Перейти к содержимому


Философия и фотография.


Сообщений в теме: 20

#1 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 16 April 2018 - 16:32

В списке литературы Платон, Бергсон и Августин.
Не стал вникать. Много букаф. Но кому-то, может быть, интересно?
http://magazines.rus...0/3/sekack.html

#2 wowk

  • Пользователь
  • 23469 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 23 April 2018 - 08:10

Как по мне, так очень полезная статья. Но не для такого среднего ума, как мой. От пассажей типа:

“Полагая Бога, с необходимостью также полагают все возможные с него снимки, то есть монады. Но мы всегда можем представить себе, что снимок был схвачен с известной точки зрения, и такому несовершенному уму, как наш, естественно распределить качественно различные снимки по качественно тождественным разрядам и положениям точек зрения, откуда снимки могли быть сделаны. В действительности не существует точек зрения, ибо существуют только снимки-монады, каждый как неделимое целое и каждый по-своему изображающий реальность как целое, такая реальность и есть Бог ”

- у меня натурально случился заворот мозгов.

С другой стороны, мысли типа:

Оказалось, что умение видеть неподвижное представляет собой самое позднее эволюционное приобретение (земноводные к этому еще не способны). Например, лягушка реагирует только на движущийся предмет — на комара, цаплю, вообще на всякое мелькание. Если ничего в поле зрения не движется, то лягушка ничего и не видит. По существу, лишь у человека формируется способность к различению стабильной экземплярности мира. И вот фотография представляет собой следующий шаг в этом же направлении. С изобретением фотографии человек, находящийся между лягушкой и Богом, совершил маленький шажок вправо. Отсюда вытекает одно любопытное следствие: хотя кинематограф как воплощенный технический принцип появился позже фотографии, но как внутренний аппарат восприятия кинопроектор древнее фотокамеры.

- очень интересны.

Ну а мысль о разрушающем свойстве кинематографа в виде телевизора - давно меня терзала.

Происходит скорее обратное — атрофия собственных усилителей воображения . Ленивый разум привыкает во всем полагаться на проводника, передоверяя “ смену картинок ” лучу кинопроектора.

:blink2:

Сообщение отредактировал wowk: 23 April 2018 - 08:07


#3 wowk

  • Пользователь
  • 23469 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 23 April 2018 - 08:22

Пассаж с Августином - очень интересное рассуждение:

И вот он с восхищением начинает листать семейные альбомы, но постепенно приходит в некоторое недоумение. Тогда он берет фотоаппарат и отправляется в путешествие, заодно навещая друзей. Все значимое, взволновавшее закрепляется снимками на память. Теперь перебирание в памяти можно дополнить перебиранием фотографий.

Увы, это занятие лишь усиливает недоумение — перед нами все те же бескачественные продукты, безвкусные полуфабрикаты: запечатленная радость не сохранила себя как радость, а ощущения встреч все-таки куда-то ускользнули... Дело довершает снимок “Полароидом ” : фотографическое изображение проявляется прямо на глазах. Все узнаваемо, все вроде бы похоже — но все абсолютно не то.

И Августин, пожалуй, решил бы, что снимки на память никоим образом не способствуют удержанию настоящего; наоборот, они подменяют действительно испытанное и увиденное ненастоящим и, поскольку обладают общепринятым статусом документальности, являются мнимым сокровищем, грудой фальшивых монет



Едва ли не каждому знакомо чувство тоски и нестерпимой скуки, возникающее при вынужденном просмотре чужих фотоальбомов и пачек фотографий, привезенных кем-либо из очередной поездки.

#4 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 23 April 2018 - 09:58

wowk, браво, Володя! Я был уверен, что в нашем сообществе найдется человек, который прокомментирует эту статью! :beer:

#5 Пентагон

  • Пользователь
  • 2658 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 23 April 2018 - 10:26

С интересом прочитал, спасибо за ссылку :)
Местами показалось заумновато, и в целом, как мне показалось, статья затронула лишь несколько не самых главных (на мой взгляд) аспектов темы.
Но следить за развитием мысли было, действительно, любопытно.

#6 Пентагон

  • Пользователь
  • 2658 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 23 April 2018 - 10:53

Просмотр сообщенияwowk (23 April 2018 - 08:22) писал:

...Едва ли не каждому знакомо чувство тоски и нестерпимой скуки, возникающее при вынужденном просмотре чужих фотоальбомов и пачек фотографий, привезенных кем-либо из очередной поездки...
А вот тут я с автором статьи не то что бы не согласен, а просто не считаю это аргументом.
Есть фотографы, которые и постановочные фото снимают так, что зачахнуть можно, а есть такие, которые выхваченной мобилой снимают фото, к которым не раз возвращаешься и подолгу рассматриваешь )

И еще нюанс - в статье говорится о "подмене" настоящего фотографией, но почему-то не идет речь о побуждающих свойствах фотографии.
Философия же, по определению, это способ познания.
И фотография, как ни крути, один из инструментов познания.
А познавать с помощью фотографии можно как окружающий мир, так и самого себя.
Даже познание законов создания и последующего восприятия фотографии невозможно без фотографии, разве нет? :D

#7 wowk

  • Пользователь
  • 23469 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 23 April 2018 - 13:34

Просмотр сообщенияПентагон сказал:

А вот тут я с автором статьи не то что бы не согласен,
Значит читали статью по диагонли, поскольку эта фраза вырвана из контекста и в "голом" виде может вызвать реакцию, аналогичную Вашей. Но ведь в той части статьи как раз и говорится о том, что есть граница между бытовой фотографией и фотоискусством и где её искать. :blink:

Хотя, похоже, и в саму цитату не до конца вникли:

Просмотр сообщенияwowk сказал:

каждому знакомо чувство тоски и нестерпимой скуки, возникающее при вынужденном просмотре чужих фотоальбомов и пачек фотографий, привезенных кем-либо из очередной поездки.
- речь-то идёт о любительских фотках, которыми выше всякой меры завалены все ДА, особенно цифровые. :wacko:

Потому как дальше следует:

Пессимистическое заключение было бы неизбежным для Августина, если бы среди бесчисленных снимков ему не попались несколько фотоаргументов, достойных пристального внимания . Это могли бы быть, например, работы петербургских фотохудожников Бориса Смелова, Сергея Подгоркова или Ольги Корсуновой. Мгновения, остановленные в этих снимках, не утратили признаков настоящего; более того, запечатленные предметы и лица представлены как подлинники самих себя: такими они были отнюдь не в каждый момент своего длящегося или длившегося времени, а лишь иногда, в редкие моменты полноты присутствия . Фрагменты настоящего прошлого абсолютно узнаваемы даже безотносительно к тому, отыскалась ли для них единица хранения в невооруженной памяти или нет.

Вы говорите тоже самое, только - другими словами. :)

Сообщение отредактировал wowk: 23 April 2018 - 13:35


#8 Пентагон

  • Пользователь
  • 2658 сообщений
  • Город:Питер

Отправлено 23 April 2018 - 23:27

Просмотр сообщенияwowk (23 April 2018 - 13:34) писал:

...Значит читали статью по диагонли...
...в саму цитату не до конца вникли...
Думаю, беседа будет интереснее, если не переходить от обсуждения субъективных мнений по предмету к высказыванию не менее субъективных оценок личностей и мнений обсуждающих :rolleyes:
Также думаю, что сама тема обсуждения и заковыристость формулировок в статье по ссылке вполне позволяют считать важными разные аспекты темы, и по-разному трактовать их.

#9 L2009

  • Пользователь
  • 3454 сообщений

Отправлено 29 April 2018 - 12:31

Просмотр сообщенияПентагон сказал:

А вот тут я с автором статьи не то что бы не согласен, а просто не считаю это аргументом. Есть фотографы, которые и постановочные фото снимают так, что зачахнуть можно, а есть такие, которые выхваченной мобилой снимают фото, к которым не раз возвращаешься и подолгу рассматриваешь )
Так там же вроде, чуть дальше, об этом тоже написано. Даже фамилии фотографов упомянуты.

#10 L2009

  • Пользователь
  • 3454 сообщений

Отправлено 29 April 2018 - 12:46

Просмотр сообщенияwowk сказал:

- у меня натурально случился заворот мозгов.
Там вроде как просто написано что-то вроде того, что все возможные проекции, не выше гиперплоскостных по мерности, заданного пространства и есть это самое пространство, как ни классифицируй те самые проекции. Честно говоря, немного сомнительно звучит. Ну первая же ассоциация - кардинальные числа, вот только не уверен, что на них это будет соблюдаться.

А вообще в статье вроде как указывают на оптоцентричность, а позже, в рассуждениях, ею почти пренебрегают, в смысле многие из рассуждений вполне подходят для неоптических описаний снимков..

Сообщение отредактировал L2009: 29 April 2018 - 12:57


#11 MrZu

  • Пользователь
  • 9233 сообщений
  • Имя:Вадим
  • Город:Севастополь

Отправлено 20 June 2019 - 14:58

В продолжение темы - попалась интересная статья о философии в фотографии:
https://concepture.c...-of-photography

На мой взгляд автор удачно коснулся некоторых принципиальных вопросов, которые как раз и становятся по сути предметом порой жарких споров и молчаливых непониманий в разделе Обсуждение фотографий.

#12 Sergii

  • Пользователь
  • 6039 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 20 June 2019 - 20:53

Статьи, безусловно, интересные. Но, на мой взгляд, в обеих критическая ошибка. Они рассматривают искусство фотографии, как нечто обособленное. Фотография, это всего лишь технология, применяемая в изобразительном искусстве. Способ воплощения художественного образа. Наряду с живописью, графикой, скульптурой.

Сообщение отредактировал Sergii: 20 June 2019 - 21:01


#13 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 20 June 2019 - 21:58

Просмотр сообщенияwowk сказал:

...Например, лягушка реагирует только на движущийся предмет — на комара, цаплю, вообще на всякое мелькание. Если ничего в поле зрения не движется, то лягушка ничего и не видит...
Умопомрачительная логика у автора... Если я не реагирую на ужин на столе, значит я его не вижу. Не вижу жену, которая смотрит как я не реагирую на ужин. Не вижу ничего. Даже последствий этой моей логики в этот вечер... :blink2: ( :D)

#14 MrZu

  • Пользователь
  • 9233 сообщений
  • Имя:Вадим
  • Город:Севастополь

Отправлено 21 June 2019 - 17:19

Просмотр сообщенияwowk сказал:

Например, лягушка реагирует

Просмотр сообщения№13 сказал:

Умопомрачительная логика у автора... Если я не реагирую на ужин на столе.....
Заумопомрачительная логика :D

Просмотр сообщенияSergii сказал:

Статьи, безусловно, интересные.
я так понял, Вы переписку Троцкого с Каутским по диагонали прочитали, судя по комментарию :D

Сообщение отредактировал MrZu: 21 June 2019 - 17:20


#15 Sergii

  • Пользователь
  • 6039 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 22 June 2019 - 08:49

Просмотр сообщенияMrZu (21 June 2019 - 17:19) писал:

я так понял, Вы переписку Троцкого с Каутским по диагонали прочитали, судя по комментарию :D
Из чего такие выводы??? Вы не заметили, что фотография рассматривается, как нечто самостоятельное, хоть и близкое к изобразительному искусству? Может это вы прочли по диагонали? Не заметили, что многое из того, что приписывается в статье исключительно фотографии, уже давно существует в живописи, графике, скульптуре?

#16 MrZu

  • Пользователь
  • 9233 сообщений
  • Имя:Вадим
  • Город:Севастополь

Отправлено 22 June 2019 - 10:03

Просмотр сообщенияSergii сказал:

что многое из того,

Просмотр сообщенияSergii сказал:

исключительно фотографии
очень интересно, где же эти ложные противопоставления

#17 Sergii

  • Пользователь
  • 6039 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 22 June 2019 - 11:35

Просмотр сообщенияMrZu (22 June 2019 - 10:03) писал:

очень интересно, где же эти ложные противопоставления
Не противопоставления.
"большинство философов центральным аспектом анализа сделали не саму фотографию, а то, как она влияет и соотносится с человеком."
"фотография участвует не только в общении конкретных людей, но и становится частью диалога с иными поколениями и культурами.",
"Фотоискусство предполагает наиболее явно выраженный интерес к особому взгляду на вещи, к запечатлению не столько объектов, сколько определенного их видения. "
"Фотография – двухмерное изображение на плоскости, которое не передает движение. "
"...история возникновения и развития фотографии – это история под лозунгом «Вернуть субъекта!». Не просто личность, а именно измерение субъекта, то есть внести в фотоизображение что-то от субъекта – мысли, переживания, эстетическую ценность, интерес, желание и т. п."
И т.д.. Что из этого нельзя отнести к тем видам изобразительного искусства, которые уже существовали задолго до появления фотографии?

#18 MrZu

  • Пользователь
  • 9233 сообщений
  • Имя:Вадим
  • Город:Севастополь

Отправлено 22 June 2019 - 12:41

Просмотр сообщенияSergii сказал:

И т.д.. Что из этого нельзя отнести к тем видам изобразительного искусства, которые уже существовали задолго до появления фотографии?
Тут всё верно. ничего, но нигде нет контекста "в отличие от..."! Эти тезисы скорее в подтверждение того, что фотография имеет такое же право нести перечисленные Вами качества как и другие виды изобразительного искусства, имея свои технологические особенности. Не вижу тут никакого логического конфликта.
И уже от себя: есть элемент социально-исторический, видоизменяющий способы изобазительного выражения. Даже нельзя сказать, что оно с приходом фотографии стало проще или доступней. В каменном веке любой мог взять в руки кусок головешки и начать рисовать, в наше время любой может достать из кармана телефон и начать снимать. На каком-то этапе в обоих случаях это может превратиться в нечто выдающееся как сразу, так и со временем. Или не стать.

Сообщение отредактировал MrZu: 22 June 2019 - 12:46


#19 Николаич

  • Пользователь
  • 12729 сообщений
  • Город:Москва, с речки Неглинки

Отправлено 22 June 2019 - 13:49

Несколько в сторону. Что думают коллеги по поводу фотосъемки телефоном, увеличения картинки при печати до человеческого роста и раскраски отпечатка вручную?
Знаю художника, который успешно выставляется и продается в разных странах. На одной выставке задал ему вопрос о процентах живописи в сравнении с фотографией в его работах. В ответ услышал практически истерику: "почему только в России задают такие идиотские вопросы? Мол, в США людям никогда не приходит в голову спросить такое...

#20 Sergii

  • Пользователь
  • 6039 сообщений
  • Город:Киев

Отправлено 22 June 2019 - 18:16

Просмотр сообщенияMrZu (22 June 2019 - 12:41) писал:

Тут всё верно. ничего, но нигде нет контекста "в отличие от..."! Эти тезисы скорее в подтверждение того, что фотография имеет такое же право нести перечисленные Вами качества как и другие виды изобразительного искусства, имея свои технологические особенности. Не вижу тут никакого логического конфликта.
Не конфликт. Просто контекст такой, что якобы все эти качества появились с возникновением фотографии. Во всяком случае, я так воспринял. Возможно неправ, возможно это мои тараканы :).
В любом случае за ссылку спасибо. Есть очень интересные мысли. Например разделение фотографии по направлениям. Не только художественное фото и прикладное фото, но и другие ответвления, которые обусловлены доступностью технологии, и которые сложно однозначно отнести к какому либо из первых двух.

Просмотр сообщенияНиколаич (22 June 2019 - 13:49) писал:

Несколько в сторону. Что думают коллеги по поводу фотосъемки телефоном, увеличения картинки при печати до человеческого роста и раскраски отпечатка вручную?
А почему нет? Ведь использовали художники эпохи Возрождения камеру-обскуру. По сути эффект тот же самый.

#21 №13

  • Пользователь
  • 15168 сообщений
  • Имя:Валерий

Отправлено 25 June 2019 - 20:54

Просмотр сообщенияMrZu сказал:

В каменном веке любой мог взять в руки кусок головешки и начать рисовать, в наше время любой может достать из кармана телефон и начать снимать....
Учитывая, что в нас течет и кровь неандертальцев тоже... :D





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных