Перейти к содержимому






Фотография

Четыре жизни. Четыре смерти. Саша

Написано vadim69, 03 July 2018 · 2522 просмотров

Саша.

С Сашей мы познакомились очень давно, когда решили пойти на курсы немецкого в народной школе. Это не те базовые курсы, которые все обязаны проходить. К тому времени базовые курсы у нас уже закончились. И если первые курсы были обязательными, ежедневными, длились по восемь часов в день и нам за них ещё и доплачивали, то курсы в народной школе были добровольными, проходили всего два раза в неделю, каждый урок по часу и оплачивались уже из своего кармана.
Конечно, базовые курсы дали нам многое. Но там основной нажим делался на грамматику. А с бытовым разговорным немецким было у нас крайне плохо. Вот этот недостаток мы и пытались восполнить на вторых курсах.
Компания у нас собралась хорошая. Её основа – сама преподаватель Ольга – бывший учитель немецкого из Нижнего Тагила. Я бы сказал, что курс держался на её личном обаянии и хорошем знании предмета.
Ходила на те курсы одна пара. Александр и Анна Адлер. Они выделялись среди остальных великовозрастных учеников, но по началу я ни как не мог понять – чем именно. Потом меня осенило! Ведь их принимают за своих не только наши русаки, но и все те немцы, которые заглядывали на курс. Саша с Анной знали всех и их знали все. Но и не в этом странность. Странно было то, что разговаривали Саша с Анной с немцами абсолютно свободно, почти без напряга, хотя и с заметным акцентом.
А зачем они ходят на курсы?! Я как-то спросил об этом Анну.
- Да ты знаешь – Анна явно замялась – немецкий, это такая зараза, которую до конца не изучишь. Ну да, вроде мы разговариваем, понимаем, но иногда вдруг кто чего скажет такое, что ты не знаешь. И… всё. Тупик. Не знаешь – чего ответить. Так что немецкий можно вообще до бесконечности учить…
Такой ответ меня расстроил, конечно. Но лишь немного. О бесконечностях чужого языка к тому времени я уже начал подозревать.
Но, догадываюсь, отнюдь не желание выучить немецкий стало причиной посещения Саши с Анной тех курсов. Главная причина была в желании поддержать проект землячки. Саша и Анна были тоже их Нижнего Тагила. Такое вот интересное совпадение. Живя в Нижнем Тагиле, они и не догадывались о существовании Ольги и познакомились с ней лишь по приезду в Германию. Комично, да.
О том, что и мне доводилось бывать в Нижнем Тагиле и чего мне там довелось пережить - я так и не рассказал ни кому из них. Мелочи.

Саша смылся с курса первым, сославшись на плотный рабочий день. Курс шёл в крайне неудобное для него время. Но прежде он нас завербовал. В музыкальную школу. Очень просто.
- У вас киндеры есть?
- В смысле, дети, что ли?
- Ну конечно. Так есть?
- Да, есть. Дочь.
- А лет сколько?
- Три.
- Ну вот и прекрасно! Приводите её в музыкальную школу. Будем её музыке учить.
- Кто будет учить?! – тормозим мы.
- Как – кто?! Мы, конечно! Начнёт с Анной. На блокфлейте. А потом – ко мне. Только предупреждаю – записываться ко мне надо заранее. У меня очередь на три года вперёд. Так что пусть позанимается у Анны полгода, а потом я её послушаю. Если способности есть – я её возьму.
- Стоп, стоп, а три года – это не рановато?!
- Вообще то нет. Чем раньше ребёнок начнёт, тем легче ему будет потом.
Что-то мне не понравилась такая напористость. Мы ещё ничего не решили, а у Саши уже грандиозные планы на три года. Ага. Щаз. А стоит это сколько?!
Жену этот вопрос тоже волновал. Она и спросила.
- Вы же не работаете? Социал получаете? Так для социальщиков школа скидку делает. Пятьдесят процентов. За год – сумма не большая. Даже не сомневайтесь!
- Нам надо подумать! – это уже я вклинился.
- Ну, думайте! – сказал Саша и пропал с курса. Растворился в работе.
Честно – я был против. Я только что потратился на новенькую зеркалку (ещё плёночную тогда) с дабл-китом. И остальные хотелки начинали расти с каждым днём. Это при том, что ещё и посуда далеко не вся куплена и вообще быт не устроен. А тут за немецкий – плати, за «музыкалку» – плати. А деньги где брать?! Печатать, что ли?! Нет, я вообще не вижу ни каких шансов.
Но жена была иного мнения. Дети – это важнее всего. Всё остальное – подождёт. Ты получил свою зеркалку – сиди и радуйся. А ребёнок получит музыкальную школу. ВСЁ!
Ну что же. Аргументы убийственные.
Так в нашей жизни началась музыкальная школа.

А вот курсы вскоре закончились. Для нас. Муж Ольги получил хорошее место на Западе и они уехали. Ольга на последнее своё занятие привела замену – учительницу немецкого из… Ливии. Объяснила нам, что с новым учителем нам будет значительно лучше, поскольку ливийка ни бум-бум по-русски, и общаться нам с ней придётся исключительно по-немецки. Но, глядя на ливийку, женщину в годах, с тёмным морщинистым лицом, нас охватывал скепсис. Женщина сидела на занятии, будто ежа проглотила. То ли её наша группа угнетала, то ли внутреннее содержимое.
После первого же занятия с ливийкой мне с женой стало ясно – эту тоску нам не пережить. Пора отчаливать в автономное плавание, благо что Ольгин задел по немецкому был огромным.

Надо сказать, что Саша с Анной прибыли на пустое место. То есть в городе музыкальная школа была всегда. Да. Там работали учителя. К ним ходили ученики и учителя учили их музыке. Это всё.
Нет, казалось бы, а что можно ожидать от «музыкалки» ещё?! Оказалось, что можно. Когда за дело берутся одержимые профессией люди.
Мне совершенно не ясно – почему они не переехали. Ведь наверняка можно было найти другую школу. В том же Магдебурге можно было бы найти «музыкалку» по-приличнее. Почему они начали ворошить здешнее болото – мне не понятно до сих пор. Точнее сказать – начал ворошить Саша. Анна всегда была на вторых ролях.
Казус в том, что к позору нашей школы, ни Анна ни Саша не проработали там на постоянной работе ни одного часа. Их до сих пор не приняли на работу! И Сашу уж точно уже не примут. Никогда.
Работали они как вольнонаёмные. То есть если ты набираешь себе определённое количество учеников, то ты имеешь право просить оплатить тебе работу с ними. Как правило такая работа оплачивается. Но в теории могут отказать в любой момент. Была уже такая попытка.
И принципиальная разница была в том, что преподаватель, имеющий постоянное местно, будет получать зарплату в независимости от того, есть ли у него ученики.
А что вы себе думаете? Таковых преподавателей в школе было несколько. Они добросовестно прибывали в школу к началу рабочего дня, отсиживали положенные им часы, иногда просто слоняясь из угла в угол. На зарплате это ни как не сказывалось, а уволить их не могли – они не нарушали трудовое соглашение.
Понятное дело, что такая несправедливость Сашу угнетала. Наверное, это дало дополнительный толчок для его активности.
С приходом Саши многое поменялось.
Первое – ему удалось переместить симпатии учеников, избравших духовые инструменты, на свою сторону. То, с каким воодушевлением преподавал он свой предмет, имело своё действие. Ученикам было интереснее заниматься у Саши.
Саша и нам неоднократно говорил – два часа в неделю для занятий музыкой – крайне мало. А заниматься дома большинство детей не хотят. И условия есть не у всех. К тому же заставлять ребёнка заниматься дома не приносит должного результата. Для эффективности занятий нужен фактор заинтересованности сыграть лучше. Дома у ребёнка другие интересы. А в школе можно создать условия, когда ребёнок будет заинтересован в продуктивности занятий. Но… Два часа в неделю….
Именно по этой причине у Саши возникла идея – как увеличить число занятий. Саша стал создавать музыкальные коллективы и работать с ними. Чисто математически эффективность его работы выросла в несколько раз. За ту же самую почасовую оплату он занимался уже сразу с несколькими детьми. Кроме того, ребёнок помимо индивидуальных занятий имел дополнительно репетиции с музыкальным коллективом. А таких коллективов Саша создал несколько. Некоторые ученики посещали сразу два-три проекта.
Таким образом Саша и себя работой обеспечил в полной мере, являясь руководителем и дирижёром этих коллективов одновременно, и дал возможность детям заниматься всю неделю.
Как всё это оформлялось официально – мне неведомо. Но за дополнительные занятия ни кто из детей не доплачивал. Послушайте, да ведь это просто гениально!!!

Таким образом, в нашем городе возник Биг-Бэнд, который со временем разросся до нескольких возрастных групп. В группе «А» выступали уже взрослые музыканты-любители вместе с лучшими учениками школы. В группе «В» занимались ученики старших классов, а в группе «С» - ученики младших классов.
И опять – просто гениальное изобретение! Любой ученик из групп «В» и «С», который слышал звучание группы «А», просто мечтал там играть. Трудно придумать более конкретный стимул для занятий.
Уже через пару лет стало ясно, что Биг-Бэнд стал частью города, его визитной карточкой.

Но даже создание схемы с увеличением числа занятий меркнет по сравнению с другими Сашиными достижениями.
До Саши жизнь в музыкальной школе двигалась ровно, спокойно и размеренно. С Сашиным приходом начались взлёты, падения, экспрессия и азарт. Начался период конкурсов.
До Саши все привыкли довольствоваться малым. Теперь же просто дуть в мундштук перед учителем и выступать перед родителями в небольшом концертном зале школы стало недостаточно. Саша отслеживал все конкурсы в Германии и стал буквально пропихивать туда своих учеников и коллективы. И не беда, что уровень некоторых конкурсов был значительно выше уровня нашей школы. Саша считал, что дети должны видеть – какой уровень исполнения может быть вообще. Это же не по радио музыку слушать.
Отдалённость некоторых конкурсов не пугала. Организовывались поездки. Собирались деньги. Частенько деньги давали спонсоры, но помимо того была уже создана касса Биг-Бэнда. Биг-Бэнд уже начал зарабатывать копеечку на различных выступлениях.

Но и это ещё не всё. Теперь самая непонятная для меня тема. Культура.
До Саши у местного населения вообще не было понятия – как надо одеть ребёнка на концерт. Одевались во что попало. То есть выйти перед публикой одетым в сапоги, джинсы и футболку – это нормально. Было. И Саше с Анной стоило огромных усилий, чтобы проломить этот коренной пофигизм. Что бы до сознания граждан наконец дошло – любой концерт – это торжественной мероприятие. Одеваться на него надо соответствующим образом.
А поскольку дошло в итоге не до всех, то Саша поступил просто – ввёл униформу для Биг-Бэнда. Теперь все его ученики выглядели на сцене как образец. И всем остальным пофигистам волей-неволей пришлось подтягиваться, поскольку джинсы на сцене стали выглядеть теперь как нечто вопиющее. А какому родителю понравится, что его ребёнок на сцене, перед публикой, среди остальных детей выглядит как клоун?!

Сей культурный феномен меня давно беспокоит. Господа, это Германия. 21-век. Что происходит?!
Вопрос глубинки? У нас дикая периферия? Так позвольте, Нижний Тагил тоже вроде не Мадрид. А ведь ещё есть и Горловка.
Да, с Горловкой тоже вопрос интересный. В Горловке есть посёлки, где…. Ну не буду. Тоска, в общем, там. По административному значению Горловка находится на одном уровне с нашим Ашерслебеном. А вот по качеству народонаселения…. Если в Горловке заметен большой разброс, от лиц интеллигентных, до глубокой бычарни, то в Ашерслебене всё усреднено. И усреднено как бы с покатом вниз. То есть масса в основном тихая, мирная и недалёкая. А Горловка, значит у нас – «город контрастов», где каждый найдет для себя в достатке всего – и разговоров об интеллекте Ницше и о тонкостях игры гитариста Wishbone Ash, и компанию упитых синяков.
И я помню прекрасно, как родственники собирали сына, учащегося Горловской музыкальной школы, на концерт. Новенькие начищенные туфли, чёрные отутюженные брюки, накрахмаленная рубашка, галстук-бабочка и, непременно, поход в парикмахерскую. Нет, ну почему такая разница?!
А может разница в том, что Горловка имеет всё же высшее учебное заведение? В отличии от Ашерслебена…
Или разница в достатке? То есть люди, ведущие обеспеченную жизнь, теряют интерес к своему имиджу, а люди с ограниченным достатком напротив – хотят скрыть свою ограниченность в средствах и пускают пыль в глаза?
Но ведь не из желания пустить пыль в глаза люди читают книги, интересуются фильмами и музыкой. Спроси тут любого здешнего немца – кто такой Эрих Мария Ремарк? – начнут репу чесать – э-э-э… где-то слышали имя… композитор такой? Да 99 процентов таких. Крест на пузе! А вот в Горловке практически все мои друзья-товарищи были помешаны на музыке и почти все были поклонниками Ремарка, я уж молчу про других авторов.
Всегда ли так было?! Нет. При ГДР было лучше. При ГДР уровень образования был выше.
Так что, образование упало после объединения?
Нет, не так, или не совсем так. Из контактов с людьми из Запада следует, что там не всё так плохо. Даже в провинции.
Тут довелось коротко пообщаться с режиссёром из Берлина. Одна его фраза запомнилась глубоко – «Ах, какая же тут деревня!» Речь шла о местных людях и сказано это было чуть ли не с горечью и тоской. На меня с женой произвело впечатление. Да мы уже и сами замечали, как меняется публика с приближением столицы, когда едешь в поезде. И лица. Совсем иные лица…
Так что же? Пока картина выглядит так, что в Восточной Германии после объединения, общеобразовательная программа стала крайне упрощённой. Столицу исключаем. При этом лучшие мозги давно перекочевали на Запад. Выводов здесь делать не буду.

Как то встречаю Сашу у супермаркета. Стоит, печальный такой, журнальчик в руке мнёт.
Мне Сашина печаль не интересна. Я спешу, как всегда. Стандартное приветствие. Привет-привет. Как дела? Как всегда. Сам как? Ну и…. Я уже собрался идти дальше, но почувствовал некий напряг. Вроде как Саша хотел чего-то сказать. Завис на секунду – будет говорить, или нет?! Не ошибся.
- Представляешь, вот встретил сейчас херра Баша (сотрудник из Народной Школы). Вот он мне журнал подарил – показывает трубочку в руке.
- Ну так это же классно! – юморю я – будет чего почитать нахаляву.
- А нахрен мне он нужен?! –сказано с заметной горечью.
Показывает, разворачивая.
Хм-м. «Всё о рыбной ловле» - это уже звучит как анекдот. Стою, не знаю – что сказать. Либо херр Баш полный болван, либо это такой тонкий троллинг.
- Слушай, тебе нужен журнал?
Чувствую, что анекдот имеет тенденцию к продолжению.
- Да ну! Я же не рыболов!
- И чего мне с ним делать?!
Вот я фигею с таких вопросов.
- Так вот же урна рядом!
- Ах, да – Саша с сожалением смотрит на журнал. Потом на меня - Вот понимаешь, ОНИ ВСЕ ТУТ ТАКИЕ!
Это было сказано с чувством. Таким чувством, которое заставило запомнить меня эту фразу. И к этой фразе мне ещё придётся вернуться.
Собственно в чём то был Саша прав. Подобные мысли посещали и меня.
Однако подобные фразы я часто слышал от тех русаков, которые не взяли порог немецкого языка и, потому вынуждены варится в собственной среде. Они как бы с особым усердием ругают всё немецкое и самих немцев, подсознательно оправдывая тем самым своё неумение выучить язык. Мол, типа, зачем мне учить язык этих дегенератов?! И до них не доходит, что ситуация выглядит странной. То есть они переехали в страну, населённую дегенератами? А зачем?!
То есть хозяевами этой страны они не могут быть хотя бы по незнанию культуры и языка. А на правах гостя бурчать на хозяина – это моветон. Каким бы хозяин плохим не был – ты у него в гостях. Ты обязан относиться к нему с уважением. Хотя бы внешне.

Но Саша ведь – иное дело. И суть совсем не в вопросах крови. Тут хватает чистокровных немцев, которые по-немецки ни «бе» ни «ме». А Саша внедрился в это общество, как ни кто другой из нас. И слышать от него – «Они все тут такие» было крайне странно. Случайная фраза, вылетевшая на эмоциях? Простите, но я не верю в такие случайности.

Пока не устроился на работу – я часто бывал на концертах. Конечно, снимал мою дочь. Делал короткие видео.
- Фотками поделишься? – Саша частенько обращался.
Я делился, конечно. Да толку с тех фоток?! Я же в основном дочь снимал.
Когда я купил наконец зеркалку (К20), Саша обратился ко мне с более серьёзной просьбой – поснимать на концерте. Саша щепетильно относился к раскручиванию имиджа Биг-Бэнда и Интернет-страничка группы постоянно пополнялась свежими фото. Фото Саша собирал со всех родителей по крупицам. А тут он решил сделать централизованную фото-сессию.
Я был рад как слон и вместе с тем чувствовал большую ответственность. Одно дело снимать своего ребёнка для себя, другое дело, когда твои фото станут представлять настоящий музыкальный проект. Короче – волнений мне хватало.
Первая же съёмка выявила серьёзные технические недостатки. Низкая чувствительность матрицы не позволяла снимать в некоторых помещениях. А сравнительно громкий затвор иногда отвлекал музыкантов. Тем не менее первая съёмка удалась неплохо. Десятка два картинок вообще можно было без стеснения выставлять на сайт. Правда я всегда глупо надеюсь, что люди сами могут отобрать лучшее для себя. Нет, чудес не бывает. На сайт были выставлены все три сотни картинок. Даже с откровенными повторами. Ерунда какая-то. В следующий раз надо отбирать самому.
Но главное - под фото стояла фамилия фотографа. Лучшей награды и не придумать.

Таким образом я стал фотографом при Биг-Бэнде. Конечно же это не стало для меня официальной работой. Денег я за это не получал. В качестве оплаты мне вполне хватало сознания своей востребованности, возможности реализовать некие фото-амбиции, поиграть в профессионального фотографа, увидеть свои фото на сайте Биг-Бэнда. Мало разве?!

Но Саше было мало. Быть может он ощущал некое неудобство от того, что использует мой труд. Однажды он устроил групповую съёмку. Типа – что бы было групповое фото на память каждому. Я сделал. Долго возился, вычищая весь мусор из кадра. Сделал рамочку, памятную надпись. Примитивно, но удобоваримо. И Саша предложил мне на этом заработать. Более того – он сам организовал сбор денег, вёл список, вёл подсчёт. Так, без особых хлопот я заработал неплохую сумму. Но… технических трудностей это не решило.
Мелкие заработки были и потом, пока всё не оборвалось в одночасье.
Когда я случайно промочил мою К20 под дождём, мне пришлось купить К-х, что сразу улучшило положение по шумам матрицы и сильно ухудшило ситуацию с шумом затвора. К-х строчила что пулемёт.
Последний мой концерт я снимал уже заказав К-5. Именно эта камера должна была на тот момент перекрыть основные технические трудности. И покупка этой камеры была связана в основном со съёмкой на концертах Биг-Бэнда.
А пока я отснял мою последнюю фотосессию. Пожалуй это была лучшая моя съёмка Биг-Бэнда. Всё располагало. Хороший свет в Большом Зале Бэстэхорнзауза, два новых объектива, которые я опробовал на этой съёмке. Особенно интересно себя показал Триоплан от Майер Гёрлиц. Я был в ударе. Излазил оба этажа зала, снимал за кулисами. Всё опасался, что Саша меня попросит из зала – мол, уймись ты уже. Но Саша был невозмутим.
В результате количество хороших картинок удивило тогда даже меня.
Особенно произвели на меня впечатление снимки дирижера хора. Эта женщина… Сухая, костлявая, но преисполненная гигантской энергией. Эта энергия буквально светилась в её глазах. Что-то от ведьмы. И жесты. Эти жесты… Вот только качество картинок подкачало. Пришлось много обрезать, повылазили шумы. Перевёл в ч/б, но сильно не улучшилась картинка. По идее – технический брак. Но эти глаза, горящие одержимостью, заставили картинки оставить. И мы к ним ещё вернёмся.

Было приятно проявлять эту фотосессию. Но работа затянулась за полночь. Хотелось бы сразу отвезти Саше, но уже поздно. Отвезу завтра. А пока. Выставлю ка я эти картинки на моей страничке в Пикасе. Обычно я делал наоборот. Сначала отдавал Саше, дожидался публикации на сайте Биг-Бэнда. А тут такой мандраж – поскорее поделиться. Выставил. Всё равно ни кто не узнает.
Каково же было удивление, когда я на следующее утро увидел мои картинки на сайте Биг-Бэнда. Как?! Да очень просто. Херр Шмидт, который занимался сайтом оркестра, обнаружил мои фотки и просто скопировал их с моей странички. Появилось чувство какой-то мутной ситуации. Как теперь фотографии Саше нести? Смысл?
Но поскольку у нас уже был договор, то я понёс ему стик с фотками.
Собственно всё было нормально. Видел ли Саша фото, или нет – было не понятно. Но предложил мне денег. Мол, за это выступление Биг-Бэнд собрал неплохую сумму. Есть возможность взять из общей кассы. Во сколько я оцениваю мою работу?
- Саша, я, конечно, от денег не откажусь. Но я же не за деньги снимаю. Я не могу сказать – сколько стоит такая работа. Сколько дашь, столько и дашь.
- Нет, погоди – в воздухе повисло какое-то напряжение – ту хозяин – барин. Ты снимаешь и ты должен сказать – сколько это стоит. Если не можешь сказать сейчас – подумай. Посчитай.
Вот надо было мне таки подумать. Я бы нашёл чего предложить и как оплачивать. Пусть оплатят мне новую камеру и я буду снимать, к примеру, три года любой концерт без вопросов. Ну чем не вариант?! Но нет, я решил действовать напролом. Доиграть скромность.
- Саша, если я запрошу столько, сколько запросит профессионал, то столько денег ты мне всё равно не дашь. У нас тут добровольная основа. Я снимаю – как могу, ты мне даёшь денег – сколько можешь. Мы же не на рынке. Я торговаться не буду.
В общем вопрос завис. Ни к чему не придя, мы разошлись, недовольные этим разговором.

Кстати о Сашином отношении к деньгам.
Как то ехали мы в соседний городок на концерт. Соседняя община пригласила на день города детишек из нашей «музыкалки». Там у них большой концерт на площади и одним из номеров – наши дети.
Машины у меня нет, и всегда в таких ситуациях приходится к кому-то напрашиваться. В этот раз Саша предложил довезти меня с дочерью сам.
Не знаю, знакомо ли вам то чувство лёгкой досады, когда человек с личным автотранспортом подвозит тебя, безлошадного? Такое чувство возникает всякий раз, хотя нашей вины в ситуации нет. Концерт затевали не мы. По идее организатор должен и транспорт обеспечить. Нет? Но в результате все добираются на своём, на личном.
Как в дополнение к моему чувству неловкости Саша по дороге затеял рассказ про своего брата – миллионера. Ого! У Саши есть брат??!! Миллионер??!! Двоюродный, правда, до столь ли это важно?!
Был вот Саша у него недавно в гостях. И вот чего понял.
Брат этот уехал в Германию вообще в незапамятные времена. То ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х. И ехал он в Германию с твёрдой целью – стать миллионером. Ни кто не верил в его успех. А через три года он уже добился своего – заработал первый миллион. И не на купле-продаже. На производстве. То есть все эти три года человек жил впроголодь, во всём себе отказывая. Все средства пускал на развитие производства. И ценой невероятных усилий он поднял свой бизнес на ценник в один миллион. Правда в дому достатка не прибавилось, поскольку свободных средств как не было, так и не стало. Все заработанные средства по прежнему уходили на развитие.
Да, конечно, можно было продать бизнес и получить на руки вожделенный миллион. Но. За три года он понял одно. Миллион – это ни что. Миллион – это пыль на рояле. В наше время от миллиона на счету в банке уже через несколько лет останутся лишь крохи, даже если ничего не тратить на себя. Всё съедят налоги. Для того, что бы обеспечить себя конкретно, надо…. Иметь минимум 5-6 миллионов вложенных в живой и действующий бизнес. Вот только тогда…
- И как, он уже заработал свои 5-6 миллионов? – этот рассказ мне хоть и интересен, но я хоть убей не пойму – куда ведёт Саша? Или он просто делится впечатлениями?
- О, да, давно! У него их сейчас 8-9.
- Так он наверное уже как сыр в масле катается? – я уже затрудняюсь – что отвечать.
- Хм-м, да я бы не сказал. Но дом хороший у него. Машина неплохая.
Чёт я не пойму – а в чём тут суть рассказа? Кого в Германии удивишь неплохим домом и машиной?
- Вот видишь, как человек себя ставит по жизни для воплощения своей мечты!
А-а… Так это камешек в мой огород? То есть другими словами я тут сижу, бесколёсный нищеброд, а люди вот ради денег готовы годами не жрать. Так что ли?! Такая тут философия вырисовывается?
Человек поставил себе цель – срубить бабло. Он своей цели достиг. И со слов Саши – достиг он этого исключительно собственным умом и руками. Молодец! Уважаю. Но… дальше то что?! Вот у него есть деньги. И?! Дом, машина. И?! В этом цель жизни? Круто! Положить жизнь на то, чтобы купить себе дом и машину? Нет, серьёзно?! Три года бомжевать ради этого? И сейчас, сидя на своих миллионах трястись за каждую копейку? Пропадать по 14 часов на производстве, почти не иметь выходных, почти не видеть семью – это именно та цель, которую он себе ставил? Это стоит тех миллионов? Честно?!
А сам то ты, Саша, чего достиг? Где твои миллионы? К чему мне эта твоя мораль, когда ты сам ею не руководствуешься?! Неужели ты сам не понимаешь, что нельзя ставить бабло как цель в жизни? Деньги – важный фактор в жизни любого человека. Но он не должен быть основоположным. Нельзя иметь целью деньги. Это изначально тупиковый путь. Есть хороший шанс стать таким как твой брат – рабом денежной массы. Пахать всю жизнь на этот денежный ком, чтобы он рос и развивался. А когда ты сдохнешь от своих усилий, ком этот разлетится на куски и осядет неизвестно в чьих карманах.
Да, всё это я хотел бы тогда сказать. Но не стал. Легко излагать мысли на бумаге. А вслух – куда сложнее. К тому же не хотелось затевать бесконечный спор, тем более что мы уже въехали в соседний городок…

И вот, я отснял свой последний концерт. Больше Саша меня не приглашал. И ничего не объяснил. А новенькая К-5 так и не сняла ни одной концертной фото-сессии.
Над возможными причинами я ломал мозг очень долго. Да и до сих пор… И никакого однозначного ответа не придумал. Спросить бы Сашу напрямую, да где гарантия, что он так же прямо ответит?
Быть может я в последнюю съёмку был не стрижен? Или не брит? Или новая фото-жилетка сидела на мне слишком нелепо? Или быть может я задолбал уже музыкантов и публику своими постоянными перемещениями по залу? Так ведь я всякий раз, после концерта, спрашивал у Саши – не слишком ли я активен? Не мешаю ли я? И всякий раз получал однозначное – всё хорошо.
А может наш последний разговор об оплате вывел Сашу из себя?!
Где порылась та собака развода?! Может мои фотки ужасны на самом деле? Может это мне так только кажется, что мои картинки могут радовать глаз? Может Саша нашёл другого фотографа?
Не без страха я вышел на сайт Биг-Бэнда, мысленно готовя себя к тому, что Саша нашёл себе более интересного фотографа. Вот альбом с последнего концерта. Фотограф некто М. Не знаю такого. Смотрю на фото и впадаю в полный ступор. Все фото сняты вообще абы как и ни грамма не отредактированы. Тут снято криво, тут человек вылез из кадра, тут недосвет, тут – пересвет. Такое впечатление, что у человека нет даже элементарных представлений ни о компоновке кадра, ни о композиции в целом. Это значит, что Саша меня поменял вот на ЭТО?!
Удар ниже пояса. В глазах потемнело от накатившей волны тупой ярости. Почему?! Почему?! Почему?!
Ладно, проехали. Ведь разница вопиющая. Тут и слепой разглядит. И Саша непременно увидит и пригласит меня на следующий концерт.
Не пригласил. Ок. Пора начинать с этим как то мириться.

И уже позже, значительно позже, меня посетила ещё одна догадка.
Дирижёрша. Или правильней писать – женщина-дирижёр? Не суть важно.
Так вот она, и мои фотографии. Ведь это мне так увиделось в тех фотографиях нечто магическое, даже потустороннее. Но если бы мне показали меня самого в таком виде – я бы наверное пришёл в ужас. Это раз.
Второй важный нюанс – эта женщина имела прямое отношение к оркестру. Она играла там раньше на саксофоне в группе «А». Но эта связь хоть и прямая, но не главная.
Всё главное скрыто под сукном, как всегда. Мне не дано это знать. Но можно попробовать проанализировать некоторые наводящие мелочи. И мелочи эти расскажут… глубочайшую банальность. А что если я перешёл дорогу своими фотками человеку крайне амбициозному, очень богатому и влиятельному? Да, эта дама – очень богата. Правда чем она зарабатывает на жизнь – мне не известно. А вот её муж, тоже, кстати, трубач из группы «А» - «сидит на трубе». Уж простите за тавтологию. Он заведует отделением MRT в нашей больнице. Это отдельная тема, конечно – каким образом заведующий отделением MRT может зарабатывать там сотни тысяч, тогда как простые врачи из реанимации бедны на столько, что вынуждены разбегаться, давая рабочие места врачам из Сирии, Афганистана, Пакистана. Мне этого не понять. Но вот конкретно этот человек, «сидящий на трубе» - официальный миллионер.
И это не тот случай с Сашиным братом. Тут человек имея стабильный доход, берёт от жизни всё. Большой дом на огромном участке в соседнем городке. Свой реактивный самолёт, яхта. Хватает человеку. И он находит время так же на игру в оркестре. Аплодирую стоя!
Но… Наличие денег у этой семьи делает оркестр зависимым от неё. Увы. Не думаю, что существует прямое финансирование, но тут роль играют знакомства, знакомства и ещё раз знакомства. А получить хороший ангажемент – дело непростое, когда нет хороших знакомых.
В общем я вангую себе тут существенную зависимость нашего оркестра от этой семьи. И вот теперь эти фотки.
И теперь картина маслом – встречаются эта мадам с Сашей в неофициальной обстановке. Скажем – в сауне.
- А не послать бы тебе твоего фотографа куда подальше?! – говорит мадам.
- Кх-м… Ну от чего бы и не послать?! – произносит Саша.
- Ну вот и договорились! Кстати, тут через месяц можно выступить на празднике сбора урожая. Администрация платит 10000 за выступление. Мы хотим?

Но пора уже оставить мои фантазии в покое. Они не многого заслуживают. Тут кстати речь зашла о бане. Рассказываю.
Сауна в нашем городе общая. То есть мужики с бабами моются вместе. Меня и без того банные вопросы мало интересуют, а когда узнал такое – чур меня, чур меня!
Однако же я был сильно удивлён, когда узнал, что некоторые наши русачные семьи очень любят это дело. И среди главных любителей – Андрюша и Саша с супругами. Во как.
Ну за Андрюшиной супругой я уже давно заметил. Ещё в доисторические времена захожу как-то к нему в гости – чёт по музыке меня интересовало. А в зале на диване сидит его супруга и кормит сиськой младенца. Я аж подпрыгнул от нежданчика. А она – как ни в чём не бывало. Ну… «Город Зеро» все смотрели?
Такое я замечал за некоторыми немками. Ну, представьте. Сидите вы на концерте. Рядом – пухленькая дама с младенцем. Вдруг младенчик начинает проявлять беспокойство. Дама, совершенно невозмутимо, как будто кругом нет никого, достаёт свой четвёртый размер и угощает им голодное дитя. Э-э… Ну я как бы не против. Дело то естественное. Но в моей совковой ментальности отлито чугунным по белому – «Ты бы хоть чуток прикрылась, мать твою!»
Так вот Саша с Анной ходили в сауну регулярно. Каждую неделю, почти. Саша и меня с женой зазывал. Там так хорошо – говорит. И состояние духа после парилки – отличное. А тело то как поёт - как будто заново родился!
Нет, Саша, спасибо, конечно, но – нет. У нас другое воспитание. Нам трудно представить, как можно ходить по бане нагишом, когда кругом голые бабы с мужиками.
Да нет, ребята, вы ничего не понимаете! Нагота быстро приедается. Её уже через час не замечаешь. А вот знакомства в банях заводить и дела обсуждать – этот именно то самое место. А знаете почему? Потому что в бане человек перед тобой стоит голый и полностью открытый. Именно по этому все дела лучше решать там!
Нет, спасибо, Саша. Знакомства заводить – это не наше. А уж дела решать – да какие же у нас могут быть дела?!
Ну, смотрите сами, ребята. Напрасно, напрасно вы отказываетесь…

Эх, тяжело иметь дело с учителями, право. Эта братия, в основе своей, часто путает школу и внешний мир. И за границами школы продолжают они учить нас жизни. Не все, но многие.
Саша любил нас жизни поучить. Видимо какими то недоучками выглядели мы в его глазах. Это порой сильно раздражало, несмотря на то, что иногда в Сашиных словах был глубокий резон. А вот иногда…
Как-то зашёл он ко мне на дачу – поболтать.
- Слушай – говорит – а что, Игорь – это твой шеф?
- Это, который – казах?
- Ну да.
- Ну, типа шеф, да. Директор. А ты откуда его знаешь?!
- Так он свою дочку к Анне водит.
- А-а! Вот оно что.
- Так я с ним поговорил. Слушай, с ним вообще очень даже можно иметь дело. Ты не пробовал?
- Не пробовал чего?
- Ну… там.. познакомиться поближе, подружиться?
- Зачем?!
- Ну как зачем?! Ты что, так всю жизнь и собираешься заниматься на своей работе… - тут Саша замялся, потерявшись в формулировке моей работы – тем, чем занимаешься? Надо же думать о будущем. Надо стремиться идти ввысь, а не топтаться на месте!

Поскольку весь текст у меня не поместился, остаток - в комментариях




О Боже! Избавьте меня от этой банальщины, от этой избитой чепухи!
Ах, Саша, Как же легко сесть в лужу, считая себя умнее других, но не зная всех нюансов!
А знаешь ли ты Саша, что Игорь директор у нас лишь на бумаге. Его основная функция – приглядывать за генеральным и стучать выше. Этот пацан сам боится своей должности. Когда на завод приезжает Хозяин и проводит собрание, твой Игорь начинает заикаться.
У меня нет проблем в общении с ним. А у него теперь есть проблемы в общении со мной. Знаешь ли ты, Саша, что Игорь собирался оформить нашу столовую моими фотками, распечатанными в формате А0? Я офигел от такого предложения. И хотя оно мне сразу показалось странным, тщеславие всё же пересилило, и я взялся сделать подборку лучших своих «шедевров». Если фирме не жалко выкинуть кучку бабла на печать таких больших постеров – то почему бы и нет?!
Два дня я убил на отбор материала. Принёс. Игорь скакал от восторга. А через два дня выдал:
- Я и не знал, что печать А0 стоит так дорого! Прости, но мы не можем себе такое позволить.
После этого мы не то что бы разосрались, но как-то стали друг-друга избегать.
Так что ты, Саша, предлагаешь? Зайти к нему в кабинет и пригласить в кафешку на чашечку кофе? Кх-м… Допустим он согласится. Я заказываю два кофе и два коньяка. Затем ещё два коньяка. Затем ещё. Затем, обняв Игоря за плечо, я рассказываю какой я весь из себя невостребованный и недооцененный специалист. Так?! Игорь роняет скупую слезу и обещает посодействовать моему горю.
На утро он ничего не может вспомнить.
Нет!!! Я ведь должен его в баню пригласить. Отхлестать веником. И под пиво завести речь о нюансах роста моей карьеры. Так?!
А в качестве кого я должен себя продвигать? Если у меня нет ни одного высшего образования, и всё что я хорошо умею делать – это точить железо на токарном станке. Да вообще на тот момент я не знал толком на предприятии ни одной машины. О каком карьерном росте можно вообще заикаться в моём положении?! Саша, очнись!

И раз уж речь коснулась дач, то надо обратить внимание – параллельно с обыденной жизнью шла жизнь дачная. И однажды, когда мы ещё только осваивались на нашей первой даче, мы вдруг услышали знакомые голоса. По дачному коридору из стриженного кустарника, разделяющего дачное товарищество на два симметричных крыла, шло семейство Адлер. Оказалось, что они взяли себе дачный участок почти напротив нашего.
Ах, что за приятные соседи теперь будут у нас! Так нам думалось.
Впрочем всё начиналось весьма мило. Мы ходили в гости друг у другу, провели вместе много вечеров. Но постепенно всё сошло на нет. Открытых причин нет. Но есть мелочи, на которые стоит обращать внимание.
Надо сказать, что жизнь на нашей первой даче у нас как-то с самого начала не заладилась. Мы получили в распоряжение основательно запущенный участок с таким же запущенным домиком. Фронт предстоящих работ нарисовался вскоре колоссальный. А ни кто на это не рассчитывал. Основная цель приобретения дачи – возможность погрилить всей семьёй, отдохнуть «на природе» на собственном клочке земли.
Но реалии оказались все против нас. Гигантский фронт работ – это мелочи. Оказалось, что в дачу надо вкладываться финансово. А на тот момент таких возможностей не было вообще. Траву и бурьян я косил старым серпом, найденным среди дачного инвентаря.
Как-то по началу мы не обратили внимания на один нюанс – наше крыло дач располагалось практически под жилым пятиэтажным домом. О, сколько «прелестей» таило в себе такое расположение! И постоянные голоса прямо «в огороде», и мусор, выбрасываемый из окон, и жалобы жильцов дома то на музыку, то на дым от гриля, то на твою немытую харю…
Догадываюсь, что ни кто не удивится, если я скажу, что мы даже не читали условий нашего дачного договора. И не удивительно, что в первый год мы умудрились нарушить, наверное, все правила, указанные там, чем настроили против себя некоторых соседей и председательский комитет.
Соседи слева были добры к нам, хотя вели себя насколько странно. Но они частенько с нами разговаривали – это верный признак расположения.
Соседи справа в первое лето нас терпели. Даже подсовывали отбраковку от своего урожая. То, что выкинуть жалко. В первый сезон мы, понятное дело, ничего не высаживали. Но даже полное отсутствие своего урожая не смогло заставить нас есть соседские отбросы. Пару раз мы брали эти крючковатые огурцы и странной формы помидоры. Но потом нам стало слишком очевидно – с нами не делятся излишками, а сбывают нам то, что не станут есть сами. Да пошли вы…
Вот с соседями справа у нас и началась со следующего сезона постоянная вялотекущая холодная война.
Вышел замкнутый круг. Чтобы к тебе хорошо относились, надо приложить массу усилий, привести дачу в полный порядок и показать своё трудолюбие. Но херачить на даче, без желания, не для себя, а чтобы не расстроить соседей – это было выше наших сил. И разорвать этот круг не представлялось возможным.

Таково было положение дел, когда в наше товарищество влилось семейство Адлер.
Уже на следующий день Саша показал класс истинного дачника. Это было воскресенье. Народ обычно в этот день ни куда не спешит. На дачу собираются часов в 10. Я использую этот момент для себя. Прихожу в 7-8 что бы иметь возможность в тишине и спокойствии, а главное – в одиночестве – поработать. И я сильно удивился, когда уже в половине восьмого над забором из кустов перемещалась чья-то лысина. Это был Саша. Мы коротко поздоровались и Саша приступил к исполнению дачного долга.
Перво-наперво он разделся, оставив на себе лишь короткие шорты. Взялся за лопату и… Не выпускал её до тех пор, пока не сделал всё, что наметил. А закончил он к вечеру. Перекопал весь огород, вырыл изрядную яму посредине, собрал все сорняки и зарыл в этой яме. Ближе к полудню солнце уже изрядно припекало, Саша был красный как варёный рак, пот стекал с него струйками, но работал он с азартом, как будто занимался спортом.
Обычно такая работа занимает у меня 3-4 дня. Поглядывая через забор на Сашин подвиг, я поневоле испытывал чувство зависти. Ну может же человек! Он что, двужильный?! Вот что значит спорт и напористый характер! Смотри и учись, сопля, как надо подходить к дачному процессу!
А ведь Саша был лет на десять старше меня. Хоть и выглядел он вполне на свой возраст, но физически был подтянут и всегда бодр. Чтобы держать себя в форме, он занимался бегом. По началу бегал вдвоём с Анной. Но Анна вскоре сдалась. Стал бегать один. И отнюдь не на сто метров.
Как-то на выходные стало мне тоскливо. А когда мне тоскливо, то хочется курить. А табак на работе. Я дома вообще то не курю. Ну что делать?! Пришлось купить пачку. Хотя одной сигареты мне хватило бы.
Оно конечно можно сбегать к соседям, стрельнуть. Но если сделать так раз, то во второй раз это станет уже привычкой. А покупать пачку – это дело дорогое. Просто так к этому не привыкнешь. Поэтому я сделал в тот день исключение – купил пачку. И поехал в соседнюю деревню уж не припомню - по какой надобности. Выехал за город, закурил. И как только ноющая оскомина была сбита, я начал проклинать всё на свете. Ну какого нахрен я купил эту пачку?! Блин, ну что за идиот?! Ведь я её высосу теперь за два дня. Опять будут легкие болеть. Они и так постоянно ноют. Неужели нельзя было перетерпеть до понедельника?! Купил бы ты лучше жвачки…
Вот так еду, дымлю потихоньку. Велодорожка прямая. Вижу – навстречу бежит человек. Бегун. Чёрные шорты, голый торс. Чёрная футболка повязана на пояс. Вот человек бежит. Спортом занимается. Себя блюдёт. А ты что?! Сигаретку смокчешь?! Ну и кто ты после этого?!
Через пару мгновений мне показалась фигура бегуна знакомой. Да и движения. Да, с моим зрением я людей быстрее по характерным движениям узнаю, нежели по лицу. Вроде как Саша, нет?!
Я стыдливо прячу сигарету в кулак. Сам не знаю – зачем. Просто открыто держать в руке собственный позор при Саше счёл невозможным. Мы поравнялись.
Саша, страшно распаренный и потный, остановился. Поприветствовались. Ты всё бегаешь? А ты всё ездишь? В Ширштедт бегал? Да. Это восемь километров, значит? Афигеть! Как вообще? Всё путём.
А сигарета предательски воняет и уже подпекает ладонь.
Ну мне пора. Пока. Пока.
Аж тыж м.., х…, п… Ну какого…?! Ну как же?!
Короче пока доехал до деревни, я проклял себя раз надцать. Вообще как я живу?! Посмотри на человека! Он на десять лет тебя старше. Пробегает в день по восемь километров! Ты же и ста метров пробежать не можешь. Ты полчаса за лопату подержишься и уже за спину хватаешься. Как же ты себя запустил! И сигарета эта вонючая… Позорище! Какое же ты позорище….

Да так и получалось – Саша был примером во всём. Я не понимаю – как находил он на всё время. И бегать, и в бассейн ходить, и работать, и пешие прогулки по городу совершать, и… да много чего ещё.

Так было и с дачей. Хотя надо признать, что дача досталась Саше не в самом запущенном состоянии. Просто бывший съёмщик вдруг внезапно заболел, был прооперирован, пролежал несколько месяцев в больнице, а когда вышел оттуда, то ему стало ясно, что дачей ему уже не заниматься. Так его ухоженная дача простояла без хозяина всего лишь год.
Тем не менее, Саша за неделю навёл там идеальный, образцовый порядок. Отутюжил землю до бархатистого состояния, разметил идеально ровные грядки.
Ну что тут сказать?! Всё товарищество стояло на ушах от нового своего участника. Саша моментально расположил к себе всех. Со всеми перезнакомился (в отличии от нас). И как то сразу стал со всеми на дружеской ноге.
Тут вроде можно порадоваться за человека. Но смущало именно это – «со всеми». Ведь так не бывает по жизни. Это не нормально. Что-то здесь не так.
И это «не так» скоро дало о себе знать.
Появились у нас ещё они соседи. Точнее соседи эти были Сашины. Люди взяли участок, непосредственно прилегающий к Сашиному. Это значит - почти напротив нашего участка, через общий коридор.
Это новенькое семейство оказалось довольно знаменитым. Одни из старейших мастеров дачного дела в городе. Дачники в седьмом поколении, ага. Прославились они тем, что последнее наводнение подчистую смыло их дачу, и они остались без места приложения своих творческих усилий. Об этом местная газета даже статью тиснула.
Наше товарищество их приютило, выделило участок и оказало все возможные почести и помощь.
Семейство это бодро взялось за дело, и вскоре их участок засиял.
Но вот пришла Анна. Поболтать. И пожаловалась. Мол, соседи то новые всем хороши, конечно, но просто задалбывают своими бесчисленными советами. И если их советы хоть как то можно смахивать с ушей, то вот постоянно орущее радио… И, понятное дело – это самое галиматорное радио всея Дойчланд – радио РТЛ. Тут у меня к Анне полное сочувствие. Да-да. Это ужасно. Я вообще радио не люблю, но РТЛ – это вообще помойка. Прям не знаю – чего и посоветовать. А вы ставьте им какую-нибудь симфонию Шостаковича. Или врубите погромче диксиленд. Да нет, какие там шутки?! Я серьёзно. Тут, как говорится – клин-клином…
Ну не хотите – как хотите. Моё дело – предложить.
Анна ушла, а я хмыкнул. А что, разве у Адлер есть тёрки с соседями?! Что за новость?!

Но нет, ошибся. Уже через час я видел как Анна мило щебечет со своими наводненцами о всяких пустяках. И ни каких ноток натяжения в её голосе я не уловил. Напротив – полное дружелюбие.

То есть выходит, что люди перешагивают через себя? Общение их раздражает, но они делают вид, что всё нормально?
А это нормально, само по себе? Я думал, что нормально поддерживать отношения с людьми, которые тебе близки по духу и стараться избегать тех, кто тебя раздражает. А в чём прикол стелиться подо всех?!

Всё вышесказанное касалось и Саши. И тут я поневоле вспомнил ту его фразу – «они все тут такие». Ой ли, Саша?! Да неужели это так?! А как у тебя получается так мило беседовать со «всеми тут такими»? Извини, но в моей неправильной голове это не укладывается.

Одним словом был в этой дачной жизни некий скрытый диссонанс. И со временем он должен был себя проявить. Так и случилось.

Как то мы заметили, что Адлер стали к нам реже заглядывать. Хм… Потом стали замечать, как Саша стал над нами подтрунивать. По поводу состояния нашего огорода. Иногда предлагал свою помощь в землекопании. Шутил или нет – не понять. Частенько случалось, что прибегал я с работы на дачу на час-два. Были другие срочные дела. И когда я уходил, Саша не без доли ехидства спрашивал:
- Что, уже ВСЁ сделал?!
Очень смешно. Я жизнь и здоровье класть на дачу не собираюсь. И жертвовать другими делами – тоже. И оправдываться не вижу смысла. Пусть думают – что хотят.

Вот, видимо, они чего-то и надумали. Наверняка соседи накидали на нас массу «позитива». Я думаю, что Адлеры стали тяготиться знакомством с такими «белыми воронами» как мы. Вот и все объяснения. Возможно, это затрагивает и моё отстранение от концертов. Не знаю.

Однако в наступившем ледниковом периоде случались и кратковременные оттепели. Одна такая оттепель случилась, когда моя жена вернулась из поездки в Крым. Тёща передала для меня бутылочку пятизвёздочного крымского коньяка, разлива того самого коньячного завода, который построил прадед моей жены. Был конец мая и мы собрались на даче отпраздновать день рождения жены. Гриль, коньяк, всё такое…
Под вечер появились Адлер. Их не было видно целый день. А у нас уже праздник в разгаре. Зовём их к себе. Жаль, что коньяка уже полбутылки.
Но ничего. Саша притащил с собой пятизвёздочную Метаксу. И пусть некоторые сейчас поморщатся. Им нас не понять…

Как ни странно, но мы чудесно посидели. Вообще я так не сидел лет так уже надцать. Забыл, когда последний раз. Да и после – не приходилось.
Это был тот редкий случай, когда спиртное категорически способствовало общению и нисколько не туманило мозги. Переход на Метаксу оказался мягким. Метакса несколько удивила простоватостью вкуса и пошловатым привкусом ванили, после крымского коньяка. Но по качеству воздействия на состояние духа оказалась ни чуть не хуже. Настроение царило за столом просто шикарное. Хотя замечу, что ни какой коньяк не создаст нужного настроения, если компания неподходящая.
В тот вечер у нас сложилось всё.
Говорили о Крыме, о музыкальной школе, о детях, о нашей младшей, которую уже взяла к себе Анна, а Саша уже видел в ней огромный потенциал. Впрочем, такой потенциал он видел почти во всех своих учениках…

Были же у нас и другие оттенки встречи. В тот вечер оттенки эти мы просто пропустили мимо ушей и глаз. А вот на следующий день… Но давайте будем последовательны.

Когда Саша к нам зашёл, я решил его удивить. Как раз днём ранее получил заказанный СД Дэйва Брубека. И сразу притащил его на дачу – дома как то не было времени послушать. Интересно, что скажет Саша, когда услышит у меня «Пять четвертей»?
Когда раздались первые аккорды, Сашино лицо вытянулось. Он даже оглянулся – от куда идёт звук?!
- Это у тебя что ли Дэйв Брубек?!
- Да.
- От-куда он у тебя?!
Казалось бы я рассчитывал на Сашино удивление. Но не рассчитал со степенью. Такого открытого изумления я не ожидал. И что за идиотский вопрос – откуда у меня Брубек?!
- Как от куда?! Купил.
- Где купил?!
Да я просто угараю от таких впоросов!
- На Амазоне заказал. А что?!
- А-а… - Саша как то сразу сник и потерял интерес к теме.
А мне стало вдруг обидно. Неужели, Саша, я произвожу впечатление человека, который не может быть знаком с творчеством Брубека? Всё так плохо у меня?
А не желаешь, Саша, прийти ко мне в гости? У меня там, конечно, полный бедлам. Но я хочу познакомить тебя с моей коллекцией дисков, с моей аудио-техникой. Боюсь лишь представить всю степень твоего изумления. У меня только по джазу около сотни дисков. Да что за глупость вообще говорить о количестве?! Разве дело в количестве?! Мне вот интересно обсудить с тобой творчество Майлза Дэвиса. Или на худой конец – Чарли Паркера. Не желаешь? А жаль.
А может поговорим о литературе? Нет? О кино? Любишь ли ты, Саша, европейское кино, как любим его мы? Нет? А жаль…
Эти мысли вырубили меня на несколько минут из общего празднования. Но вот Саша достал толстую пачку сигарет. Протянул мне – будешь?
Настала моя очередь изумляться.
- Саша, ты что, куришь?!
- Да нет. Это так, баловство. Очень люблю запах табачного дыма под спиртное.
- А как же здоровье, спорт?
- Нет, я же не пью запоями. Я вообще спиртное только по праздникам. Но праздник должен быть праздником. Надо уметь получать максимум удовольствия из всего. Поэтому на праздник можно позволить себе расслабиться. В меру. А хорошая сигарета под рюмочку коньяка – это…
Уважаю, искренне уважаю…
- Ну хорошо. Праздник кончится, а у тебя целая пачка сигарет. Как ты с этим?
- Нет проблем. Пачка лежит в шкафу и ждёт следующего праздника.
- Афигеть. Я так не умею. Я как на работу прихожу – аж уши начинают сразу скручиваться. Пока сигарету не выкурю – работать не могу.
- Тоже мне – проблема! А сила воли на что?!
- Дык где же её взять, ту силу воли?!
- Воспитать! – смеётся – воспитай в себе силу воли и всё!
Легко ему говорить! А как можно воспитать в себе силу воли, если для этого нужна сила воли, а её нет?!
Однако садовые проблемы висели в воздухе лёгким дымком. И как бы сам собой разговор зашёл на поле наших отношений с соседями. Мы поделились с друзьями тяготами нашего садового бытия. Но сочувственного отклика не получили. Как раз напротив. В сдержанных ответах Адлеров звучала недвузначная мысль – в наших бедах виноваты мы сами.
Нет, мы согласны, конечно. Но ведь есть вопиющие случаи. Вот история с родами и сорняками.
Когда моя жена легла в больницу на сохранения, мне стало уже не до дачи. Я забегал туда лишь урывками на пару минут – проверить, всё ли в порядке. Затем были роды, и первую неделю после родов я пропустил вообще. Когда забежал, наконец, на дачу, успел заметить лишь – как разросся за это время бурьян. Ну и фиг с ним.
Ан нет. Уже на следующий день я нашёл в почтовом ящике извещение. Нас вызывают срочно на садовое собрание.
Пришёл. Мне говорят – есть жалоба от моих соседей, мол, сорняки я не скашиваю, и все семена летят к соседям.
Ага. У меня дочь родилась, а вы мне предлагаете бросить семейство и сорняки косить?!
Ах! Как же так?! Дочь родилась?! Ну, типа, поздравляем! А ведь мы то не знали. Не заметили даже.
Не заметили?! Жена до последнего дня на дачу ходила. На её живот смотреть было страшно – так он торчал. И ни кто живота не увидел?! Сорняки они разглядели, а живота – нет?!
Ну да, нуда, конечно. Ребёнок всё дело меняет. Если вы дадите согласие, мы проведём субботник и сами скосим сорняки.
Нет уж – спасибо. Я завтра найду время и сам прополю огород. Пусть подавятся! (последнее не озвучил).

Адлеры отреагировали сдержанно. Типа – людей то понять можно. Даже в правилах прописано – один метр от забора полоса должна быть без сорняков. А правила есть правила. А беременность в правилах не предусмотрена.
Хорошо! Допустим. Но я выкладываю главный козырь. Интересно – какие правила здесь мы нарушили?!
Одна из суббот выдалась очень жаркой. Ещё за сотню метров до дач в воздухе витал сногсшибательный запах тухлого мяса – это какой-то умник выбросил тухлятину в мусорный переполненный бак. Жара +35, бак открыт, облако мух над баком. Ну вааще. Сказка.
Зашёл на дачу. Ещё не успел приступить к делам – на мой участок уверенным таким шагом входит сосед. Тот, который справа, злюка. И без предисловий требует проводить его к компостерному баку. Он хочет туда заглянуть. Можно, типа?
Да я челюсть потерял от такого запроса. Можно, конечно, э-э-э…
Он уверенно открыл крышку, принюхался.
- Ты сюда мясо выбросил?
- Я что, больной?! – это я мысленно, конечно. А вслух сказал другое – Нет…
- А откуда тухлым мясом пахнет?!
От этого цирка я отупел на столько, что даже не подумал про мусорку под соседним домом.
- Откуда мне знать?!
- А там ты мясо не зарыл?! – показывает на компостную кучу за нашим домиком.
- Я что, больной?! – нет, опять не сказал. Сказал – Нет!
Странно. Чешет голову.
- А что случилось?!
- С твоего участка несёт тухлым мясом.
- А от чего Вы решили, что несёт с моего участка?
- Ну… Чувствуется же.
- И где? В каком месте чувствуется?
Махнул рукой и недовольный ушёл.
А я как тухлого мяса пожевал, блин!!!

Реакция Адлеров никакая. Ни какого к нам сочувствия. Ни какой солидарности. Что-то неприятное проползло.
Вроде как спрыгнули с темы, дабы не утонуть в этом болоте.
Но вот Саша вдруг высказал то, что давно его угнетало.
- Ребята, хотите добрый совет? Перекопайте огород!
И?! И что это даст?
- К вам такое отношение, поскольку огород в таком виде. Вы ничего не спрашивайте и ничего не думайте. Просто возьмите и перекопайте полностью весь огород. И увидите, как всё измениться.
Что-то я логики не улавливаю. В чём тут фишка? Ну допустим, поднимем мы свой рейтинг вскапыванием огорода. Ок. А дальше?! Бурьян имеет свойство быстро разрастаться. Тут волей-неволей надо регулярно пропалывать. А для продуктивной работы в саду надо иметь соответствующий настрой. А откуда ему взяться, если тут у нас мясо в компостерах ищут?!
- Ну-у… с такой философией шансов исправить ситуацию у вас нет.
- Ну и фиг с ним! Пусть всё остаётся как есть.

Опять с темы мы спрыгнули. Но не надолго. Очевидно, тема эта уже давно грызла Сашу.
- Ребята, а хотите анекдот? Только вы не обижайтесь и поймите правильно. Это не более чем аллегория.
- Да какие проблемы?! Давай!
- Едет автобус. В нём едет бомж. Вдруг в автобусе кто-то громко пукает. И все пассажиры сразу оглядываются на бомжа.
Только поймите правильно. Ничего личного! Смысл вы понимаете?! Пукнул то не бомж, а думают все на него!
Да, да, Саша, что за проблемы?! Мы вполне понимаем аллегорию! И не надо извиняться опять! Да, да, в этом анекдоте прорва смысла. Да-да. Очень близко к нашей ситуации.
Мы и на самом деле восприняли анекдот без обид. В тот вечер.
Расходились так, как будто всё у нас прекрасно. Я хоть и выпил изрядно, но чувствовал себя огурцом, не смотря на выкуренные три сигареты. Обычно алкоголь в сочетании с табаком делает из моих мозгов деревянный куб неправильной формы.
Даже проснулся я в половине четвёртого такой бодрый, как будто лет двадцать назад отмотал. На работу пришёл как под газом, стой лишь разницей, что обычно в похмелье голова мутная, а в тот день напротив – голова была светлая как хрустальное стекло.

Весь день прокручивал я в голове вчерашнюю встречу. Очень приятно. Пока не наткнулся вдруг на анекдот про бомжа. И тут началось…
Так это мы значит как тот бомж, который не пукает в автобусе? Крутая аллегория, однако. Быть может не стоило бы придавать значения, но ведь есть ещё и другие «мелочи». Да хотя бы эпизод с Брубеком. По отдельности вроде и пустяк, а вот в сочетании с бомжом так уже интересно выглядит.
А может быть тут всё дело в алкоголе? Как там в пословице? Что у трезвого на уме, то у пьяного – на языке? Так может быть, Саша вчера просто озвучил своё мнение о нас?

А что, Саша, быть может я нагнетаю? Может я просто слишком мнителен и придумываю тут напраслину на тебя? Может объяснишь?! Может дашь знак?
Но ведь так получается, что именно этот твой анекдот стал ключевым пазлом в общей картинке наших отношений. Уж очень многое он объясняет. Разве нет?!

Но всё же я решил проверить свои сомнения. Решил спросить у жены. Для неё Саша – беспрекословный авторитет. До обиды, даже до ревности с моей стороны.
Так было, когда настал момент моей дочери переходить к Саше и выбирать новый инструмент. Для меня выбор был очевиден – лёгкая и изящная квер-флейта. Нормальный выбор для всех флейтисток. Но Саша предложил трубу. Да, конечно, труба это скорее мужской инструмент, но девушка с трубой – это уже само собой интересно. И главное – у Сони, как оказалось, полость рта устроена уникальным образом – идеально подходит для трубы.
Чего???!!! Полость рта?! Конструкция губ? КПД лёгких? Что за ерунда?!
От чего не сказать прямо – оркестру нужна девушка-трубач? Это всё, что нужно знать. В конечном итоге можно ведь прямо сказать – девушка-трубач более выгодно выглядит на любом конкурсе, да и для оркестра – изюминка. Для чего выдумывать басни про полость рта?! Мы то ведь может и бомжи, но не идиоты…
Когда ты, Саша, берёшь в детскую группу девочку-малыша и вручаешь ей тубу, за которой ребёнка не видно, ты тоже рассказываешь её родителям, что у ребёнка конструкция скелета такова, что позволяет идеально сливаться с гигантским инструментом? Нет? Я надеюсь, что ты просто объяснил её родителям, что маленький ребёнок с большой тубой – это живой элемент шоу, один из способов воздействовать не только на зрителя, но и на конкурсные жюри? Нет?
Так вот жена, ни секунды не думая, забила на моё мнение и последовала Сашиной рекомендации. «Я Саше полностью доверяю. Как он сказал – так и будет.»
Ладно, я не буду делать из мухи слона. Труба так труба. Но не стоит ждать теперь от меня активной поддержки в музыкальных занятиях. Я не любитель наступать на горло собственной песне.
Да, так я собрался спросить у жены.
- Как тебе понравился вчерашний анекдот про бомжа?
- Ой! Я сегодня целый день об этом вспоминала! Не ожидала такого от Саши. Это как понимать – мы для него – бомжи?!
Хоть тут мы сошлись на сто процентов. Даже моя жена приметила это анекдот.

И так это было странно, что один прекрасный вечер вдруг стал переломным в моём сознании. Прежнего отношения к Саше у меня быть уже не могло. Жена быстро забыла, а я – нет.

Я долго ломал голову – с чего это могло начаться? Чем мы дали повод? Ну да. Я так бреюсь не регулярно. Стригусь – тоже. Это повод? Смешно. А остальные тут при чём?
Огород не можем поднять? Ну так не мы первые. Разве это повод?! Вот в квартире кавардак постоянный – это проблема, да, но ты то, Саша, о ней не знаешь.

Нет, я не стал уважать Сашу меньше. Такого человека нельзя не уважать. Не смотря на все его заискивания перед немцами и прогибами под ситуации. Ведь понять его можно. Всё что он делал, он делал для своего детища – Биг-Бэнда.
Но что бы лишний раз не царапать себе нервы, я решил просто держать дистанцию. Ни каких разговоров о личном. Всё только по делу. А лучше – по возможности избегать общения.

Так и было до последнего дня. Увы.
До того дня, когда я, весь в воспоминаниях о Леониде Григорьевиче, поднимался к себе домой, на четвёртый этаж.

Легко постучал. Ни кто не открыл, хотя обувь под дверью валяется. Значит, кто-то дома есть. Просто не слышат. Пришлось открыть самому.
В квартире мёртвая тишина.
Заглядываю в первую комнату. Старшая дочь сидит на кровати, укутавшись в одеяло и уткнувшись в смартфон. Заболела? Ладно, сейчас выясним. А про смартфон давно уже надо серьёзно поговорить…
Во второй комнате за столом сидит младшая и сосредоточенно читает книгу. Ладно, мешать не буду.
В зале застаю жену, сидящую на диване и повернувшую голову к окну.
- Ну как там….- и моя фраза обрывается по неволе.
Жена повернула голову. Глаза заплаканные, а в руке заметил платок. Шмыгнула носом. И я опять вспомнил тот день, года умер Леонид Григорьевич. Боже! Опять?! Кто теперь?! Тёща?!
- Саша умер.
- Кто?! Что?!
- Саша Адлер. Умер.
У меня в голове что-то не складывается. Кто такой – Саша Адлер?! Сознание как бы пытается оттянуть момент понимания. Я мучительно пытаюсь понять – кто такой – этот Саша Адлер?! Какое знакомое имя…
И вдруг дошло, как выстрелило. Как?! Не может быть?! Это дурная шутка?! Разве так можно шутить?!
- Как?!
- В сауну сходил. Сердце…
ЧТО?! Да быть такого не может! Сознание отчаянно пытается найти лазейку в этой информации. Где тут ошибка? Кому сейчас можно позвонить, что бы там всё сразу опровергли? Какая сауна?! При чём тут…
Ах, да, сауна. Высокие температуры. Нагрузка на сердце. Логично.
Да, но ведь нельзя же так, люди! Так быть не должно! Это неправильно! Этого человека забирать нельзя! Это ошибка! Давайте немедленно отыграем назад, пока не поздно! Давайте сделаем так, что бы Саша не ходил в эту чёртову сауну!
Так ведь поздно отыгрывать. В том весь и перец. ПОЗДНО. Смерть не отыграть назад. Всё, всё, всё. Это конец…
Меня просто разрывает от этой нелепой новости. Хожу из угла в угол, не находя себе места. Хочется срочно что-то предпринять, но всё упирается в понимание, что предпринимать что-либо поздно уже.
Звонит телефон. Женя. Знаете? Знаем. Кладёт трубку.
Через полчаса опять звонок. Это Маша. Пусть Майя позвонит Жене и успокоит её.
Ага, а кто успокоит Майю?!
Звонит Раймонда. Рыдает в трубку.
А сколько людей сейчас по городу так же плачут, или просто утирают глаза платком, или тупо ходят из угла в угол? Сколько?!
Саша, зачем ты нас всех так предал?! Какая же ты безответственная сволочь! Какой хрен понёс в тебя в эту грёбаную сауну?!
Краткий всплеск слепой ярости сменяется полной прострацией. Как мы теперь будем жить дальше?!

