимому


Как смотреть голландский натюрморт (часть 1)


Сообщений в теме: 5

#1 Пресвятой Котэ

  • Пользователь
  • 4861 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Керчь

Отправлено 23 November 2018 - 09:08

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда.
----------------------------------------
Жан Кальвин  у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника  . Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.
Прикрепленное изображение: 1.jpg
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прикрепленное изображение: 2.jpg
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века

Картина Яна Баумана  ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи­тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Натюрморт в мясной лавке
Прикрепленное изображение: 3.jpg
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена  . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------...........
(Автор: Анастасия Егорова)

Сообщение отредактировал gmor: 23 November 2018 - 09:11


#2 Kuzmich

  • Пользователь
  • 6010 сообщений
  • Город:Самара

Отправлено 26 November 2018 - 15:52

Мне кажется, важный момент - исторический культурный контекст в развитии, без него все это действительно превращается в некоторую "интеллектуальную игру", которая мне лично не кажется интересной - некоторая отвлеченная формалистика.

Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.

Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.

#3 Kuzmich

  • Пользователь
  • 6010 сообщений
  • Город:Самара

Отправлено 26 November 2018 - 16:01

Хотя вот пишут, что эмблематические сборники имели широкое хождение в "широких слоях". Отсюда читаемость таких специфических вкраплений, когда уже на дальнем плане нет религиозного фрагмента.

Сейчас нужно ссылку на сборник публиковать рядом )

https://books.google...A%D0%B8&f=false

#4 Kuzmich

  • Пользователь
  • 6010 сообщений
  • Город:Самара

Отправлено 26 November 2018 - 16:16

Про связь с протестантизмом хотел написать, но что-то засомневался было. Про сакрализацию бытового пространства человека, как одно из влияний протестантизма в этих голландских картинах. А тут оказывается уже расписано.

"Отменив традиционную святость, Реформация породила сакральность нового типа. Она вдохновила протестантскую иеротопию – сакрализацию окружения человека, как природного, так и домашнего. Природой стали восхищаться как Божьим Творением. В материальном увидели божественное. Домашний уют и чистота стали новой благодатью. Мы увидим, что голландская живопись была иконографией этой новой сакральности."

https://praxema.tspu...2_3_13_2017.pdf

#5 Пресвятой Котэ

  • Пользователь
  • 4861 сообщений
  • Имя:Игорь
  • Город:Керчь

Отправлено 26 November 2018 - 17:12

Просмотр сообщенияKuzmich (26 November 2018 - 15:52) писал:

Мне кажется, важный момент - исторический культурный контекст в развитии, без него все это действительно превращается в некоторую "интеллектуальную игру", которая мне лично не кажется интересной - некоторая отвлеченная формалистика.

Так вот важный контекст, насколько я понял, это развитие религиозного в живописи. От исходного прямого библейского сюжета происходит трансформация к религиозно-осмысляемому "бытовому" сюжету, отсюда вся эта игра с прочтением символов, и уже далее к простому бытовому сюжету.

Без этого контекста, формалистика может быть, наверное, интересна как некоторое ограничивающее правило для художника.
Как-то так я это понимаю.
Понимать можно по разному, вы это прекрасно понимаете)

#6 MrZu

  • Пользователь
  • 9233 сообщений
  • Имя:Вадим
  • Город:Севастополь

Отправлено 28 November 2018 - 17:09

Просмотр сообщенияgmor сказал:

Автор: Анастасия Егорова)
вообще-то стоило и ссылку приложить: https://arzamas.academy/authors/177,
и в другой теме тоже

, по этой ссылке Вам можно ознакомиться с условиями распространения контента
https://arzamas.academy/license

Цитата

Настоящим Арзамас уведомляет Пользователей и любых лиц, которые могут получить доступ к Контенту Веб-сайта, что использование Контента Веб-сайта в любом виде, полученного из любых источников, без согласия Арзамаса является нелегальным и будет преследоваться в соответствии с законом.

В соответствии с п. 1 ст. 1274 ГК РФ на Веб-сайте в учебных, информационных, научных или культурных целях может осуществляться использование произведений без согласия авторов или иных правообладателей и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, в том числе: цитирование, использование в качестве иллюстраций.

Сообщение отредактировал MrZu: 28 November 2018 - 17:15






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных