←  В помощь начинающим

Форумы Пента-клуба

»

Влияние диаметра объектива (и линзоблока)...

 фотография st_tsourkan 07 Sep 2018

Добрый день, друзья. Вопрос в заголовке темы - влияет ли диаметр объектива на характер размытия и рисунка?

Попал тут ко мне в руки диковинный объектив Tokina AT-X 24-200 mm (3.5-5.6). Полнокадровый.
Помимо него имею полнокадровую Sigma DG 28-200 (3.5-5.6) и длякропный Tamron 18-200 (3.5-6.3).

Что характерно, Токина в диаметре больше. Диаметр резьбы под фильтр 72 мм против 62 мм у Тамрона и Сигмы. Сами корпуса объективов различаются соответственно.
То есть у Токины больше в диаметре линзоблок и теоретически наверно и больше сами диаметры элементов (иначе зачем делать такой толстый объектив).

Накрутил на камеру (на К-m) и давай снимать на него. Первое, что было интересно проверить - работу на открытых диафрагмах на всех фокусных, в частности на 200 мм.
Увы, пока без конкретных картинок (всё дома, а я на работе). Картинки позже загружу если кому будет интересно. Да и вопрос скорее по теории.

Чуда от бюджетного суперзума я не ждал, само собой. Но оно немножко случилось.

На 200 мм/5.6 Токина сильнее моет фон, чем Сигма 28-200 (да и вообще на открытых диафрагмах она моет фон сильнее, чем Сигма. Картинка вроде бы объёмнее, но края кадра "мягкие"). Хроматические аберрации практически отсутствуют (вот уж чего не ожидал). Резкость по центру средняя, звёзд с неба не хватает. По краям кадра не мыло, а характерная "токиновская мягкость".

Фоткал многоподъездный дом. Судя по калькулятору ГРИП, ГРИП будет порядка 1800 м (до объекта 300 м, матрица кроп 10 Мп). У меня же на доме, стоявшем под углом к оптической оси порядка 45 градусов, в фокусе был лишь участок длиной метров 40-50. Ощущение, что имеют место сферические аберрации. Зато картинка приобретает заметный объём с лёгким эффектом toy-camera.

Что характерно, при прикрытии на Токине диафрагмы до 8-9 картинка обретает резкость как бы не получше, чем Сигма на F/8-F/9

У Сигмы на 200/5.6 (и у Тамрона на 200/6.3) ситуация иная - есть ХА (исправимые, но они есть), картинка порезче и резкость примерно постоянная по всему полю кадра (т. е. кусок дома, взятый в кадр резкий весь), но кадр какой-то плоский. Нет объёма.

После уменьшения картинки до 1000 пикс и повышения резкости картинка больше нравится, как ни странно, с Токины.

Посему вопрос: как теоретически диаметр элементов в оптической схеме влияет на рисунок и размытие? Или там бОльшее значение имеет кривизна элементов?
Или какая там вообще зависимость?
Сообщение отредактировал st_tsourkan: 07 September 2018 - 11:53
Изменить

 фотография nettmann 07 Sep 2018

Очень интересная тема может получится.
Сразу - не подумав - и не ответить.

Я уже как-то писал... сейчас опять вспомню, т.к. в тему...

В былые годы музей бронетанковых войск под Кубинкой был строго зарегулированным режимным объектом. Попасть туда можно было только по письму с согласованиями (я лично от университета письмо носил). И настали времена - стали пускать всех...
На стене висело объявление с расценками на фото и видео съёмку. Оформлено в виде Приказа по в\ч с номером и датой.
Одна цена - на любительскую съёмку, другая - съёмка на профессиональную аппаратуру.
Тут же раскрывалось понятие "профессиональной" - это когда диаметр линзы объектива был более 10 мм.
Под сим - подпись, печать.
Изменить

 фотография Lucky IL 07 Sep 2018

Характер размытия зависит от всех линз в объективе, а именно от его оптической схемы. Не думаю, что можно говорить в терминологии влияния исключительно только передней линзы.
Все ваши объективы отличаются оптически, картинки внизу.
Сейчас придут грамотные оптики и объективостроители и скажут научно.
Тамрон
Прикрепленное изображение
Сигма
Прикрепленное изображение
Токина
Прикрепленное изображение
Изменить

 фотография st_tsourkan 07 Sep 2018

Да, понятно, что от оптической схемы это и зависит. Мне вот интересно другое: зачем у Токины такой большой линзоблок, если светосила у неё такая же, как у Сигмы?
Ладно бы Токина была 24-200/2.8 на всём диапазоне ФР. Тогда можно понять толстый линзоблок.
Не думаю, что такая толщина линзоблока спровоцирована 24 мм на ШУ вместо 28 у Сигмы.

Я первые 2 дня использования Токины вообще думал продать её на фиг - нерезкие края кадра на открытых на фокусных свыше 100 мм (но стоит отметить, что на 24-36 мм на открытой диафрагме Токина заметно выигрывает у Сигмы - по контрасту и резкости).

А теперь, посмотрев утром фотки на нормальном мониторе (до этого на экранчике камеры смотрел), что-то раздумал продавать. Размытие у такого зума прекрасно. Появился объём :)

Просмотр сообщенияnettmann (07 September 2018 - 12:01) писал:

Очень интересная тема может получится.
Сразу - не подумав - и не ответить.

<...>

Тут же раскрывалось понятие "профессиональной" - это когда диаметр линзы объектива был более 10 мм.

Думал, тапками закидают за такой вопрос. Хорошо, что сообщество благосклонно :)

Одно время и касаемо съёмки на Красной площади действовал какой-то приказ ФСБ про профессиональную аппаратуру, помните? Длина камеры по длинной стороне свыше 140 мм и диаметр передней линзы свыше 70 мм. Вроде так было.
K10D с этой Токиной вполне подпадает под определение "профессиональности".
Сообщение отредактировал st_tsourkan: 07 September 2018 - 12:25
Изменить

 фотография Ergotoro 07 Sep 2018

Не про рисунок, но в тему.
Общее количество света, попадаемого в объектив определяется именно диаметром передней линзы объектива. Поэтому, в частности, для двух объективов со схожими схемами, одной светосилой, но с разным диаметром передней линзы в результате выдержка для одного и того же кадра будет отличаться.
Изменить

 фотография scorta 07 Sep 2018

Там же все не так просто даже отдельно маркируют F или T.
F - геометрический размер отверстия, T - коэффициент светопропускания.
Может у той токины пропускная способность больше, при том же теоретическом F размере, отсюда и больший диаметр.
Изменить

 фотография Lucky IL 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияErgotoro (07 September 2018 - 13:44) писал:

Не про рисунок, но в тему.
Общее количество света, попадаемого в объектив определяется именно диаметром передней линзы объектива. Поэтому, в частности, для двух объективов со схожими схемами, одной светосилой, но с разным диаметром передней линзы в результате выдержка для одного и того же кадра будет отличаться.
Это если схема рассчитана на это. Т.е. если выковырять переднюю линзу из любого объектива и заменить её на такую же по кривизне поверхностей, но метрового размера, то больше света не попадет на приёмник, как ни крути.

Просмотр сообщенияscorta (07 September 2018 - 14:00) писал:

Там же все не так просто даже отдельно маркируют F или T.
F - геометрический размер отверстия, T - коэффициент светопропускания.
Может у той токины пропускная способность больше, при том же теоретическом F размере, отсюда и больший диаметр.
Пропускание связано с количеством оптических поверхностей и качеством их просветления, и не зависит от их диаметра.
Изменить

 фотография st_tsourkan 07 Sep 2018

Вообще как время будет, сравню уровень оптического пропускания обоих объективов. Что-то мне подсказывает, что Токина должна быть оптически светлее.
Когда снимаю на 200 мм, "работает", само собой, не вся передняя линза. 1 см по краям точно не участвует (по крайней мере на кропе). Да и на 24 мм тоже.
Было пятнышко на расстоянии 10 мм от края передней линзы - в кадр не попало ни на 24 мм, ни на 200.
Изменить

 фотография KNA 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияst_tsourkan сказал:

Было пятнышко на расстоянии 10 мм от края передней линзы - в кадр не попало ни на 24 мм, ни на 200.
И не попадёт, даже если будет посередине. В формировании каждой точки итоговой картинки с тем или иным весовым коэффициентом принимает участие каждая точка каждой линзы. Так что это пятно просто размазалось очень тонким слоем.

Кстати, уж если судить о каких-то диаметрах, так хотя бы говорить о диаметрах входных отверстий, а не корпусов. Мало ли, какой машинерии там внутри корпуса накручено, что он толще стал. При этом разговор зашёл о многозумных объективов, у которых довольно хитрые ретрофокусные схемы.

Кроме того, на рисунок влияет такая куча разных факторов, что установить какие-то однозначные закономерности, связанные только с одним параметром, не представляется возможным.
Изменить

 фотография skyer 07 Sep 2018

А я у своих объективов заметил следующее. Из двух объективов с разной светосилой, но одинаковыми фокусными расстояниями, размытие заднего плана у более светосильного объектива будет всегда сильнее, даже если снимать обоими на одинаковых диафрагмах.
Изменить

 фотография MrZu 07 Sep 2018

У меня тоже бродили мысли по аналогичному поводу. Имеется полнокадровый SMC Pentax FA 28-200 3.8-5.6 AL IF. Тоже большой- лупастый, резьба под светофильтр 72мм. Использую на кропе. При определённых его приятностях, часто кажется, что контраста картинке недостаёт, это особенно заметно в относительно тёмных условиях, (темноват, да, при всей своей "лупастости") такое ощущение, что одна из причин то, что штатная бленда рассчитана на полный кадр, т.е. в оптическую систему попадает слишком много постороннего света. Даже подумывал как-то решить вопрос с блендой, хотя при обработке снимков недостаток контраста легко корректируется и проблем не вызывает, а иногда и в плюс работает.
Сообщение отредактировал MrZu: 07 September 2018 - 15:15
Изменить

 фотография st_tsourkan 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияMrZu (07 September 2018 - 15:11) писал:

Имеется полнокадровый SMC Pentax FA 28-200 3.8-5.6 AL IF. Тоже большой- лупастый, резьба под светофильтр 72мм.

О, у него тоже 72 мм? В руках его крутил в Фотосейле, как-то не показался мне он здоровым.
Как он, кстати, на 200 мм/5.6?

Просмотр сообщенияskyer (07 September 2018 - 15:09) писал:

А я у своих объективов заметил следующее. Из двух объективов с разной светосилой, но одинаковыми фокусными расстояниями, размытие заднего плана у более светосильного объектива будет всегда сильнее, даже если снимать обоими на одинаковых диафрагмах.

Различная кривизна линз скорее всего такой эффект даёт.
Сообщение отредактировал st_tsourkan: 07 September 2018 - 15:26
Изменить

 фотография KNA 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияskyer (07 September 2018 - 15:09) писал:

А я у своих объективов заметил следующее. Из двух объективов с разной светосилой, но одинаковыми фокусными расстояниями, размытие заднего плана у более светосильного объектива будет всегда сильнее, даже если снимать обоими на одинаковых диафрагмах.
Думаю, что тут дело, скорее, в разном характере размытия. Т.е. в разном распределении яркости внутри кружка размытия. Визуально это, конечно, будет выглядеть по разному.
Изменить

 фотография MrZu 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияst_tsourkan сказал:

О, у него тоже 72 мм? В руках его крутил в Фотосейле, как-то не показался мне он здоровым. Как он, кстати, на 200 мм/5.6?
у меня первая версия, еще с вываливающимся (без стопора) хоботом. Если верно помню, новее шли на меньший диаметр. Не часто его беру с собой с тех пор как взял Тамрон 70-300. Когда буду дома, попробую найти что-нибудь из примеров 200/5,6 или около того.
Изменить

 фотография MrZu 07 Sep 2018

st_tsourkan, вот 200/5,6.
Скрытый текст
Изменить

 фотография pentajazz 07 Sep 2018

интересная тема, напоминает одну диссертацию, тема которой звучала примерно так:
"Обоснование необходимости наличия хроматической ручной гармоники у мелких парнокопытных."
Сообщение отредактировал pentajazz: 07 September 2018 - 22:01
Изменить

 фотография mehanik1102 07 Sep 2018

Просмотр сообщенияpentajazz сказал:

"Обоснование необходимости наличия хроматической ручной гармоники у мелких парнокопытных."
По русски - "Нахрена козе баян?".
Изменить

 фотография pentajazz 08 Sep 2018

маладЭс!
догадался...
Изменить

 фотография Epigon 08 Sep 2018

Просмотр сообщенияskyer (07 September 2018 - 15:09) писал:

А я у своих объективов заметил следующее. Из двух объективов с разной светосилой, но одинаковыми фокусными расстояниями, размытие заднего плана у более светосильного объектива будет всегда сильнее, даже если снимать обоими на одинаковых диафрагмах.
А у меня есть объектив котопый вообще оказывается размывать...
до сих пор не понимаю почему...
Изменить

 фотография Vlad Drakula 08 Sep 2018

Просмотр сообщенияEpigon (08 September 2018 - 11:14) писал:

А у меня есть объектив котопый вообще оказывается размывать...
до сих пор не понимаю почему...
Линза не того диаметра? :rolleyes:
Изменить

 фотография garlic 09 Sep 2018

Просмотр сообщенияErgotoro (07 September 2018 - 13:44) писал:

Не про рисунок, но в тему.
Общее количество света, попадаемого в объектив определяется именно диаметром передней линзы объектива. Поэтому, в частности, для двух объективов со схожими схемами, одной светосилой, но с разным диаметром передней линзы в результате выдержка для одного и того же кадра будет отличаться.
Если б это было верно - объективы типа флектогонов 20мм или Мир-20 давали бы сверхкороткие выдержки относительно 21 Лима, где площадь передней линзы меньше раз 10.

Но этого не происходит.
Сообщение отредактировал garlic: 09 September 2018 - 01:17
Изменить

Гость_Rapucha_* 09 Sep 2018

Просмотр сообщенияgarlic (09 September 2018 - 01:15) писал:

Но этого не происходит.

И вообще термин "светосила" как бы намекает..
Изменить

 фотография Epigon 09 Sep 2018

Просмотр сообщенияVlad Drakula (08 September 2018 - 21:57) писал:

Линза не того диаметра? :rolleyes:
да кто его знает... что там не того..
Изменить

 фотография Ergotoro 10 Sep 2018

Просмотр сообщенияgarlic (09 September 2018 - 01:15) писал:

Если б это было верно - объективы типа флектогонов 20мм или Мир-20 давали бы сверхкороткие выдержки относительно 21 Лима, где площадь передней линзы меньше раз 10.

Но этого не происходит.
Конечно, схемы-то разные, как и просветление.
Изменить

 фотография st_tsourkan 10 Sep 2018

Просмотр сообщенияMrZu (07 September 2018 - 20:38) писал:

st_tsourkan, вот 200/5,6.

Да, Сигма порезче будет на 200/5.6. А Токина - как на ваших примерах.
Изменить

 фотография Alone_Stranger 11 Sep 2018

А вот например:
Pentax 28-70/2.8 - морда на 67 мм фильтр
Sigma 28-70/2.8 - морда на 72 мм фильтр
Sigma 24-70/2.8 - морда на 82 мм фильтр

Или же:
RMC Tokina 400/5.6 - морда на 72 мм фильтр
Sigma APO 400/5.6 - морда на 72 мм фильтр
Sigma APO Macro 400/5.6 - морда на 77 мм фильтр
Pentax 400/5.6 - морда на 77 мм фильтр
Изменить

 фотография KNA 11 Sep 2018

Эээ... Коллеги, я прошу прощения, но вы таки на диаметр фильтра ориентируетесь?

Так, чисто для примера: Vivitar Series-1 90/2.5 Macro (серийник начинается на 37) и Tokina 90/2.5 Macro по оптическим схемам совпадают. Просто сначала Токина делала этот объектив по заказу Вивитара, а потом - уже под своим брендом и в другом корпусе.

Фильтр у Вивитара 58мм, а у Токины - 55мм. Так что лучше озаботьтесь измерением диаметра входного зрачка. Если, конечно, эта странная тема настолько волнует :)
Изменить

 фотография Lucky IL 11 Sep 2018

Да, тоже не понимаю тему зависимости собранного объективом света (ктото напрямую переводит сразу в экспозицию) и диаметром светофильтра объектива.
На это не то что косвенно диаметр резьбы фильтра не влияет, но и даже диаметр передней линзы не влияет.
Это даже если не поднимать вопрос конструктива, количества оптических поверхностей и качества их просветления.
Рекомендую почитать https://ru.wikipedia...%87%D0%BE%D0%BA
Изменить