А действительно – как?! Мы все оказались в плену зависимости от этого человека. Всё что он создал, было теперь тесно вплетено в нашу жизнь. И теперь всё это должно рухнуть?!
Как дальше быть с музыкальной школой? Что будет с Биг-Бэндом? На эти вопросы ответа не было.
Две недели город отходил от шока. На похороны я не пошёл – отсыпался от ночной. Но это не оправдание, конечно. Пойти я хотел. Чувствовал потребность. Но я знал, что эти похороны соберут гигантскую толпу. А у меня даже траурного костюма нет. Приду, как бомж. Да, Саша?!
Но белее всего мне не хотелось видеть там отдельные лица и уж тем более слышать все эти разговоры, типа – «все там будем», или «это не возраст». Хочется прийти к нему одному и поговорить с глазу на газ. Ты не против, Саша?

Через две недели начались шевеления. В обществе возникло мнение, что Сашино Дело должен перенять младший сын. Он как раз учится в консерватории, и ещё не определился в жизни, тогда как двое старших сыновей давно уже разлетелись в разные концы Германии.
Я не верил. Ну зачем молодому человеку такое бремя? Что бы тащить на себе все Сашины проекты, надо обладать незаурядной энергетикой и искренне любить своё дело. А ведь у Николая, наверняка, были свои планы на жизнь.

И вот что выходило. Человек прожил яркую достойную жизнь. Оставил после себя весьма незаурядное наследство. И что теперь?!
А теперь выходит так, что всё, что построил этот человек, держалось исключительно на нём. Человек ушёл и… всё рухнуло?!
Это наводит на крайне неприятные размышления. Как же всё тленно в этом мире…

Наверное что-то подобное переживал каждый, когда ты вдруг встречаешь случайно человека, похожего на умершего недавно друга, или родственника.
Но то, что произошло этой весной…
Поехал я за яблоками на ферму. Это как раз по той дороге, где я когда-то повстречал Сашу. Примерно на том же участке я увидел бегущего навстречу человека. Было довольно свежо в то утро. Человек был одет в чёрные трико и футболку. Был в чёрных спортивных очках и я с трудом разглядел на его голве лысину.
Как током шибануло. Саша?! Что за чёрт?! Ведь Саша умер. Но вот же он! Да нет, это не может быть Саша. А если это ОН?! Что ты будешь делать?!
Меня охватила паника. Человек приближался. Я попытался по движениям определить – Саша, или – нет. Но не сработало. Нормальные движения. Ничего мне не говорят.
Расстояние сокращалось. Я весь напрягся и меня бросило в холодный пот. Я старался не смотреть в сторону бегуна. Сейчас ещё не различить лица. Вот поравняемся….
Поравнялись. Нет, не Саша. Хотя общее в фигуре есть.
Как будто резко вырубили ток, пропущенный по телу….

Но вот прошло уже более трёх месяцев. Потихоньку всё вернулось в своё русло. Возобновились занятия в музыкальной школе. Теперь их ведёт Николай. Да, у него нет и десятой доли отцовского авторитета. Наживёт ли он его – посмотрим.
Возобновил репетиции Биг-Бэнд. Этим занимаются совместно Анна с Николаем. Да, теперь всё иначе на тех репетициях. Ну а что поделать?! Хоть так.

А как будет дальше – жизнь покажет…
"И вот что выходило. Человек прожил яркую достойную жизнь. Оставил после себя весьма незаурядное наследство. И что теперь?!
А теперь выходит так, что всё, что построил этот человек, держалось исключительно на нём. Человек ушёл и… всё рухнуло?!
Это наводит на крайне неприятные размышления. Как же всё тленно в этом мире…"

Всегда себя спрашивал извечный философский вопрос: а существует ли объективная реальность? Или она все же субъективна? Мы ведь воспринимаем все всегда только лишь через собственные чувства и мысли.
"Человек ушёл и… всё рухнуло?!" - для кого рухнуло? Для него ж точно ничего не рухнуло. Он прожил свою жизнь и ушел. Для него это был этап развития, который закончился вместе с ним. Но он не испытал крушения, в его субъективном мире это не имело место. Он, можно сказать, видел сон, а потом вдруг проснулся. Если он будет помнить сон, то точно не будет помнить "крушения" - ибо когда он был там, то крушения там не було.
"Рухнуло" лишь в субъективных мирах других людей.

Я все же склоняюсь к мнению, что мир субъективен. Объективная реальность - это лишь мысленная категория, такая себе условно принятая точка отсчета, нужная лишь для процесса оценки различных субъективных реальностей.

Darzamat (04 July 2018 - 15:24) писал:

Если считать, что каждый человек живёт исключительно в своём субъективном мире, то выходит так, что всё что он делает - делает он исключительно для себя. То есть для своего внутреннего субъективного мира.
Но не значит ли это, что всё что делает человек не имеет значения для окружающих?
Тогда вообще все рассуждения о смысле жизни сводятся к нулю, поскольку каждый сам для себя определяет субъективную степень смысла своей жизни.

По-моему что-то здесь не так.

vadim69 (04 July 2018 - 18:37) писал:

Если считать, что каждый человек живёт исключительно в своём субъективном мире, то выходит так, что всё что он делает - делает он исключительно для себя. То есть для своего внутреннего субъективного мира.Но не значит ли это, что всё что делает человек не имеет значения для окружающих?Тогда вообще все рассуждения о смысле жизни сводятся к нулю, поскольку каждый сам для себя определяет субъективную степень смысла своей жизни.По-моему что-то здесь не так.
Ну не знаю, все зависит, наверное, от степени внутренней силы и/или восприимчивости к мнению других.
Такой пример, если кто-то к примеру оденется, скажем так, не совсем стандартно и выйдет как щеголь на публику, то что произойдет? Он будет считать себя крутым чуваком, пока ему не объяснят, что он смотрится как клоун. И тут дальше получается интересная развилка: если он воспринимает серьезно субъективное мнение других, то в конце-концов таки почувствует себя клоуном (внешнее суждение станет внутренним). С другой стороны, если он проигнорирует мнение других и будет вести себя и дальше уверенно и круто, то может стать законодателем новой моды.
Соответственно, получается, что мы всегда обмениваемся субъективными суждениями друг с другом и потом "договариваемся" какое из них станет доминирующим и приобретет, упрощенно говоря, статус условного "объективного" - и это и сформирует новую реальность.
Отсюда и ответ о смысле жизни, по той же логике. Или мы надаем смысл сами для себя или другие рассказываю нам о нем. Саша дал его себе сам. Я не знаю, что было его движущей силой, может желание побеждать, может сугубо эгоистические желания, может желание сделать мир лучше. И разве это важно? Так или иначе, вы и многие отметили, что он таки сделал мир вокруг себя лучше. И он умер победителем и другой реальности он не знал.

При всём многообразии существ, субъектов, мнений и т. зр., объективная реальность существует. Она в единстве и многомерности. Чем ближе к её законам, душе вселенной, тем ближе существо к познанию себя с реальностью, тем ближе к истине.


Вов (20 July 2018 - 16:05) писал:

При всём многообразии существ, субъектов, мнений и т. зр., объективная реальность существует. Она в единстве и многомерности. Чем ближе к её законам, душе вселенной, тем ближе существо к познанию себя с реальностью, тем ближе к истине.
Естественно, что "что-то" существует. Да только познается "оно" через весьма ограниченные органы восприятия (которые еще необходимо настраивать соответственно в процессе взросления в обществе) и потом еще и полученные данные интерпретируются мозгом согласно некой настройки общества. Так что вопрос об объективной реальности можно поставить и таким образом:
А вы уверенны что мы говорим именно об реальности, а не об некой "общественной" настройке восприятия и интепретации ее?
Слог хороший. Мне понравился. Интересная манера подачи с "обратными связями" :)

Цитата

То есть выходит, что люди перешагивают через себя? Общение их раздражает, но они делают вид, что всё нормально?
А это нормально, само по себе? Я думал, что нормально поддерживать отношения с людьми, которые тебе близки по духу и стараться избегать тех, кто тебя раздражает. А в чём прикол стелиться подо всех?!
Музыканты. Как и танцоры, актеры и т.д.
Это серьезная школа не только владением инструментом, но и своими эмоциями, чувствами и т.д.
У тебя, с-ка, живот болит, губа разбита, туфли на размер меньше, в горле давно пересохло...
а ты улыбаешься и машешь играешь. (проходил такое)
Конечно, таких меньшинство, но все же.
Я скольких знал уникальных музыкантов, которые не состоялись как профессионалы в силу свое характера. Хотя, какие чудеса они вытворяли на инструменте - я от зависти чуть не лопался :)

donvostok (23 August 2018 - 20:21) писал:

У тебя, с-ка, живот болит, губа разбита, туфли на размер меньше, в горле давно пересохло...а ты улыбаешься и машешь играешь.
Может оно и так. Но тут как то улыбка всегда в одну сторону выходит.
Вадим, когда продолжение будет? Или на совсем другую тему)
А тут продолжать нечего.
Николай ушёл из школы. Говорят от того, что у него ещё нет соответсвующего образования.
На его место взяли молодого испанца. Не представляю - где они его откопали.
Испанец поработал месяц и сбежал из школы. Ему предложили работу его мечты - играть в оркестре.
Занятия по духовым в школе пока не ведутся. Всё рутинно и скучно.

Так что продолжать тут нечего.

Что касается других тем - всё будет. Но, наверное, зимой. Сейчас просто нет времени.

Есть одна готовая глава из повести про Димку-экспедитора, которая может быть подана и отдельным рассказом. Но не знаю - как быть. Если эту главу выставить сейчас, то как потом выставлять всю повесть?

Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет